Культурно-психологический аспект ДЖ-личности



В этом контексте рассмотрим «высшие» и «общие» представления о индивидуально-психологических характеристиках личности. В кон-тексте «высшего» понимания Н.А. Бердяев (Бердяев, 1999) говорил об «эсхатологи-ческой личности», ориентированной на конечные судьбы человека. Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой говорили о «лучшем» челове-ке с позиции народа (Достоевский, 1981) и «разумных» (Толстой, 1952б). В. Джемс в контексте высшего уровня религиозного состояния человека отмечал святость (Джемс, 1910).

Научный анализ понимания ДЖ-личности мы начали с рассмот-рения понятия пассионарности, введенного Л.Н.Гумилевым (Гумилев, 1989) в контексте энергетического обеспечения развития этносов. Автор психологической концепции поступка В.А.Роменец (Роменець, Маноха, 1998) рассматривает пассионариев как носителей энергии поступка в кризисном обществе. В современной психологической науке наиболее конструктивно духовно-психологическая сущность такой личности рас-сматривается в диалектической психотерапии юнгианской аналитичес-кой психологии (Юнг, 1998). В авиационной психологии В.А.Понома-ренко говорит о «духовном профессионале» (Пономаренко, 1997; 2004). В нашем исследовании такая личность обозначилась как «психолог-духовник».

Если же говорить о своеобразном примере-эталоне ДЖ-личности и ее характеристике, то это несомненно личность самого Иисуса Христа, как реально существовавшая в истории. Современный исследователь-евангелист Джон Л. Маккензи предлагает его следующую характерис-тику: «Его личность затрагивается лишь постольку, поскольку она про-является вовне. Иисус не был чрезмерно откровенен. Он не был экст-равертом, который открывает глубину своего сердца первому встреч-но-му… И эта сдержанность сочеталась с величайшей доступностью и дру-желюбием. Однако близко Его знавшие чувствовали, что всегда в Нем остается нечто невысказанное. У Него были человеческие чувства, Он не скрывал их, но ученики видели, что Его чувства, в отличие от их собственных, всегда остаются под контролем. Он обладал редкостным достоинством и авторитетом. Но, несмотря на сдержанность, слова и поведение Его были всегда искренними; ни в уловках, ни в дипломатии Он не нуждался» (цитируется по Мень, 1998: 386).

К контексту «общего» понимания можно отнести распределение лю-дей Л.Н.Толстым (Толстой, 1952б) по отношению к вере и совести: те, у кого совесть нуждается в деле, изменении жизни, приближении к тому, на что указывает разумная любовь («разумные»); те, которых совесть трево-жит и мучит, поэтому необходимы жертвы, молитвы, рас-каяния, обращения к вере («сумасшедшие»); те, которых совесть не тре-вожит и они могут спокойно делать зло («невинные»). Говоря о сущест-вовании двух пониманий мира, постигаемого опытом, В. Джемс отме-чает религии «однажды рожденных» (когда мир рассматривается, как прямолинейное и однозначное явление, ориентированное на счастье и удовольствие) и «дважды рожденных» (когда мир представляется двойственной тайной жизни в природе и в духе). Чтобы стать причаст-ным ко второй, нужно умереть для первой, когда нельзя достичь душев-ного покоя простым принятием положительных и исключением отрица-тельных сторон жизни (Джемс, 1910).

Н.Л. Гумилев (Гумилев, 1989) всех людей разделяет на: пассиона-риев (способных жертвовать собой и своим потомством ради иллюзор-ных вожделений, стремяшихся к идеалу победы, устремленных к успеху, идеалу знаний и творчесва, прагматиков-авантюристов, ищущих удачу с риском для жизни, просто энергичных людей, стремящиеся обустроить свою жизнь, ничем не рискуя); гармоничных (такие люди, являясь интел-лектуально полноценными и уживчивыми, составляют ядро этноса, вос-производят его, умеряют вспышки пассионарности, умножают мате-риальные ценности по уже созданным образцам); субпассионариев (они не могут полноценно адаптироваться в среде, неспособны сдерживать витальные потребности и полноценно заботиться о потомстве, безвольны и эгоистичны, нетворческие, нетрудоспособные, эмоционально и умст-венно неполно-ценные и равнодушные).

