Интегральный тип темперамента: NT-Прометей.



Из всех типов людей INTP наиболее тонко понимают и ценят мысль и речь: они мгновенно подмечают детали и дефекты речи, их интересует сам процесс мышления (Не то чтобы мгновенно, но если видят какие-то напряжения, готовые вот-вот разрядиться непредсказуемым способом, они действуют быстро, чтобы предотвратить их.). К INTP наилучшим образом подходит определение "архитектора" – архитектор идей и систем, так же как архитектор, в буквальном смысле слова.

INTP с лёгкостью обнаруживают противоречия в тех случаях, когда их не видят представители других типов. Мгновенная оценка ситуации – замечательное интеллектуальное свойство INTP. Люди этого типа чётко сознают соответствие между целями и средствами, и это делает их способными к концентрации внимания и усилий на одной выбранной ими деятельности (Вообще-то INTP инертны в выборе цели и какое-то время настраиваются на работу, собираются с силами, прежде чем включиться в неё. Тогда, да, сосредотачиваются на чём-то одном.). Авторитет, опирающийся на чин, звание или общественное мнение, ничего не значит для INTP. Только истины, опирающиеся на логику и доказательства, имеют вес. INTP не выносят болтливости и отсутствия чувства меры. В своём стойком стремлении познать Вселенную INTP изучают законы природы. Научная любознательность – движущая сила людей этого типа. (Очень верно. Но это сказано про горожан. Где-нибудь в конголезских джунглях "научная любознательность" вряд ли найдёт себе место.)

INTP уважают и ценят интеллект и знание в окружающих и в себе самих, но могут превратиться в интеллектуальных дилетантов в результате чрезмерного накопления разнообразной информации (Это – вряд ли. Широкая эрудированность – только побочное следствие стремления глубоко понять действительность.). Однажды узнав что-либо, INTP прилагает все усилия, чтобы не забыть это. Непрерывный анализ может даже мучить INTP. Подняв проблему, INTP не может остановиться до тех пор, пока вопрос не будет им детально изучен во всей своей сложности (Я бы сказал "во всей полноте". А "сложность" может либо быть, либо не быть. Ведь неизвестно насколько сложен предмет, который только начинаешь познавать.). INTP могут быть интеллектуальными снобами и временами невнимательно относиться к менее одарённым людям. Это свойство часто приводит к конфликтам – люди считают таких INTP надменными и высокомерными. (Случается такое.)

Для INTP мир существует для того, чтобы быть понятым (Именно так!). Действительность – лишь среда для применения идей (Ну, и сразу – такая промашка! Это заявление полностью перечёркивает предыдущее. INTP так обычно не думают.). Существенно, что Вселенная понятна для INTP, и всё имеющееся в ней устроено верно, с чувством соответствия назначению и без чрезмерностей (Ну, нет! Эта огромная Вселенная, да чтоб так вот сразу сделалась "понятной"… да ещё "без чрезмерностей". Это уж какая окажется в итоге исследований, такую и примем.). Такова точка зрения INTP, и ему абсолютно неважно, что по этому поводу думают другие. (Очень важно насколько она соответствует действительности.)

INTP – логики, математики, философы, учёные; любое дело, в котором требуется архитектор идей, – дело для INTP. Однако не следует требовать от INTP разработки методов применения теорий на практике. INTP – архитектор систем, он предоставляет другим возможность строить, воплощать и применять. Очень часто поэтому работа не создаёт громкого имени INTP. Строитель и организатор, воплотивший идею, пожинает плоды с пышного дерева славы, а INTP – истинный творец идеи – остаётся в тени. Бывает, что оценить теоретическую работу INTP можно лишь через немалый промежуток времени – тогда работа может даже вовсе запылиться и затеряться на книжных полках, так и не найдя своего "строителя". (Весьма реалистично описано.)

INTP не склонны к писательству, коммерции, искусству (Отчего же?). Не подходит INTP и конторская работа, они невнимательны в выполнении повседневных, рутинных операций (Это – да!). Однако они являются замечательными учителями, особенно в вузах (А это – тоже рутина.). Они предпочитают работать не спеша (Получается обычно работать с переменной интенсивностью: то аврал, то застой. А "не спеша" – не получается.), с перерывами и в одиночестве (Часто между "одиночеством" и "уединением" не делают различия. Текст этот переводной, как написано в оригинале, я не знаю. Но для INTP одиночество тягостно, а уединение для раздумий необходимо.). Чтобы хорошо организовать использование таланта INTP, нужно дать ему несколько помощников, способных подхватить и воплотить любую идею (которые INTP "вырабатывают" постоянно) до того, как автор потеряет к ней интерес. (Далеко не все INTP бывают талантливыми настолько, чтобы приставлять к ним "помощников".)

