Возникновение дуально-праобщинной организаци



Переходя от легенд к действительности, мы должны сказать, что в рассматриваемой эволюции амазонских легенд нашло верное отражение реальное развитие отношений между мужчинами, принадлежавшими к разным праобщинам (а тем самым имевшим и разные тотемы). Оргиастические нападения, носившие в своей исходной форме дикий и жестокий характер, не могли первоначально не привести к известному обострению отношений между первобытными коллективами, к возникновению вражды между ними, которая выливалась и в кровавые столкновения. В дальнейшем характер отношений между ними начал меняться. Это было связано с тем, что в существовании полового общения между членами разных коллективов были заинтересованы на данном этапе в равной степени все праобщины. Только нормализация отношений между праобщинами могла обеспечить удовлетворение подавляемого внутри каждой из них и рвущегося вовне полового инстинкта и тем самым реализацию объективной необходимости в расширении полового общения между формирующимися людьми.

Постепенно половые отношения между представителями разных коллективов начали все в большей степени происходить с обоюдного (вначале молчаливого, а затем и все более открытого) согласия обеих праобщин, начали все в большей мере санкционироваться ими. На смену оргиастическим нападениям пришли иные формы организации половых отношений. О том, что они собой представляли, позволяют судить данные этнографии.

Б. Малиновским на о-вах Тробиан зафиксировано существование двух обычаев — улатиле и катайауси. Улатиле представляла собой «экспедицию» юношей одной деревни, имевшую целью вступить в связь с девушками другой деревни. Хотя такие экспедиции и были узаконены обычаем, но тем не менее сборы и отправление в путь были окружены тайной. Скрыто покинув деревню, юноши двигались открыто, с песнями, пока не приближались к намеченной деревне. Подойдя к ней, они прятались в чаще, куда к ним тайком прокрадывались девушки. Если место встречи обнаруживали жители данной деревни, могла произойти схватка, которая иногда влекла за собой войну между селениями. Таким образом, улатиле характеризовалась двойственностью. С одной стороны, она была указонена обычаем, а с другой, могла привести к серьезным столкновениям между членами двух общин. Такой же двойственностью отличалась и катайауси, представлявшая собой женский вариант улатиле — любовную «экспедицию» девушек в одну из соседних деревень46.

Улатиле и катайауси тробрианцев не были исключением. Существование подобного рода экспедиций юношей и девушек в соседние общины в самое последнее время было зафиксировано у ряда племен горных районов Новой Гвинеи (чимбу, дене, сиане, камано, форе, узуруфа, джате) 47. Сходные обычаи были обнаружены у бушменов Африки48. Определенный свет на ранние формы организации половых отношений между людьми, принадлежавшими к разным коллективам, проливают некоторые обычаи аборигенов Австралии.

У австралийцев Арнемленда две жившие в отдалении локальные группы время от времени устраивали совместные праздники, длившиеся по несколько дней. Во время праздника мужчины каждой из групп вступали в отношения с женщинами другой группы. Это не только не вызывало протеста со стороны мужей, но, наоборот, ими всемерно поощрялось. При этом мужчины одной локальной группы, вступая в отношения с женщинами другой, в то же время демонстрировали свою враждебность к ним, что носило чисто ритуальный характер. Но эту ритуальную рознь нельзя рассматривать иначе, как пережиток когда-то существовавшей между мужчинами и женщинами, принадлежавшими к разным коллективам, реальной вражды, возникновение которой во многом связано с оргиастическими нападениями.

По мере того как половое общение между членами разных коллективов из случайности стало правилом, эта вражда из реальной превратилась в ритуальную. И в такой форме она длительное время продолжала существовать и после того, как связи между коллективами окончательно упрочились.

Фактически в приведенном примере мы имеем дело с оргиастическими праздниками, но своеобразными. В отличие от тех, что были описаны выше, в ходе них не происходило нарушение родового агамного табу. Половые отношения были возможны лишь между лицами, принадлежащими к разным фратриям. Эти праздники были оргиастическими, но не промискуитетными. И такого рода праздники тоже имеют весьма широкое распространение. Характерной особенностью большинства из них является выражавшаяся в самых разнообразных формах фиктивная вражда между мужчинами и женщинами, принадлежавшими к разным группам. Чаще всего она приобретала форму ритуальной борьбы или состязания между полами. Существование такой борьбы или ее разнообразнейших пережитков отмечено по всему миру, в том числе и у народов, у которых не было обнаружено оргиастических праздников. Эта борьба или ее многообразные пережитки являются важным моментом свадебной обрядности у многих народов, в том числе и русского. У значительного числа этнических групп она приобретает форму избиения жениха, а иногда также и сопровождающих его лиц, женской родней и подругами невесты, что опять-таки заставляет вспомнить об оргиастических нападениях женщин50.

Общий ход развития вел, таким образом, к превращению половых отношений между членами разных коллективов из случайности в правило, а затем и в необходимость, к трансформации их из фактора, обострявшего отношения между человеческими группами, в фактор, тесно связавший их друг с другом. И это с неизбежностью привело к тому, что каждая из ранее изолированных праобщин оказалась в большей или меньшей степени прочно связанной с одним из остальных человеческих коллективов. Повсеместно возникли системы, состоящие из двух взаимобрачующихся праобщин — дуально-праобщинные организации. Каждая из таких организаций представляла собой формирующуюся дуально-родовую организацию, а каждая из входящих в ее состав праобщин являлась становящимся родом.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 112; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!