III. Завершение становления человеческого общества и возникновение первобытной родовой общины



Этапы становления человеческого общества

Прежде чем обратиться к рассмотрению завершения становления человеческого общества, необходимо резюмировать то, что было сказано обо всем этом процессе в целом.

Формирование общества происходило в течение всего раннего (нижнего, древнего) палеолита, или, иначе, археолита, и закончилось лишь с переходом к позднему (верхнему) палеолиту.

История формирующегося общества довольно отчетливо подразделяется на две основные стадии. Первая — эпоха архантропов (питекантропов, синантропов и других сходных с ними форм), которая охватывает весь ранний археолит, представленный развитой олдовайской и раннеашельской индустриями. Она началась примерно 1—1,5 млн. и закончилась 200—300 тыс. лет назад. Вторая стадия — эпоха палеоантропов (неандертальцев), которая охватывает поздний археолит, представленный среднеашельскими, позднеашельскими, премустьерскими, раннемустьерскими, позднемустьерскими и другими сходными с ними индустриями. Завершилась она примерно 35— 40 тыс. лет назад.

В свою очередь в стадии палеоантропов можно выделить два этапа. Первый — время ранних палеоантропов, охватывающее средний и поздний ашель, премустье, ранее мустье. Второй — время поздних палеоантропов, охватывающее позднее мустье. Переход от ранних палеоантропов к поздним был ознаменован огромным прогрессом в формировании общественных отношений. Резко сократилось число конфликтов внутри человеческих объединений и соответственно выросла их сплоченность. Праобщина поздних палеоантропов представляла собой прочный, устойчивый коллектив, все члены которого проявляли заботу друг о друге. Члены каждого такого объединения осознавали в форме тотемизма свое единство, а тем самым и свое отличие от всех остальных людей.

Происшедшее на грани раннего и позднего мустье превращение праобщины в сплоченную и вместе с тем замкнутую, изолированную группу привело к инбридингу и тем самым сделало невозможным сапиентизацию и как следствие — продолжение формирования производства и общества. Завершение становления человека и общества было невозможно без преодоления замкнутости праобщин. И она была преодолена. Становление человека и общества завершилось. Ответить на вопрос, как это произошло, далеко не просто. Могут быть предложены различные гипотезы. Ниже будет изложена одна из них.

Метод реконструкции

Эта теоретическая конструкция базируется на огромном числе самых разнообразных фактов. Для ее создания и обоснования были привлечены данные археологии, палеоантропологии, биологии. Широко были использованы и материалы этнографии, что требует определенного пояснения в дополнение к тому, что уже говорилось о методе пережитков.

Существование остаточных явлений в обществе — неоспоримый факт. Советские ученые не только убедительным образом доказали существование культурных пережитков, но и дали их научную классификацию. А. И. Першицем были выделены три основные группы остаточных явлений. Первая — реликты, т. е. такие остаточные явления, которые сохранились от прошлого в почти неизменном виде и не приобрели каких-либо новых функций. Вторая — дериваты: остаточные явления, видоизмененные и приспособившиеся к новым условиям. Третья — реституты: остаточные явления, которые преемственно возобновляются, исчезают и оживляются (рецидивируют) 2.

Если пережитки существуют, то использование их для реконструкции прошлого состояния является не только возможным, но и необходимым. Вполне понятно, что делать это нужно с большой осторожностью. Ведь именно произвольное истолкование остаточных явлений и породило в свое время скептическое отношение к методу пережитков. В настоящей главе речь идет о восстановлении прошлого состояния не какого-либо конкретного социального организма, а первобытного общества в целом. Поэтому нас интересуют лишь те явления, которые имеют универсальное распространение. Всеобщий их характер свидетельствует о том, что они появились не вследствие стечения каких-либо специфических обстоятельств, а в силу исторической необходимости. Они должны иметь глубокие корни в самом историческом процессе. И если таких причин нет в настоящем, то искать их следует на предшествующих стадиях исторического развития. Поиск этих причин и составляет сущность процесса реконструкции прошлого по остаточным явлениям. Только в ходе его и может быть установлена стадиальная глубина исследуемых явлений.

Важнейший шаг на пути к реконструкции прошлого — установление универсального характера тех или иных пережиточных явлений, что с необходимостью предполагает обращение к этнографическим материалам обо всех народах, а не только о находящихся на самых ранних из известных нам стадиях развития. Обязательным является привлечение данных не только о низших охотниках и собирателях, но и о первобытных земледельцах, а также в определенной степени и о народных обычаях, бытовавших в классовых обществах. В ряде случаев данные о земледельцах имеют даже большую ценность, чем материалы об охотниках и собирателях, что также требует пояснения.

Развитие разных народов на стадии первобытного общества шло далеко не одинаково. Группы, жившие в более-менее благоприятных условиях, развивались сравнительно быстро и к началу этнографических исследований давно уже перестали быть охотниками и собирателями. Продолжали к этому времени оставаться на стадии низшей охоты и собирательства лишь те группы, которые в силу тех или иных неблагоприятных обстоятельств развивались замедленными темпами, испытывали застой или даже претерпевали регресс. Все это вело к возникновению в их социальной организации таких специфических особенностей, которых не было у их предшественников и которые не появились у обогнавших их в своем развитии народов. И так как они в общем и целом продолжали оставаться на той же стадии, что и их предшественники, то эти особенности, возникнув, заместили многие из исходных черт. К тому же во многих случаях отставшие в своем развитии группы были вытеснены более развитыми соседями в области с менее благоприятными природными условиями, что влекло за собой ломку их социальной организации и потерю значительной части культурных традиций. Недаром один из современных этнографов охарактеризовал современных низших охотников и собирателей как «перемещенных лиц» 3. Таким образом, наиболее благоприятные возможности для сохранения культурных традиций создавал первый — нормальный — вариант развития. Кроме того, определенные стороны земледельческого быта создавали благоприятные условия для оживления целого ряда остаточных явлений.

Помимо этнографических материалов для восстановления прошлых стадий развития могут и должны привлекаться данные фольклористики. Еще А. Лэнг, Э. С. Хартланд, П. Сентив выявили, что даже в фольклоре народов Европы содержатся явные реминисценции эпох, отдаленных от современной на тысячи лет4. С огромным мастерством на материалах волшебных сказок доказал это В. Я. Пропп5. Все попытки поставить под сомнение возможность использования данных фольклористики для восстановления прошедших этапов общественного развития не имеют под собой серьезного основания.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 179; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!