INTP серьёзно относятся к семейным проблемам – они преданные и надёжные супруги, временами даже слишком озабоченные (Надуманное что-то.). Они не приветствуют постоянную общественную активность супруга, им неприятна дезорганизация в доме (Возможно.). В любом случае только партнёр INTP способен организовать жизнь и благоустроенный быт в доме. Что же касается INTP, то если бы его не трогали, он оставался бы со своими мыслями и книгами до тех пор, пока неотложные физические потребности не оторвут его от размышлений (Где-то так.). И всё-таки INTP – хороший покладистый сосед, с ним легко ужиться, правда, иногда INTP забывают о праздниках, встречах и ритуалах в семейной жизни, пока им не напомнят (Очень характерно.). Для INTP может быть сложным выразить на словах свои эмоции (Тут было бы уместней вместо "эмоции" вставить "отношение".), и супруг INTP часто полагает, что он (она) не представляет собой никакой загадки (Хм. А если это супруг того же типа?). INTP-родители – образец преданности, они любят детей и с постоянным вниманием относятся к их воспитанию (Это, по-моему, к типу отношения не имеет.). В доме, где родитель-INTP, всегда спокойная, мирная атмосфера, без строгой дисциплины, но всё отлично устроено. (Возможно, что ИЛИ к этому стремится. Но в семье есть ещё и другие взрослые люди со своими представлениями о сущем и должном. Может так и не получиться.)

INTP общаются с внешним миром с помощью интуиции (Вона как! Откуда взялось такое ограничение?), их сильнейшее качество – мыслительные функции – остаётся относительно скрытым за сложными ассоциациями (Какие-то искусственно-умозрительные рассуждения.). Поэтому люди часто не могут понять INTP, считают их заумными и редко оценивают по достоинству их уровень интеллектуальных способностей (Способности у INTP бывают всякие. Не у всех они выдающиеся настолько, чтобы всех ИЛИ считать "заумными".). INTP обычно несколько застенчивы, за исключением разве что общения с самыми близкими друзьями (Есть такое. Особенно в молодости.). Они очень покладисты до тех пор, пока не затронуты их принципы. Если же принцип задет, они становятся абсолютно несговорчивыми (И такое бывает.). Проблемы в понимании INTP возникают потому, что они любят сложные мысли (Такой самоцели нет. Если предмет познания прост, то и способ его описания тоже прост. Если предмет познания сложен, то и мысли порождает сложные.) и не выносят штампов и банальностей (Это – да!), предпочитая оставаться непонятыми в своей блестящей сложности (Какой-либо радости такое положение не приносит. Это не является сознательным стремлением INTP – так иногда получается просто по ходу жизни.). Их эмоциональные качества могут оставаться недоразвитыми (Это как?), поэтому INTP часто бывают нечувствительными к желаниям окружающих, иногда даже не подозревая о возможности существования подобных желаний (Заблуждение. Ведь они "с легкостью обнаруживают противоречия в тех случаях, когда их не видят представители других типов". Чтоб такие зоркие и внимательные люди да чего-то не заметили?).

 

В этом описании много верно подмечено. Хотя заметен крен в сторону подробного расписывания замечательных умственных способностей INTP. И как-то скомкано и поверхностно представлены его душевные свойства. В целом, опираясь на это описание, можно провести типирование.

