Сравнительная характеристика содержания природных тренингов



ДППТ и ДС

День ДППТ ДС
1 Появление феномена Природы. Как бы начинают «замечаться» ее кра-соты, богатство и сила, на которые раньше не обращалось внимание. Оп-ределенным образом ощущается и по-нимается возможность плодотворного контакта с ней с учетом большого це-лительного потенциала. Встреча и знакомство  участников. Ознакомление со структурой тренинга. Создание «алтаря группы». Лекция (ввод-ная). Обустройство участников и групп-лидера .Ознакомление с природными условиями в районе расположения группы.
2 Индивидуальная актуализация психических содержаний в психике участников. Интенсивная интроекция, осознание масшта-бов своей невро-тичности (неправедности). Проникно-вение в индивидуальный бессозна-тельный психологический мир. Спон-танное вырезание фигурок индивиду-ально-личностного характера типа «тотемов» и «амулетов» и последую-щая работа с ними. Структурирование группы и формирование внутренней структуры личностей участников. Лекция. Медитация. Поиск «сво-его посоха». Холотропное дыха-ние. Настройка. Подготовка к «христианскому дню».
3 Языческая стадия. Вхождение в психо-логический контакт и как-бы «слия-ние» с Природой. Активное включение во все более актуализирующиеся глу-бинные психические процессы атрибу-тов окружающей природы в виде сти-мульного материала пос-редством все-возможной символики и метафор, вплоть до архаического бессознатель-ного уровня. Спонтанное вырезание фигурок коллективно-группового ха-рактера типа «идолов» и последующая работа с ними. Христианский день.Христианские аскезы, обнару-жение «своей» молитвы, «креще-ние» в изначальном состоянии, молитва в позе «столпника», бла-гие деяния. Медитации. Практики ды-хания.  Лекция. Внутренние открытия христианства.
4 «Прикосновение к вере». Приближение к предельным областям психических содержаний. Актуализация духовного начала. «Духовный прорыв», обычно происходящий посредством нуминоз-ных, как правило, христианских, сим-волов (ритуалов, атрибутов, понятий, идей, музыки и пр.). Появление одухо-творенных состояний «прикосновения к вере». День язычества и шаманских традиций. Языческие и шаманс-кие практики. Прыжки в стрем-нину горной реки, «путешествие за силой животного», «сжигание масок», хождение по углям, про-щание с «лодкой смерти». Тантра (правая и левая). Медитации. Лекция.
5 Кризис. Непосредственное появление предельных и запредельных психоло-гических переживаний и состояний. Актуализация «духовных кризисов» и «пиковых переживаний». Очень силь-ные энергетические психологические проявления. Полное слияние с Приро-дой. Буддийский день.День тантризма (правая, левая тантры). Возник-новение вопросов: «Почему?» и «Зачем?» люди ходят на тренинг. Путешествия в нижние миры. Проговор. Лекция. Радостность.
6 Посткризисная стадия («зачистка»). Проявление посткризисных состояний. Возвращение психики в возможное адекватное состояние, рефлексия своей новой реальности объективного жиз-ненного мира. День буддийских путешествий и традиций. Глубинный страх уничтожения и жажда жизни. Возникновение вопросов «Зачем я здесь?» Лекция о буддизме. Лекция о язычестве и шаманиз-ме. Языческие практики: собира-ние венков,углехождение, «тропа птицы».
7 Одухотворение. Непосредственное приобщение высокоактуализированной психики к духовным культурным хрис-тианским и другим общечеловеческим ценностям. Формирование высокоду-ховного индивидуального личностного измененного психологического начала. Шаманские, языческие практики. Углехождение. «Ладья смерти». Венки в реку Катунь. Жертвопри-ношение. Лекция об особенности русской трансперсональной пси-хологии, культурные отличия. Правая тантра. Переломный тре-нинг. Это не тренинг, это жизнь. Прощание с группой.

    Рассмотрим общие характеристики анализируемых явлений ДППТ и ДС.

