В теоретико-методологическом ДЖ-формате



 

Концептуально-схематически это пространство функционирует так. Готовность к выполнению дела жизни появляется с овладением смысла жизни, что рефлексируется как заполнение «экзистенциального вакуума» (по В.Франклу), возникают неустойчивые динамические систе-мы как характерные состоянияв жизни человека. В результате объекти-визируется высшее предназначение человека как рефлексирование «другого». Попадание в дело жизни происходит благодаря случайному возникновению соответствующей ситуации, которая инициируется объектом с позиций высшего предназначения и опредмечивается каксмысл жизни. Удержание в деле жизни осуществляется благодаря воз-никновению мыследеятельностной динамики и соответствующей Моти - вации, которая определяет дело жизни как субъект высшего предназ-начения и активизирует пояс коллективно-группового мышления (мД). Идентификация дела жизни осуществляется благодаря возникновению необратимости в результате поступкового действия, которое опреде-ляет метод как поступковый психологический механизм и активизирует пояс мысли-коммуникации (М-К) как мысле-деятельностно-поступковой функциональной системы. Выполнение дела жизни осуществляется бла-годаря образованию диссипативных структур в результате поступково-го последействия, которое активизирует пояс чистого мышления (М) в мысле-поступковой функциональной системе и завершает методологи-ческий цикл творения духовного продукта соответственно требованиям объекта. Это наиболее важный этап функционирования поступкового механизма, потому что именно здесь происходит окончательная «оценка качества» духовного продукта благодаря полному разрушению старых и созданию новых жизненных систем, отвечающих обновленному одухо-творенному состоянию человека. Мы соглашаемся с В. В. Знаковым (Знаков, 1999) в том, что механизм творения духовного продукта осно-ван на соотношении текущего состояния осмысляемого субъекта (пони-маем как осуществление дела жизни), с тем, каким он должен быть в идеальном эталонном варианте (понимаем как высшее предназначение). Исходя из этого, творение духовного продукта может происходить: бла-годаря интеллектуальным и этическим усилиям человека, направленным на устранение противоречий между реальными социальными ситуа-циями и нормативно-идеальными; благодаря осознанию своего места и роли в универсуме в отношениях с другими людьми как постоянного движения личности к идеалу путем разрешения противоречий; в мораль-но-этических продуктах жизнедеятельности, памятниках старины, произ-ведениях науки и искусства как объективизации творчества высших проявлений человеческого духа; в ситуативных и личностных факторах, связанных с угрозой для жизни, что способствует возникновению у человека духовных состояний; в обращении к высшим ценностным инстанциям конструирования личности путем саморазвития и само-реализации и др.

Особенное место занимает наблюдатель, который олицетворяет Человека как субъекта общения с Природой и Духом благодаря поступ-ковому психологическому механизму.

Категориальное пространство самоопределения теоретико-методо-логической модели в ДЖ-формате находит себя в измерении «понимание – рефлексия» в виде трехсоставной трехуровневой «матрешко»-ступен-чатой структуры. Причем, понимание и рефлексия здесь существуют на всех уровнях и во всех составляющих как необходимая «рабочая суб-станция». Понимание рассматривается как производная смысла, а реф-лексия - как производная пайдейи и праксиса души. В избранной нами «расширенной» научно-психологической парадигме такое измерение простирается далеко за рамки научно-натуралистического формата. В этом контексте А.Н.Леонтьев, анализируя «образ мира», говорил о «пя-том квазиизмерении» (Леонтьев, 1983), Г.П. Щедровицкий предусмат-ривал максимальное развитие психологии при условии выхода на первый план творения нового мыследеятельностного мира через рефлексию (Щедровицький, 2004). В нашей парадигме понимаемо-рефлексивная субстанция создает необходимую среду творения духовного продукта для «другого», что созвучно с позицией В.А. Роменеца, который отме-чал, что производство для других придает поступковому действию ис-тинный смысл и является проявлением настоящего мастерства самого действия (Роменець, Маноха,1998).

Базовым методологическим ориентиром здесь выступает ДЖ-само-определение как реализация смысла жизни в виде дела жизни благодаря поступку, что является конструктивно-функциональной производной ме-тодологического принципа «единение несоединимого». Смысл жизни рассматривается как внутренняя, психологическая, субъектная инстан-ция, которая больше принадлежит человеку, а дело жизни как внешняя объектная субстанция, больше принадлежащая «другому». Критерием качества функциональной «единицы» выступает поступковое действие.

