Индивидуальная и групповая образовательная ДЖ-практика



Если на уходящем индустриальном техногенном этапе обществен-ного развития доминировали натуралистические и инженерно-техничес-кие образовательные направления, обеспечивающие технический прог-ресс, то в современном глобализирующемся информационном мире ос-новным фактором общественного прогресса становится духовное разви-тие человека, когда основную роль играют гуманитарные направления. Это требует от системы профессиональной подготовки специалистов обеспе-чивать не столько передачу знаний, накопленных в предыдущие периоды и уже мало пригодных для будущего развития, сколько форми-ровать способность производства принципиально новых, индивидуально ориентированных знаний, способствующих самоопределению и само-развитию. Эта идея, в частности, заложена в «Национальной доктрине развития образования в Украине» («Національна доктрина», 2002) и в сущностной основе Болонского процесса, предусматривающих форми-рование общеевропейского образовательного пространства на основе гуманистических ценностей. Происходит переориентация учебного про-цесса на формирование умений самостоятельного овладения знаниями, применение личностно ориентированных технологий, направ-ленных на самоопределение, самообучение и саморазвитие своих жизненных воз-можностей, обеспечивающих жизнеспособность.

Говоря о смысле жизни, В. Франкл отмечал, что основная задача образования состоит не в том, чтобы довольствоваться передачей тради-ций и знаний, а в том, чтобы совершенствовать способность, дающую человеку возможность находить уникальные смыслы (Франкл, 1990). Говоряо «школе как мастерской людей», как единственном исторически обусловленном духовном чистилище, предусматривающем развитие в человеке человеческого/человечности, академик РАО В.А. Пономаренко вслед за Я.А.Коменским (Пономаренко, 1991) анализирует данную проб-лему в контексте соотношения в образовательном процессе свободы и ответственности. На первое место ставятся не знание и образование как таковые, они рассматриваются лишь как путь к развитию человечности и духовности, а учитель и его личность как единственный источник разви-тия духовного начала ребенка. Основными реальными заказчиками шко-лы являются семья, представляющая личность, и государство как два альтернативных социальных института. В этом ключе выделяются два глобальных задания - императива образования, базирующиеся на прин-ципах соответственно свободы и ответственности. Свобода, как катего-рия духовности, рассматривается как фундаментальная социальная осно-ва личности, на которой базируется вера в достижение вершин духов-ного бытия и развитие человечности в человеке, поэтому она направлена на разгосударствление образования. Принцип свободы в образовании ассоциируется с внутренними психологическими факторами и больше присущ негосударственному образованию, которое уже сформировалось в нашем социокультурном пространстве как самостоятельная институци-онная система. Принцип ответственности больше ассоциируется с внеш-ними, социальными, цивилизационными требованиями, которые олице-творяются государством и государственным заказом. Государственни-ческие императивы в образовании ориентированы на «другого», а него-сударственные – на формирования человечности и собственного «Я». Таким образом, в системе образования создается диалогический меха-низм развития человека как личности на основе моральных, духовных принципов, а в теории и истории педагогики возникает потребность в методологической переориентации из познавательно- когнитивных на морально-этические ценности овладения смыслом человеческого назна-чения, которое предусматривает доминирование правды в выборе жиз-ненного пути. В нашем подходе это происходит за счет создания психо-лого-педагогического «поля правды».

Практика внедрения идей Болонского процесса показала, что проблема заключается в противоречии между сущностью западной и отечественной систем образования, которые создавались независимо, каждая в собственном социокультурном пространстве. Духовное возрож-дение нации начинается с духовного возрождения образования - это известная жизненная истина. Как не нужна дорога, которая не ведет к Храму, так не может быть жизнеспособным образование, которое не готовит человека к выполнению своего высшего предназначения, - это лейтмотив одухотворения отечест-венного образования в измерении предлагаемой нами образовательной ДЖ-практики.

Теоретико-методологическая концепция ДЖ-подхода предусмат-ривает изменение парадигмы образовательной практики, согласно кото-рой «идеологическая» уступает место «психологической», где вместо деятельностного функционального механизма начинает работать поступ-ковый, а глобальным объектом становится высшее предназначение, укорененное в душе человека. Благодаря этому происходит естественная эволюция, когда внешнее идеологическое трансформируется во внутрен-нее психологическое. Оказывается, что основные механизмы, наработан-ные на протяжении многих лет идеологизированной образовательной практики, не уничтожаются, а видоизменяются, совершенствуются от «делового» до «деложизненного» функционального уровня. Советская система образования была признана лучшей в мире именно благодаря ориентации на достижение высшего предназначения человека путем формирования «советского человека» и построения «коммунистичес-кого общества» как высшего уровня личностного и общественного раз-вития. Тогда это достигалось благодаря навязыванию отстраненной и, в большей части, фантастической идеи, что побуждало к осуществлению соответствующих поступковых как аморальных и безнравственных действий и накопления соответствующего «содеянного», так и высоко-нравственных деяний, позволяющих творить духовный продукт.

