Оргиастические промискуитетные праздники



В результате пространственного и бытового обособления полов в праобщине в течение всего срока действий половых табу пар быть не могло. Они могли образовываться лишь в периоды промискуитета. Развитие хозяйственной деятельности требовало освобождения от половых отношений все более длительных периодов времени, т. е. все большего вытеснения половых отношений из жизни коллектива. По мере того как периоды, свободные от действия половых табу, становились все более редкими, интенсивность половой жизни коллектива в течение их непрерывно возрастала, что делало затруднительным одновременное осуществление хозяйственной деятельности. Это привело к тому, что остававшиеся промискуитетные периоды превратились в своеобразные праздники, с бурным, ничем не ограничиваемым общением полов — настоящими оргиями.

Выше уже был приведен один пример промискуитетного, оргиастического праздника. Существование праздников и вообще периодов времени, в течение которых допускалась неограниченная свобода общения полов, отмечено этнографами у огромного числа народов, находившихся на стадии доклассового общества. У многих народов подобного рода промискуитетные, оргиастические праздники сохранились и после исчезновения рода и экзогамии. Свобода отношений между полами выражалась у них в полном или частичном снятии брачных и иных ограничений.

Если свести воедино сведения об оргиастических, промискуитетных праздниках, не говоря уже об их многочисленных пережитках, то они дадут убедительное доказательство того, что такие праздники представляли столь же универсальное явление, как и хозяйственные половые табу. Оргиастические праздники были широко распространены у народов Америки, Австралии, Океании, Африки, Азии, Европы 21.

Между промискуитетными праздниками и хозяйственными половыми табу существует глубокая внутренняя связь. В дородовую эпоху они могли существовать лишь в неразрывном единстве. И свидетельства об их былом единстве сохранились до нашего времени. У многих народов хозяйственные половые табу были тесно связаны с оргиастическими праздниками: подобного рода празднества непосредственно следовали за периодами строжайшего полового воздержания, которые одновременно были и периодами интенсивной хозяйственной деятельности. В качестве примера можно назвать меитхеев и нага (Индия), индейцев Перу, пипилей Центральной Америки 22,

В силу кратковременности промискуитетных периодов и их бурного оргиастического характера пары в праобщине перестали образовываться. Исчезновение пар, устранив возможность конфликтов на почве удовлетворения полового инстинкта, неизбежно должно было способствовать резкому возрастанию сплоченности праобщины. Именно такое явление, как мы видели, имело место при переходе от ранних палеоантропов к поздним. Это дает основание полагать, что именно тогда завершилось в основном становление охотничьих половых табу.

Завершение раздвоения праобщины палеоантропов

Таким образом, социальные отношения в праобщине палеоантропов еще не были настолько сильны, чтобы полностью подчинить себе половые связи, упорядочить и организовать их. Однако они уже настолько окрепли, что оказались в состоянии частично вытеснить промискуитетные половые отношения из жизни праобщины, превратить их из постоянно существующих в периодически появляющиеся. Жизнь праобщины стала состоять из чередования периодов действия половых табу и промискуитетных праздников. Праобщина как бы раздвоилась во времени на агамный коллектив и промискуитетное объединение. Это раздвоение во времени сопровождалось разделением агамного коллектива на пространственно обособленные мужскую и женско-детскую группы. Признаки этого временного и пространственного раздвоения сказываются на стадии поздних палеоантропов еще более отчетливо, чем раньше.

Французскими археологами в низовьях р. Дюране было обнаружено около 10 постоянных жилищ, разбросанных на территории в 50 га. Они относятся к вюрму I. По мнению Ф. Бурдье, их особенности не позволяют думать, что здесь жили пары с потомством. Он считает, что скорее всего здесь было место, где происходили контакты группы охотников с женщинами и детьми23. Вспомним также, что из двух половин состояло не только жилище ранних палеоантропов в гроте Лазарет, но и жилище поздних палеоантропов на стоянке Молодова V24. Логично предположить, что эти половины были местами обитания:  одна — женско-детской группы, вторая  — мужской группы, на которые подразделялся коллектив.

Частичное вытеснение социальными отношениями половых, биологических из жизни коллектива было важным шагом в процессе становления общества. Оно свидетельствовало о том, что социальные отношения приобрели в праобщине большее значение, чем биологические. Как уже отмечалось, в результате стало неизбежным осознание единства праобщины и в конечном счете превращение ее в прочный замкнутый коллектив. Тем самым стало невозможным и завершение формирования общества. Однако те же самые силы, которые, казалось бы, завели формирующееся общество в тупик, сделали не только возможным, но и неизбежным выход из него.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 99; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!