Глава 4. «ДЕЛОЖИЗНЕННАЯ» МЕТОДОЛОГИЯ



Критические ситуации в «поле правды» как условие функционирования ДЖ-методологии

Согласно выдвинутой в нашем исследовании общей гипотезе, кри-тические ситуации составляют основное наполнение жизненного бытия человека, ориентированного на достижение своего высшего предназ-начения, обозначенное нами как ДЖ-формат. Это своеобразная психоло-гическая территория жизни, на которой создаются благоприятные усло-вия для наиболее эффективного развития личности благодаря функцио-нированию соответствующей ДЖ-методологии. Отметим, что эта мето-дология является личностно ориентированной, уникальной, сугубо инди-видуальной, как индивидуальная метода жизни. Освоивший такую мето-ду способен целенаправленно жить в направлении достижения своего высшего предназначения. Первым и одним из наиболее важных элемен-тов в ней является жизненная ситуация, возникающая по принципу «закономерной случайности». В данном случае в контексте построения понятий аристотелевского типа в динамической психологии К.Левина (Левин, 2001) под «случайностью» поинимаем «индивидуальное прояв-ление». Поэтому, формирование необходимого научного представления о ситуации, возникающей в соответствии с закономерностью индивиду-ального проявления личности, определяемой жизнью, имеет для нас ключевое значение.

Слово «ситуация» происходит от латинского «situs», означающего: 1) положение, расположение; 2) поставленный, положенный, лежащий, находящийся; 3) обитающий, живущий. В словарях С.И. Ожегова и энциклопедическом оно обозначает совокупность обстоятельств, созда-ющих определенную обстановку, положение.

Одним из первых попытку концептуального осмысления феномена ситуации предпринял Гегель (Гегель, 1999: 238) в своих лекциях по эсте-тике, где в самом общем виде характеризовал ее как особенность челове-ческого состояния, которое вносит в его субстанциональное единство разлад, напряженность, побуждающие к действию. В первом открытом обсуждении вопроса о ситуации К. Ясперс (Ясперс, 1991) предлагает называть таковой конкретную действительность, означающую преиму-щество, возможность, вред или преграду индивидуального бытия.           Т. Парсонс (Парсонс, 2000) говорит о ситуации действия как части внеш-него мира, значимой для агента, складывающейся из объектов, условий и средств действия, как среда отношений субъекта и объекта, как то, что объективно по отношению к субъекту деятельности. Как отмечает автор (Тюгашев, 2009),понятие «ситуация» является одним из ключевых, используемых для социокультурного и философско-эмпирического анна-лиза действительности, а потребность в его понимании актуализируется на достаточно высоком уровне развития науки при достижении ею зре-лости и стремлении обеспечить практику точной методикой. По мнению автора (Касавин, 2002), ситуационные исследования в самом общем виде представляют собой междисциплинарную методологию анализа индиви-дуальных субъектов, локальных групповых мировоззрений.

Психологи определяют ситуацию в общем как систему внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредующих его активность. Ситуация фиксирует конкретную действительность в аспек-те невольного затруднения как то, что человек должен претерпевать. Структурно она понимается как ценностно определенное субъект-объектное отношение. Основным вопросом ситуации является вопрос об экзистенциальной встрече, открывающей момент истины. Развернутое понимание ситуации необходимо приводит к представлению о множест-ве ситуаций, в которых осуществляется коммуникация, экзистенциаль-ная встреча одного и другого личного бытия. Ситуация распознается по множеству конституирующих ее признаков, таких, как: определенность, текучесть, негативная окрашенность, пассивность и др. Она является ха-рактеристикой субъекта в перспективе его объективации, когда тот сли-вается с обстоятельствами и действует как они того требуют. С одной стороны, внешние и внутренние определенные обстоятельства, состо-яния и отношения превращаются в ситуацию только через душевное переживание и страсть, как реакцию на эти обстоятельства, сохраняясь в них. С другой стороны, ситуация дифференцируется в своей опреде-ленности, создавая противоположности, препятствия, осложнения и на-рушения, так что душа чувствует себя вынужденной непременно дейст-воватьсообразно этим обстоятельствам, дабы устранить преграды и по-мехи, препятствующие ее целям и страстям (Тюгашев, 2009).