В настоящий момент для выделения и сохранения накопленного позитивного и прорабатывания негативного опыта развития личности и общества в достижении высшего предназначения практика навязывания отстраненной идеи, рассматриваемая нами как идеологическая ДЖ-прак-тика, должна переосмысливаться как личная правда жизни благодаря психологической ДЖ-практике. Основы такой личностной и обществен-ной трансформации должны закладываться в сфере образования, где на-чинать нужно с подготовки соответствующих специалистов-психологов как духовных профессионалов в системе высшего образования. Базовым методологическим ориентиром такого перехода является «человеко-центризм», о котором говорит академик В. Г.Кремень (Кремень, 2006б) и обеспечение доминирования правды, истины и реальности, что позво-ляет человеку достигать осознания личностного и общественного духов-ного стержня, когда происходит ценностная переориентация с когнитив-но-интеллектуальных на эмоционально-этические, духовные принципы, что нуждается в разработке педагогики «сильного духовного действия» (по словам профессора И.Д. Беха на международном конгрессе «Укра-инское образование в мировом пространстве», октябрь, 2006 г., Киев). Он также выделял справедливость как существенную морально-духов-ную ценность личности (Бех, 2006). Честность и справедливость непос-редственно связаны с психологией правды и поступка, что в рамках об-разовательной ДЖ-практики особенно привлекательно. Оказалось, что образовательная практика, направленная на ДЖ-самоопределение выхо-дит на уровень трансценденции между материальным и духовным ест-еством человека. Для понимания такой трансформации проанализируем взаимосвязь понятий «поступок» и «правда», «свобода» и «ответствен-ность» в контексте предложенного нами теоретико-методологического подхода.

По В.А. Роменцу «поступок» рассматривается как самостоятельная

категория, которая определяет коммуникативный акт, универсальное средство самовыявления, самоусовершенствования, самотворения и са-моутверждения, которое осуществляется между личностью и миром (Роменець, Маноха, 1998). Целью функционирования поступкового пси-хологического механизма в ДЖ-формате является рефлексия духовной действительности, а средством – понимание жизненной реальности. Их отношение формирует рабочую понимаемо-рефлексивную субстанцию.

Наша практика и исследование показывают, что психологический механизм поступка, как инструмент сознательного жизнетворчества, начинает вызревать на этапе выбора пути подготовки к осуществлению «дела жизни», когда накапливается необходимый потенциал знаний, профессионального и жизненного опыта. Это начало активного периода окультуривания (пайдейи) души как осуществление дела жизни «для себя», что обычно возникает у студентов приблизительно посредине про-цесса учебы в ВУЗе. Согласно исследований российских психологов, именно с этим связан кризис самоопределения у студентов-психологов 2-4 курсов (Буякас, 2000б; Любимова, 2000).

«Правда» в наиболее полном и глубинном понимании является важнейшим компонентом морального, этического, духовного развития человека. Создавая в процессе ДЖ-практики «поле правды», как необхо-димое условие работы поступкового механизма, нам удавалось дос-тигать морально-этических состояний, выходить на осознание истины реальной жизни и духовного бытия человека. Наши исследования свиде-тельствуют, что той истиной, которая приводит к пониманию правды жизни и объективной реальности бытия, является стремление человека достичь своего высшего предназначения.

По В.В. Знакову, сущностное понимание правды проявляется на фоне познания истины, но в более широких масштабах. Правда является категорией духовности, которая соединяет истину с моралью. Основным признаком правдивости является соответствие требованиям справедли-вости, а ее степень определяется целями и осознанным смыслом тех, кто говорит и слушает. «Психологическим стержнем» правдивости является личностная ориентация на такие типы понимания правды, как инстру-ментальный, этический, рефлексивный (Знаков, 1999).

Степень правдивости в ДЖ-формате рассматривается на психоло-гическом, жизненном и духовном уровнях. На психологическом уровне человек реализует достижение значимой для себя цели, которая часто может иметь утилитарный, невротичный, искаженный характер, который рассматривается как «неправда». На жизненном уровне человек выража-ет свое осознанное кредо, убеждение мировоззренческого характера, стремится к этическому и духовному самоусовершенствованию, которое рассматривается как истина. На духовном уровне уже сугубо рефлек-сивно человек стремится к позитивному нравственному действию, пыта-ется способствовать этическому совершенствованию другого человека и продуцирования духовного продукта «для другого». Так мы представ-ляем психолого-педагогическое «поле правды» как условие существова-ния ДЖ-формата, где одновременно функционируют практическая (ос-нованная на правде) и исследовательская (основанная на истине) пси-холого-педагогическая работа, субъектом которой является ученик и учитель. Каждый акт такой работы нельзя считать завершенным, пока он до конца не проработан практически, не исследован с соответствующими валидными выводами и не осмыслен и отрефлексован так, чтобы правда отвечала истине.

Эта идея стала основой для нашего исследования профессиональ-ной подготовки операторов особо сложных систем управления как ярких представителей техногенной эпохи и психологов как ярких представи-телей психогенной эпохи. Успешное решение этой проблемы зависит от создания соответствующей методологии образования как психо-духов-ного инструмента личностного развития и последующей жизни человека, стремящегося к достижению своего высшего предназначения.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 125; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!