    1.Выделяется достаточно четкая структура психологической (ДППТ) и психосоциальной (ДС) работы. Одинаковая длительность протекания в пределах 7 рабочих дней, оформляющихся как структурные элементы тренингов, содержание которых вполне соизмеримо и срав-нимо. В обобщенном виде они идентифицируются следующим образом: 1) подготовка группы к работе (как общая так и индивидуальная), опре-деление общей психологической структуры группы и психических осо-бенностей отдельных участников; 2) психологическая активизация и актуализаия, «разогрев» группы и отдельных участников; 3) работа с психологическим содержанием языческого (шаманского) характера; 4) работа с духовно-психологическим содержанием в рамках основной культурной принадлежности (в данном случае христианской); 5) работа с духовно-психологическим содержанием других культурно-исторических направлений (буддиским, сознанием Кришны и другими, как правило, восточными, практиками); 6) выход на предельные и запредельные духовно-психологическое содержания, эмпирическая рефлексия (апроба-ция) духовности (просветленности); 7) приведение группы и отдельных участников в адекватное состояние, завершение тренинга, «зачистка», экскурсии в духовно и культурно обусловленные места (ДППТ), завер-шение тренинга и «прощание» с группой (ДС).

    2.Проявление характерных культурно-исторических особенностей человека восточно-славянской православной культуры, заключающейся в возможности естественного входа в трансцендентные психологические состояния и содержания духовного феноменологического характера без применения каких-либо специальных химических препаратов, психо-деликов или других специфических психологических техник или прак-тик. Возможность ограничиться лишь разговорными словесными мето-дами психологической работы.

    3.Проявление значительной массы духовно-психологического глубинного содержания языческого мистического характера, а также их связи с психосоциальным содержанием культурно-исторического разви-тия, где особенно выделялся тоталитарный период.

    4.Проявление большого активизирующего эффекта реальных естес-твенных условий при психологической работе группы. Резкий рост ин-тенсивности и эффективности. Возможность прихода человека к пре-дельным и запредельным психическим состояниям и процессам только на основании собственного желания и реальной необходимости.

    Принципиальные различия анализируемых явлений ДППТ и ДС можно представить в виде следующих характеристик.

    1.Эти явления могут рассматриваться как две стороны одной меда-ли духовно-психологической природной практики, где ДППТ условно можно обозначить как своеобразную «психохирургию», то ДС - как «психоанестезию».

    2.Диаметральная противоположность базовых концепций психоло-гической (ДППТ) и психосоциальной (ДС) работы. Психологическая работа в рамках ДППТ осуществлялась по принципу «идти на страх» без ограничений, была направлена на результат и предусматривала возмож-ность ДЖ-самоопределения человека. Она дифференцирована, детерми-нирована, целеустремленна, что отвечает принципу детерминизма в построении соотношений человека и мира (по С.Л.Рубинштейну). ДС предусматривают обратное. Это прежде всего процесс духовных странст-вий, исканий, путешествий, который направлен на стремление к радост-ности и спокойствию. Он не предусматривает движения на страх и решение жизненных проблем. Если это и происходит, то как побочный эффект. Как отмечал В.В.Козлов, стремление участников тренинга зани-маться «решением эмоциональных проблем, личностным ростом, обще-нием, бессознательным» было основной проблемой духовных странст-вий (Козлов, 2001а: 32).