Как отмечают авторы работы (Бурлачук, Коржова, 1998), до насто-ящего времени отсутствует единство в психологическом представлении сущности понятия ситуации. В наиболее общем виде она понимается как естественный сегмент социальной жизни, определяющийся вовлеченны-ми в нее людьми, местом действия, сущностью деятельности и др. Здесь под термином «ситуация», кроме отдельных случаев, подразуме-ваются жизненные ситуации как внешние условия протекания жизнедеятель-ности человека, перекликающиеся с такими понятиями, как «социаль-ный случай», «случай», «социальный эпизод» и трактуется двояко – объ-ективно и субъективно. Под объективной ситуацией понимается актуаль-ное физическое и социальное окружение, а под субъективной - любой компонент ситуации, субъективно воспринимаемой человеком и получа-ющей в этой связи то или иное значение. Поведение человека обус-ловлено не столько внешним окружением, сколько его интерпретацией в психической сфере.

В отечественной психологии нас интересует понимание ситуации, основанное на понятии личностного смысла, введенного А.Н. Леонть-евым и понимаемого как оценка жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий в них, а также на теории установки (Д.Н. Узнадзе, Ш.А. Надирашвили), согласно которой реакция индивида, помимо стимула, обусловливается установкой как целостным психическим состоянием индивида, формирующимся у субъекта под воз-действием действительности. В.Н. Мясищев в концепции отношений личности предложил понятие «значимой ситуации», подчеркнув при этом уязвимость личности со стороны определенных факторов среды, что понимается как комплекс неких условий, внешних сил и стимулов, воздействующих на индивида. Полагается, что растущий интерес к психологии среды должен скорректировать традиционные направления исследований в психологии, сосредоточив внимание на человеке как едином целом.

Зарубежные исследования, проводимые в этом контексте (Магнус-сон, 1983) основаны на положении, согласно которому влияние ситуации опосредуется «воспринимающе-когнитивными системами индивида». В сознании индивида ситуация представлена такими моментами, как формирование и развитие конструкта ситуации и функционирование конструкта, отражающего ситуацию в качестве элемента целостной сис-темы, представляющей целостную картину мира. В зависимости от сте-пени полноты такой представленности описываются уровни психоло-гической репрезентации ситуации, которая вносит упорядоченность и за-дает контекст восприятия человеком такой общей картины. Выделяются структурные аспекты ситуаций, определяющие ее как некий гештальт, характеризующийся сочетанием действующих лиц, осуществляемой ими деятельности, а также ее временем и местом, или делается акцент на со-держательном аспекте анализа когнитивной репрезентации имеющих место социальных интеракций (Pervin, 1970). Другая классификация подходов к анализу ситуаций может включать: анализ особенностей вос-приятия ситуаций; анализ мотивационной стороны; анализ реакций на ситуацию (Магнуссон, 1983).

В настоящее время в понимании «ситуации» психологи склонны придерживаться модели личностно-ситуационного взаимодействия, ко-торая в наиболее общем виде представлена следующим образом: пове-дение является функцией непрерывного процесса взаимодействия лич-ности и ситуации; личность в этом интерактивном процессе выступает в качестве активного, целенаправленно действующего субъекта; сущест-венными личностными детерминантами поведения являются когнитив-ные и мотива-ционные особенности; существенными ситуационными детерминантами поведения являются психологические значения ситуа-ции (Магнуссон, 1983).

Таким образом, опираясь на понятия «субъективной ситуации», «интерпретации ситуации», «субъективности ситуации», а также в неко-торой степени «ситуации как когнитивных конструктов», «установки», «значимой ситуации», «личностного смысла», подразумевается перцеп-тивный аспект ситуаций как элементов среды. Это снимает кажущееся противоречие между пониманием ситуации как внешних условий проте-кания жизнедеятельности на ее определенном этапе, и как системы субъективных и объективных элементов, объединяющихся в жизнедея-тельности. А изменения поведения при исследовании в разных ситуаци-ях не обязательно означают личностные изменения, поскольку: выяв-ленные изменения поведения могут быть в большей степени результатом применения ненадежного теста, нежели влияния ситуационных факто-ров; необходимо учитывать особенности выборки испытуемых, напри-мер возраст, сильно влияющий на результаты обследования; личностные характеристики могут быть прежними, но прояв-ляться в другой форме; существуют различия в стабильности разных людей (Pervin, 1970; 1978). Проблема соотношения личностных и ситуационных переменных в настоящее время решается путем обращения к категории поведения, которое является функцией взаимодействия лич-ности и ситуации.