INTP ( Introverted iNtuitive Thinking Perceiving) (от BSM Consulting[47])

 

A love of problem-solving

(Нравится находить решение проблем. (Эпиграф точно отражает устремления представителей этого типа))

Порядок предпочтения функций:

Доминирующая — Интровертное Мышление

Вспомогательная — Экстравертная Интуиция

Третья — Интровертное Ощущение

Подчиненная — Экстравертное Чувство

 

INTP живут в мире теоретических возможностей (Далеко не все INTP работают теоретиками. Не стоит так явно делать упор на "теоретичность" устремлений INTP.). Они видят всё в контексте того, как это могло быть улучшено или во что это можно было бы превратить (Вот так-то лучше.). Они живут, прежде всего, внутри их собственного разума (Это как?), и способны анализировать сложные проблемы, опознавать модели, и давать логические объяснения. Они ищут ясность во всём, и стремятся получать и формировать знания (Похоже.). Это «рассеянные профессора», которые высоко ценят интеллект и способность применять логику к теориям для нахождения решений (Не все INTP – профессора. Не все – теоретики.). Им свойственна настолько сильная тяга к даче логического объяснения проблемам, что они проводят большую часть жизни внутри собственной головы (Тут судя по всему буквально перевели с английского.) и могут не придавать ни ценности, ни большого значения окружающему миру (Это уже крайность.). Их естественное стремление обращать теории в форму, удобную для конкретного понимания, может превратиться в чувство личной ответственности за решение теоретических проблем и помочь обществу в движении к более полному пониманию.

INTP ценят знания превыше всего. Их разум постоянно работает над созданием новых теорий, доказанием или опровержением существующих (В том случае, когда они занимаются наукой. В остальных – на создание теорий не замахиваются.). Они подходят к проблемам и теориям с энтузиазмом и скептицизмом, игнорируя существующие правила и мнения, и создают собственный подход к решению (Опять же, если они занимаются какими-то исследованиями. В других случаях это проявляется не столь ярко.). Они ищут модели и логические объяснения во всём, что их интересует. Они обычно крайне сообразительны и способны давать объективную критику в своём анализе (Способности, на мой взгляд, не имеют строгой связи с соционическими типами.). Они любят новые идеи, и приходят в возбуждение от абстракций и теорий (Вряд ли. Это больше свойственно ЭСЭ и ЭИЭ.). Они любят обсуждать эти концепции с другими. Они могут казаться «мечтательными» и отрешёнными от окружающих, потому что проводят много времени в размышлениях над теориями внутри собственной головы (Не столько над "теориями", сколько над замыслами, планами, проектами.). Они ненавидят работу с рутинными вещами — они бы с большим удовольствием предпочли создавать сложные теоретические решения, оставляя реализацию системы другим (Для исследователей – так и есть. Но далеко не все INTP – исследователи.). Они очень интересуются теориями и тратят большое количество времени и энергии для нахождения решения проблемы, возбудившей их любопытство (Ну а если это мирные сельские жители? Не станут они много времени на "теории" тратить.).

INTPs не любят руководить или контролировать людей (В общем – да.). Они очень толерантны и гибки в большинстве ситуаций, однако, как только одно из их свято чтимых убеждений будет нарушено или оспорено, они займут очень жёсткую позицию (Это про всех сказать можно.). INTP склонны очень стесняться, когда дело доходит до знакомства с новыми людьми (В молодости, разве что…). С другой стороны, INTP очень уверен (Перескок с мн. числа на ед. число.) в себе и общителен в круге людей, хорошо ему знакомых, или в обсуждении теорий, которые они (Это про собеседников или про INTP?) понимают полностью.

INTP не понимает или не придаёт значения решениям, сделанным на основе личного субъективизма или чувств (Похоже.). Они всегда стремятся доводить дела до логического завершения (Это уж как получится. Нередко случаются длительные перерывы.) и не понимают ни важности, ни значимости субъективных эмоциональных взглядов в принятии решений (Надо полагать, они делают упор на объективных "эмоциональных взглядах".). По этой причине INTP обычно не считаются с тем, что чувствуют люди, и, естественно, не обладают достаточными способностями удовлетворения эмоциональных потребностей других (Думается, что таких специальных "эмоциональных" потребностей и нет вовсе. Эмоции же сопровождают процессы удовлетворения всех потребностей.).

