СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ: ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ДИАЛОГА КУЛЬТУР В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РОССИИ



NORTH CAUCASUS: HISTORICAL SPACE OF THE DIALOGUE OF CULTURES IN CONDITIONS OF THE CRISIS OF NATIONAL IDENTITY OF RUSSIA

Б.С-Х. Мусхаджиев,

студент I курса факультета информационных систем в экономике и

юриспруденции ФГБОУ ВО «МГТУ»

С-Х.Х. Мусхаджиев,

кандидат исторических наук, доцент, руководитель Центра народной дипломатии межкультурных коммуникаций ФГБОУ ВО «МГТУ», г. Майкоп

S-H. H. Muskhadzhiev,

candidate of historical Sciences, associate Professor, head of the center of people's diplomacy of intercultural communications, MGTU»

B.-H. Muskhadzhiev,

I year student of the faculty of information systems in Economics and

law of the "MSTU»

На Северном Кавказе столетиями формировались отношения между народами и конфессиями, между традициями и поколениями, где базовыми ценностями культуры стали взаимоуважение и толерантность, межэтнические коммуникации и сотрудничество, начиная от бытовых моментов и заканчивая важнейшими институтами государства и общества.

Ключевые слова: Россия, Северный Кавказ, диалог культур, идентичность.

In the North Caucasus, relations between peoples and confessions, between traditions and generations have been formed for centuries, where the basic values of culture are mutual respect and tolerance, inter-ethnic communication and cooperation, from everyday moments to the most important institutions of the state and society.

Key words: Russia, North Caucasus, dialogue of cultures, identity.

 

 

Северный Кавказ - это богатый в этническом и социокультурном отношении регион Российской Федерации. Здесь столетиями формировались отношения между народами и конфессиями, между традициями и поколениями, где базовыми ценностями культуры стали взаимоуважение и толерантность, межэтнические коммуникации и сотрудничество, начиная от бытовых моментов и заканчивая важнейшими институтами государства и общества.

Неслучайно многие известные историки и культурологи, социологи и другие представители гуманитарных наук выделяют Северный Кавказ как самостоятельное цивилизационное пространство, интегрированное в российскую суперцивилизацию. Исторически народы Кавказа выработали общие традиции межэтнической культуры: куначество как институт побратимства и дружбы между представителями разных социальных групп и этносов; аталычество- важнейший старинный инструмент народной дипломатии, который способствовал сближению целых фамилий, родов и этнических групп; масла1ат-институт примирения в случае возникновения конфликтов и напряженных ситуаций, затрагивающих тонкую сферу социальных и межэтнических отношений. В современных условиях очень сложно опираться на исторические традиции, необходим синтез традиции и новаций нашей действительности.

Северный Кавказ прошёл долгий и сложный путь исторического и культурного развития, на протяжении которого были миграционные волны и тяжелые конфликты, этногенетические симбиозы и геополитическое соперничество. Наиболее важные, поворотные для истории региона события редко имели форму отдельных, четко фиксируемых политических действий, а чаще представляли собой конгломераты множества событий, целые эпохи перемен. Таковы были периоды «великого переселения включения народов», формирование этнической карты Северного Кавказа, владычества Золотой Орды, региона в состав Российской империи и советский период. Единого и ясного оценочного отношения к таким «сложным событиям» практически невозможно, но поскольку различные этнические и конфессиональные группы на современном Северном Кавказе могут идентифицировать себя с теми или иными участниками прошлых конфликтов, то становится понятной особая роль «исторического измерения» нынешнего развития. [1]

       Во второй половине XIX - начале XX в. происходит трансплантация в северокавказскую культуру российского просвещения и русской национальной культуры, затронувшей в предыдущий период лишь часть горской элиты, принявшей русскую ориентацию. Структура горской культуры усложняется: наряду с традиционалистским ядром развиваются образование, наука, литература, искусство и другие области культуры, пришедшие из России и ограничившие влияние восточного культурного канала на Северный Кавказ. Северокавказская традиционная культура достаточно быстро была включена в универсальную систему российской культуры и адаптировалась к ней. При поддержке государства и российской общественности происходит становление этнической горской интеллигенции. Начинается процесс становления русско-кавказской культуры, охватившей элитные, часть средних слоев горского общества и русского населения края. Правда, основная масса горцев оставалась вне воздействия золотого века русской культуры, хотя тенденция достаточно органичного сближения была неоспоримой.

В ходе революции 1917 г. и гражданской войны этнокультурная ситуации на Северном Кавказе претерпели коренные изменения. В процессе создания советской модели индустриального общества происходит экспериментальное формирование этнонаций и национальных культур северокавказских народов как части системной советской культуры, называемой в прошлом "социалистической по содержанию и национальной по форме".

Северокавказские национальные культуры стали органичной частью советской культуры, а русский язык - важнейшим каналом ее производства и воспроизводства (хотя степень адаптированности к советскому индустриальному обществу не была одинаковой у всех горских народов). В то же время традиционная культура горцев, несмотря на трагедию гражданской войны, борьбу с религиозными конфессиями, коллективизацию и выселение части народов Северного Кавказа в 1943-1944 гг., в основном сохранилась, но сегментируется, выступая в качестве канала воспроизводства этничности. [2]

Полилог культур во многом сменился жестко регулируемым идеологизированным процессом развития советской культуры, направленным не на русификацию, а на выравнивание культурного уровня народов. Горские народы, сохраняя самобытность, идентифицировались одновременно как составная часть метаэтнической "новой исторической общности" - советского народа.