Личностные  особенности могут быть представлены как ус ловные

возможности, реализующиеся в актах поведения в конкретной ситуации.

Согласно концепции психологии переживания, предложенной Ф.Е.Василюком, преодоление критических ситуаций является основным условием психологического развития, становления и жизнеспособности личности. Именно в критических ситуациях человек выходит за пределы собственного «Я» в трансцендентные состояния, обретает способность посмотреть на себя со стороны и трансформироваться в другую иден-тичность. Рассматривая в самом общем плане суть понятия критической ситуации в жизнедеятельности человека, Ф.Ю. Василюк отмечает ситуа-цию невозможности реализации внутренних потребностей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и т. п.). Ключевыми понятиями, опи-сывающими в современной психологии критические жизненные ситуа-ции, являются стресс, фрустрация, конфликт и кризис. Тип таких ситуа-ций определяется характером состояния «невозможности», в котором оказалась жизнедеятельность субъекта, определяемая парализованной жизненной потребностью в результате неспособности справиться с име-ющимися внешними и внутренними условиями. Такие условия, тип активности и специфическая жизненная необходимость определяют основные характеристики типов критических ситуаций.

Стрессом обозначается критическая ситуация, возникающая у су-щества, не способного справиться ни с какими требованиями среды. Полную реализацию гипотетического существования, когда блага даны прямо и непосредственно и вся жизнь сведена к витальности, можно усмотреть только в пребывании плода в чреве матери. Частично это свойственно жизни на основе установки на «здесь и сейчас удоволь-ствие», или то, что З. Фрейд называл «принципом удовольствия». Квали-фицируя это как стресс, его можно понимать как возможность совмеще-ния идей «экстремальности» и «неспецифичности». Это позволяет стресс считать и как критическим событием и, вместе с тем, рассматривать как перманентное жизненное состояние. Следовательно, категориальное по-ле понятия стресса обозначается как «витальность», понимаемая как не-преодолимое измерение бытия по «закону» установки на здесь и сейчас удовольствие.

Необходимым условием фрустрации является сочетание сильной мотивированности к достижению определенной цели и препятствиями на пути к ней. Достаточные условия фрустрации заложены в характерис-тиках этого состояния, проявляющегося в следующем характерном поведении: двигательное возбуждение; апатия; агрессия и деструкция; стереотипия; регрессия или «примитивизация поведения», снижение «ка-чества выполнения». Центральной характеристикой фрустрации есть «поведение без цели» (когда достижение данной цели лишено смысла относительно начальной цели или мотива данной ситуации). Выделя-ются такие важнейшие параметры поведения в фрустрационной ситуа-ции как наличие осмысленной перспективной связи поведения с моти-вом, который конституирует психологическую ситуацию; организован-ность поведения какой угодно целью, независимо от того, ведет ли достижение этой цели к реализации указанного мотива. Допускается, что оба параметра могут в каждом отдельном случае иметь позитивное или негативное значение. Тогда, в затруднительной для субъекта ситуации можно наблюдать формы поведения, которые отвечают каждому из следующих четырех типов: подчинение организующей цели и явно не являющееся фрустрационным; когда человек, преднамеренно «закатив-ший истерику» в надежде добиться своего, полностью теряет контроль над своим поведением со стороны воли, но не со стороны сознания, еще сохраняя смысловую связь между поведением и мотивом, а также надежду на решение ситуации; потеря связи мотива действия и смысла, отсутствие сознательного контроля связи поведения с начальным мотивом; «катастрофическое» поведение, не контролируемое ни волей, ни сознанием и не находящееся в содержательно смысловой связи с мотивом ситуации. Тогда ситуации затрудненности отвечает поведение первого типа, а ситуации фрустрации - поведение остальных трех типов. Категориальное поле понятия фрустрации задается категорией деятель-ности. Это поле может быть изображено как жизненный мир, главной характеристикой условий существования в котором является «труд-ность», а внутренней необходимостью этого существования - реализация мотива. Нормой такой жизни является преодоление трудностей на пути к цели, а специфическая критическая ситуация возникает, когда трудность становится непреодолимой и переходит в «невозможность».