Категориальное пространство самоопределения теоретико-методо-логической модели в ДЖ-формате базируется на методологических ка-тегориальных парах «объект-субъект» и «предмет-метод», центрируе-мых благодаря деятельностному и поступковому механизмам (рис.6). Структурно он разделяется на три самостоятельных методологии: психо-логическую, направленную на «уклонение» от выполнения дела жизни; жизненную, направленную на выполнение дела жизни «для себя», и ду-ховную, направленную на выполнение дела жизни «для другого». Они функционируют на соответствующих трех уровнях, состоящих из теоре-тической, деложизненного самоопределения и функционально-практи-ческой составляющих.

В организациивектора понимания методологического пространства доминирует структура по типу «матрешки», которая образуется из сос-тавляющих: теоретической, деложизненного самоопределения и функ-ционально-практической. Теоретическая составляющая формируется на основе принципа «единения несоединимого» и базируется на категориях «смысл жизни», «поступок» и «дело жизни». В составляющей деложиз-ненного самоопределения происходит выбор между «уклонением» от осуществления дела жизни, осуществлением дела жизни «для себя» и осуществлением дела жизни «для другого», что в сущности сводится  к выбору пути «жизни-деятельности» или «жизни-поступка». Функцио - нально-практическая составляющая находит себя в формировании и использовании соответствующих методологий (методологических меха-низмов), а именно: психологической, жизненной и духовной, что пред-ставляет собой целостное функционально-методологическое прост-ранство, которое прорабатывается благодаря понимаемо-рефлексивной субстанции.

В организации рефлексивного вектора методологического прост-ранства доминирует ступенчатая структура на психологическом, жизнен-ном и духовном уровнях, функционирующая с помощью соответст-вующих методологий.

  РЕФЛЕКСИЯ

П Р И Н Ц И П С О В М Е Щ Е Н Н Я Н Е С О В М Е С Т И М О Г О

  СМЫСЛ ЖИЗНИ                                                             ПОСТУПОК                                                                ДЕЛО ЖИЗНИ

ДУХОВНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ (выполнение дела жизни „для другого”,

праксис души)

   

Р          Е          Ф          Л          Е          К          С          И          Я

ПСИХО-ДУХОВНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ  (выполнение дела жизни „для себя”, пайдейя души)

   

П       О       Н       И       М       А       Н       И       Е

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ М ЕТОДОЛОГИЯ (отстранение от выполнення дела жизни, „замирание” души)

 


Обще-тео-рети-ческо е

Дело жизненное

Функционально-практическое (методологические механизмы)

*

           

Рис. 6. Категориальное пространство самоопределения

Методологического ДЖ-формата

Психологическая методология функционирует на основе деятель-ностного психологического механизма, где основным условием является создание «поля инструментальной правды» (Знаков, 1999).

Сюда относятся аморальные поступки, которые по характеру дей-ствия также можно считать деятельностными. Как указывал                 В.А. Роменец, они предусматривают наиболее адекватное понимание, предварительную подготовку к осуществлению и тщательный анализ по-ведения после этого, чтобы скрыть истинные мотивы (Роменець, Маноха, 1998). Происходит накопление определенного «массива страда-ний» как духовного потенциала, создающего необратимую интенцию от-носительно необходимости в будущем осуществлять уже высоконравст-венные поступки. Практически почти весь инструментарий этого мето-дологического формата построен на понимании, основная функция которого заключается в психологической проработке искаженных смыс-лов, которые А.Н. и Д.А. Леонтьевы называют «личностными» (Леонтьев, 1983; Леонтьев Д., 1999).

В функционировании психологической методологии цель векторно задается объективной необходимостью проработки «массива страданий» путем их осмысления как «содеянного» и опредмечивания соответст-вующих деяний. Это стимулирует возникновение мотивации относи-тельно субъективизации этих деяний на основе традиционной индиви-дуальной и групповой психологической практики. Способом реализации является соответствующее деятельностное действие, а методом – психо-логический анализ «содеянного». Как результат функционирования ме-тодологии, появляется понимание совершенных деяний и их осознание в виде негативного жизненного опыта. Это и является психологическим продуктом, который обнаруживает «массив страданий» и обеспечивает возможность перехода к жизненной методологии. На этом уровне может функционировать пояс социально-организованного и культурно закреп-

ленного индивидуального и коллективного мышления (мД)  (Щедровиц-

кий, 1995; Щедровицький, 2004; 2005).