Конец 80-х - 90-е годы XX века. В результате кризиса социалистической идеологии, составлявшей мировоззренческую основу системной целостности сверхнациональной общности советского народа и его культуры, происходит превращение российской культуры в мозаичную и многосоставную социокультурную систему, которая под воздействием процессов глобализации и современной массовой западной культуры, никак не может обрести общую «систему координат». [3] 

Современная культура Северного Кавказа исторически сформировалась в результате диалога кавказской горской, исламской и русской (российской) цивилизаций и культур, модернизационных процессов рубежа XX-ХХI вв., поэтому она отличается сложной многослойностью, полисубъектностью и культурным синкретизмом.

В советский период на Северном Кавказе сложился определенный баланс, способствующий взаимному "прорастанию" различных культур друг в друга, их толерантности и дружественности, что определялось универсальным и наднациональным характером русской культуры, а также монополией социалистической идеологии. Крах социализма и распад СССР вызвали кризис идентичности (в том числе культурно-цивилизационной) как у горских (кавказских) народов, так и у русских и русскоязычных жителей Северного Кавказа и России. [4]

В условиях современного культурного плюрализма на Северном Кавказе можно выделить следующие основные проблемы цивилизационно-культурного взаимодействия:

Культурно-цивилизационное взаимодействие "коренных" северокавказских народов и русских. Из отношений преобладающего культурного согласия (по крайней мере без острой конфронтации) в последние годы они все более перерастают в состояние культурного конфликта.

Распад СССР и системный кризис, охвативший Российскую Федерацию, привели, среди прочего, к скачкообразной утрате русской культурой в массовом сознании на Северном Кавказе своего универсального характера и авторитета. В результате деятельности СМИ, особенно электронных, было утрачено доверие ко всему, что было связано с Российской империей и СССР, в том числе к российской культурной доминанте.

Стремясь быстрее подтолкнуть Россию к модернизации на основе вестернизации (американизации или европеизации), такая политика привела к кризису русского национального самосознания и создала «отталкивающий образ» России и русского народа, а их культуры - как вторичной, якобы своего рода лишь ретранслятора европейской, что в полиэтничном государстве не могло не носить деструктивного характера. В результате мы получили генерацию "россиянцев", лишенных чувства патриотизма, оторванных от своих корней, готовых к любому виду асоциальной деятельности.

Если ранее принадлежность к великой и сильной державе и ее достижениям в разных сферах деятельности, культуре была предметом гордости всех народов, в том числе Северного Кавказа, то теперь происходит отторжение от "непрестижной"и «неперспективной» социокультурной системы и ее влияния - как условие этнического самосохранения. [5]

Кризис российской идентичности актуализировал этническую, религиозную и кавказскую самоидентификацию горских народов, причем в цивилизационно-культурной оппозиции к собственно России и русским, что чревато серьёзными проблемами в формировании общегражданской идентичности и созданию полноценного правового государства.

На Северном Кавказе, как и в других регионах-обществах, в условиях кризиса и процессов дезинтеграции проявляется архаический синдром, т. е. возрождение комплекса устаревших явлений, представлений, стереотипов и норм поведения, размывание или сужение сферы рационального, усиливается воздействие иррационального и чувственно-эмоционального восприятия окружающей действительности, укрепляется мифологическое мышление.

       В результате постсоветского переформатирования кавказского пространства, основанного на политической институционализации национального существования сложилась современная дробная структура кавказского политического пространства с внутренними напряжениями на этнической и этноконфессиональной почве и разновекторными геополитическими устремлениями. Северный Кавказ испытывает влияние межгосударственных и внутренних для тех или иных государств коллизий, порой вовлекается в эти сложные и многомерные процессы. [6]

Конфликты и расходящиеся интересы политически противопоставляют соседей друг другу, но одновременно связывают их, поскольку они вынуждены так или иначе искать способы совместного разрешения конфликтов. Возможная реакция этнополитических субъектов Северного Кавказа на государственные решения и возможные последствия протекающих в регионе процессов для общей ситуации на Кавказе должны учитываться государствами при построении своей политики.

 

Литература:

1. Черноус В. В. К вопросу о горской цивилизации // Россия в XIX - нач. XX в. Ростов н/Д, 1992.

2. Абдулатипов Р. Г. Кавказская цивилизация: самобытность и целостность // Научная мысль Кавказа. 1995.№ 1.

3. Платонов О. Русская цивилизация. М., 1992; Патракова В. Ф., Черноус В. В. История человечества и русская цивилизация. Ростов н/Д, 1995; Троицкая Н. Е. Русская цивилизация между Востоком, Западом и Югом. М., 1995.

4. Орлова И. Б. Евразийская цивилизация. М., 1998.

5. Историческая память и российская идентичность на Северном Кавказе/ Под ред. А. К. Аликберова. М.: ИВ РАН. 2017.

6. Кавказ: проблемы геополитики и национально-государственных интересов России. Ростов н/Д, 1998.

 

 

УДК 93/94

 


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 266; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!