К ВОПРОСУ О РОЛИ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ГАГАУЗОВ



TO THE QUESTION OF THE ROLE OF CONFESSIONAL ACCESSORIES IN FORMING THE ETHNIC CONSCIOUSNESS OF GAGAUZES

Н.К. Максимов,

магистрант 2 года обучения магистерская программа «Археология»

ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова»

О.А. Джагаева,

Д.и.н., профессор кафедры всеобщей истории

ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова»

N . K . Maximov ,

undergraduate 2 years of study master program "Archeology"FSBEI of HE "Kalmyk State University. Bb Gorodovikova ", Elista

O.A. Dzhagaeva,

Doctor of History, Professor of the Department of General History

FSBEI of HE "Kalmyk State University. Bb Gorodovikova ", Elista

Статья посвящена проблеме этногенеза гагаузов. Высокое значение гагаузов подчеркивается их самобытным характером, создавшим почву для формирования Автономно-Территориального Образования Гагауз Ери. Планомерный рост национального самосознания народа подразумевает возрастание интереса к историческому прошлому, что лишь увеличивает степень обсуждений вокруг этой проблемы.

Ключевые слова: Гагаузы, этническое самосознание, гипотезы, христианство.

The article is devoted to the problem of the ethnogenesis of the Gagauz. The high importance of the Gagauz is emphasized by their distinctive character, which created the basis for the formation of the Autonomous Territorial Education of Gagauz Yeri. The systematic growth of the national identity of the people implies an increase in interest in the historical past, which only increases the degree of discussion around this problem.

Key words: Gagauz, ethnic identity, hypotheses, Christianity.

На протяжении целого столетия проблема этногенеза гагаузов остается горячо обсуждаемым вопросом. Высокое значение гагаузов подчеркивается их самобытным характером, создавшим почву для формирования Автономно-Территориального Образования Гагауз Ери. Планомерный рост национального самосознания народа подразумевает возрастание интереса к историческому прошлому, что лишь увеличивает степень обсуждений вокруг этой проблемы. Все многообразие научных теорий и гипотез по этой теме можно распределить в две основные категории: 1) гагаузами являются отуреченные болгары [1]; 2) гагаузы – это народ, в этногенезе которого в начале II тыс. н. э. сыграли роль остатки тюркоязычных кочевых племен, осевших на территории Северо-Восточной Болгарии [2]. Однако детальному исследованию проблемы мешал вопрос о факторах, поспособствовавших их объединению в этнокультурную общность, т.е. напрямую влиявших на формирование упомянутой целостности. И одним из главнейших таких консолидирующих факторов можно назвать исповедание гагаузами православного христианства, определившего их культурные стереотипы и повлиявшего на сложение первой историософской концепции и этнического самосознания гагаузов. Именно это и служит предметом изучения в данной статье.

Немаловажную роль в процессе формирования этнокультурной общности гагаузов сыграл балканский период, когда на территории Северо-Восточной Болгарии шло объединение постепенное объединение гагаузского этноса, а впоследствии и принятие ими христианства. Несмотря на отсутствие на сегодняшний день достоверных сведений об этом, тем не менее, установлено, что к первой половине XI в. большинство народов Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы уже внедрили у себя христианскую религию в официальном статусе государственной [3].

Стоит отметить, что и в отношении Болгарского государства этногенез болгар и образование болгарской народности важное значение имела конфессиональная принадлежность людей, ее составляющих. Вместе с появлением тюрко-болгар на Балканах в VII в. и последовавшими за этим контактами со славянами, этническая карта данного региона солидно обогатилась. В подобных обстоятельствах принятие христианства как единой для всех религии трактуется как один из главных инструментов объединения общественности, ликвидации этнического дуализма в государстве и сложения единой болгарской народности [4].

В 864 г. при хане Борисе (852-889 гг.) болгары приняли христианство по греческому обряду. В правление Симеона (893-927 гг.) состоялся переход к церковнослужению на славянском языке. С 927 г. (при Петре – 927-970 гг.) болгарская церковь была наделена статусом патриархии.

