Индивидуальная психологическая работа



Таковая предусматривала индивидуальную психологическую прак-тику, реализуемую психологом-консультантом. На этапе ДЖ-самооп-ределения такое консультирование должно осуществляться на уровне «психолога-духовника». Основной проблемой здесь может быть подго-товка психологов, способных работать на уровне духовного профессио-нала. Сейчас стало понятным, что это не может происходить искусствен-но, например, в рамках соответствующего высшего учебного заведения. Подготовить такого психолога-мастера - в состоянии лишь реальная жизнь. Первые шаги в данном направлении свидетельствуют о том, что для этого должна существовать элитная, научно обоснованная и практи-чески апробированная национальная программа. 

Такая работа проводилась в виде индивидуальных психологи-ческих консультаций. В зависимости от проблематики они распреде-лялись по психологическому, жизненному и духовному направлениям, но в определенные периоды принимали смешанные формы.

    Психологическое направление предусматривало самостоятельную психологическую работу, профориентационные и психологические кон-сультации, отражающие как конкретные практические запросы клиентов и соответствующие рекомендации, так и отработку уже сугубо психо-логических проблем, связанных с психологической неадекватностью и несостоятельностью. Начинали вырисовываться определенные контуры собственных возможностей и дальнейшей психологической работы, че-ловек начинал верить в себя и в дальнейшемуже самостоятельно решать свои проблемы. В процессе психологических консультаций основным предметом психологической работы становилось содеянное, имеющее отношение непосредственно к данному клиенту и по времени соверше-ния располагающееся в пределах его сознательной жизни.

Cамостоятельная психологическая работа. Как конструкт техно-логии начинала функционировать после экспертизы самоопределения и осуществления выбора относительно активной психологической прак-тики. Основным методом здесь является написание, рефлексирование и осознание так называемой «личной жизненной истории», отвечающей идее психологии самосознания, предложенной С.Л.Рубинштейном. Она предусматривает не историческое, а психологическое изложение, реф-лексирование и осознание своего реального психологического развития на протяжении жизненного пути и в известной мере напоминает биог-рафический и нарративный методы исследования. Ярким примером такой психологической практики являются «Дневники» Л.Н.Толстого.

Профориентационные консультации отражали конкретные прак-тические запросы клиентов и предполагали такие же конкретные реко-мендации. Они в основном были связаны с определенной профессио-нальной информацией (профинформационные консультации) а также сообщением и кратким комментарием результатов профессиональной диагностики (профдиагностические консультации). Такая работа была наиболее характерна на первых этапах психологического консультиро-вания. С подобными проблемами обычно обращались безработные по рекомендации службы занятости и школьники старших классов.

    Следует отметить, что такие консультации хотя и были довольно конкретными и прагматичными, как правило, не решали проблему профессионального запроса клиента. Почти в каждом случае просмат-ривались более глубинные психологические проблемы. Было понятно, что без их решения клиент вряд ли сможет должным образом восполь-зоваться полученными рекомендациями. Кроме этого, было также понят-но и то, что профессиональный запрос клиента является во многом фор-мальным и, скорее, в своей реальной сути предполагал более глубинную психологическую работу. Необходимость такой работы чаще ощущалась интуитивно, а внешний профессиональный запрос был лишь поводом обращения к психологу.

    Поэтому на более поздних этапах психологической работы такой профориентационный запрос быстро отрабатывался и происходил пере-ход к психологической проблематике. Следует отметить, что профес-сиональная проблема в конечном итоге снова актуализировалась, как правило, уже после довольно большого периода психологической работы с клиентом в виде т.н. «деловых» консультаций. Тогда она имела уже совсем иное содержание, нежели то, которое было заявлено вначале, и именно это обеспечивало общий успех. Профессиональное консультиро-вание ориентировалось на «дело», которое было необходимо выполнять в будущем.

    Психологические консультации были направлены на отработку или решение психологических проблем, связанных с психологической неаде-кватностью и несостоятельностью. Здесь обычно речь не шла о каких-либо советах или рекомендациях, как это было в случае профориентаци-онных консультаций. Часто было достаточно просто выслушать клиента с минимальными, но существенными замечаниями и комментариями с позиций «человека со стороны». Уже только это почти всегда приводило к психологическому облегчению, более спокойному взгляду на свою психологическую и жизненную ситуацию. Начинали вырисовываться оп-ределенные контуры собственных возможностей и дальнейшей психо-логической работы. Во многих случаях этого уже было достаточно, чтобы человек начинал верить в себя и в дальнейшем  уже самостоя-тельно решать свои проблемы. Хотя, как показала практика, эффектив-ность таких самостоятельных решений обычно была невелика. Поэтому многие обращались за следующей помощью. Тогда начиналась более серьезная психологическая работа на духовно-психологическом уровне.

Основное содержание такой работы сводилось к обнаружению, осоз-нанию и принятию собственного сознательно содеянного. Это требо-вало достаточно значимых энергетических психологических усилий, но вполне приемлемых и посильных для клиента.