Украинский психолог П. Мясоед классифицирует практических психологов в заведениях образования по реализуемым моделям психо-логической практики: «организационной» - работать только по инструк-циям и предписаниям; «жизненной» - делать все, что можешь, осмыс-ливать ситуацию, находить свое место в жизни в единстве с Миром; «рефлексивной» - интегрируя предыдущие, осознавать и рефлексировать собственную деятельность, соединяя практическую и исследовательскую работу (М’ясоїд, 2004).

А.Ф. Бондаренко (Бондаренко, 1997) классифицирует практических психологов согласно трех уровней репрезентации как субъектов деятель-ности: уровень идеологического и социально-ролевого нормирования труда («социальной роли»), где специалист, работающий с людьми, дол-жен сам быть больше, шире, сильнее той роли, которую он принимает на себя; производственный («технологический») уровень, выделяющий соб-ственно трудовую деятельность, содержащий богатые резервы активиза-ции и совершенствования подготовки и переподготовки специалистов; уровень проявлений социального индивида, личности, требующий пер-сонализации, не зафиксированной ни в каких должностных инструкциях и непосредственным образом представляющий «человеческий фактор» таким, как он есть, где специалист выступает уже вне ролевых и функ-циональных рамок как живая индивидуальность, именуемая «функцио-нальной личностью» специалиста.

Наша классификация основана на накопленной «массе страданий» как «деложизненном» потенциале.

Самоопределение ДЖ-личности

Речь идет о философско-психологическом обосновании феномена самоопределения личности на уровне смысла жизни, который рассмат-ривался практически всеми философами в контексте жизненных онтоло-гических проблем. Здесь термин «самоопределение» употребляется в са-мых различных значениях и содержаниях. Самоопределение личности описывается в социальном, жизненном, профессиональном, нравствен-ном, семейном, религиозном и других значениях. В социально-фило-софской литературе широко представлены различные стороны социаль-ного самоопределения личности, такие, как методологические проблемы социальной природы жизненного пути индивида; сущность и содер-жание самоопределения личности; идентификация личности. Проблема жизненного самоопределения личности и ее идентификация представ-ляет интерес для мно-гих известных психологов разных научных школ и направлений (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Х. Салливан, Э.Фромм, А.Маслоу, К. Роджерс, Дж. Мид, Т. Шибутани, В.С. Агеев, А.Г.Асмолов, М.Р.Гинзбург, А.В.Петровский, В.Ф.Сафин, Д.И.Фельдштейн и др.). Социальный уровень самоопределения, наиболее полно представленный в различных психологических и социальных концепциях, связывается с понятиями активной жизненной позиции (К.А. Абульханова-Славская), жизненного пути человека (М.М.Бахтин, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев).

В психологических исследованиях экзистенциальная, социальная и витальная направленности развития личности как интегрального обра-зования, актуализирующего тот или иной уровень жизнедеятельности в зависимости от актуальной потребности, структуры ценностей, факти-чески не сочетаются. В большинстве случаев рассматривается много-плановый процесс интеграции личности, имеющий разноуровневую структуру, включающую в себя: стремление индивида к гомеостатичес-кому состоянию и удовлетворению витальных потребностей, характери-зующих эгоистическое стремление к чувственному, физическому удо-вольствию и гомеостазу; социальную адаптацию, содержащую комплекс когнитивных, коммуникативных, трудовых, моральных др. социальных потребностей, реализующихся в совокупности разных социальных сфер; смысложизненную определенность своего существования на экзистен-циальном уровене.

Согласно теориям психоанализа и необихевиоризма личностное самоопределение невозможно, поскольку человеческое поведение пол-ностью детерминировано бессознательным. В контексте проблемы иден-тичности это твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя как непрерывность опыта взрослой жизни. Согласно психологических теорий свободы и ответственности, это выражается в занятии определен-ной позиции по отношению к внутренним и внешним обстоятельствам, в осознании собственных возможностей в рамках судьбы, в способности выбирать из числа имеющихся личностных конструктов и создании новых, в способности воздействовать на самих себя, конструируя собст-венную судьбу. С позиций абсолютной свободы личность самоопреде-ляется благодаря внутренней творческой силе, а также выбору и само-актуализации.

