Глава 16. Дискурс-анализ и его применение в психологии



 

Среди множества современных методов анализа индивидуального и коллективного сознания все большую популярность завоевывает дискурс-анализ, теоретики которого нередко расширяют свой подход до универсальной методологии социально-гуманитарных наук. Понятие дискурса, тем самым, начинает выполнять функции, очень схожие с теми, которые в методологии науки 70-80-х годов XX века выполняло общее понятие метода. Мы помним, чем в философии науки завершился спор о методе: Фейерабенд разоблачил догматическую идею универсального метода применительно к естествознанию. В современной гуманитаристике и ее методологии ситуация, напротив, характеризуется развитым плюрализмом, словно усвоившим известный норматив «все дозволено». Определенным неудовлетворением сложившимся положением дел и продиктована данная статья.

 

Несколько слов о термине

Слово «дискурс» (discursus (лат.), discourse (англ.), discours (фр.), discorso (итал.) происходит от латинского «discurrere» - «обсуждение», «переговоры», даже «перебранка» (букв. «бегать туда-сюда»). Оно означает речевую ситуацию обмена высказываниями между собеседниками. В повседневном языке, или в широком смысле, дискурс выступает синонимом слов «разговор», «диалог», «беседа». В узком смысле (в риторике и теории аргументации) дискурс практически совпадает с особым типом разговора, при котором происходит обмен доводами за и против чего-то.

В философии, истории и методологии гуманитарных, а также естественных наук сложилось два основных смысла этого термина. Он используется, во-первых, как обозначение методически дисциплинированной речи или высказывания по некоторой теме. Исторические примеры этого дают Декарт в своем «Discours de la Methode…» (1637), Галилей – «Discorsi e dimostrazioni matematiche intorno a due nuove scienze» (1638), Бойль – «A Discourse of Things above Reason» (1681), Лейбниц – «Discours de Métaphysique» (1686), Руссо – «Discours sur les sciences et les arts» (1750). Во-вторых, в лингвистике и теории языковых актов «дискурс» является обозначением языкового действия в рамках разговора или беседы. Тем самым за дискурсом закрепляется отнесенность к выводному, рационализированному, институциализированному знанию, с одной стороны, и к знанию спонтанному, слитому с деятельностью живой неоконченной речи, противопоставленной завершенному письменному тексту – с другой.

Именно эти смыслы термина «дискурс» и проблематика дискурса вообще была актуализирована в структуралистской «Linguistique du discours» (Ф. Соссюр, К. Леви-Строс) и в постструктуралистском дискурс-анализе. Здесь в качестве дискурса были поняты и подвергнуты критике научные, литературные и повседневные высказывания и тексты, а также сложные, институциально укорененные системы знания в совокупности с относящимися к ним практикам. Дискурс-анализ в ХХ веке нашел применение в психоанализе (Ж. Лакан), историко-генеалогическом (М. Фуко) и семиотически-деконструктивистском исследовании (Ж. Деррида, П. де Мен, Ж.-Ф. Лиотар). Особое влияние он оказал на литературоведение, социологию и феминистские теории.

Независимо от французских теорий дискурса, дискурс-анализ возник как раздел лингвистики под названием «эмпирический дискурс-анализ» или «лингвистическая прагматика»[544]. При этом дискурс рассматривался как структура коммуникативных отношений, присущих речевым актам, которая выступает в качестве их цели и целостности. Лингвистическая прагматика исследует структуры, на основе которых из отдельных речевых актов строятся коммуникативные последовательности и цепочки. В дальнейшем они подразделяются на различные формы речи и типы текстов (дискурс-формы и дискурс-типы). Основные идеи этого направления были заимствованы из «методической», или «органон-модели» языка К. Бюлера[545], теории речевых актов Дж. Остина и Дж. Серля и феноменологии дискурса Ч.У. Морриса[546]. В настоящее время существует целый ряд типологий дискурса и немалое количество его определений. Многообразие здесь явно доминирует над единством[547].

Нашей задачей будет являться выявление того, в каком смысле термин «дискурс» используется в современной психологии, а также в анализе оправданности такого использования.

Одновременно предстоит проанализировать методологические проблемы, которые актуализирует в психологии обращение к дискурс-анализу. Это вопросы о соотношении предмета и метода, теории и эмпирии, объективности и субъектности, объяснения и понимания, логики рассуждения и стихийной речевой практики. Можно сказать, что тем самым по-новому ставится старый принципиальный вопрос: каков статус психолога-исследователя и изучаемого им фрагмента реальности? Являются ли обе стороны данного взаимодействия человеческими индивидами с присущим им сознанием, или они представляют собой аппаратную установку, с одной стороны, и доступный анализу и манипуляции объект – с другой?


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 235; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!