Бартольд В.В. Ещё о христианстве в Средней Азии // Работы по отдельным проблемам истории Средней Азии. Том 2. М.: Наука, 1964. С. 315-319.



2. Гарбовский Н.К. Теория перевода: Учебник. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. 544 с.

3. Джунджузов С.В., Любичанковский С.В. Миссионерская деятельность Никодима Ленкеевича в Калмыцком ханстве (1725 – 1734 годы) // Новый исторический вестник. М., Издв-о ООО "Издательство Ипполитова", 2017. С. 172-190.

4. Добыкин Д.Г. Лекции по введению в Священное Писание Ветхого Завета: учеб. пособие. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской духовной академии, 212. 114 с.

5. Дубровская Д. В. Миссия иезуитов в Китае. Маттео Риччи и другие (1552—1775 гг.). М.: Крафт+; Институт востоковедения РАН, 2000. 256 с.

6. Знаменский П.В. История русской церкви. М.: Издание Крутицкое патриаршье подворье, 1996. 474 стр.

7. Кульганек И. В. Неизвестная работа А. М. Позднеева о переводе Священного писания (из Архива востоковедов СПбФ ИВ РАН / И. В. Кульганек //Altaica IV.– М.: ИВ РАН, 2000.– С. 43–70. 

8. Кычанов E.И. Сирийское несторианство в Китае и Центральной Азии.

// Палестинский сборник. Вып. 26 (89). Филология и история. Л.: 1978. С. 76-85.

9. Лауфер Б. Очерк монгольской литературы / Пер. В.А. Казакевич; Под ред. и с предисл. Б.Я. Владимирцова. Л., 1927. 121 с.

Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности. Тексты и исследования. М.-Л.: 1951. 451 с.

11. Никитин А. Б. Христианство в Центрально Азии // Восточный Туркестан и Средняя Азия. М. «Наука», 1984 г. С. 121-137.

12. Сазыкин А.Г. Каталог монгольских рукописей и ксилографов Института Востоковедения АН СССР. Т. I. М.: Изд-во «Наука», 1988.

13. Хенниг Р. Неведомые земли. Т. III. М., Изд-во Иностранная литература, 1962.

14. David С.Les Habits neufs de la Bible // Le Nouvel Observateur. 30 août — 5 septembre 2001. P. 6.

15. Stewart J. Nestorian missionary enterprise: the story of a church on fire. Edinburgh: T. & T. Clark. 1928. 393 p.

15. http://blagovest-elista.ru/2014/10/17/xristianstvo-i-mongolskie-plemena/

 

 

УДК 93/94

ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ В ДАГЕСТАНЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

PRIVATE PROPERTY ON THE EARTH IN DAGHESTAN IN THE FIRST HALF OF THE XIX CENTURY

А.Ш. Магомедова,

магистрант 1 года обучения по направлению подготовки «Отечественная история» исторического факультета Дагестанского государственного университета, г. Махачкала

Т.Ч. Джабаева,

к.и.н., доцент кафедры истории России Дагестанского

государственного университета, г. Махачкала

A . Sh . Magomedova ,

Undergraduate 1 year of study in the direction of "Domestic history" of the history department of Dagestan State University, Makhachkala

T.Ch. Dzhabaeva,

Associate Professor, Department of Russian History, Dagestan State University

 

Статья посвящена исследованию форм частной собственности в Дагестане в первой половине XIX века, истории ее образования, определены особенности формирования частной земельной собственности, а также зависимость ее размеров от географического фактора.

Ключевые слова: земля, общество, равнина, предгорье, горный Дагестан, адаты.

The article is devoted to the study of forms of private property in Dagestan in the first half of the XIX century, the history of its formation, the features of the formation of private land ownership, as well as the dependence of its size on the geographical factor.

Key words: land, society, plain, foothills, mountain Dagestan, adats.

 

 

В Дагестане в первой половине XIX века существовала частная собственность на землю. Можно выделить две основные ее формы: крупное феодальное землевладение и мелкие крестьянские мюльки. Основная разница между ними состояла в том, что крестьянская земля, как правило, обрабатывалась самим ее собственником и служила источником его существования, а феодальная земельная собственность обрабатывалась эксплуатируемыми феодально-зависимыми крестьянами и служила источником феодальной ренты.