    3.Относительно структуры и последовательности построения природных тренингов ДППТ и ДС. В случае ДППТ вся работа была построена на движении «к природе» вплоть до слияния с ней. Всевоз-можные психологические техники использовались уже после определен-ной природной «подачи», запускающей реальные естественные процес-сы. Они (техники) должны были как можно точнее «подхватывать» эти естественные процессы в психологической работе. Поэтому руководи-тель (ведущий) тренинга, как значимая фигура, не находился впереди группы, но всегда был «рядом», выполняя функции помощника и в известной мере посредника между участниками и природой, а также между участниками и духовно-культурным наследием народа в окульту-ривании природных процессов, которые интенсивно развивались. Его заданием было как можно лучше «слушать» Природу и отзываться на ее запросы соответствующими действиями в виде психологической работы, а также рефлесировать взаимоотношения с Другим (жизнью, Миром). Поэтому работа на основании слова оказалась основной и определяю-щей, а появляющиеся «исповеди», «покаяния», «откровения» оказались наиболее приемлемыми паттернами, соответствующими христианской восточно-славянской культуре. Она начиналась с вхождения в Природу, потом актуализировались языческие, мистические содержа-ния, и уже потом участники тренинга добирались к глубинным духов-ным содержаниям, основанным на искомой христианской (прежде всего пра-вославной) культуре. Если всю психологическую работу символично представить в виде прорабатывания какого-то «невротического дерева» человека, то такой процесс начинался сверху. Сначала убираются мелкие «ветви» в виде прорабатывания осознаваемых психологических невроти-ческих содержаний, потом срезается «ствол», символизирующий базо-вые характерологические проблемы и содержания, и уже потом доходит очередь до «корня» как сути «содеянного», находящегося в глубинной бессознательной области психики и, как правило, концентрирующегося вокруг духовного ядра христианских символов и содержаний, оформ-ляющихся как «вера».

    В случае ДС скорее всего имела место обратная картина. Здесь активную организующую роль играл групп-лидер. Именно он задавал тон в работе с помощью лекций, которые определяли содержательную психологическую направленность и потом предлагал систему техник и практик соответствующей психосоциальной работы. Отдельные элемен-ты тренинга по своему содержанию были частично схожи с ДППТ, но порядок их функционирования оказался скорее обратным. Сразу же после общей настройки и «разогрева» тренинг начинался с работы с «корнем», то есть христианским культурно-психологическим содержа-нием в виде христианских аскез в ходе христианского дня. Это удавалось осуществить с помощью специальных психологических внешних мани-пуляций в виде соответствующих техник и практик, как правило, хрис-тианского характера (например, «крещение», молитвы в позе «столп-ника»). Хотя вместе с этим активнейшим образом использовались и сугубо христианские ритуалы, которые имели соответствующий эффект.

И уже потом психосоциальная работа начинала подниматься по стволу «невротического дерева», не задевая его сути и содержания, а как бы окутывая пленкой анестезии. Работа же с невротическими содер-жаниями происходила как побочный эффект, оставаясь на усмотрение и откуп самого участника. Таким образом, если удавалось все же «сва-лить» это дерево, то это происходило, скорее, случайно и неожиданно, что могло травмировать неподготовленную психику чело-века. Таким образом, «невротическое дерево» покрывается защитной пленкой «психоанестезии» в виде разнообразных психологических техник и практик, которые приобретают влияние своеобразного психологичес-кого наркотика, потребность в котором со временем возможно будет расти. Поэтому реальная психологическая проблематика так и не отраба-тывается. И когда такой человек все же начинает реальную психологи-ческую работу, эта «защитная пленка» сильно ее осложняет. А «невроти-ческое дерево» будет спокойно расти, а при достижении максимальных размеров и постарев все же рано или поздно может свалиться и похоро-нить под собой и человека. В реальной жизни это часто можно наблю-дать по поведению пожилых людей, обремененных нерешенными жиз-ненными проблемами («содеянным»).

Как показал анализ представленных практик психологической и психосоциальной работы, их раздельное функционирование является неэффективным. Применение только ДППТ, как «психохирургии» без соответствующей «психоанестезии», приводит к сильным страданиям, которые человек обычно не выдерживает. Большинство из тех, кто прошел ДППТ, «отрекались» от достигнутого уровня духовности, отка-завшись от интенсивного духовного роста, и возвращались в состояние более-менее комфортного существования. В случае использования толь-ко ДС как «психоанестезии» человек формировал какую-то иллюзию духовности («просветления»). Профессор В.В. Козлов так и не отметил за все время проведения природных ДС-тренингов ни одного прос-ветленного (Козлов, (2001а). Таким образом, напрашивается идея объединить данные направления духовно-психологической работы, что может позволить получить что-то третье, качественно иное и более эффективное. Попробуем гипотетически сформулировать суть такого нап-равления природной духовно-психологической работы.

