Коллекция Усмана -хаджи Гитинамагомедова с. Ругельда



Хадисы:

1. «Масабих ад-дуджа». Автор – Абу Мухаммад ал-Хусейн ибн ал-Фарра ал-Багави (ум.511 г.х./1117 г. или 516 г.х./1122 г.).

Сира:

2. «Асма ас-сахаба ал-бадриин» – Сподвижники Пророка при сражении в Бадре.

3. «Джалийат ал-кураб». Автор – Джафар бен Хасан бен Абдалкарим ал-Барзанджи. Комментарий к сочинению «Асма ас-сахаба ал-бадриин» («Сподвижники Пророка при сражении в Бадре»).

4. «Асма ибтида ал-ухудиин» («Участники сражения при Ухуде»). Автор – Джафар ибн Хасан ибн Абдалкарим ал-Барзанджи.

Риторика:

 5. «Манакиб тадж ал-авлийава бурхан ал-Асфийа, ар-Раббанива-гавс ас-самадани ас-Саййид ал-Гилани». Автор – Ахмад бен Мухаммад бен Али ал-Мисри ал-Файуми. Дата издания 1320 г.х./1902г. Место издания – Египет, типография» «Майаниййа». Книга издана на средства Мустафы ал-Баби ал-Халаби.

6. «Хашийат Дусуки ‘ала шарх Сааддуддинат- Тафтазани‘ала матнат-Талхис» (второй том). Автор – ад-Дусуки. Дата издания 1307г.х./1890-91г. Место издания - Турция, ал-Матба‘а ал-Усманиййа. Владельческая запись: Из книг Хаджи Мурада и Мухаммада аш-Шангиди.

Молитвы, ритуалы, обряды

7. «Сборник молитв». Автор – Хадис ал-Хиндахи. Место переписки – переписана в мечети сел. Ругельда Шамильского района РД. Дата переписки 1278-1291 г.х./ 1862(63)- 1874(75) г. Переписчик – Мухаммад ар-Ругелди.

Библиотеки полностью оцифрованы и описаны. Идет работа по подготовке полевых материалов к изданию в виде отдельного каталога.

Литература:

1. Шихсаидов А.Р. Каталог арабских рукописей. Коллекция Хаджи Ибрагима Урадинского. Махачкала, 2014.

2. Шихсаидов А.Р., Гаврилова Л.К., Оразаев Г.М.-Р., Наврузов А.Р., Закарияев З.Ш., Шихалиев Ш.Ш., Османова М.Н., Магомедова З.А., Маламагомедов Д.М. Археографическая работа 2007 г.//Вестник Института ИАЭ. Махачкала, 2008. 

3. Шихсаидов А.Р. Каталог арабских рукописей. Коллекция Хаджи Ибрагима Урадинского. Махачкала, 2014.

Приложение

Рис.1 «Мухтар ас-Сихах»                                         Рис.2«Джалийат ал-кураб» 

 

Рис.3 «Ал-Касидат ал-балийа»

Рис.4«Мухтасар ‘алаТалхис ал-мифтах(ал-джуз ар-раби)»

 

                  

Рис.5«ШархТалхис ал-мифтах» (Первый том)              Рис. 6 «Хашийят Ибрахим ал-Баджури ‘ала

                                                                                             шарх Ибн Касим ал-‘ала матн аш-Шейх 

                                                                                             ибн Шуджа».(Второй том)

 

 

Рис.7«Дака ‘ик ал-ахбар фи зикр ал-джаннат»

 

Рис.8«Асма ибтида ал-ухудиин»

Рис. 9 «Манакиб тадж ал-авлийава бурхан ал-Асфийа»

 

Рис.10«Сборник молитв»

 

УДК 93/94

РУССКО – КАВКАЗСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В XVI ВЕКЕ

THE RUSSIAN – CAUCASIAN RELATIONS IN THE XVI CENTURY

М.Х. Мадашова

магистрант Чеченский государственный педагогический

университет, г. Грозный

З.А. Гелаева,

к.и.н., доцент кафедры истории

Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный

M.H. Madanova

student at the Chechen state pedagogical

University, Grozny

Z.A. Gelayev а ,

Ph. D., associate Professor of history

The Chechen state University, Grozny

В статье о складывании русско-чеченских отношениях в XVI веке, которые носили вассально-союзнический характер.

Ключевые слова: Османская империя, Сефевидский Иран, Крымское хансто, посольство, подданство, жалованная грамота, Девлет-Гирей.

Т the article is about the formation of Russian-Chechen relations in the XVI century, which were of vassal-allied nature.

