ЭВОЛЮЦИЯ ТРАДИЦИОННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТА НОГАЙЦЕВ (ПО СЛЕДАМ ПУБЛИКАЦИЙ А. И.–М. СИКАЛИЕВА)



TRADITIONAL MUSICAL ISPOLNITELST'S EVOLUTION NOGAIS (IN THE WAKE OF A. I. PUBLICATIONS – M. SIKALIYEVA)

 

А.Б. Нургелдиева,

бакалавр 4-го года обучения, направление подготовки «педагогическое образование (профиль «музыка»)» Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск

Б.Б. Карданова,

кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыкального образования Карачаево-Черкесского государственного университета им. У . Д . Алиева

A.B. Nurgeldiyeva,

Bachelor of the 4th year of training, direction of preparation "pedagogical education (music profile)" of the Karachay-Cherkess state university of U.D. Aliyev, Karachayevsk

B.B. Cardanova,

Candidate of art criticism, associate professor of music education of the Karachay-Cherkess state university of U.D. Aliyev, Karachayevsk

В статье рассматриваются исполнительские традиции ногайских народных певцов-сказителей с позиции современной этномузыкологии. Проводится сравнительный анализ исполнительского искусства ногайцев прошлых столетий с современным его состоянием. Выявляются особенности музыкального исполнительства народных певцов в историческом ракурсе.

Ключевые слова: ногайцы, сказительское искусство, йырав, ногайские певцы – сказители, традиционное исполнительство.

In article performing traditions of the Nogai national singers storytellers from a position of a modern etnomuzykologiya are considered. The comparative analysis of performing art of Nogais of last centuries with its current state is carried out. Features of musical performance of national singers in a historical foreshortening come to light.

Keywords: Nogais, skazitelsky art, йырав , the Nogai singers are storytellers, traditional performance.

 

 

Ногайцы – тюркоязычный народ, имеющего древние генетические корни, необычную историческую судьбу и богатейшую музыкальную культуру, неотъемлемой часть которой является народное вокально-инструментальное исполнительство. Во все времена ногайские певцы-сказители славились своими традициями, имена многих из них дошли и до наших времен. Однако эта область духовности народа изучена менее всего, что актуализирует тему нашего исследования.

Основной целью работы является рассмотрение исполнительских традиций ногайских народных певцов-сказителей с позиции современной этномузыкологии. Её научная новизна заключается в том, что впервые выявлены особенности музыкального исполнительства ногайских певцов прошлых столетий и наших современников.  

Творчество ногайских певцов и сказителей прошлого представляет большой интерес для понимания роли и места ногайской песни (как ее создателей, так и исполнителей), в общей культуре народа, а также для прослеживания путей развития народной и авторской песни на протяжении многих столетий.

Эта область музыкальной культуры ногайцев отражена в работах известного ногайского ученого - историка, фольклориста Ашим Имам-Маземовича Сикалиева (Шейхалиева). Блестящий ученый, талантливый певец, он на протяжении многих лет пристально изучал не только ногайский народный фольклор, поэзию, литературу, но и биографию, творчество их создателей и исполнителей. Анализ научных публикаций исследователя позволяет нам в полной мере получить представление о традиционном ногайском исполнительстве, искусстве народных и профессиональных певцов и поэтов разных исторических периодов.

Говоря о ногайском исполнительстве прошлых веков, А. И.-М. Сикалиев отмечает, что среди ногайских создателей и исполнителей народных песен и эпических произведений самое почетное место в обществе занимал йырау – «…исполнитель героических поэм (баьтыр йырлары), который не только исполнял, но и создавал песни и стихи дидактического характера. Лирические дестаны (ашыклык дестанлары) у ногайцев, как у туркмен и узбеков, исполнял бахшы – профессиональный певец и виртуозный музыкант» [5, с.82]. Слово «йырав» («йырау») упоминается уже в древнейшем пласте ногайского фольклора. По высказыванию А. И-М. Сикалиева, «…каждый из них является для современных сказителей образцом для подражания, символом мудрости и красноречия» [5, с. 83].