1.Как в процессе ДППТ (ориентация на самоопределение и резуль-тат) отмечались признаки ДС (ориентация на процесс в виде странствий), так и наоборот. В отдельных ситуациях, если основной акцент делался на результате и самоопределении, «странствия» играли роль процессуаль-ного «фона» и наоборот. Напрашивается сочетание этих практик, подоб-но сочетанию хирургии и анестезии в медицине. В таком случае необхо-димо очень тщательное дозирование психоанестезии в зависимости от степени естественного «психохирургического» вмешательства, завися-щего от уровня глубины залегания эпицентра («корня») отрабатываемого «содеянного».

2.Такая духовно-психологическая практика должна, с одной сторо-ны, основываться на отечественной научно-психологической школе, ба-зирующейся на принципах соотношения человека и мира в рамках деятельностного подхода, а с другой, ориентироваться на духовный фак-тор и его культурно-психологические особенности в рамках поступко-вого подхода в ДЖ-формате.

    3.Основным системообразующим стержнем данной работы являет-ся высшее предназначение как изначальная человеческая суть. Поэтому практичная сторона этой работы должна ориентироваться на человека как субъекта жизненного мира, а ее цель должна фокусироваться на ДЖ-самоопределении.

4.Рабочим фоном или наиболее благотворной стимулирующей средой такой духовно-психологической практики может быть Природа как естественная сфера существования человека.

5.Особенную важность имеет фактор органического соединения или слияния «естественно-природного» и «духовного» факторов. Поэто-му важно предусматривать в природных тренингах закрепление обретен-ной духовности на основе существующих культурно-исторических тра-диций, символов, сооружений и местностей, соответствующих искомой культуре и религии.

В ходе представленной в ДППТ духовно-психологической работы также были обнаружены около ста различных эффектов и закономер-ностей, из которых можно выделить следующие, наиболее характерные.

Эффекты:

Эффект взросления внутреннего психологического личностного, внешнего социального в лице тренинговой группы и практического профессионального, касающегося как отдельных участников, так и веду-щего психолога. Окончательным результатом взросления стало научное обобщение полученных материалов в монографии.

Эффект спонтанного дрейфа тренинговой группы, проявляющий-ся в виде естественного перемещения места психологической работы как на локальном уровне (по выбранной рабочей территории), так и на социокультурном уровне (по различным культурно и духовно обуслов-ленным местам Украины), определявшихся и рефлексирующихся интуи-тивно и чувственно.

Довольно четко проявлялись эффекты внутренней и внешней психологической работы а также их взаимосвязь. Внутренняя глубинная работа проявлялась в актуализации пренатальных психологических содержаний, связанных с содеянным, как правило, родителями, особенно матерями. В отдельных случаях участник шел еще дальше, добирался до еще более ранних родственников и соответствующего содеянного. Затем начинала работать окружающая природа. Участник переключался на нее и уже во внешнем мире пытался отыскивать причины содеянного, обна-руженного в процессе психологической работы с внутренним миром. В более общем виде и анализе были выделены также эффекты, свиде-тельствующие о культурно-историческом развитии человека в филоге-незе и биологическом онтогенезе. Так, во внешнем мире довольно четко были отмечены такие стадии: внешняя фиксация природы как таковой, ее красот, оригинальности, отдельных особенностей и т.д.; языческая стадия, связанная с проявлением мистических содержаний и соответст-вующих атрибутов в виде вырезания фигурок, символизирующих раз-личные божества, идолов, образы животных; стадия «прикосновения к вере», характеризующая этап христианства с соответствующими симво-лами и понятиями; «одухотворение» на основе имеющихся культурных и духовных символов-сооружений, характеристик местности и т.д.