Наша практика показывает, что психологическая методология обычно способствует уклонению от осуществления дела жизни. В совре-менной жизни и культуре украинского общества этот уровень понима-ется как «постмайданный синдром» (Ткаченко, 2006а).

Жизненная методология выполняет функцию связующего звена между психологическим и духовным уровнями благодаря ДЖ-самооп-ределению, интегрирует психологическую и духовную методологии, где основным условием является создание «поля этической правды» (Знаков, 1999). Следует отметить, что психологическая и жизненная методологии функционируют по разным принципам, что обусловлено разным харак-тером протекания поступкового и деятельностного психологических механизмов. Но они связаны через психологическую функцию понима - ния, благодаря которой человек осознает необратимость осуществления высоконравственных поступков как альтернативы уже осуществленным аморальным и безнравственным. Здесь определяется место витакультур-ного пространства, в котором теоретически строится соответствующая практика и методология в рамках концепции А. В. Фурмана (Фурман, 2005). В таком пространстве совмещаются витальное (жизненно-природ-ное) и культурное (общественно-духовное) психические содержания, куда уже не может полностью включаться психологическая плоскость как лишенная позитивной культурной функции в осуществлении дела жизни человека, а также еще не совсем достигается духовная плоскость, где выполняется высшее предназначение человека. В таком методоло-гическом формате уже предусмотрено осуществление дела жизни за счет «включения» поступкового психологического механизма благодаря не-обходимости «деложизненного» выбора и творения жизненного духов-ного продукта на основе поступкового последействия в форме интерио-ризации и катарсиса как субституции (замещения субъективно искажен-ных виртуальных психологических смыслов на объективные, отвечаю-щие жизненной реальности) (Роменець, Маноха, 1998).

Жизненная методология и ее категориальное пространство обра-зуются благодаря деятельностному и поступковому психологическим механизмам. Поступок, направленный на осуществление «дела жизни», функционирует вместе с деятельностью, которая направлена на «дело», одновременно обеспечивается и самосохранение как обеспечение физии-ческого существования и накопление «массива страданий», так и выпол-нение дела жизни «для себя». Такой характер сосуществования поступка и деятельности обусловливает соответствующее содержательное напол-нение методологического категориального пространства, где объектом выступает пайдейя индивидуальной души человека, субъектом является содеянное вследствие высоконравственных и аморальных поступков, предмет рассматривается как смысл содеянного, а методом избирается психо-духовный анализ содеянного. Начало функционирования методо-логии задается объективной необходимостью окультуривания (пайдейи) души благодаря осознанной цели и ситуации, которая возникает как «закономерная случайность». Это требует опредмечивания смысла со-деянного, в результате чего возникает мотивация к субъективизации пайдейи души. Для этого используется метод психо-духовного анализа содеянного, что одновременно может происходить и на поступковой, и на деятельностной основе. Результатом является последействие как глу-бинная интериоризация вплоть до уровня рефлексии индивидуальной души и катарсиса в виде субституции. Именно здесь происходит замеще-ние ранее накопленного и осознанного негативного опыта совершения аморальных и безнравственных поступков в виде «массива страданий» на позитивный опыт высоконравственных поступков в виде индивиду-ального «духовного продукта», который обеспечивает развитие и окуль-туривание (пайдейю) индивидуальной души до необходимого уровня взрослости как способности к последующей работе (праксису). Именно такой духовный продукт уже является осуществлением дела жизни и позволяет перейти к следующему духовному методологическому уровню.

С позиций концепции мыследеятельности Г. Щедровицкого здесь может существовать пояс мысли-коммуникации (М-К) (Щедровицкий, 1995; Щедровицький, 2004; 2005) благодаря функции понимания между изначально виртуальной психологической и искомо реальной жизненной плоскостями на основе деятельностного психологического механизма, который специфически функционирует на уровне аморальных и без-нравственных поступков и функции рефлексии между реальножизнен-ной и действительно духовной плоскостями на основе поступкового механизма, который специфически функционирует на уровне высоко-нравственных поступков. В современной жизни украинского социума и культуре эта сфера понимается и рефлексируется как «постмайданный эффект» (Ткаченко, 2006а).

