К ВОПРОСУ О ИСТОРИИ СЕЛЕНИЯ САМАШКИ



TO THE QUESTION ABOUT THE HISTORY OF THE VILLAGE OF SAMASHKI

Р.В. Отаев,

студент, 4 курс, История и Общество

Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный

З.А. Гелаева,

к.и.н., доцент кафедры истории

Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный

R.V. Оtayev,

student, 4th year, History and Society

The Chechen state University, Grozny

Z.A. Gelayev а ,

Ph. D., associate Professor of history

The Chechen state University, Grozny

В статье на основе анализа полевого материала и литературы сделана попытка показать историю селения Самашки от основания до наших дней.

Ключевые слова: Самашки, население, трагедия 1995г., чеченские тейпы, босо, знаменитые люди из Самашек.

В ased on the analysis of field material and literature, the article attempts to show the history of the Samashki village from its Foundation to the present day.

Key words: Samashki, population, tragedy of 1995, Chechen teips, Boso, famous people from Samashki.

Каждый населенный пункт нашей республики имеет свою богатую и разнообразную историю зарождения, развития, которая представляет научно-познавательный интерес [3] В западной части Чечни расположено село Самашки. Самашки (на чеч. Сема1ашка, происходит от чеч. Саь-Ма1ашка – «к месту оленьих стоянок»). Основную массу жителей села составляют чеченцы, но также есть и небольшое количество представителей других национальностей, казаки, аварцы, кумыки. Сельское поселение является составной частью Ачхой-Мартановского района. К южным окраинам села примыкают густые леса, которые плавно переплетаются рядом с несущей свои быстрые воды речной артерией Сунжи. Северную часть сельской окраины плавно обрамляют холмистые возвышенности Сунженского хребта. На месте практически полностью разоренного чеченского аула Нижние Самашки, в 1858 г. основана станица самашкинская при формировании сунженской казачьей линии.[8]Однако в 1920 г. ситуация в корне изменилась, приказом № 01721 все казачье население станицы как белоказаков, воевавших против Советской власти было выселено: мужское население возраста от 18 до 50 лет отправлены в лагеря за пределы Кавказа, остальная часть населения, женщины, дети и старики были переправлены и поселены за реку Терек. А сама станица была возвращена чеченцам. По территории и границы села проходят связующие магистральные узлы, автомобильного и железнодорожного назначения Федерального уровня. К федеральной трассе «Кавказ», которая является связующей цепью между городскими поселениями Грозный – Назрань-Гудермес, пролегает в 4 километрах от территории селения автомобильная дорога из Самашки. Через сельскую территорию до первой чеченской кампании пролегала железнодорожная линия, по которой осуществлялась транспортная связь между Грозным и Назранью. В настоящее время данная железная линия сильно повреждена и утратила свою былую востребованность. На территории села расположен небольшой железнодорожный вокзал, который после военных событий находится в аварийной ситуации т.е разрушен. Некоторая часть домов села с хозяйственными строениями расположилось за железнодорожным полотном. К сельскому поселению Самашки, административно относят поселок Дружба, который состоит из четырех домов двухэтажных жилых строений. В Самашках открыты и действуют четыре школы, дом культуры, спортзал, детский сад, поликлиника и старое учреждение совхоза. Численность населения села на 2018 г составляет 12 408 человек. Наблюдается приток населения в сел, в основном жителей и их семей ранее покинувших данную местность в годы 1-й и 2-й чеченской кампании. Абсолютное большинство проживающих в селе составляют чеченцы- 99%, однако есть и небольшое количество представителей других национальностей пожилого возраста, казаки, аварцы, кумыки. [11]