Во внутреннем мире проявлялись такие стадии: осознание и пони-маниеприроды как таковой, ее особенностей и красот; актуализация инди-видуальных невротических содержаний, фиксация их масштабнос-ти и общего уровня психологической проблематики (общей тяжести содеянного); мистические переживания, эмоциональное отражение соде-янного; духовные переживания «прикосновения к вере» как к собствен-ному духовному стержню, ощущение и рефлексия собственной духов-ности; внешнее закрепление обретенной духовности на основе извест-ных сооружений, местностей и других символов культуры народа, «одухотворение».

Эффект закономерной случайности являлся одним из основных и наиболее активно и эффективно работающий, особенно в глубинных областях психики. Именно случайные ситуации, выражавшиеся в появ-лении всевозможных событий, «знаков», «примет» и т.д. практически безошибочно обозначали содержание психологической работы, прогно-зируя и регулируя ее. Нужно было только замечать, идентифицировать и адекватно реагировать на эти случайности. Создавалось впечатление, что таким образом природа и ее одухотворенная сущность общается с человеком.

По мере приближения к предельному уровню количество таких случайностей возрастало, при этом снижалась роль человека (психолога) и возрастала роль природы. Попытки психолога как-то нарушить эту закономерность неизбежно заканчивались для него неудачей. Логическая причинно-следственная закономерность, основанная на правде жизни, переходила в смысловую, случайную закономерность, основанную на ассоциациях, рефлексии веры в духе.

    Эффект совместного «видения», особенно ярко проявлявшийся при работе в пренатальной области. Кроме этого, он также отмечался и во время глубинной работы на уровне чувственного познания. «Виде-ние» в данном случае имело обобщенное значение, под которым подра-зумевалась вся чувственная информация, которая фиксировалась созна-нием человека в состоянии глубинной психологической работы.

Данный эффект также проявлялся и в процессе индивидуальной глубинной психологической работы в присутствии «видящего» в качест-ве стажера психолога. Это позволяло после завершения работы при коллективном обсуждении уточнять детали содеянного. В случае работы с мистическим материалом эта работа усложнялась за счет мистифици-рованности психики «видящего».

Эффект погружения в пренатальную область психики оказался одним из наиболее мощных актуализирующих факторов, после которого психологическая работа значительно активизировалась и переходила на иной уровень. Если до этого момента она ограничивалась лишь вербаль-ным общением, то с момента возникновения данного эффекта общение все больше становилось невербальным, чувственным и интуитивным, участники начинали понимать, а вернее чувствовать друг друга без слов.

Эффект сопричастности, обнаруженный в ходе работы в прена-тальной области. При этом родовые психические переживания как бы разделялись на двоих участников, находящихся в состоянии сопричаст-ности: рожающей (матери) и рожающегося (ребенка). Этот и предыду-щий эффекты в некоторой степени напоминали известное явление глу-бинной психологии, именуемое как «мистическая сопричастность».

Наиболее важным был обнаруженный нами эффекты «прикосно - вения к вере» или «одухотворения». Такой эффект начинал проявляться в области предельных психологических состояний. Он обычно сопровож-дался возникновением как бы ниоткуда понимания и переживания особых ощущений христианских атрибутов, таких, как молитвы, обряды, изображения святых ликов и др. Люди вдруг начинали искренне молить-ся и принимать духовность, как единственное, наиболее значимое и важное для себя состояние. Его можно было назвать «прикосновением к вере», поскольку именно некритичное и безоговорочное принятие всего того, что предлагала природа и порождало данное состояние. Такое «прикосновение к вере» довольно часто объективизировалось особым состоянием духовности, в котором возникало невербальное общение и понимание, буквально спасавшее от ухода в мистические глубинные содержания и состояния, порождающие неадекватное восприятие действительности. Такое состояние возникало в момент начала осозна-ния содеянного или своего дела жизни. Как результат проявления такого эффекта можно рассматривать уход в монастырь и принятие монашества одним из участников, прошедшего природные тренинги, позволившие идентифицировать содеянное его родственниками во время голодомора в 20-х годах прошлого века, связанного с каннибализмом.