Конфликт с общих позиций можно определить как столкновение чего-то с чем-то и его характер. Как необходимое условие конфликта выделяется осознание собственных чувств, наличие внутренней системы ценностей и индивидуальной актуализации сложного внутреннего мира. Если препятствия (запрещения), как внешние психологические барьеры, перестают быть самоочевидными и становятся внутренне проблематич-ными, тогда ситуация фрустрации превращается в ситуацию конфликта и внутренняя активность сознания направлена на достижение согласован-ности внутреннего мира (сравнение и выбор мотивов, нахождение комп-ромиссных решений, преодоление трудностей). Критической ситуацией здесь является такая, когда субъективно невозможно ни выйти из ситу-ации конфликта, ни решить ее путем нахождения компромисса между побуждениями, противостоящими друг другу. Можно различать ситуацию осложнения и критическую конфликтную ситуацию, когда сознание уступает перед субъективно не разрешимыми противоречиями мотивов.

Теория кризисов в основном касается индивида и подчеркивает не только возможные патологические последствия, но и возможности роста и развития личности. Выделяются такие стадии кризиса: 1) первичный рост напряжения, стимулирующего привычные средства решения зада-ний; 2) дальнейший рост напряжения, если эти средства оказываются безрезультатными; 3) еще больший рост напряжения, которое требует мобилизации внешних и внутренних источников; 4) если все оказывается тщетным, наступает стадия повышения тревоги и депрессии, чувство беспомощности и безнадежности, дезорганизации личности. Кризис может окончиться на какой угодно стадии, если исчезает опасность или находится решение. Системообразующей категорией концепции кризи-сов является индивидуальный жизненный путь человека. Собственно кризис – это кризис жизни, критический момент и поворотный пункт жизненного пути.

Внутренней необходимостью жизни личности является реализация своего пути, как жизненного смысла. Психологическим «органом» про-ведения этого смысла в жизнь является воля. Когда она становится без-сильной, возникает специфическая жизненная критическая ситуация кри-зиса. Выделяются два рода кризисных ситуаций: ситуация кризиса первого рода может существенно затруднять и осложнять реализацию жизненного замысла, но сохраняется возможность возобновления прер-ванного кризисом протекания жизни; ситуация второго рода, собственно кризис, делает реализацию жизненного замысла невозможной, резуль-татом чего является метаморфоза личности, ее перерождение, принятие новых смысла жизни, ценностей, жизненной стратегии, «образа-Я».

Таким образом, категориальное поле, которое создается идеей кри-тической ситуации, воспроизводит особенное измерение жизнедеятель-ности человека, ориентированного на достижение высшего предназ-начения. Оно имеет собственные закономерности, которые характери-зуются соответствующими условиями жизнедеятельности, типом актив-ности и специфической внутренней необходимости. Такое поле мы относим к ДЖ-формату.

В экспериментальной критической ситуации, возникающей на авторском тренинге профессионального мастерства психологов-консуль-тантов, благодаря выполнению специального задания «клиент c улицы», согласно которого участник должен в буквальном смысле выйти на улицу, предложить свои услуги как психолога-консультанта первому встречному человеку, получить согласие и предоставить эту услугу не-посредственно на виду у тренинговой группы. Рассмотрим эту ситуацию как критическую, соответствующую ДЖ-формату, с позиций наличия указанных составляющих стресса, фрустрации, конфликта и кризиса. В этой ситуации создается задание, требующее решения проблемы актуа-лизации реальных умений психолога-консультанта и их демонстрации «здесь и теперь», качество которой оценивает внешняя независимая экс-пертиза в лице «другого», представленного «клиентом с улицы». Именно это гарантирует возникновение стрессовой компоненты и создание кри-тической ситуации. Причем, здесь также реализуется требование «неспе-цифичности» стрессовой реакции за счет овладения неспецифичными профессиональными умениями, являющимися универсальными в про-фессиональной деятельности психолога-консультанта.