Key words: Ottoman Empire, Safavid Iran, Crimean khanate, Embassy, citizenship,Charter, Devlet Giray.

 

                                                                            

Кавказский регион в эпоху позднего средневековья стал объектом пристального внимания ведущих держав того времени Османской империи, Сефевидского Ирана, Крымского ханства, а также ставшими с 1475 года вассалами Османской империи, Казанского, Астраханского и Ногайского ханств [4].

С середины XVI века начинаются политические отношения народов Северного Кавказа с Русским централизованным государством, их взаимоотношение складывались в форме вассальных связей, которые выглядели следующим образом:

1) Обращение владетеля к царю с просьбой о «подданстве»;

2) Присяга его местным русским воеводам;

3) Посольство владетеля в Москву, связанное с торжественной аудиенцией и присягой;

4)  Дарование жалованной грамоты и жалования горскому князю;

5) Предоставление владетелем аманата;

6) Включения вассальной территории в царскую титулатуру [3].

Особое внимание Кавказу уделял Иван IV. Разгром Казанского ханства и его присоединение к России в 1552 году нанесли серьезный удар по турецким планам. С этого года последовали прямые обращения различных групп зпадно – адыгских, а затем и кабардинских феодалов к Москве с просьбой о «подданстве». Русское правительство видело в них серьезных союзников в борьбе с турецко – крымской опсностью, угрожавшей южным рубежам государства. С середины 50-х годов XVI века между Русским государством и черкесами, среди которых все большую роль стали играть кабардинцы, устанавливаются постоянные дружественные отношения. Начинается совместная борьба с Крымским ханством [4].

В 1556 году, несмотря на крымско-турецкую помощь, было разгромлено, а затем присоединено к России Астраханское ханство. Вся Волга попала в состав России, каспийско - волжский путь для азиатско-европейской торговли был открыт для русских судов.

Присоединение Астрахани привело к завершению присоединения к России Большой Ногайской орды [2].

В 1557 году в Москву через Астрахань прибывают и дагестанские послы от шамшаха Казикумухского и правителя Тюменского ханства с просьбой о принятии в подданство и о защите их от врагов «со всех сторон».

Особенно важной датой в истории сближения России с Северным Кавказом следует считать 1557 год, когда в Москву прибыло посольство от старшего, наиболее влиятельного, кабардинского князя Темрюка с просьбой «чтобы их государь пожаловал и велел себе служить». Кабарда была принята под покровительство России в том же 1557 году. В 1558 году кабардинцы уже участвовали совместно с русскими отрядами в походе против Крыма. Союз с Кабардой был закреплен в 1561 году браком Ивана Грозного с дочерью князя Темрюка, принявшей при крещении имя Мария [3].

В 1566 году Темрюк направил большое посольство в Москву с просьбой построить на нижнем течении Терека в устье Сунжи укрепленный город. Осенью 1567 года была воздвигнута русская крепость «Терский город» [4].

Начинается борьба за Кавказ между Россией и Турцией.

В 1569 году произошла первая русско-турецкая война, которая велась не только за контроль над устьем Волги, но и за Северный Кавказ. В результате, которой после ряда сражений турецкие войска, понеся значительные потери, вынуждены были вернуться в Азов [5].

В этих условиях крымский хан Девлет-Гирей потребовал от русского посла немедленного вывода российских войск из «Терского города». В феврале 1571 года Иван Грозный дал согласие вывести русские отряды из «Терского города». Однако было уже поздно. В мае 1571 года войска Девлет-Гирея, снабженные турецкой артиллерией и используя переброску основных русских войск в Прибалтику для борьбы с Польшей, захватили неожиданным наскоком Москву и сожгли значительную часть города [2].

В новой ситуации Девлет-Гирей потребовал от русского посланника немедленного отказа России не только от «Терского города» и Астрахани, но и от Казани [4].

Однако, после разгрома турецкого флота в октябре 1571 г. в сражении при Лепанто турецкий нажим на Россию несколько ослаб. В июле 1572 года в решающем сражении на реке Пахре русские войска разгромили крымскую армию. Казань и Астрахань остались навсегда в составе России. Что касается вопроса о «Терском городе», то Москва, учитывая международную обстановку и положение в Прибалтике, решила временно отступить. Русские войска в 1572 году были выведены из «Терского города» [4].

В 1578 году началась новая ирано-турецкая война за Закавказье и Северный Кавказ. Уже весной 1578 года в Москву прибыло большое кабардинское посольство во главе с братом Темрюка - новым старшим князем Камбулатом. Посольство вновь просило всемерной поддержки против Крыма и, главное, восстановление крепости «Терский город». Их пожелание было исполнено в том же году. Однако, в январе 1580 года, Ивану Грозному пришлось принять решение о ликвидации крепости на Тереке [2].