В истории села Самашки, есть и трагические даты. В период военных событий в Чечне 7-8 апреля 1995 г. в селе по утверждению российских и международных правозащитных организаций, было совершено массовое убийство мирных жителей, в большинстве случаев с особой жестокостью, в ходе так называемого «штурма с. Самашки». Но к сожалению испытания, самашкинцев на этом еще не закончились. В первый месяц весны в марте 1996 года начинаются новые испытания в жизни сельчан. Если подвергать сравнению события 1995 и 1996 по использованию военных ресурсов в Самашки, когда при первом штурме военные в большинстве действовали бронетехникой и автоматами, то в марте 1996года были задействованы все виды вооружения: вертолеты, самолеты, установки град и т.д. Здесь на тот момент не сохранилось ни одного целого дома. Люди были заживо погребены в подвалах. Это были мирные жители: дети, старики, женщины. [13] Известные ветераны Великой Отечественной войны из села Самашки были: Азиев Тима Азиевич род.1919 с.Самашки, призван в 1939, умер в 1983, Алисултанов Яхья, род. 1923с.Самашки призван в 1941, умер в 2006г., Асилханов Анати Магамедови родился в 1923с.Самашки, Ахмадов Магомед Шишханович род. в 1924г. в с.Самашки приз.в 1942умер в 2006г. и многие другие. Славится село и своими именитыми спортсменами. Такими известными выходцами являются Заурбек Байсангуров, который является профессиональным боксером , родился он 2 марта 1985 г., в с Самашки .Он за свою карьеру стал Интернациональным чемпионом WBA в первом среднем весе, а так же бывший чемпион по версиям МБО (IBO) и ВБО (WBO) в первом среднем весе, его брат Хусейн Байсангуров является мастером спорта международного класса по боксу .Уроженкой села является чеченская самбистка и дзюдоистка , чемпионка СССР, мастер спорта по самбо и дзюдо , серебряный призер Спартакиады народов СССР, тренер детско-юношеской спортивной школы дзюдо Ачхой-Мартановского района, преподаватель кафедры физического воспитания Чеченского Государственного Педагогического Института ныне университета Хажмухамбетова Шумисат Жалаудиновна 1968 года рождения , [10]

В селе проживают представители различных чеченских тейпов, среди них представители тейпов; зумсой, шарой, аьккхий, терлой, мулкъой, босой, келой, гухой, галай, нашхой, д1ай, маьлхий и т.д . В расположении тейпа имеется родовая гора Зумсой-Лам, которая расположена в Итум-Калинском районе. [15]Еще одним крупным тейпом села Самашки является тейп босой. История происхождения данного тейпа гласит, что она еще начинается от потомков Абубакара-Сиддикъа (Да будет доволен им Аллах1), которые в свое время переселились из Аравии на Кавказ и были одними из основоположников «Нашха», которая считается национально-культурным центром Нохчмахкхоев. Предки тайпа босо позже переселились из Нашха в местность Д1ай, которая в свою очередь входила в Чеберлоевский тукхум где и обосновали собственное селение Босо, территория местности которой, охватывала 5 гор: с западной стороны располагалась г. Босой-Лам (Шари-Лам) высота 1891,2 м; с северной стороны также примыкала территория г. Гоьрга-Лам 1442.0м.; с восточной стороны г. Дакха-Лам 1536.4 м; и с юго-западной стороны на равных правах с представителями тайпа д1ай принадлежала г. Д1ай-Лам 1338.0 м. Согласно неписанным законам гор ,для жителей которые входили в кровнородственный территориальный союз тайпа босо, было обязательным соблюдение пяти принципов коллективного сосуществования ; 1) во имя Аллах1а вознамериться и практически делать добро и не делать зло ; 2) совещаться и советоваться между собой в различных вопросах; 3) не дожидаясь просьбы о помощи, по мере возможности, помогать ближнему, а также не отказывать в помощи нуждающемуся; 4)не дожидаясь просьбы о помощи, по мере своих интеллектуальных и духовных способностей, делиться с ближними знаниями и наставлять их на правильный путь и истинный; 5) совместное сострадание и сопереживание горя и радости.В родовом селении тейпа босо протекала жизнь людей, которые стояли у истоков формирования духовно-нравственного,национально- патриотического и культурного образа настоящего чеченца. Нужно отметить, что тут сохранился зиярт Ахмад-Шейха, который являлся приемником и последователем устаза Кунта-Хаджи. [13] Надпись, которая была обнаружена экспедицией Академии Наук Чеченской Республики в родовом кладбище тейпа босо, написанная на надмогильном камне Ахмад-Шейха уроженца селения Босо, вызвала большой общественный резонанс в нашей республике. Как гласит выписка из экспертного заключения АН ЧР: «[Это] усыпальница эвлияа Аллаха, и нет сомнения [в том, что он – истинный эвлия Аллаха], который провел свою жизнь в покорности Аллаху и по сунне Его посланника, озарившую страну - «ДегIаста» (имеется виду территория Чечни, Ингушетии и Дагестана). [Провел он свою жизнь] в набожности (воздержанности от мирского) и в учении [ислама].