    Фрустрационная составляющая экспериментальной критической ситуации достигается за счет таких факторов. С одной стороны – созда-ется сильная мотивация достижения цели и удовлетворения потребности в подтверждении своего профессионального уровня и профессиональной состоятельности как психолога-консультанта. С другой стороны – для этого приходится разрушать практически непреодолимые препятствия, связанные с собственной психологической и профессиональной несос-тоятельностью. Следует отметить, что реально и полностью выполнить это задание удавалось далеко не каждому участнику тренинга. Как пра-вило, это были мужчины, хотя большинство присутствовавших на тре-нинге были женщины.

    Составляющая конфликта создавалась за счет сталкивания в психо-логическом мире личности участника тренинга внутренней потребности в актуализации и демонстрации себя как профессионального психолога-консультанта и внешней сложности задания. Здесь наглядно актуализи-руется субъективная невозможность ни выйти из ситуации (это значит признать себя профессионально несостоятельным), ни решить ее за счет каких-то компромиссов в виду большой сложности задания.

    Кризисная компонента создается за счет подтверждения наличия действительно решающего жизненного момента в участника тренинга, когда речь идет о реализации смысла учебы и овладении профессиональ-ным уровнем психолога-консультанта. Здесь можно увидеть все состав-ные кризиса: рост напряжения и стимулирование получения необхо-димого уровня профессиональной подготовки; последующий рост напря-жения, поскольку имеющийся уровень оказывается недостаточным; мо-билизацию внешних и внутренних источников и актуализацию необ-ходимых профессиональных качеств; наконец, возникновение реальной депрессии и беспомощности. Но когда кто-то из членов группы успешно справляется с заданием, кризис исчезает и удается наглядно увидеть овладение умениями психолога-консультанта, в «элитности» которых как подтверждении профессионального мастерства, уже никто не сомне-вается (Василюк, 1984).

Как отмечает А.А. Баканова в контексте исследования отношения к жизни и смерти в изучении критических жизненных ситуаций, в рамках психологической науки растет осознание появления полноправной сфе-ры духовного измерения в изучении человеческого опыта, где особое место занимает экзистенциально-гуманистическая парадигма, рассматри-вающая развитие и становление личности как творческий поиск чело-веком своего предназначения, согласия с самим собой, актуализации своих возможностей. Жизненный путь личности связан с прохождением различных критических ситуаций как этапов разрушения, ломки, отмира-ния некоторых естественных способов видения мира, познания себя и отношения к окружающему. Наиболее значимыми и сильными критичес-кими ситуациями в жизни человека и развитии личности являются те, которые связаны с осознанием собственной смертности (неизлечимая болезнь, участие в боевых действиях и т.п.) или столкновением со смертью другого (переживание потери близкого человека). В экзистенциально-гуманистической парадигме любые критические ситуа-ции можно рассматривать как своеобразное столкновение со смертью, которая в данном контексте понимается как трансформирующий про-цесс, отказ от старых, привычных способов бытия и подбор, совершенст-вование новых более адекватных жизненных условий. Критическая ситу-ация переживается личностью по-разному: может оказывать разруши-тельное действие, повышая тревогу и депрессию, чувство беспомощ-ности и безнадежности, что ведет к жизненному кризису; или наоборот, может придать жизни смысл, сделать ее более полной и содержательной. В любом случае столкновение с критической ситуацией болезненно переживается личностью и изменяет ее отношение к жизни, смерти, себе и своим ценностям. Поэтому актуализируется вопрос о необходимости психологической помощи людям, находящимся в таких критических кризисных жизненных ситуациях. Однако современный уровень разви-тия теории кризисов не имеет разработанной собственной системы кате-горий, не проясняет связь используемых понятий с академическими пси-хологическими представлениями, не выявляет пути и механизмы преодо-ления критических ситуаций.