После завершения природного тренинга и переживания эффекта одухотворения большинство участников под влиянием действительности и реалий жизни отошли от данного состояния, что можно квалифици-ровать (идентифицировать) как эффект «отречения», испытывая угры-зения совести, насмешки со стороны и личный психологический диском-форт. Некоторые даже делали попытки заниматься целительством, ис-пользуя более упрощенные, скорее, мистические, парапсихологические, нежели научные методы.

Эффект отречения проявлялся в отказе участников природных тренингов после их завершения от обретенной духовности (соответст-вующего состояния веры). Попав в условия реальной жизни, большинст-ву участников не удавалось удержаться в созданном на природном тренинге личном духовном пространстве или поле правды и праведнос-ти. Происходил отказ от обретенных состояний и заложенных жизнен-ных позиций, они «становились как все». Лишь немногим это состояние все же удавалось сохранять ценой очень больших, порой предельных психологических усилий. Это требовало большой силы как моральной, так и физической. Нужно было устоять.Со стороны окружающих проявлялась нескрываемая неприязнь и даже откровенная агрессия.

Эффект откровения оказался наиболее важным в дальнейшей психологической работе. Он представлял собой материал, содержащий высказывания и нарративные тексты глубинного и вершинного харак-тера, которые принимали в зависимости от содержания несколько форм. Наиболее яркими из них были откровения в форме «обвинительной речи», «исповеди», «покаяния». Этот эффект проявлялся четко, ярко и характерно, так, что его невозможно было не идентифицировать.

Обычно к «откровению» участник приходил в процессе довольно интенсивной психологической работы в течение нескольких тренинго-вых дней, он как бы «зрел» и в определенный момент оно начинало проявляться или, скорее, прорываться. По содержанию и психологичес-кой сущности это можно было разделить на два вида. В первом случае это были глубинные высказывания, касающиеся собственных невроти-ческих переживаний и содеянного, имеющие выраженную внутреннюю направ-ленность, напоминающие исповеди и покаяния. В других случаях такие высказывания имели вершинный характер и уже касались внешних событий и были направлены на дело или дело жизни, напоминали обвинительную речь или наставления. В нашем случае это касалось матерей, которые в силу собственной инфантильности не хотели прини-мать на себя ответственность за своих детей и семью и даже пытались совершить групповой суицид вместе с детьми.

Особенно следует отметить психологические состояния в тренинго-вой группе во время таких откровений, выделяющиеся особенной напря-женностью, возвышенностью и ответственностью. Обычно стояла тиши-на, звучал только голос откровенничающего, слова проникали в самые глубинные и отдаленные участки психики и души слушающих, досягали сути проблем каждого. А во время обвинительной речи они буквально вбивались в психику и сознание людей, особенно тех, кому были адресованы.

Эффект чистого зеркала. Если на чистое зеркало направить луч света, он отражается в сторону его источника. Если же зеркало не явля-ется чистым или является «кривым», то такое отражение становится гораздо менее четким или искажается. Если обретенное духовное прост-ранство и личную духовность человеку после прохождения ДППТ удава-лось сохранить и утвердиться в уже новой для себя, одухотворенной ипостаси, достаточно заметно начинала меняться жизнь и социальное окружение, которое попадало в это пространство. Если такой человек занимал определенное место в обществе, то можно было говорить об одухотворении ближайшего социума и общества. При этом, как затем было практически и эмпирически отмечено, в случае спокойного и адекватного реагирования вся внешняя агрессия обращалась против самого же источника. Из всей активной группы участников, состав-ляющей 32 человека, всего двое в значительной степени в течение 5-7 лет после окончания природного тренинга и постоянной психологи-ческой работы к этому приблизились.

