Глава 3. «ДЕЛОЖИЗНЕННАЯ» ЛИЧНОСТЬ



ДЖ-личность как базовая характеристика высшего предназначения человека

 Речь пойдет о проблеме взаимосвязи личности человека с его выс-шим предназначением, которая все чаще возникает в жизни и психоло-гической практике, заставляя традиционную психологию выходит за привычные научные рамки в сфере этики, нравственности, душепопе-чения, духовности. В отечественной и зарубежной психологии сущест-вуют различные подходы и теории изучения личности. Биологический подход в основу развития личности ставит биологические процессы соз-ревания организма. Социокультурный подход объясняет психическое развитие личности и человека как продукта всей истории существования человечества, когда все богатство человеческой психики обусловлено присвоением (усвоением) общественно-исторического опыта. Психоге-нетический подход на первый план выдвигает развитие собственно пси-хических процессов, не отрицая значения биологии и среды.

В психологии имеется множество определений, отражающих мно-гогранность личности: это «субъект деятельности», выражающий це-лостное образование особого рода, формирующееся в процессе жизни как относительно поздний продукт общественно-исторического и онто-генетического развития человека (А.Н. Леонтьев); это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия (С.Л. Рубинштейн); это целостная психологическая система, возника-ющая в процессе жизни человека и выполняющая определенную функ-цию в его взаимоотношениях с окружающей средой, позволяющая не только приспосабливаться, но сознательно преобразовывать ее и самого себя (Л.И. Божович); это тайна человека как индивидуальности, оконча-тельно раскрывающаяся в его универсальности, являющейся высшим уровнем духовного измерения личности, высшей ступенью духовного развития человека, осознающего свое бытие и место в Мире, Тайну своей единоприродности с Миром, свою причастность к Миру как бес-конечному целому (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев).

Природа личности чрезвычайно сложна, в ней неразрывно связаны не только биологическая и социальная, но также и духовная основы. Существующие точки зрения на природу и базовые факторы развития личности отличаются друг от друга акцентированием различных сторон (биологической, социальной, деятельностной и т. д.), которые разраба-тываются как основа личностного развития человека. Тем не менее, существенного прогресса в теории развития личности не наблюдается, поскольку многочисленные теории скорее дополняют друг друга, рас-крывая многогранность личности, но не позволяют выйти на качест-венно новый уровень ее высшей цели развития и предназначения. В ходе наших практических и теоретических поисков мы предположили, что высшее предназначение как объект научного познания, может фокусиро-ваться на достижении некой идеальной (эталонной) формы личности как человека-духовного и субъективизироваться как предмет психологи-ческой практики и исследования благодаря введению категории «дело жизни».

Философско-психологический аспект ДЖ-личности

Вл. С. Соловьёв (Вл. Соловьев, 1999), рассматривая понятие духов-ного человека, предполагает одну богочеловеческую личность, совмеща-ющую в себе два естества и обладающую двумя волями. Она является результатом свободного дела, подвига, и подвига двойного – самоот-вержения божеского и человеческого. Для истинного соединения или согласования этих двух начал необходимо свободное участие и действие обоих. Действительная богочеловеческая личность способна совершить двойной подвиг богочеловеческого самоотвержения в космическом и историческом процессе.

       К. Войтыла (Войтыла, 2003)говорит об особой случайности человеческой личности, если ее мыслить как существо потенциальное, а не в полной мере актуальное. Она основана на нравственности, рассмат-риваемой в онтологическом плане как аксиологическом факте. Каждое существо, которое должно обрести собственную полноту и которое подлежит актуализации, — случайно. На этом основан этический аспект случайности личности, а вместе с тем — и значение совести. Личность, наделен-ная духовным динамизмом, реализуется через истинное добро и не реализуется через неистинное добро, черта разделения между кото-рыми сводится к переживаемой совестью истине о благе. Здесь трансцен-денция свободы переходит в трансценденцию нравственности, где со-весть выявляет содержащуюся в свободе человека зависимость от исти-ны. Истинность совести является основой трансценденции и самореали-зации личности в поступке. В этом состоит призвание человека. Главным показателем призвания личности может стать долг на позитивном пути притягательности и принятия ценностей, признаваемых истинными спонтанно или рефлексивно. Любой долг так или иначе дает знать о призвании личности, ибо в каждой из них есть отзвук того основопо-лагающего «императива»: быть как человек хорошим и не быть как чело-век плохим, где соприкасаются онтология и аксиология человека именно как личности.