В отечественной психологической науке личностное самоопреде-ление основано на взаимоотношении внутренних и внешних факторов по принципу детерминизма, когда действие внешних причин преломляется через внутренние условия. В таком взаимоотношении человека с миром С.Л. Рубинштейн (Рубинштейн, 1976, 2002) выделял три аспекта отно-шений: к предметному миру; к другим людям; к самому себе. В этом контексте можно говорить о познании человеком самого себя и отноше-ния к жизни, преобразовании самих себя в новом личностном опыте, осуществлении выбора жизненного пути, жизненной концепции, осозна-нии способов достижения цели и смысла жизни, объединяющихся смыс-лом своего существования. В классическом понимании проблема лич-ностного самоопределения возникает на стыке взаимодействия «субъек-тивной» и «объективной» реальностей - личности и общества. Согласно постклассического системного подхода, во взаимодействии субъекта с объектом рождается новая реальность, в которой исчезает детерминизм «внешнего», так как оно тоже становится «внутренним» по отношению к образовавшейся системе. Человек является сложной самоорганизую-щейся психологической системой, производит новообразования сложной «совмещенной» природы, на которые опирается в своем самодвижении, саморазвитии.

Развивая эти идеи, К.А. Абульханова-Славская (Абульханова-Славская, 1991) представляет стратегии жизни человека как его способ-ность к самостоятельному построению своей жизни, и выделяет три основ-ных ее признака: выбор основного для человека направления, спо-соба жизни, определение ее главных целей, этапов их достижения и соподчинение этих этапов; решение противоречий жизни, достижение своих жизненных целей и планов; творчество, созидание ценности своей жизни, соединение своих потребностей с жизнью на основе ее особых ценностей.

Самоопределение по М.Р. Гинзбургу (Гинсбург, 1988; 1994; 1995) - это «содержание жизненного поля личности», «определение себя как лич-ности, занятие активной позиции, имеющей ценностно-смысловую при-роду». По Е.И.Головахе - это выбор молодежью линий своего жизне-осуществления, соотношение профессионального самоопределения и жизненной перспективы, особенности ее формирования (Головаха, 1998; 2000). У других авторов это жизненные пути и ориентации в процессе включения в общественную жизнь; соотношение субъективных и объек-тивных факторов в жизненном самоопределении (жизненная перспекти-ва, ценностные ориентации, стиль жизни, смысл жизни, жизненная прог-рамма).

Л.И.Божович (Божович, 1997) отмечает, что жизненное самоопре-деление как явление возникает на границе старшего подросткового и млад-шего юношеского возраста и продолжается на протяжении всей юности.

Н.С.Пряжников (1996а, 1996б), определяя основные ориентиры самоопределяющегося человека, указывает на взаимосвязь жизненной и профессиональной структур. К жизненному самоопределению он отно-сит проблемы построения человеческой судьбы, связанные с жизнен-ными сценариями и жизненными стратегиями и выделяет такие основ-ные типы самоопределения человека: в конкретной трудовой функции, операции; на конкретном трудовом посту; в специальности; в профессии; жизненное самоопределение (выбор образа жизни, карьеры как успеш-ности в жизни, предполагает высокую степень свободы выбора); лич-ностное самоопределение как высшее проявление жизненного, когда че-ловек стает хозяином своей жизни; самоопределение личности в культу-ре (как высшее проявление личностного), когда человек стает «чело-веком человечества».

А.Ф. Бондаренко (Бондаренко, 1991) исследует самоопределение личности (личностного «Я») человека, живущего в неблагополучном социуме как потенциального клиента психолога. Здесь проблема самооп-ределения личности является сугубо житейской и практической, которая в прежние времена часто решалась предложением «героя» как предмета идентификации (Павка Корчагин, Павлик Морозов, «советский чело-век»), где в обязательном порядке фигурировали атрибуты «идейности». В этом случае проблема самоопределения человека в жизненной ситуа-ции решается, как правило, не в терминах идеологических клише и даже не в терминах самой этой ситуации, а в масштабах внеситуативной оп-позиции: «человек — мир», концентрированной в понятии «жизненный мир». Такая экзистенциальная оппозиция содержит принципы личност-ного бытия в виде двух взаимообусловленных бинарных структур: «удовольствие — страдание» и «реальное — идеальное». А.Ф. Бонда-ренко показывает, что каждый из этих принципов личностного бытия соответственно порождает культуральный персонаж и определенный схематизм вневременного и внеситуативного восприятия, отвечающий известным архетипам. Так, принцип страдания (реального) порождает континуум персонажей от «Жертвы» до «Героя», предполагая борьбу или отречение от борьбы как личностный способ бытия. Принцип страдания (идеального) порождает континуум персонажей, объединен-ных типом Художник, предполагая сотворение прекрасного и способ бытия — созидание, когда мир реальный выступает лишь поводом или истоком сотворения мира духовного.