Эффект командной работы с состоянием одержимости  проявил-ся, когда в группе возникла критическая психологическая ситуация, связанная с попаданием в такое состояние одной из участниц, прошед-шей через «исповедь» и «покаяние». Данный эффект был сравним с про-цедурой соборования, издревле применяемой православными священ-никами для работы в особо тяжелых случаях. В нашей ситуации на пол-ностью интуитивном чувственном уровне несколько участников (5 че-ловек) довольно спокойно, каждый заняв свое, как потом оказалось, соответствующее ситуативному смыслу положение, обеспечили безопас-ное и успешное его завершение. Как потом выяснилось, существование этого эффекта оказалось краткосрочным. Он просуществовал ограничен-ное время и специально для конкретного случая. Хотя, в последующей индивидуальной психологической практике подобная групповая работа находила свое место. Этот эффект мы связываем с рассмотренной ранее глубинной психологической сопричастностью.

Закономерности:

В процессе глубинной психологической работы в пренатальной области была отмечена закономерность чередования чувственных пере-живаний предельных состояний и последующее осознание соответст-вующих жизненных ситуаций и содеянного, после чего энергетическая насыщенность и чувство страха резко снижались. Особенно значительно снижение таких переживаний происходило после «видения» или «слы-шания» событий в пренатальной области в период собственных «родов». Подобная закономерность наблюдалась и в других подобных ситуациях.

Наиболее устойчиво и масштабно проявлялась закономерность прямой зависимости объекта мистического содержания и степени тяжести, а также сложности психологической работы по обнаруже-нию и осознанию содеянного. Чем больше была степень мистифициро-ванности психики и наполненность ее мифическими понятиями демони-ческого характера, тем она была психологически тяжелее и негативно энергетически насыщенней. В данном ключе проявлялись и другие закономерности. Оказалось, что не только количественная, энергетичес-кая, но и качественная модальная характеристики мистических содержа-ний имели определенные закономерные смысловые связи с психологи-ческой проблематикой индивида. Подобно интерпретации снов ставало возмож-ным через интерпретацию мистических содержаний идентифи-цировать сущность содеянного. Наиболее тяжелым было, как правило, содеянное, связанное с религиозными мистическими содержаниями и демонической духовной феноменологией языческого и христианского характера. Исходя из этого, можно даже предположить, что определен-ные религиозные группы концентрируют людей по характеру мистичес-ких психических содержаний, связанных с наиболее тяжелыми события-ми в период тоталитаризма, соответствующих содеянному в культурно-историческом процессе.

    В природных тренингах в процессе ДППТ была отмечена законо-мерность изменения ведущей роли в психологической работе со стороны психолога и природы. По мере приближения к предельным состояниям это соотношение изменялось в сторону природы. И в момент наступ-ления предельных трансцендентных состояний активность психолога становилась минимальной или даже практически нулевой. Любые его попытки искусственного проявления такой активности заканчивались неудачей. Их можно расценивать как следствие творческих проявлений самого психолога.

    Определенная закономерность была отмечена между содержани-ем, качественной характеристикой всевозможных проявлений мимики, пантомимики, голоса, движений, поз и т.п. с сущностью и содержани-ем психологических невротических состояний, порожденных содеянным.

    ДППТ позволила выявить общую глобальную закономерность функционирования всей духовно-психологической природной практики как духовно-природного образования, направленного на душевное совер-шенствование человека. Это взаимоотношение между внутренними и внешними психическими образованиями и содержаниями в человеке, которым соответствует необходимое соотношение ориентирующей и определяющей психологической работы. Это в конечном итоге приводи-ло к пониманию, осознанию и принятию содеянного, дающего право на выполнение соответствующего дела и дела жизни. Причем, здесь нельзя говорить о какой-то закономерной очередности функционирования таких ориентирующих и определяющих факторов. Как показала практика, как только активизировался один, сразу же происходила соответствующая реакция другого. Главной закономерностью здесь являлся вполне опре-деленный и гармоничный баланс их активности. Это было основой оптимальной организации функционирования духовно-психологической природной практики. При нарушении такого баланса происходило торможение в психологическом развитии человека в виде психоло-гического «зависания» (при избытке внутренней, ориентирующей состав-ляющей) или «трудоголизма» (при избытке внешнего фактора в виде определяющей составляющей).


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 112; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!