В 1018 г. Первое Болгарское царство прекращает существовать, и уже к 1186 г. его территории становятся подконтрольны Византийской империи. Вместе с этим болгарское представительство духовенства оставлено на местах, статус патриархии упразднен, однако болгарское архиепископство, централизованное в Охриде, наделяется автокефальным рангом. К концу 30-х гг. XI в. церковь официально переходит в ведение византийского духовенства. В противовес различным неурядицам болгары со временем пришли к осознанию собственного единства с обитателями других провинций в общем в церковно-вероисповедальном отношении восточно-христианском ареале. Этому способствовало не столько верховенство византийских иерархов над местной церковью, сколько схизма между западной и восточными церквями в 1054 г., и в особенности действия прошедших (в 1096, 1147 и 1189/1190 гг.) через Балканы крестоносцев.

В эпоху Второго Болгарского царства архиепископия в Охриде вплоть до 1246 г. возвращается под крыло царства государей Болгарии, а после отторжения Византией западных и юго-западных территорий центр христианской церкви расположился в Тырново. В 1204 г. по итогам унии Калояна с папством архиепископ Тырнова наделен саном примаса, а после разрыва унии – патриаршим саном.

В 1018-1186 гг. северо-восточные территории Болгарии, подвергавшиеся вторжению тюркских племен, принадлежали Византии. Ввиду нестабильности и пограничного характера данного региона византийцы избегали основания здесь вотчин. Территории преимущественно пополняли императорский домен, где формировались важнейшие скотоводческие хозяйства8. С конца XI века императоры Византии принимаются отдавать болгарские территории, при этом стоит отметить, что северо-восточные земли в основном отдавались зажиточным чужестранцам [5]. Особость этих территорий подчеркивалась также тем фактом, что именно здесь была наиболее высока численность лично-свободных налогообязанных крестьян. Византийское доминирование в этих областях государства постоянно подрывалось регулярными набегами печенегов, узов, половцев и других кочевых племен, которые со временем переходили на оседлый образ жизни и завязывали отношения с хотя и меньшей, но более сплоченной восточной болгарской знатью.

В середине XIV в. северо-восточные области страны начинают обособляться. В 70-х гг. при правителе удела Добротице, а затем и при его преемнике Иванко, данный регион становится суверенным государством Добруджей [6]. Другими словами, на северо-востоке отсутствовали необходимые условия для адаптации тюркоязычных элементов.

Одновременно стоит заметить, что вместе с новым наплывом тюркских переселенцев не случилось ассимиляции гагаузов, а главнейшим сдерживающим фактором при этом, возможно, послужила как раз их принадлежность к православной конфессии.

Период Второго Болгарского царства примечателен напряженными внешнеполитическими обстоятельствами, выражавшимися, например, в уплате дани монголо-татарам с 1242 г.

К началу XV столетия Болгария была полностью завоевана османскими отрядами, которые использовали религиозное и политическое неприятие римско-католической церкви балканскими христианами. Примечательно, что исламизация христиан в регионе шла добровольно, без принудительного характера, что было обусловлено «тем обстоятельством, что все подданные султана были равны или, что-то же самое, бесправны перед лицом верховной власти». С административно-судебной и налоговой позиций подданство султана можно распределить в два разряда: аскери (военные) и рейя (податные). По факту же реальная власть в стране была сосредоточена в руках мусульман.

Современные турецкие исследователи, занимающиеся историческими и культурными аспектами Османской империи, дают следующие выводы относительно культурного влияния османов. На основании изучения османских архивных источников не найдено никаких доказательств негативного или пагубного воздействия господствующих османов на южно-балканских жителей, якобы затормозивших их национальное развитие и интеграцию в европейскую цивилизацию. Напротив, эти ученые отмечают, что именно ввиду османского завоевания подошел к концу процесс славяно-греческой ассимиляции существенного числа албанского населения, также избравшего ислам в качестве религии, была предупреждена ассимиляция славянами валахов и греков и дан отпор влиянию католических венгров и латинян [6]. Как ни странно, но немало усилий было приложено и для сохранения православия. Попытки заключения унии между православной и католической церквями были продиктованы нависавшей угрозой завоевания и закончились они как раз после упомянутого османского завоевания.

