Рис2. Взаимоотношение «пассионарности» и «дела жизни»



 

Поэтому, под высшим предназначением также можно понимать «идеальную личность» как конечную форму развития человека в про-цессе жизни. А методологию достижения высшего предназначения и энергетическое обеспечение будем рассматривать в контексте нововве-денной категории «дело жизни», где они определяются как «деложиз-ненная методология» и «деложизненный мотив».

Человеческую суть в научной психологии Б.С. Братусь видит в под-сознании (психоанализ), характере (бихевиоризм), личности (гуманис-тическая психология), а психологию человека - в нравственной психоло-гии. При этом в ходе продуктивного развития подсознание, характер, личность «снимаются» соответственно сознанием, личностью, челове-ком. Здесь личность является внутренним ключем развития человека, который на определенном этапе исчерпывает свои возможности, лич-ность отбрасывается как сослужившее, усвоенное, и открывается во всей полноте то, чему она служила. Нравственная психология, восходящая к человеку, способна вместить исследование разных сторон (этапов) пси-хологии человеческого развития, объединенных общей задачей обрете-ния человеком своей сущности, своего понятия. Человеку необходимо наличие целостного образа будущего, который живет в нем, в который он верит. Отмечая гуманитарную (имеющую конкретно-ценностные точ-ки опоры вне себя для духовного роста, саморазвития, самоактуали-зации), нравственную (дающую определенное, вне ее обнаруживаемое понимание сущности человеческого развития), Христианскую (подразу-мевающую признание абсолютных оснований нравственности, созна-тельную ориентацию на христианский образ человека, христианское понимание его сущности) линии развития психологии, Б.С. Братусь акцентирует, что ушло время безответственной психологии, настала пора проявить личность, выбрать и осознать общие смыслы и ориентиры движения, понять и честно признать, какому образу человека мы соби-раемся служить, соответствуя своей профессиональной деятельности. (Братусь,1997)

Научная идея, побудившая к проведению данного исследования, возникла в ходе авторских эмпирико-практических изысканий под влия-нием кризисных процессов в обществе на рубеже двадцатого и двадцать первого веков. Они привели к предположению, чтоопределенные усло - вия существования современного человека и общества, наполненные критическими профессиональными и жизненными ситуациями, в соче - тании с соответствующей психологической практикой, способствуют самоопределению и развитию личности в стремлении к достижению своего высшего предназначения. Такие условия мы обозначили как дело-жизненный формат. Пилотная психологическая практика и эмпирии-ческие исследования показали, что это происходит на поступковой осно-ве при доминировании мотива необходимости, активизирующего соот-ветствующую психическую энергию как основную внутреннюю движу-щую силу, обеспечивающую готовность к преодолению критических си-туаций, выступающих в качестве внешнего векторно-ориентирующего фактора. Такие критические профессиональные условия мы наблюдали в процессе профессиональной подготовки при формировании профессио-нальной надежности операторов особо сложных систем управления и психологов при формировании эмоциональной устойчивости и адекват-ности реальной жизни, Подобные критические жизненные условия отмечались в процессе авторской индивидуальной и групповой психо-логической практики деложизненного самоопределения личности, что требовало достижения психологом особого функционального состоя-ния, нейтрализующего собственные личностные деформации; на социо-культурном уровне в процессе социальной практики, отмеченной при исследовании общенационального социально-психологического кризиса, известного как феномен «майдана».

Для реализации данной идеи предлагается авторская концепция, предполагающая расширение общепсихологической научно-теоретичес-кой, методологической и практической парадигмы путем введения категориального понятия «дело жизни», характеризующего стремление к достижению высшего предназначения человека благодаря самоопреде-лению личности в «деложизненном формате» психологического и соци - ального развития на нравственно-этических, духовных основах – психо - логии понимания правды, смысла жизни, поступка, души. Это в извест-ной степени позволяет осознавать новое состояние общества и роль обновленной психологической науки и практики, активизирует и упоря-дочивает общественное духовное производство.

Отсюда констатируем проблему исследования.На глобальном фи-лософско-мировоззренческом уровне она состоит в выборе направления дальнейшего развития личности и общества, детерминированного дости-жением высшего предназначения и развития человека в ДЖ-формате.