В 1586 году в Москву прибыло кахетинское посольство, которое настоятельно просило восстановить крепость на Тереке, поскольку это могло бы обеспечить устойчивую связь между Астраханью и грузинскими царствами - Кахетией и Картли [6].

С просьбой о восстановлении крепости на Тереке обратились и князья Большой Кабарды. Но на этот раз крепость была сооружена не у впадения Сунжи в Терек, а в устье Терека, на одном из его притоков - Тюменке. В 1589 году сооружение крепости было завершено, включая установку артиллерии [3].

В 1588 – 1589 гг. послы чеченского владельца т.н. Окоцкой земли Шихмурзы Ишемирова поставили в Москве вопрос о «Пожаловании» за оказанные русскому государству услуги. В документе определялись виды служб, которые он должен был нести в пользу царя, ограничивалась внешнеполитическая самостоятельность (Турция и Крым). Сюзеренитет русского царя не распространялся на внутреннюю жизнь княжества В результате подобных актов в царский титул, начиная с 1589 г. вносится новая формула «Кабардинской земли черкасских и горских князей …. Государь» [6].

В середине 90-х годов XVI века в полный титул русского царя было внесено многозначительное добавление: «Государь Иверские земли картальских и грузинских царей и кабардинские земли черкасских и горских князей… государь». Это означало, что после длительных дипломатических переговоров и многочисленных обсуждений в Боярской Думе в Москве было принято официальное решение считать вассалами (находящимися под российским протекторатом) Кахетию, Картли, Восточную Кабарду, Северный Дагестан, и, по-видимому, предгорья современной Чечни и Ингушетии [1].

О решении царского правительства и Боярской Думы относительно установления протектората над значительной частью территории Северного Кавказа были поставлены в известность правители Османской империи и Сефевидского Ирана. Это означало, что Россия готова силой защищать свои вновь приобретенные позиции не только на Северном Кавказе, но, частично и в Закавказье [2].

Воспользовавшись ослаблением Русского государства в начале XVII в. (Смутное время), Турция и Крымское ханство усиливают свою агрессию на Северном Кавказе, добиваясь, прежде всего подчинения себе адыгейцев и кабардинцев, что должно было вновь поставить под их контроль главную дорогу, ведущую от восточного побережья Черного моря к западному побережью Каспийского моря. С этой целью крымские ханы огнем и мечом распространяют там ислам. Однако больших успехов при этом не добиваются. Лишь отдельные адыгские князья признали себя вассалами крымского хана, рассчитывая с его помощью усилиться за счет соседних феодальных правителей [3]. Таким образом, между Россией и кавказскими народами в XVI веке складываются отношения, которые носили вассально-союзнический характер.

Литература:

1. Ахмадов Я.З. Очерки политической истории народов Северного Кавказа в ХVI—ХVII вв. Грозный, 1988.

2. Ахмадов Я.З. Взаимоотношения Чечни и России (Вторая половина ХVI-середина ХIХ в.) II Чеченцы: история, современность. М., 1991.

3. История Чечни с древнейших времен до наши дней. В 2-х т., Т.II История Чечни XX и начала XXI веков. Грозный: ГУП Книжное издательство», 2008. – 832 с

4. Исаева Т.А. Политические взаимоотношения Чечено-Ингушетии с Россией в конце ХУI — пер. пол. ХVII вв. // Взаимоотношения народов Чечено-Ингушетии с Россией и с народами Кавказа в ХVI — в начале ХХ вв. Грозный, 1981.

5. Гелаева З.А. Социально-экономическое и политическое развитие Надтеречной Чечни в XVIII-XIXвв. Махачкала, 2013.

6. Магомадова Т.С. К характеристике торговых связей чеченцев и ингушей с русскими и Россией в ХVI—ХVII вв. 1/ Вопросы истории Чечено-Ингушетии. Т.Х. Грозный, 1976.

7. Магомадова Т.С. Важнейшие пути русских транзитных передвижений на территории Чечено-Ингушетии в ХVI—ХVII вв. // Взаимоотношения народов Чечено-Ингушетии с Россией и народами Кавказа в ХVI — нач. ХХ вв. Грозный, 1981.

8. Северный Кавказ в истории России (XVI-XIX вв.) - https://www.liveinternet.ru/users/3790905/post251335991/

9. Чеченцы в истории, политике, науке и культуре России: исследования и документы / [отв. ред. Х. В. Туркаев]; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо – Маклая РАН. – М.: Наука, 2008. – 631 с.

 

 

УДК 93/94


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 326; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!