На философском уровне нас особо привлекает рассмотрение иде-альной формы личности, которая проявляется как высшая цель развития человека, в парадигме категории мифа в соответствии с концепцией  А.Ф. Лосева (Лосев, 1991). Здесь миф является способом открытия человеку действительности в высшем предназначении личности, где она рассматривается сама по себе как идея, принцип, смысл всего станов-ления, неизменное правило развития, а также как история этой личности, реальное протекание ее развития и становления, что диалектически син-тезируется как в начальном, идеальном архетипе, так и в реальных исто-рических условиях. В этом и есть суть «дело жизни» как творение идее-альной личности, которое в каждый момент времени и месте прост-ранства существует одновременно как деложизненный формат (отвечаю-щий текущему идеалу) и смысловое наполнение (отвечающее реальной жизни).

По мнению Б.С. Братуся, в психологическом контексте нравствен-ности и духовности, подразумевающем наличие некоего высшего органа, координирующего и направляющего не имеющий аналогов в живой при-роде процесс формирования и самостроительства в себе человека, лич-ность обретает смысл как особый инструмент творения намного ее боль-шего и неопределенного, что неизбежно создает напряжение, наполняет ее энергией и придает нобходимый масштаб, являясь важнейшим усло-вием существования такой личности. Б.С. Братусь также отмечает, что личность – это лишь уникальный «внутренний ключ», который на опре-деленном этапе исчерпывает свои возможности в достижении того, чему она служила, и требуется новый целостный образ будущего (мы его на-зываем «идеальной» личностью), живущий в каждом человеке на уровне веры (Братусь, 1997).

Тогда ДЖ-личность возникает и существует как продукт и инстру-мент развития-творения подсознания, характера, психологической лич-ности, «снимаемый» (термин Б.С. Братуся) «другими» (в контексте на-шего понимания категории «дело жизни») инстанциями, такими, как соз-нание, идеальная личность, человек-духовный. Такой процесс мы назы-ваем «делом жизни», в котором субъективируется и опредмечивается высшее предназначение человека и реализуется смысл жизни, обрета-емый в более сложных (поступковых) формах активности, когда человек действует не ради достижения предмета потребности и личностного смысла на основании соответствующего мотива потребности (Леонтьев, 1968), но ради целостного образа новой жизни на основании уже иного, более общего, ДЖ-мотива необходимости. Это – работа правды, веры, души. В современную психологию все больше «проникают» понятия нравственности, духовности, происходят дискуссии о сущности челове-ка, смысле и назначении его жизни. Справедливо предположить, что если в дальнейшем понимание психического расширится до поиска инструмента познания человеческой сути на уровне высшего предназ-начения, тогда будут исчезать противоречия с его этическим, фило-софским, богословским пониманием и появится возможность создания общей теории, методологии и практики его достижения.

В этом контексте отметим, что в философии сейчас определились следующие черты личности: способность к «трансцендированию» как выходу за собственные пределы; способность отказаться, «освободить-ся» от своего Я, чтобы открыться «другому»; способность понимания «другого», принятие его позиции, точки зрения (понять - значит прос-тить), пытаться найти вину в себе, а не в другом; способность взять на себя ответственность за судьбу «другого», разделить с ним его огор-чения, радости и заботы; способность к самоотдаче, бескорыстному великодушию. Мир таких личностей и есть прообраз идеального общест-венного устройства (Назаров, 1996).


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 105; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!