Сикалиев отмечает, что до XIV века из общей массы населения выделяются талантливые певцы-профессионалы, образовываются целые школы певцов и сказителей, формируется институт мастеров художественного слова, одновременно создающих и мелодию песен и исполняющих эти песни. Так возникли крупные центры ногайской «вокальной» поэзии в низовьях Волги, Приаралье, на Северо-Восточном Кавказе, на Кубани, в Азове, в степном Крыму, в Аккерманских степях в Северо-Западном Причерноморье [5, с. 90].

Собрав довольно обширную информацию о древненогайских певцах, ученый выделяет из среды ногайских племен имена певцов, пользовавшихся широкой известностью и популярностью: Коркут (Хоркут), Баба-Туклес шашлы Азиз, Шез-баян Балашык улы, Кет-Буга Найманлы, Ходжи-Ахмет Ясави. В конце XIV века (период образования Ногайской орды) появились новые имена йырау и бахшы, которые уже осознавали себя ногайцами: Сыбра йырау Шопсаблы, Парыздак Шабан улы, Куба йырау Кыпшак, Кара-Баис Канглы, Узын-Айдар Конграт, Слу-Мамбет бахшы Ширин, Манка йырау Мангыт.

В XV-XVII веках появляются певцы Шал-Кийиз Тиленши улы, Кутан Аргун улы, Асан Кайглы, Джиренше Шешен, Ормамбет, Досмамбет Азаулы, Джан-Кутлук Токсаба улы, Абдул-Касым Шелеби, Каз-Туган Суюниш улы, Шора Найман улы [5, с. 90].

По мнению исследователя, основными причинами успешного развития ногайской поэзии и песни XIV-XVII вв., а также повышения в целом сказительского, песенного и поэтического мастерства является следующие факторы:

Во-первых, выделилась особая категория народных певцов, образовавших целые школы, для которых создание общественно значимых поэтических произведений и их исполнительство стали делом всей жизни, повседневным ремеслом, не только дававшим им средства существования, но и создающим им авторитет и славу в обществе. Появился культ вокального исполнительства и поэзии.

Во-вторых, по мере укрепления и роста могущества Ногайской орды, численности ногайцев и их авторитета среди соседних народов, в XV-XVI веках обострился интерес ногайцев к собственной истории и культуре, в том числе к культурному наследию предков. Именно богатый опыт древнетюркской поэзии, а также практика вокального исполнительства оказали благотворное влияние на зарождение и расцвет ногайской песенности [5, с. 88].

Ногайские народные певцы, - отмечает Сикалиев, - были создателями не только авторских песен, но и эпических произведений – богатырского эпоса и лиро-эпических дестанов. Этот факт особо важен в связи с тем, что огромные размеры эпического произведения требовали от исполнителя феноменальной памяти, знания народной истории, поэзии, вокально-исполнительских традиций. Такими способностями могли обладать только люди, профессионально занимающиеся исполнительством. Ногайские фольклористы считают, что автором эпоса «Эр-Таргын» был великий йырау средневековья Сыпыра, автором эпоса «Ер Шобан» был Шал-Кийиз, живший также в средние века [5, с. 92].

Во многих эпических сказах встречаются образы ногайских певцов, причем, если до формирования ногайской народности певцы (Коркут, Шез-баян Балашык улы, Ходжи-Ахмет Ясави и другие) являются шаманами, музыкантами, скоморохами, то в эпоху Ногайской Орды резко повышается их социальный статус, принимая государственный характер - это мудрые старцы, прорицатели, широко осведомленные в родной истории, к которым за советом обращаются правители страны [5, с. 90]. В этот период, по мнению исследователя, завершается процесс вычленения профессионального исполнителя - сочинителя, а новый тип сказителя освобождается от сверхъестественных, мифических, обрядовых черт, обретая реальные человеческие черты.

Сикалиевым отмечается, что творчество ногайских певцов было синкретичным. Зачастую певец выступал и как вокалист-исполнитель, и как поэт, сочиняющий слова, и как композитор. Если сюда добавить и то, что исполнитель сопровождал свое пение и игрой на музыкальном инструменте – кобызе или домбре, то становится ясно, что хорошее исполнительство требовало многосторонней одаренности. Поэтому-то прославленным певцом, заслуживавшим всеобщую народную любовь, становился далеко не каждый.