На общепсихологическом уровне данная проблема конкретизиру-ется как «деложизненное» самоопределение (ДЖ-самоопределение) лич-ности на духовном, жизненном и психологическом уровнях. (Самоопре-деление на духовном уровне детерминировано формированием идеаль-ной личности «для другого» и ориентацией на духовный мир. Самоопре-деление на жизненном уровне детерминировано формированием идеаль-ной личности «для себя» и ориентацией на витакультурный жизненный мир. Самоопределение на психологическом уровне детерминировано ориентацией на отказ от формирования идеальной личности и достиже-ния высшего предназначения, уход в виртуальный психический мир с последующим саморазрушением).

Цель исследования научная постановка проблемы достижения человеком своего высшего предназначения на основании: введения кате-гориального понятия «дело жизни» и соответствующих теоретической, методологической и практической концепций; исследования самоопре-деления личности в ДЖ-формате, обусловленном критическими профес-сиональными и жизненными ситуациями как неотъемлемыми характер-ными условиями современного личностного и общественного развития. 

Объектом исследованияявляется высшее предназначение человека, включающее: идеальную личность как конечную форму ее развития; методологию формирования идеальной личности как переход от началь-ной к идеальной форме; практику самоопределения и формирования идеальной личности путем психологической отработки личностных деформаций и творения духовного продукта.

Предметом исследования являются особенности самоопределения личности в критических профессиональных и жизненных ситуациях, представленные на основании психологического понятия «дело жизни», субъективизирующего высшее предназначение человека в виде: «дело-жизненной» личности (ДЖ-личности) как особого качества в виде инди-видуального духовного продукта формирования идеальной личности; «деложизненной» методологии (ДЖ-методологии) как функционально-го духовного продукта и инструмента субъективизации высшего пред-назначения; «деложизненной» практики (ДЖ-практики) как психологи-ческой отработки личностных деформаций и творения духовного продукта.

Теоретическая гипотеза исследования основана на предположе-нии, что сознательное достижение высшего предназначения путем фор-мирования идеальной личности осуществляется в критических профес-сиональных и жизненных ситуациях в ДЖ-формате на основании прин-ципа «единения несоединимого» (как вариант «совмещение несовмес-тимого») в одномоментном функциональном единстве: 1) теоретической концепции на основе категориального понятия «дело жизни»;2) мето-дологии ДЖ-самоопределения как системы формирования идеальной личности; 3) ДЖ-практики как психологической отработки личностных деформаций, обусловленных отклонением реальной формы личности от идеальной и творения духовного продукта.

Для решения разноплановых задач данного исследования приме-нялись методы разного уровня – от философско-методологического ана-лиза до традициионных экспериментальных и авторских эмпирических и практических методик. Главные теоретические результаты были получе-ны с помощью: а) аксиоматического метода; б) метода феноменологи-ческого анализа; в) метода теоретико-методологического анализа; г) ме-тода категориально-типологического анализа. Основные методические и практические результаты работы получены благодаря сочетанию д) эм-пирико-практического жизненного метода на основании анализа нар-ративных материалов и е) метода эмпирико-практического форми-рующего эксперимента.

В нашем исследовании возникла потребность в коррективах основ-ных принципов научных поисков истины, связанных с органическим сочетанием глобальных и индивидуальных характеристик, когда на пер-вый план выходит аксиоматический и феноменологический подход.

Главным методологическим основанием работы выступили: «фило-софия духовного производства» (К.Маркс), «философия мифа» (А.Ф.Лосев), «философия практики» (Л.С. Выготский) и «философия ненасильственного развития» (И. Н. Острецов). Исследование основыва-лось как на общепсихологических традициях, заложенных Л.С. Выгот-ским, Д.Н. Узнадзе и развитых С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, В.А. Роменцом, так и на нетрадиционных методологических направ-лениях Г.П. Щедровицкого, А.Г. Асмолова, А.В. Фурмана. Теоретико-методологический смысл настоящего исследования определяется субъек-тивизацией и опредмечиванием высшего предназначения человека как формирования идеальной личности на основе нововведенного категори-ального понятия «дело жизни» и соответствующей методологической концепции ее осуществления, что обусловлено концепцией                   Л.С. Выготского о начальной и конечной форме развития личности и превращения психологии в психопрактическую дисциплину, которую мы предлагаем рассматривать в контексте ДЖ-практики, ориентирован-ной на творение духовного продукта и наполнение Разума.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!