Всплекс роста национального самосознания народов Балкан является немаловажной характеристикой общественно-политической жизни Османской империи конца XVIII в. Этот процесс уже перешел в необратимую фазу к моменту, когда в 1839 г. Гюльханейский хатт-и шериф назвал обеспечение безопасности жизни и имущества имперских подданных без учета их конфессиональной принадлежности одним из основных факторов реформирования (танзимата). Парадоксально, однако по мере роста национального самосознания увеличивалось и число претензий возрождающихся наций друг к друг. Так, например, после обретения Грецией суверенитета в 1830 г. среди тамошней буржуазии и интеллигенции внедряются и распространяются панэллинистические идеи. В 40-е гг. партия власти открыто заявляет свои права на соседние земли, ввиду чего явным становится конфликт в отношении греческого клира к духовно-национальным запросам славян, приведший в итоге к утверждению самостоятельной болгарской церкви в 1870 г.

Немаловажным является и тот факт, что гагаузы составляли основу Константинополя в Варненской метрополии. Языком церковнослужения у них был греческий, священниками являлись также греки, однако для гагаузов, которые окончательно переселились в степи Буджака, нарастание конфронтации между греческой и болгарской церквями не играло такой же весомой роли, как для тех, кто остался в Болгарии. Вместе с тем гагаузов миновало происходившее в болгарской среде сложение национального самосознания, вызванное отстаиванием собственной церкви и борьбой за право использования родного языка, в том числе и в богослужебных целях.

Переселение гагаузов в Буджак является следующей существенной ступенью в процессе их этногенеза и этнического самосознания. К этому времени относится окончательное формирование их этнической целостности, а также первой историософской концепции гагаузов. Остановимся на последней поподробнее.

До упомянутого выше переселения гагаузов в Буджак они не имели концепции, которая давала бы представление о развитии от определенного начала (так называемого Золотого века – самого переселения) к концу в виде формирования Великой Гагаузии. Согласно новой сложившейся историософской концепции, выделяются значимость сохранения веры как элемент самоопределения, а также элементы испытаний и чудесного избавления. Прочие же факты, не входящие в указанную парадигму, оказались вытеснены за пределы объема исторической памяти.

Существует несколько версий относительно причин переселения гагаузов в Буджак, из которых наиболее известным является вариант протоиерея Дмитрия Чакира, изложенный им в его «Биографическом очерке рода и фамилии Чакир» 1893 г.: «Долгом считаю объяснить, на основании достоверных рассказов старожилов, то обстоятельство, почему некоторые болгары православного вероисповедания говорят по-турецки и получили название «гагауз». Обстоятельство дела, следующее: турки, по завладении Болгариею, всеми мерами старались отуречить всех болгар, покорившихся по необходимости их власти. По этому поводу издан был фирман (указ) султанский, содержание которого выражалось в следующей дилемме: или принять магометанскую веру и удержать свой язык национальный болгарский, или переменить свой национальный болгарский язык на турецкий и удержать свою веру христианскую. Указ этот приводился в исполнение, как нужно предполагать, суровыми мерами, вследствие чего некоторые из болгар согласились язык болгарский переменить на турецкий, а веру свою православную твердо и непоколебимо сохранить, а некоторые из болгар согласились переменить свою веру христианскую на магометанскую и удержать свой национальный болгарский язык. По истечении более ста лет те из болгар, которые согласились скорее переменить свой национальный язык на турецкий и сохранить свою христианскую веру, по каким-то притеснениям со стороны турок, бунтовались и произвели разные беспорядки. Для усмирения бунтовщиков употребляли телесные наказания, при этом, телесно наказывая выговаривали: «гагауз-уз-олсун», что означало: не поднимай носа».

К началу XX столетия гагаузы в общей своей массе представляли собой консолидированную и моностилистическую культуру с православным христианством в качестве ее центрального элемента, сформировавшимся еще в балканский период и к настоящему моменту ставшим опорой для образования национальной исторической парадигмы, что в конечном итоге повлекло за собой рост национального самосознания, который заметно усилился с появлением религиозной литературы на родном языке, одним из первых известных переводчиков которой стал протоиерей М. Чакир, написавший в 1934 г. программный исторический труд «История бессарабских гагаузов» – первое оригинальное сочинение на родном языке.