В конце XVIII века певцы и поэты перестают обращаться к эпосу, который уже живет самостоятельной жизнью, не взаимодействуя с их творчеством, но при этом они обращаются к истории конкретных родов и племен, сочиняют небольшие по объему произведения на злобу дня, принимают участие в состязании певцов (айтыс), непременной частью которых были музыкально-поэтические импровизации.

Ногайские йырав и бахшы XIX – начала XX веков были профессионалами, которые жили за счет своих выступлений на народных собраниях, обрядовых празднествах по разным случаям, и даже по случаю смерти известного в народе человека.

Сравнивая певческое искусство ногайского народа прошлых веков, рассмотренное в работах А. Сикалиева, с современным его состоянием, мы можем сказать определенно - и сегодня ногайский народ богат талантливыми певцами, представляющими своим искусством разные исполнительские традиции. Имена многих песенников известны не только в их родных местах, но и других регионах проживания ногайцев. Из песенников старшего поколения можно назвать имена Мурзадина Османова, (Дагестан), Мурата Сеитова, Мурат-Хан Джемакуловой, Насып-Хан Матакаевой (Карачаево-Черкесия). Из представителей среднего поколения – А. Романова (Дагестан), Вайдат Абазовой, Кельди-Хан Баисовой, Асият Тулькуевой, Риммы Канглиевой и Магомета Утемисова (Карачаево-Черкесия) [2].

Наши наблюдения сегодняшнего состояния традиционного исполнительского искусства ногайцев позволяет сделать следующие выводы.

Авторами и исполнителями современных ногайских песен являются люди, имеющие разную профессиональную подготовку, разные творческие способности и индивидуально-субъективное мироощущение. Преобладающим большинством ногайские песенники являются самодеятельными музыкантами. Сочинение песен для них не является основной профессией, а любительство, способ самовыражения. Ногайские сказители искусно играют на струнных музыкальных инструментах и сопровождают свое пение игрой на домбре [1].

Если в недавнем прошлом исполнителями эпических произведений были только певцы-сказители – йырав, а женщины считались лишь информантами, то в современной исполнительской практике наметились некоторые изменения – сценическими исполнителями эпических произведений могут быть и женщины (широко известно исполнение эпоса «Шора-Баьтир» народной певицей Асият Кумратовой). В настоящее время эпические сказы исполняются мужчинами пожилого возраста, но их знают и женщины, среди которых встречаются информанты средних лет, вносящие в свое пение элементы современного интонирования [1].

Таким образом, работы ученого-фольклориста А. И-М. Сикалиева позволяют нам провести сравнительный анализ исполнительского искусства ногайцев прошлых столетий с современным его состоянием, понять феномен ногайского исполнительства в историческом ракурсе, определяя его место в региональной и общетюркской культуре.

 

Литература:

1. Карданова Б. Б. Современное бытование музыкального искусства ногайцев // Современное искусство народов Карачаево-Черкесии. – Черкесск: Изд-во «Адыгея», 1992. С. 67-85.

2. Карданова Б. Б., Салимгереева М. Д. Генезис ногайской авторской песни // Вестник КЧГУ № 9. Карачаевск: Изд-во КЧГУ, 2008. С. 190-195.

3. Сикалиев А. И.-М. История собирания и изучения ногайского фольклора//Труды. Вып. VI. Серия филологическая. Черкесск, 1970. С. 3-24.

4. Сикалиев А. И.-М. Ногайская литература XIV- начала XX века //Возрождение, № 9. Махачкала, 2006. С. 112-114.

5. Сикалиев А. И.-М. Ногайские народные сказители (Дореволюционный период). Черкесск, 1991. С. 81-112.

6. Сикалиев А. И.-М. Ногайский героический эпос. Черкесск, 1994. -328 c.

7. Сикалиев А.И.-М. Устное народное творчество ногайцев. (К характеристике жанров). Черкесск, 1988. С. 40-67.

 

 

УДК 93/94


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 398; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!