У INTP могут возникать проблемы со стремлением (чьим?) к величию и социальным бунтом, противоречащими их творческому потенциалу. Так как их чувственная сторона наиболее слаба ("Слаба" не то слово. Скорее – инертна. Из-за чего они довольно часто запаздывают с проявлением своего отношения к происходящему. А чувства у INTP вполне могут быть очень сильными.), у INTP возникает проблема с выражением теплоты и поддержки, необходимых в близких отношениях (Такое больше свойственно молодым INTP. С возрастом они набираются опыта и выражают свои чувства всё более уверенно.). Если INTP не осознает всей значимости проявления внимания к человеческим чувствам, он может стать чрезмерно критичными и саркастичными с другими людьми (Только в том случае, если он столкнётся с совсем уж вопиющим невежеством и некомпетентностью.). Если INTP не способен найти себе место, где бы он мог использовать свои самые сильные стороны, они (не согласованы числа главного и придаточного предложений) могут стать пессимистичными и циничными. Если INTP в достаточной мере не разовьёт свою сенсорную сторону, он может перестать уделять внимание окружающей обстановке и проявлять слабость в исполнении регулярных обязанностей, вроде оплаты счетов и выбора уместной одежды (Нет. Картинка получается нереалистическая. Прям анекдот какой-то.).

Для INTP чрезвычайно важно, чтобы идеи и факты были выражены корректно и кратко (Желательно. Но есть понимание множества трудностей, которые приходится преодолевать на пути к этой цели.). Они предпочитают выражать себя через идеи, которые считают абсолютными истинами (Пафосу многовато.). Иногда, их хорошо продуманное понимание идеи не легко понимается другими, но INTP не свойственно по собственной воле кроить истину только за тем ("затем" слитно надо написать), чтобы внятно объяснить её другим. INTP могут быть склонны отказываться (Наверно, не "отказываться", а утрачивать интерес к уже сделанному делу.) от проекта, как только полностью его представят, и переходить к следующему делу. Важно, что INTP придают большое значение понятному выражению разработанных ими теорий. В конце концов, удивительное открытие ничего не значит, если оно понятно только вам. (Ищут в собеседниках, образно выражаясь, такое место, в которое можно было бы положить сведения о своём открытии. Иногда после многих попыток с горечью убеждаются, что собеседнику все эти исследовательские шедевры нечем воспринять.)

INTP обычно очень независимые, нетрадиционные и оригинальные люди (Опять излишне категоричное заявление. Разброс в пределах типа большой.). Они не склонны придавать большого значения традиционным целям в роде популярности и безопасности. Они как правило имеют сложные характеры и склонны быть неутомимыми (restless) и темпераментными (Опять крайности…). Они очень изобретательны и умеют мыслить неординарно, что позволяет им анализировать идеи нетрадиционным образом (И тут за всех не ручаюсь.). Огромное число научных открытий в мире сделано именно INTP (Это бы фактами подтвердить.).

INTP работает над своей теорией так хорошо, как только может, если делает это независимо от других. INTP может творить поистине замечательные вещи, когда ему предоставлена среда, поддерживающая его творческий гений и возможные изменения (Верно по смыслу, но от пафоса лучше бы воздержаться.). Они являются пионерами новых идей в нашем обществе.

 В тексте этого описания заметны шероховатости, связанные с грамматическими конструкциями, не свойственными русскому языку и проникшими в него из текста оригинала. В целом в описании содержится много верного. Я бы только пафос чуток поубавил.

Осмысление прочитанного

Сортировка описаний

Не переходя на личности, отмечу, что от значительной части рассмотренных текстов веет горней свежестью эмпирей. Редко какие порывы приземлённых запросов практики ухитряются отщипнуть от этих белоснежных витиеватостей что-то ценное для себя.

Какими же богатствами располагает соционика?

Прогностическая ценность 15-ти очень кратких описаний, таких как описание от Панченко, от Шульмана, от Мегедь и Овчарова, от Гуленко 1-е, от Молодцова, от Слинько, от Букалова и Бойко, от Танаева и Карнауха, от Духовского, от Прокофьевой и Кузьминой, от Прокофьевой, от Кушнира, от Якубовской, от Таланова и Малкиной-Пых, и особенно от Блохина, невелика. В последнем случае имеет место набор слов, который даже при самой крайней лояльности нельзя признать описанием. Кроме того из кратких описаний затруднительно сделать предположение о моделях, положенных в их основу.

Есть 13 описаний средних размеров: от Вайсбанда, от Овчарова (детское), от Быстрицкого, от Гуленко 2-е, от Львова, от Долининой, от Давыдовой, от Скулобоева, от Ермака и Росланкиной, от Бесковой и Удаловой, от Филатовой 2-е, от Самойловой, от Калинаускаса. Из них вполне можно уловить суть описываемого типа. Самое древнее из них – описание от Вайсбанда – создавалось на заре соционики, когда широко распространённой ныне в соционических кругах модели А ещё не существовало. И трактовка аспектов тогда была более соответствующая действительности. Во всяком случае ЧЛ (¢) у него  ещё не выродилась в "деловую логику" и вполне реалистично подавалась: "Уверен, что если не отдавать себе отчёта в порядках, царящих в мире, то невозможно жить".