Исторические процессы XX в. («румынский период» с его активным процессом румынизации и включением православных приходов в Румынскую православную церковь, «советский период» с процессами русификации и пропаганды атеизма) ничуть не умалили весомой роли гагаузского языка и конфессиональной принадлежности народа. Однако проникновение русского языка наиболее ярко стало проявлять себя вместе с распространением школьного образования, которое ставило целью подмену семьи как института социализации личности. Результатом конфронтации старых и новых культурных установок стала частичная ассимиляция, приведшая к тому, что инокультурные нормы и требования стали соблюдаться лишь в одной из сфер жизни общества – на работе, а для семей, досуга и религии сохранялся приоритет традиционной культурной ориентации22. Мощным толчком к усилению роста этнического самознания послужило создание собственной письменности (с 1957 г. – на кириллице), а затем и национальной литературы, и основ гагаузоведения.

К концу XX столетия ввиду процессов этнической мобилизации, которые привели к развалу Советского Союза и последующему образованию независимых государств, наблюдается рост национального самосознания гагаузов. Так, в пределах независимой Республики Мордовия сформировано автономное территориальное объединение Гагауз Ери. Названные выше процессы этнической мобилизации способствовали повышению значимости языковой идентичности без умаления значения конфессиональной идентичности. Внутренние факторы обеспечения высокой роли религиозной идентичности имеют тесную взаимосвязь с потребностью «наполнения» этнической самобытности специфическими признаками. Одной из таковых черт у гагаузов является тот факт, что они – тюркоязычные христиане. В этом специфическом сочетании принадлежности как к православию, так и к тюркоязычным народам весьма нестандартно для Молдовы, где подавляющее большинство населения исповедует православие. Внешний фактор обеспечения значимости религиозной идентичности с потребностью малого народа влиться в цивилизацию, необходимостью поиска более широкой общности, каковой, к примеру, могут быть «тюркский» и «православный» миры в качестве своеобразных видов христианского мира.

Таким образом, почти на каждом отдельном отрезке этногенеза гагаузов значительную роль играла их конфессиональная принадлежность к православному миру христианства. Благодаря христианизации этого народа в Балканский период была предотвращена ассимиляция гагаузов. В XIX в. одновременно с переселением гагаузов в Буджак продолжалось и дальнейшее объединение народа. К этому же периоду относится и формирование первой историософской концепции гагаузов. В XX столетии благодаря стараниям священника М. Чакира возникают первые книги религиозного содержания на родном для гагаузов языке, а также вторая историософская концепция, которая провела связь истории этноса с историей тюркского мира. Основной специфической чертой гагаузов является тот факт, что они – тюркоязычные христиане.

 

Литература:

1. Гургуро Д. Гагаузы – потомки тюрок-огузов или славяно-болгар? Кишинев, 1998.

2. Губогло М.Н. Малые тюркоязычные народы Балканского полуострова: К вопросу о происхождении гагаузов. Автореф. дис. канд. ист. наук. – М., 1967; Шабашов А.В. К проблеме этногенеза гагаузов. Новые подходы // История и культура болгар и гагаузов Молдовы и Украины. (Сборник статей к 100-летию со дня рождения И.И. Мещерюка). Кишинев, 1999. С. 154–176; его же. Гагаузы: система терминов родства и происхождение народа. – Одесса, 2002; его же. Этногенез // История и культура гагаузов. Очерки. – Комрат-Кишинэу, 2006. – С. 8-43.); Маруневич М.В. Поселения, жилища и усадьба гагаузов Южной Бессарабии в XIX – начале XX века. Кишинев, 1980. С. 7.

3. Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и крещение Руси. Под ред. Г.Г. Литаврина. М., 1988. С. 3.

4. Иванова О.В. Распространение христианства у славян в Византии // Принятие христианства народами Центральной и Юго-Восточной Европы и крещение Руси. Под ред. Г.Г. Литаврина. М., 1988. С. 20.

5. Макарова И.Ф., Жила Л.И. Конфессии и формирование болгарской нации // Роль религии в формировании южно-славянских наций. Эдиториал. УРСС. ­ М., 1999. С. 195.

6. Литаврин Г.Г., Наумов Е.П. Межэтнические связи и межгосударственные отношения на Балканах в VII-XII вв. // Раннефеодальные государства на Балканах. ­ М., 1985. С. 302.

 

 

УДК 93/94

 


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 246; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!