Данный автор считает, что критические ситуации требуют от чело-века изменений в жизненном стиле, образе мышления, способе познания и видения мира или отношения к себе и окружающим. Они могут вести к кризису и стать поворотным моментом в жизни личности. Понимание кризиса зарубежными психологами раскрывает его пусковые механизмы. Любой кризис содержит как позитивный, так и негативный компоненты и описывается как трансформирующий, одновременно несущий не толь-ко отказ от старых, привычных способов бытия, но также поиск и совер-шенствование новых. В отечественной психологии критические ситуа-ции и связанные с ними личностные изменения рассматривались в струк-туре жизненного пути личности. В рабочей трактовке А.А. Бакановой критической является такая ситуация, в которой субъект не может реализовать основные потребности своей жизни и которая ставит его перед необходимостью изменения способа бытия (отношения к себе, другим, жизни и смерти). А кризис рассматривается как реакция личности на критическую ситуацию, которая выражается в неспособ-ности личности разрешить ее в короткое время и привычным способом. Любая критическая ситуация потенциально может явиться для личности кризисной (то есть ведущей к кризису), что зависит от ее адаптивных возможностей. В отечественной психологии переживание критических ситуаций понимается как предпосылка личностных изменений.

В результате исследования, проводимого на выборке, включающей заключенных в местах лишения свободы, военнослужащих, получивших ранения во время боевых действий и женщин с онкологическим заболе-ванием, оказалось следующее. Для человека, лишенного свободы, харак-терно жить сегодняшним днем, причем с тенденцией к получению как можно большего количества переживаний и впечатлений. Смысл жизни видится либо в получении удовольствий и благ, либо в помощи и заботе о других. Это говорит о том, что ограничение свободы дает личности представления о собственной жизни как бесконечном процессе роста и развития, а также необходимости принятия ответст-венности. Для солдат срочной службы, прошедших «горячие точки», также характерно жить настоящим с тенденцией к получению как можно большего количества положительных впечатлений, с учетом будущих целей. Смысл жизни также видится ими в получении удовольствий и благ, или в заботе о семье. Следовательно, участие в боевых действиях изменяет отношение военнослужащих к жизни и смерти. Направление этих изменений будет зависеть от возможности личности интегрировать психотравмирующий опыт, связанный с военными действиями и непосредственным убийст-вом противника. В ситуации онкологического заболевания среди смысло-жизненных ориентации в такой критической ситуации преобла-дают тенденции жить будущим и настоящим. Смысл жизни видится в основном в заботе о других, что раскрывает особенности роли женщины и может рассматриваться как личностный ресурс для совладания с кри-зисом, а также как способ защиты. Отношение к жизни женщин с онко-логическим заболеванием отличается по своим особенностям от отноше-ния мужчин. У женщин в отношении к смерти системообразующим является не рациональная (как у мужчин), а эмоциональная компонента, состоящая в принятии смерти и чувства по отношению к ней. Ведущей является направленность на любовь, движение к мудрости с одинаково значимыми мужской и женской сущностью, а не чувство онтологической защищенности. У онкологических больных представление о смерти, как переходе в другое состояние, связано с наличием внутренних конфлик-тов, с повышенной ответственностью за свое выздоровление. Принятие смерти выступает вполне вероятным элементом личностного роста, а непримиримое отношение к смерти приводит к сосредоточению на бла-гополучии тела, уменьшая при этом шансы на открытые отношения с миром, аутентичность и удовлет-воренность жизнью.