Таким образом, все больше актуализируется проблемное прост-ранство бытийного проявления человека, наполненное вопросами: какой он есть, каким должен быть в идеальном представлении, каким образом строится жизненный путь от человека обычного (потребляющего) к человеку-творцу (отдающему). Путь к себе, лучшему, своей форме жиз-недеятельности, не позволяющей влачить скучное существование, буду-чи безынтересным себе и другим, в рассмотрении русских мыслителей разных поколений (А.Н. Радищев, В;Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Бердяев, М.О. Гершензон, B.C. Соловьев, Н.О. Лосский и др.) лежит через распознавание в себе дарованных природой сущностных челове-ческих свойств и их приумножение, осмысление авторской позиции в построении себя и своей судьбы (Н.А. Бердяев, А.Ф. Лосев, М.М. Мамардашвили, С.Л.Франк, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.). В личности человека скрыта его идея, верность которой развивается только в побуж-дении к ее «вскрытию» и познанию. Человек оценивается через творчес-кую форму выражения своей интегрированной индивидуальности.

Итак, на протяжении всей жизни человек постоянно сталкивается с проблемой личностного самоопределения в обретении новой осмыс-ленности жизни, осуществляет множество выборов в соответствии со своими ценностными предпочтениями, представляющими собой одно-временно явление и процесс. По нашему мнению, с наступлением взрос-лости, когда, с одной стороны, личность становится «зрелой», достигая своего высшего уровня психологического развития «акме», а с другой, - активизируется «кризис среднего возраста» и все чаще начинают возни-кать «трудные жизненные ситуации» (Морозова, Будич, 2005). Насту-пает переломный момент, когда личностное самоопределение все боль-ше приобретает «деложизненный» характер и можно говорить об акту-альном формировании ДЖ-личности (такую ситуацию мы называем «попадание в дело жизни»).

В своих эмпирико-практических исследованиях мы попытались выяснить особенности такого ДЖ-самоопределения личности напсихо-логическом, жизненнои и духовном уровнях при помощи «экспертизы само-определения» (авторской методики). Основная исследовательская идея этой процедуры состояла в создании экспериментального «поля правды» чтобы предоставить испытуемому возможность обнаружить и проявить свое самоопределение в любом виде безо всяких ограничений.

Экспертиза самоопределения на психологическом уровне являлась индивидуальной и включала два задания. Первое носило характер чисто личностной самооценки «здесь и теперь», другое задание предусматри-вало создание диалогической ситуации, когда результаты полученного «самоопределения» подвергались оценке другим человеком как экспер-том. Экспертиза самоопределения на жизненном уровне являлась групп-повой и проводилась в экспериментально создаваемом «поле правды» с помощью специально формируемой экспертной комиссии. Задание ис-следуемого заключалось в том, чтобы абсолютно правдиво с необхо-димо полным смысловым наполнениям отвечать на любые вопросы комиссии без права не отвечать или говорить неправду. Задание комис-сии заключалось в том, чтобы, используя результаты психологического самоопределения, задавать вопрос исследуемому относительно его жиз-ненного самоопределения. Экспертиза самоопределения на духовном уровне предусматривала «откровение» в виде особенной процедуры, к которой человек приходил по жизни, осуществлявшейся непредсказуемо как акт рефлексии Другого. Более подробно данная методика будет рас-смотрена далее, в практической главе. Результаты эмпирико-практи-ческого исследования показали, что ДЖ-самоопределение на психоло-гическом уровне удавалось пройти всем испытуемым, на жизненном таковых оказывалось гораздо меньше, а на духовном – буквально едини-цам. Заметим, что повышенный интерес к жизненному и духовному уровням проявляли взрослые и зрелые люди, особенно участники масс-тер-классов, большинство из которых были профессиональные психо-логи (исследователи, практики).