Духовная методология является наиболее весомой в осуществ-лении дела жизни, поскольку предназначена «для другого». Здесь посту-пок, как основа функционирования методологии, приобретает наивыс-ший уровень, выходит за рамки индивидуальной психики и души, начи-нает работать на социальном, национальном, мировом и универсумном уровнях, где основным условием является создание «рефлексивного поля правды» (Знаков, 1999). Объектом здесь выступает «Другой», которым может быть Человек, Нация, Мир, Вселенная, а субъектом – индивиду-альная душа человека, успешно прошедшая этап пайдейи и начавшая праксировать. Тогда предметом становится «чистый» духовный продукт для «Другого», а методом избирается духовный анализ дел, направлен-ный на его творение. Эта методология полностью базируется на поступ-ковом деянии, которое включает последействие в форме катарсиса в виде очищения и преображения души. Она возвышается над первыми двумя и отрицает влияние с их стороны, предусматривает лишь использование созданной ими почвы в виде соответствующего психологического и жизненного продукта.

Функционирование такой методологии начинается с возникновения ситуации, полностью обусловленной «Другим», как «закономерной слу-чайности», без всяких признаков осознанной цели. Она задает вектор в сторону необходимости создания предмета в виде наилучшего духовного продукта. Это в свою очередь мотивирует работу (праксис) индивидуаль-ной души и побуждает к поступковому действию, которое прорабаты-вается на основе метода духовного анализа дел, приводящего к творению духовного продукта на основе катарсиса в виде очищения и преобра-жения души. Результатом методологии является кардинальное обновле-ние, одухотворение человека, он становится иным в соответствии с объ-ективными требованиями «Другого».

Качественно иной характер имеет соотношение жизненного и духовного методологического пространства. Их взаимосвязь существует лишь благодаря рефлексии. То есть, осознанное влияние происходит исключительно в направлении «от Другого», а духовный продукт также односторонне направлен «к Другому». Благодаря этому осуществляется значительная селекция при прохождении через такой рефлексивный «фильтр», определяющий эффективность функционирования жизненной методологии благодаря пайдейе индивидуальной души. Если пайдейя души оказывается недостаточной, рефлексии духовной методологии не происходит. По концепции мыследеятельности Г. П. Щедровицкого, эта методология функционирует в поясе чистого мышления (М) в сфере объективной духовной действительности.

Наилучшей демонстрацией эффективной рефлексии и включения духовной методологии на наивысшем уровне можно считать феномен «истинного Майдана» (Ткаченко, 2006а).

Таким образом, теоретико-методологическая ДЖ-модель концеп-туально выглядит так. Общий формат определяется «деложизненной» теоретической концепцией, который образуется из психологической, жиз-ненной и духовной структурных составляющих, где реализуются соответственно «уклонение» от дела жизни, выполнения дела жизни «для себя» и выполнение дела жизни «для Другого». Базовым функци-ональным механизмом является поступковый. В психологической струк-туре функционирует негативный аморальный, безнравственный, в жиз-ненной - позитивный нравственно-этический, в духовной – духовный поступковый механизмы. Рабочей субстанцией является понимаемо-рефлексивная. В психологической структуре функционирует понимание, в жизненной - понимание и рефлексия, в духовной - только рефлексия. Основным условием является правда в виде создания ситуативного «поля правды», где инструментом выступает соответствующее слово правды. Условием функционирования психологической структуры является инст-рументальная правда, жизненной - этическая правда, духовной – рефлек-сивная правда.

Такая методология оказывается одновременно как функциональной составляющей высшего предназначения и как продуктом жизнетвор-чества человека, она имеет как общие объектные, так и индивидуальные субъектные характеристики. Поэтому основным условием ее полноцен-ного функционирования является сочетание в личности как общих объ-ективных идеальных характеристик высшего предназначения, так и реальных жизненных характеристик по принципу «единения несоеди-нимого».

Тогда, на основании ДЖ-методологии, определяющей «вчерпыва-ние» человека-разумного в духовный мир путем стремления его лич-ности к достижению своего идеала как высшего предназначения, становится возможной трансформация в человека-одухотворенного/вра-зумленного, что происходит благодаря соответствующей ДЖ-практики, которую мы разделяем на индивидуальную и групповую, а также соци-альную.  

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 107; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!