В критических ситуациях личность сталкивается с необходимостью переоценки своих представлений о жизни и смерти, где выделяются «критическая ситуация как возможность роста» и «критическая ситуация как страдание». В первом случае, критическая ситуация воспринимается личностью как возможность более глубокого, аутентичного бытия и включает в себя принятие судьбы, чувство онтологической защищен-ности, осмысленность жизни, ответственность, стремление к росту, принятие духовного и телесного аспекта своей личности, терпимость к изменчивости жизни, а также принятие чувств по отношению к смерти и веру в бессмертие души. Во втором случае критическая ситуация воспринимается личностью как наказание или искупление и выражается в концентрации на своих страданиях, связанных с болезнями, старостью, страхами, злом, беспомощностью, одиночеством. Такое отношение к жизни связано с представлениями о смерти как абсолютном конце и страхом по отношению к ней. В итоге автор исследования приходит к следующему: отношение к жизни и смерти представляет собой систему, основными эмоциональными и рациональными компонентами которой являются степень принятия жизни и смерти, онтологическая защи-щенность, принятие себя, видение смысла, ответственность, стремление к росту, представление о смерти как переходе в другое состояние или как об абсолютном конце; отношение к жизни и смерти обусловливается такими жизненными стратегиями совладания с критическими ситуация-ми, как «стремление к росту», «поиск смысла жизни», «гедонизм», «са-моуничижение», «любовь к жизни», «страх перед жизнью», «страх изменений», «захват жизни»; критические ситуации изменяют отноше-ние личности к жизни и смерти, которое зависит от возможности лич-ности интегрировать психотравмирующий опыт и отношения к самой ситуации; отношение личности к критической ситуации проявляется ли-бо как возможность роста (позитивное отношение к себе и идее трансцендентности личности), либо как наказание или искупление (концентрация на собственных страданиях); специфические особенности отношения к жизни и смерти в критической ситуации связаны с их условиями (заключенные отличаются появлением идеи собственной трансцендентности и выбором жизненной стратегии «гедонизм», участ-ники боевых действий — стремлением максимально использовать жизнь, выбирая жизненные стратегии «поиск смысла жизни» и «захват жизни», онкологические больные женщины сосредотачиваются на страданиях, заботе о близких и страхе смерти, выбирая жизненную стратегию «страх перед жизнью»), а также с особенностями мужской и женской психо-логии (Баканова, 2000).

Итак, проведенный анализ показывает, что истинные ситуации, составляющие ДЖ-формат, возникают случайно и задаются законномер-ностями индивидуальных жизненных реалий и духовной действитель-ности. Поэтому они всегда характеризуются личностным содержанием и критической сущностью.

Другой важной характеристикой ДЖ-формата является «поле правды», содержательно наполняющее пространство существования че-ловека, где он способен достигать своего высшего предназначения. В этом формате взаимоотношения человека с миром происходят на основе не потребностей и соответствующей деятельности с целью самосохра-нения своей биологической сущности, но на основе поступка и необхо-димости духовного развития. В качестве научно-психологической осно-вы понимания такого «поля правды» можно рассматривать понятие «психологического поля», предложенное К.Левиным в контексте динамической психологии (Левин, 2001).

Согласно теории «поля» К.Левина, с учетом мнения М.Г. Ярошев-ского (Ярошевский, 1996), личность живет и развивается под влиянием своих потребностей в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд, именуемый валент-ностью. Здесь различаются два рода потребностей - биологические и социальные, именуемые квазипотребностями. Согласно К. Левину, пси-хологическое поле представляет собой феноменологический мир, прида-ющий субъективный характер объективной реальности. Речь идет о «жизненном пространстве» индивида, включающем действующего субъ-екта и его психологическое окружение, когда во взаимодействии валент-ных объектов и потребностей валентность вещи должна соответствовать смыслу потребности.

Нас интересуют именно квазипотребности, учитывающие не только существующую в данный момент ситуацию, но и ее предвосхищение в сознании человека, определяющее его деятельность, что позволяет ему «встать над полем», преодолевая непосредственное влияние окружа-ющих предметов. Такое поведение К.Левин называл «волевым», в отли-чие от «полевого», возникающего под влиянием непосредственного сию-минутного окружения. Он также считал, что развитие динамической теории приводит к отнесению определенных явлений в единый класс «процессов воли», для этого необходимо их исследование в русле общего вопроса о «душевных силах» и их законах. Говоря о психической энергии и структуре души, он отмечал, что «отдельные психические переживания, действия и аффекты, намерения, желания и надежды преж-де всего включены в совершенно определенные психические образова-ния (комплексы), сферы личности и целостности процессов». А «принад-лежность к строго определенным душевным комплексам имеет большое значение и для динамически значимых психических напряжений и энергий» (Левин, 2001: 114-115). Для волевого, намеренного действия важно возникновение «душевных сил напряжения», которое в силу их динамического родства с настоящими потребностями К. Левин и обозначал как квазипотребности.