В результате авторской психодуховной практики и многочис-ленных эмпирических исследований оформилась методологическая кон-цепция ДЖ-самоопределения личности, энергетическая суть которого состоит в соединении пассионарной энергии с высшим предназначени-ем человека. Это придает тонус души (состояние готовности к осуществ-лению дела жизни), что в контексте методологических проблем неклас-сической психологии понимается как установка (Асмолов, 2002). 

Проведенный нами концептуальный методологический анализ поз-воляет утверждать, что благодаря поступковому механизму осуществля-ется взаимосвязь на бессознательном уровне идеальной личности, ДЖ-установки и основного ДЖ-мотива необходимости. В этом контексте можно предложить градацию самоопределения ДЖ-личности на духов-ном, витакультурном (в терминологии А.В. Фурмана) или жизненном и психологическом уровнях.

Самоопределение неделожизненной (деловой) личности происхо-дит на психологическом уровне и определяется самоотстранением от своего энергетического потенциала, полной ориентацией на самосохра-нение и свои потребности, самоустранением от осуществления своего дела жизни и достижения высшего предназначения. У такой личности имеет место отрицательная пассионарность. Это субпассионарии (по Л.Н. Гумилеву), «невинные» (по Л.Н. Толстому), психологи, которые работают формально только по предписанию, реализуя «организацион-ную» и «клиентную» модели психологической практики (по П.Мясоеду). В нашей градации это те, которые уже практически не способны психо-логически отработать свой «массив страданий», осмыслить все «содеян-ное» и реализовать свой ДЖ-потенциал.

Неделожизненная (деловая) личность формируется на основании деятельностного механизма под влиянием операционных установок и для нашего анализа интереса не представляет, рассматривается как конт-растная при идентификации более высоких, «деложизненных» уровней разви-тия личности. 

Самоопределение ДЖ-личности на жизненном (витакультурном) уровне определяется сбалансированной пассионарной энергией, дина-ково направленной и на самосохранение и на творение духовного про-дукта. В этом случае человек ориентируется на осуществление дела жизни «для себя» - развитие и окультуривание собственной души и под-готовке ее к творению духовного продукта «для другого». Такой личнос-ти соответствуют гармоничные непассионарии (по Л.Н. Гумилеву), «генералы», «денежные мешки», «образованные» (по Ф.М. Достоевс-кому), «сумасшедшие» (по Л.Н. Толстому), психологи, воплощающие «жизненную» модель психологической практики (по П. Мясоеду). В нашей градации это те, у которых накоплен достаточно большой «массив страданий», но при условии соответствующей психологической работы они способны осознать «содеянное» и осуществлять дело жизни.

«Деложизненная» витакультурная личность формируется под вли-янием целевой установки на ДЖ-выбор. Основным качественным содер-жанием такой личности является поиск смысла жизни, который в бес-сознательном связан с основным мотивом посредством неосознанных мотивов и смысловых установок на ДЖ-выбор, который придает деятельности и поступкам личностный смысл.

Такая установка является интегрирующей и соединяет несоеди-нимое – это ее основная суть и результат смыслового оформления. Она на целевом уровне в бессознательном содержит начальную и конечную формы развития личности. В такой личности как результат развития, окончательно формируется осмысление и достижение смысла жизни как основной цели.

В системе ДЖ-методологической концепции такая личность функ-ционирует на основании как деятельностного, так и поступкового меха-низмов.

Самоопределение ДЖ-личности на духовном уровне ориентировано на осуществление дела жизни «для другого». В этом случае полностью используется индивидуальный пассионарный энергетический потенциал, непосредственно связанный в бессознательном с основным ДЖ-мотивом благодаря полному отрабатыванию накопленного «массива страданий» в ущерб самосохранению для творения духовного продукта для Другого. Такая личность соответствует пассионарным людям (по Л.Н. Гумилеву), «лучшим» людям в понимании народа (по Ф.М. Достоевскому), «разум-ным» (по Л.Н. Толстому), психологам, реализующим «рефлексивную» модель психологической практики (по П. Мясоеду). В нашей градации это те, которые уже в процессе жизни сами смогли отработать свою «массу страданий», осознать все «содеянное», в полной мере реализо-вывать свой энергетический пассионарный потенциал, прийти к духов-ности и вере. Они свободны и независимы.

