Теоретическая модель функционирования ДЖ-методологии



Как показали наши эмпирико-практические исследования, предла-гаемая методология функционально связывает высшее предназначение человека с его энергетическим обеспечением посредством ДЖ-самооп-ределения и имеет сложную объект-субъектную сущность, теоретически самоопределяющуюся в сфере «расширенной» научно-психологической парадигмы, предусматривающей опредмечивание души. Она возникает как на индивидуальном, так и социальном уровнях, является целостным образованием, которое конструируется, функционирует и исследуется одновременно, подобно методологической «машине» Г.П. Щедровиц-кого (Щедровицкий, 2005). В теоретико-методологическом ДЖ-формате она функционирует благодаря поступковому механизму и понимаемо-рефлексивной рабочей субстанции при условии возникновения ситуатив-

ного поля правды на психологическом, жизненном и духовном уровнях.

Как уже было отмечено, новое представление общения человека с природой из психологических позиций можно рассматривать как «пос-тупковое», которое по В.А. Роменцу выглядит так: подготовка к пос - тупку - ситуация - мотивация - поступковое действие – после - действие. Старое представление, названное нами «деятельностным», в трактовке К.К. Платонова выглядит так: цель - мотив - деятельностное действие – результат (Платонов, 1972). Согласно нашим исследовани-ям, методологический ДЖ-формат существует в динамическом развитии таких этапов: подготовка -попадание - удержание - идентификация – выполнение. Ключевым и, очевидно, пока единственным понятием, поз-воляющим в рамках научной психологии говорить об объединении этих механизмов, активизирующих в человеке взаимоотношения его мате-риальной и духовной природы, является «субъектность» личности. В контексте предлагаемого подхода, принимая это понятие как особое свойство самопричинности и само-ценности личности, мы его рассмат-риваем также и как имеющее прямое отношение к ДЖ-личности, ориен-тированной на производство духовного продукта и достижение высшего предназначения. Коренным отличием формирования таких особых лич-ностных качеств (свойств), как «субъ-ективность» и «деложизненность», состоит в способе взаимоотношения с миром и обществом. Мы опреде-лили, что в случае «субъектности» личности - это деятельность, а в слу-чае ДЖ-личности – это поступок.

Для получения целостной методологической картины восполь-зуемся представлением В.А.Татенко о категориальном пространстве са-моопределения психологии как субъекта познания на основе общей по-зиции относительно объекта, предмета и метода (Татенко, 2004). Исходя из такой позиции, можно сказать, что объект «дела жизни» должен отвечать на вопрос относительно качественной специфики той реаль-ности, на которую направлено ее исследование и практическая проработ-ка. Предмет определяется методологически и отвечает на вопрос, как именно следует исследовать и прорабатывать эту реальность. Содержа-тельное и функциональное объединение/разъединение категориальных оппозиционных пар «субъект-объект» и «предмет-метод» теоретически представляется возможным на основе принципа «единения несоедини-мого» в векторно определяемом методологическом категориальном ДЖ-формате. Здесь «дело жизни», как самостоятельная категория, выступает субъектом высшего предназначения человека, принадлежащего общему объекту. Специфическим объектом выступает душевная субстанция че-ловека как абсолютная психическая реальность. Тогда предметом «дела жизни» становится «смысл жизни»,  как  его  психическое наполнение, а

базовым методом исследования/практики выступает поступковый психо-

логический механизм.

Схематически категориальное пространство опредмечивания души через поступковую активность (П(Д)) в теоретико-методологическом ДЖ-формате представлено на рисунке 5.   

 


Рис. 5. Категориальное пространство опредмечивания души


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 122; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!