Есть и 9 довольно-таки крупных по размерам описаний: от Хрулёва, от Стратиевской, от Горенко и Толстиоква, от Гуленко (3-е), от Филатовой (1-е), от Седых, от Рейнина, от Голихова, от НООКОМа.

Есть ещё 5 странноватых описаний: потенциальных патологий у Бальзака от Ворощенко (оно, судя по названию, и не претендует на полноценное описание типа), от Шияна (весьма странно составленное описание, изобилующее специфической терминологией), от Чурюмова (чрезвычайно далеко отстоящее от действительности с новыми замысловатыми названиями соционических функций) и от Потёмкиных (почти полностью копирующее описание от Филатовой 2-е). Особняком держится описание от Таланова (опирающееся якобы на экспериментальные данные), содержащее огромный заряд злобы.

В одном описании подробно рассматриваются два подтипа (от Мегедь).

В значительной части описаний используется модель А (они либо явно имеют восьмичленную структуру, либо это угадывается по ходу чтения описаний). К ним относятся описания: от Панченко, от Прокофьевой, от Таланова и Малкиной-Пых, от Ермака и Росланкиной, от Бесковой и Удаловой, от Седых, от Гуленко (все), от Хрулёва, от Стратиевской, от Горенко и Толстикова, от Филатовой (1-е).

На модели Калинаускаса-Рейнина (называемой ещё "штурвалом Калинаускаса") основаны описания от Самойловой, от Рейнина, от Калинаускаса, от НООКОМа. Складывается впечатление, что Самойлова описывает тип механически, основываясь опять же на модели, а не на своём добытом опытом знании. Описание Рейнина по структуре функций похоже на описание Самойловой, только к четырём функциям в нём добавлены ещё четыре со знаком минус. Блещет наукообразием описание от Калинаускаса. Много пространных рассуждений содержится в описании от НООКОМа.

Описание Филатовой (2-е) и Потёмкиных тоже на разработки Аугустинавичуте опирается. Но модель Ю очень старая, которую в дальнейшем Аушра использовать перестала и предложила модель А.

Среди типоведческих описаний одно – от Камерроу, Баргер и Кирби – крохотное, четыре кратких – от Тайгера, от Крегера и Тьюсон (второе), от BSM Consulting и от неизвестного автора. Описания от Крегера и Тьюсон (первое), от Кейрси более пространны. Всего их 7.

Предрассудки об ИЛИ

Из описания в описание кочуют соционические предрассудки. Наиболее распространённые следующие:

Пунктуальность

"ИЛИ точны и пунктуальны." (от Прокофьевой)

"Обычно требуют от окружающих пунктуальности." (от Прокофьевой)

"Умение всё делать вовремя и дождаться своего." (от Горенко и Толстикова)

"Он умудряется, не прикладывая для этого почти никаких усилий, никуда не опаздывать . Более того, даже если сам решит опоздать на встречу, всё равно вряд ли получится. Единственное исключение — если эта встреча ему совсем не нужна, но и тогда задерживается на один и тот же промежуток времени, который не меняется в течение всей его жизни." (от Горенко и Толстикова)

"Пунктуален, если этого от него требуют." (от Гуленко, 1-е)

"На важные для себя встречи приходит вовремя. Существует соционический миф о том, что ИЛИ всегда знает сколько времени. На самом деле, ИЛИ прекрасно умеет определять, когда необходимо следить за временем, а когда нет." (от Хрулёва)

"Можно только позавидовать тому, что он никогда никуда не спешит и никогда никуда не опаздывает. (У него даже намеренно опоздать не получается). Транспортные неурядицы и "пробки" на дорогах, похоже, никак не усложняют его жизнь: несмотря ни на что, он всегда прибывает вовремя." (от Стратиевской)

"Ему не нужно рассчитывать время, он всегда знает, когда нужно за что взяться, чтобы успеть это сделать вовремя." (от Гундлах и Харламова)

"Обращение ТС со временем профессионально; если он не захочет, то ни за что не опоздает." (от Седых)


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 605; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!