«Деложизненная» (духовная) личность формируется под влиянием

смысловой установки, максимально используя пассионарный энергети-ческий потенциал основного мотива. При этом уровень сформирован-ности смысловой установки должен соответствовать достижению уровня личностного смысла жизни. Только в этом случае становится возмож-ным формирование необходимых качеств духовной личности, способной дости-гать своего высшего предназначения – идеальной личности.

Очевидно, что в основном такая личность формируется в бессозна-тельной сфере на надындивидуальном уровне в непосредственной связи с ноосферой, являясь ее составляющей. Причем, смысловая установка на уровне личного смысла жизни в бессознательном имеет доступ как к на-чальной форме жизни человека, появляющейся при рождении, так и к конечной форме - идеальной личности. В таком случае можно считать существующей установку смысла жизни достаточной для формирования духовной личности. При этом духовная личность в идеальном виде в своей объектной сути уже изолирована от своей начальной формы и принадлежит Другому.

В системе ДЖ-методологической концепции такая личность фор-мируется только с помощью поступкового механизма.

Тогда ДЖ-личность методологически и практически соединяет пас-сионарный индивид, основывающийся на пассионарной энергии, через основной ДЖ-мотив, ДЖ-установку и ДЖ-самоопределение, с идеальной личностью как высшим предназначением (человеком-духовным). На инди-видуально-личностном уровне представление о ДЖ-личности может выг-лядеть следующим образом (рисунок 3):

Рис. 3. ДЖ-личность на индивидуально-личностном уровне

 

Из данной схемы концептуально просматривается общий механизм достижения человеком своего высшего предназначения. Как отмечал Л.С. Выготский, человек с рождения уже является носителем своей на-чальной (понимаем как младенец) и конечной (понимаем как идеальная личность) формы, причем, в первой уже задан механизм формирования второй (по работе (Зинченко, (1993а)). Вместе с этим, на уровне индии-вида уже закладывается потенциальная возможность доступа к энерге-тическому обеспечению такого развития человека и его личности. Оче-видно, эта энергия, включающая биологическую (чисто земную), солнеч-ную и космическую (по В.И. Вернадскому, Л.Н. Гумилеву), в полно-объемном варианте может использоваться только в случае полностью сформированной ДЖ-установки и ДЖ-самоопределения на духовном уровне. Это соответствует тому, что называют пассионарностью (способ-ностью преодолевать страдания и другие психические аффективные состояния). Если такая установка и самоопределение сформированы не полностью или вообще отсутствуют, тогда доступ к пассионарной энер-гии резко уменьшается или вообще прек-ращается. Остается только дос-туп к биологической земной энергии, обеспечивающей лишь самосох-ранение как биологической субстанции.

Поэтому можно предположить, что именно ДЖ-установка является тем регулятором, который управляет энергетическим обеспечением фор-мирования личности. В нашем случае доступ к такой установке обеспе-чивает ДЖ-самоопределение как смысловое содержание готовности к осуществлению дела жизни. А именно готовность есть сутью установки. Но, не следует путать ДЖ-установку и ДЖ-самоопределение. Это два разных звена одной цепи в системе ДЖ-методологии. Если ДЖ-установ-ка изначально связана с начальной формой (пассионарным индивидом) и ко-нечной формой (идеальной личностью) и в основном находится в бессознательной сфере человека, то ДЖ-самоопределение полностью принадлежит человеку и личности и находится в сфере его сознания. По сути, это осознаваемая составляющая ДЖ-установки, которая запускает весь механизм самоопределения и затем осуществления дела жизни. Поэтому от того, как этот пусковой механизм сформируется (на деятель-ностной или поступковой основе), зависит дальнейший уровень форми-рования установки (смысловой, целевой или операционной) и функцио-нирование методологии формирования ДЖ-личности, соответственно психологической, витакультурной или духовной.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 116; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!