    Содержание содеянного в этом случае было сугубо индивидуаль-ным и разнообразным. Хотя, в общем, можно выделить личные отноше-ния с другими людьми, особенно с близкими. Речь идет прежде всего о неблаговидных действиях, например, нанесение явного вреда как дру-гим, так и себе, связанных с аморальными и безнравственными поступ-ками. В общем, содеянное здесь понимается как действие (деяние), при-водящее к устойчивому невротическому состоянию, которое с течением времени имеет тенденцию к увеличению своей негативной энергети-ческой насыщенности. Такая реакция может исчезнуть лишь при полном осознании и принятии содеянного в виде осмысления и жизненного опыта.

Жизненное направление предусматривало глубинную практичес-кую психологическую работу с содеянным другими индивидами, непос-редственно связанных с личностью данного клиента.

Глубинная практическая психологическая работа. Имела место при отработке содеянного, расположенного во временных пространствах психического жизненного мира индивида до момента осознания им действительности, в том числе и относящихся к другим индивидам, непосредственно связанных с личностью данного клиета. Энергетичес-кая насыщенность такой психологической работы оказалась гораздо более значимой, часто предельной и даже запредельной. Здесь следует выделить следующие характерные зоны: пренатальную, мистическую и зону истинного содеянного.

    Пренатальная зона связана с дородовым и младенческим периодом, когда индивид еще психологически неотделим от матери. В этой зоне психологическая работа связана с чувственными реакциями на значимые действия в дородовом, родовом и послеродовом периоде. Эти действия как правило, непосредственно относились к матери и ее психике. Но, тем не менее, оказалось возможным для индивида также определенным образом на основе чувственного восприятия обнаруживать, осознавать и принимать это содеянное. Интересно, что в процессе такой работы заметно актуализировалась и психика матерей, когда их дети (клиенты психолога) излагали «увиденное» или «услышанное», а также осмыслен-ное содеянное. В одних случаях у матерей возникали определенные мистические реакции, что иногда приводило их к необходимости в свою очередь также начинать работату с психологом.

Далее следует выделить мистическую зону, в которой у человека

возникали разного рода мистические реакции. Обычно это были мифи-ческие образы соответствующей культуры. Работа в этой зоне оказалась очень сложной и даже драматичной. Постоянно имела место опасность ухода в разного рода мистические фантазии. Причем возникающие образы постоянно могли менять друг друга до бесконечности. Поэтому известный метод гештальттерапии, предусматривающий подобную пси-хологическую работу, оказался неэффективным. Часто он просто фикси-ровал работу в одной плоскости, не способствуя дальнейшему продвиже-нию к содеянному. Появлялось ощущение «зависания в приятном гештальте». Подобное мнение высказывал и А.Н.Леонтьев в контексте пятого квазиизмерения в своей одной из последних работ «Образ мира» (Леонтьев, 1983). Главным принципом психологической работы здесь было, несмотря ни на что, идти на страх, переходить из плоскости в плоскость, все больше погружаясь в глубинные истоки содеянного. Если страх преодолевался, осознавалось очередное психическое содержание, он уменьшался вместе с психическим напряжением и работа продолжа-лась с еще большей нагрузкой и интенсивностью. И так до тех пор, пока клиент, наконец, не добирался до зоны непосредственно содеянного.

    Зона непосредственного расположения содеянного характеризова-ла именно те действия, которые и привели к искомой глобальной невро-тизации психики индивида. Как оказалось, такие зоны во многих случаях имели отношение к трагическим событиям нашего народа, таким, как голодоморы, репрессии, войны и др. Можно также предположить, что за каждым мистическим содержанием и устремлением индивида (такие устремления часто были направлены в определенные нетрадиционные религиозные группы и организации), в конечном итоге скрывается свой индивидуальный «голодомор», «холокост», «концлагерь» и др. Можно предположить, что психика человека сохраняет невротические содержа-ния о содеянном, пока оно не понято и адекватно не осознано. Причем, даже если человек, который совершил соответствующее действие и уходит из жизни, содеянное как соответствующая невротическая реакция как бы передается его ближайшим родственникам, чаще всего детям.

    В индивидуальной психологической практике, позволявшей отра-батывать лишь отдельные, наиболее «легкие» психические содержания, подобные ситуаци оказались довольно редкими в силу своей очень боль-шой энергетической насыщенности. Для работы с более масштабным содеянным была необходима групповая психологическая работа.

    Духовное направление предусматривало индивидуальные психоло-гические консультации, направленные на «дело жизни». Такие индиви-дуальные деложизненные психологические консультации, в отличие от профориентационных, были направлены на развитие бытийности своего жизненного мира. Здесь клиент уже не касался психологических проб-лем, а был сориентирован на внешний мир и его изменение и развитие. Важное значение здесь имело четкое понимание и разграничение «дела», как профессиональной реализации с производством материального продукта и «дела жизни» как духовной реализации с производством духовного продукта. Это заключалось в основном в собственном душев-ном совершенствовании и совершенствовании души другого человека. Профессиональное дело здесь использовалось как корректный повод контакта с человеком, в процессе которого и происходило душевное совершенствование.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 407; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!