Б.В. Зейгарник (Зейгарник, 1981) в конетксте анализа квази-потребностей и психологического поля также подчеркивала их социаль-ную обусловленность и динамическую характеристику по своему проис-хождению, поскольку речь идет о побуждаемых ими действиях и поступ-ках. Удовлетворение квазипотребности состоит в стремлении к разрядке ее динамического напряжения, являющегося решающим детерминирую-щим фактором психической деятельности человека. При всем этом К. Левин подчеркивал особенную важность того, что содержание квазипот-ребности может быть различным. В дальнейшем развитии этих содержа-ний психологического поля мы видим в понимании «поля правды».

«Поле правды» нами определено как ключевое условие функциони-рования предложенной методологии, которое рассматривается как воп-лощение психологической, жизненной и духовной истины. Довольно оригинально на вопрос «Что есть правда?» отвечал философ А.А.Гусейнов. Под «что» он подразумевал силу, направляющую челове-ка в сторону неведомой конечной цели, под «правдой»- обозначаение этой цели, с которой человек органично связан, под «есть»- бытие, когда быть и мыслить есть одно и то же (Гусейнов, 2009). В итоге «поле правды» трактуем как «силу бытия в стремлении к достижению высшего предназначения человека». Согласно психологу В.В. Знакову (Знаков, 1999), в наиболее полном смысле правда является важнейшим компо-нентом духовного развития человека и человечества, поскольку актуали-зирует духовное начало, которое порождается из взаимосвязей субъекта с миром из глубин самой человеческой личности. По типу понимания, правда разделяется на: инструментальную, детерминированную утили-тарными рассуждениями и представлением о справедливости (опреде-ляет «психологическое поле правды», где формируются искаженные личност-ные смыслы, в результате чего человек живет «неправильно» - авт.); этическую, которая регулируется морально-этическими принци-пами и мотивационной направленностью на представление о справед-ливости (определяет «жизненное поле правды», когда постигаются жиз-ненные личностные смыслы, в результате чего человек живет «правиль-но» - авт.); рефлексивную, детерминированную способностью к лич-ностной коммуникативной рефлексии на основе совести (определяет «духовное поле правды», когда творятся духовные смыслы, соответст-вующие разуму, в результате чего человек живет «праведно» - авт.).

«Поле правды» определяющееся не потребностями как психологи-ческое, а квазипотребностями, отражающими необходимость, поэтому может рассматриваться как квазипсихологическое, относящееся к воле-вым процессам, определяющим душевную жизнь человека. Если «психо-логическое поле» имеет потребностную сущность, определяется напря-жением (валентностью) окружающих предметов, где ведущая роль при-надлежит вещами, имеет место «полевое» формирование психики, не имеющее смысла в развитии личности. Если ведущую роль играют квазипотребности, получаем «волевое» формирование психики, имею-щее смысл для развития личности. «Поле правды» имеет изначальную смысловую сущность и наполнение. В «психологическом поле правды» при неделожизненном самоопределении личностный жизненный смысл отсутствует и человек существует лишь как потребитель в «обществе потребления»; в «жизненном поле правды» при ДЖ-самоопределении на жизненном уровне происходит смыслопостижение; в «духовном поле правды» при ДЖ-самоопределении на духовном уровне происходит смыслообразование и наполнение мира разумом (наполнение ноосферы), что и есть главной сущностью и высшим предназначением существо-вания человека.

Резюмируя изложенное, приходим к пониманию ДЖ-формата как своеобразного духовно-психологического жизненного пространства человека, организованного и функционирующего согласно закономер-ностей существования критической ситуации в «поле правды». Очевид-но, в подтверждение существования таких закономерностей большую популярность сейчас приобретают телешоу, базирующиеся на выявле-нии и использовании неординарных способностей (талантов) человека. В Украине это такие известные проекты, как «Шанс», «Танцуют все», «Украина имеет таланты» и т.п. Здесь желаемый результат достигается за счет создания благоприятных условий для возникновения критической

ситуации и необходимости осуществления поступкового действия в «по-

ле правды» благодаря возможностям телевидения.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 114; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!