[Здесь] речь идет об Ахмаде сыне Ахмад-хана.Поистине, Аллах одарил его большой любовью к Себе [Аллаху] а также большой любовью к Его посланнику, а также любовью к своему устазу Кунта-Хаджи (да будет свята его тайна). Он преемник и продолжатель его учения, который всю свою жизнь посвятил призыву к Кадарийскому тарикату» Это является еще одним доказанным научным фактом – послания мудрых предков, высеченное на надмогильном камне, расположенное на усыпальнице Ахмад –Шейха в начале ХХ века.[13] Известным выходцем тейпа босо, является Дагаев Валид Шитаевич известный чеченский музыкант и певец , композитор и исполнитель фольклорных песен, является заслуженным и народным артистом РСФСР, народным артистом Чечено-Ингушской АССР, а так же кавалером ордена имени Ахмата-Хаджи Кадырова. В репертуар Дагаева входили песни на казахском, русском, киргизском, кумыкском, грузинском и других языках народов России и стран СНГ. После войны певец полностью потерял зрение, но несмотря на такие физические и моральные сложности продолжал свою творческую и культурную деятельность. Жизненный путь Валида Дагаева оборвался на 76-м году жизни. В своих композициях Валид Дагаев прославлял культуру и историю чеченцев, его непревзойденные и прекрасные традиции. [15] Сложная, временами трагическая судьба селения, представляет большой интерес для его жителей и для любого человека, интересующего историей чеченского народа.

 

Литература:

1. Ахмадов Ш.Б. Чечня и Ингушетия в XVIII-начале XIXвека. Грозный, 2002.

2. Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII-нач.XXвека. М., 1974.

3. Гапуров Ш. А. Селение Беной.Грозный, 2016.

4. Гелаева З. А. Социально-экономическое и политическое развитие Надтеречной Чечни в XVIII-XIX веках. Махачкала 2013 г.

5. Гриценко Н.П. Социально-экономическое развитие Чечено-Ингушетии в XVIII-пер. пол. XIXв. Грозный, 1961.

6. Исаева Т.А., «К историографии социального развития Чечено-Ингушетия в XVIII-XIX в. Грозный, 1978.

7. История Чечни с древнейших времен до наших дней. В 2 –х томах. Т.I. Грозный, 2008.

8. Хасбулатов А.И. Установление российской администрации в Чечне. Москва, 2006.

9. Сулейманов А. «Топонимия Чечни» Нальчик, 1997.

10. Автуринский Ваха. Самбистка из Самашек. Информационное агентство «Чечен-Инфо» (11 сентября 2012).

11. Сугаипов Имран, Самашки, Ачхой-Мартановский район, школа N 3, 10-й класс Уроки истории ХХ век

12. Самашки- официальный сайт администрации сельского поселения.

13.  Экспертное заключение ГНУ Академия Наук ЧР от.23.08.2011г. https://anchr.ru/

14. https://apchr.ru/normativnye-akty/postanovleniya-pravitelstva-2018. Постановление Администрация Главы и Правительства ЧР.

15.  Информатор; Юсупов Хасамбек Абдулкадырович, с.Самашки, дата записи 03.11.2018г. https://leko007.livejournal.com/198059.html

https://nohchalla.com/media/chechenskie-pesni/1549-valid-dagaev

 

 

УДК 93/94


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 1078; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!