Частная собственность на скот, дома и пахотные земли, сенокосы и даже отдельные лесные участки возникла в сельских общинах Дагестана задолго до XIX века. Согласно традиционному обычному праву тот, кто привел никому ранее на принадлежавший участок земли в состояние, пригодное для интенсивного хозяйственного пользования (очистил от леса, камней и кустарника, выровнял и т. д.), становится его собственником. Поэтому индивидуально- семейная собственность в первую очередь распространялась на пахотные и покосные участки. Эти участки, независимо от размера, не подлежали переделу, и владелец имел право отчуждать их.

Сельская община и тухум, как родственный коллектив, стремились ограничить право отчуждения правом предпочтительной покупки земли родственниками или односельчанами и тем самым как-то регулировать частное землевладение. В условиях имущественной дифференциации право предпочтения являлось показателем концентрации земель в руках общинной знати, которая была заинтересована в запрещении продажи земли вне общины. Например, в общинах Западного Дагестана даже в случае перехода хозяина земли из одного сельского общества в другое он терял права не только на пахотные участки, но и на пастбищные и сенокосные. В таких случаях он должен был продать свою землю и купить или приобрести ее другими способами в другом обществе [1, с.111].

Институт предпочтительной продажи способствовал накоплению у отдельных лиц больших массивов земли. Это обстоятельство не могло не привести к глубокому социальному неравенству внутри самой сельской общины.

В XIX веке на равнинной части Дагестана пахотная земля, подвергавшаяся периодическому переделу, находилась в общинной собственности; в горной же части Дагестана подобных земель почти не было. В условиях горного Дагестана пахотный участок создавался и содержался неимоверным трудом. Видимо, эти исключительные условия служили одной из причин того, что в горной части Дагестана большинство пахотных земель находилось в частной собственности в то время как пастбища, леса, пустоши могли находиться в общем пользовании.

В обществах Западного Дагестана, где климатические условия позволяли заниматься садоводством, в частности по долинам Койсу, под мюльками, кроме пахотной земли, находились сады и огороды [4, л. 211-278]. В адатах Технуцальского наибства говорится, что за срубку дерева виновный должен возвратить хозяину такое же дерево, какое срубил, или уплатить стоимость [3, с. 138].

По адатным данным в Аварии частная собственность в джамаатах фигурирует под название: «чужая земля», «владелец пастбища», «чужой сад», «чужое владение», «чужой скот», «чужая собственность». Тут слово «чужое» употреблено для того, чтобы, с одной стороны, подчеркнуть отличие индивидуальной формы собственности от общеджамаатской собственности и, с другой стороны, чтобы отличить «свое» собственное от такого же собственного своего соседа по жизни в джамаате. Адатное право аварцев полностью отстаивает частную собственность в джамаатах. Оно считает, что частная собственность неприкосновенна, а также оно предусматривает полное удовлетворение собственника во всех случаях ущемления его имущественных прав [2, с.35].

Для исследуемого периода главной особенностью частного землевладения являлось неравномерность распределения земли. Основная масса частнособственнических земель находилась в руках феодализирующейся знати. Основная же масса общинников либо имела в собственности только маленькие мюльки, которые не могли обеспечить ее жизненные потребности, либо вовсе не имела земли. Лишившись земельной собственности, безземельные становились объектом эксплуатации со стороны феодализирующейся знати.

Основной причиной распространения частного землевладения являлось развитие производительных сил, возможность существования без общинной собственности, общинной обработки земли и общинного присвоения, что было характерно для архаической общины. Первая форма земельной собственности выражала собой патриархально- общинное начало. Вторая форма собственности представляла собой новые классовые отношения, основанные на частной собственности. Обе формы собственности тесно переплетались друг с другом.

Литература:

1. Магомедов Д.М. Социально-экономическое развитие союзов сельских общин Западного Дагестана//Развитие феодальных отношений в Дагестане. Махачкала, 1980.

2. Магомедов Р. М. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII- начале XIX вв. - Махачкала, 1957.

3. Памятники обычного права Дагестана XVII-XIX вв. - М., 1965.

4. Посемейный список жителей Тиндальского наибства Андийского округа // ЦГА РД. Ф. 21. Оп. 5. Д. 117

 

УДК 93/94

 


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 359; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!