ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИИ КАВКАЗА



THE EDUCATION OF CIVIC IDENTITY IN THE MODERN SCHOOL THE EXAMPLE OF THE HISTORY OF THE CAUCASUS

В.А. Матаева,

студент 1 курса, направление подготовки юриспруденция института дружбы

народов Кавказа, г. Ставрополь

Д.И. Состин,

кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права института дружбы народов Кавказа, г. Ставрополь.

V.A. Matayev а ,

1st year student, direction of training law Institute of friendship of the peoples

 of the Caucasus, g . Stavropol

D.I. Sostin,

candidate of historical Sciences, associate Professor of theory and history of state and law Institute of friendship of the peoples of the Caucasus, g. Stavropol

 

В статье рассматриваются основные направления воспитания гражданской идентичности, исторического сознания, самосознания в современной российской школе с учетом антропологических аспектов.

Ключевые слова: мировоззрение , историческое сознание, идеология, национальная идентичность, средняя школа, патриотическое воспитание, полиэтнические культуры.

Т he article discusses the main directions of training of civil identity, historical consciousness, self-consciousness in modern Russian school, taking into account anthropological aspects.

Key words: worldview, historical consciousness, ideology, national identity, middle school, Patriotic education, multi-ethnic culture.

 

 

Воспитательная концепция российской школы, которая реализуется на современном этапе в рамках инновационных направлений развития школьного образования, предусматривает формирование российской идентичности. 

Национальное российское самосознание связано и с формированием гражданской идентичности. Добавим, что значительную методологическую роль в формировании гражданской идентичности и мировоззрения школьников в ее воспроизводстве должно играть историческое сознание. Историческое сознание народа является одним из важнейших элементов национальной идентичности. В современной России, как известно, отсутствует монополия на государственную идеологию, что закреплено в конституции. [1]. В этих условиях, роль идеологии, оказывающей мощное, консолидирующее воздействие на этнически и конфессионально разнородное российское общество играет отечественная история. Кроме того, она является одним из наиболее надежных и проверенных путей получения информации о национальной принадлежности человека, открывает возможности познания других народов и культур, формирует умения выстраивать отношения, на основе взаимоуважения и толерантности с представителями иных этносов и наций. Такие возможности истории, как науки и как учебного предмета весьма значимы не только для образования и воспитания нынешнего поколения молодых россиян, но и для представителей иных этносов, прибывающих в нашу страну на работу и постоянное проживание. Неслучайно Президент РФ В. В. Путин 23 октября 2015 года на форуме «Валдай» подчеркнул «…стране нужны люди со специальными знаниями и навыками. Однако не менее необходимо воспитывать людей с глубокими, всеобъемлющими и объективными знаниями в гуманитарной сфере…» [2].

В этой связи, воспитательная деятельность школы должна быть связана с формированием у обучающихся российской идентичности, т. е. осознанием себя, как носителя российской культуры и гражданина. Россия - страна исторически многонациональная. Сегодня в ней проживают представители около 200 этнических общностей. Россия для всех них является коллективной формой государственности. Поэтому неоправданно искать в России национальности, которые, якобы, на ее территории не имеют своей государственности. Как говорится в статье В.В. Путина «Россия: национальный вопрос»: «Историческая Россия – не этническое государство и не американский «плавильный котел», где, в общем-то, все так или иначе – мигранты. Россия возникла и веками развивалась как многонациональное государство. Государство, в котором постоянно шел процесс взаимного привыкания, взаимного проникновения, смешивания народов на семейном, на дружеском, на служебном уровне сотен этносов, живущих на своей земле вместе и рядом с русскими…»[4].

 В этом контексте, смысл преподавания истории, как и других обществоведческих дисциплин российским школьникам, в том числе и детям из мигрантских семей, заключается не только, в передаче им фактологической информации, но и в их социокультурном развитии, адаптации в сложных российских реалиях, преимущественно в рамках локального полиэтничного пространства [5, с.80-91].

Преподавание истории России методическом плане имеет целью формирование гражданской идентичности, должно включать в себя: единство этнических и общечеловеческих ценностей; развитие планетарно-регионального мировоззрения на основе междисциплинарной интеграции; принципы индивидуального и дифференцированного подходов в освоении отдельных тем российской истории, особенно тех, которые связаны с вхождением отдельных народов в состав Российской империи, культурной политикой российского правительства в разные периоды в отношении присоединенных народов. Такие подходы, должны, естественно, сочетаться с расширением поликультурного образования молодежи коренных, так и некоренных этносов, обучающихся в российских школах, их воспитанием, модернизацией учебников и учебных пособий по истории России, включением в их содержание региональных компонентов, в которых бы уделялось должное внимание не только местным этническим элементам, политически интегрированным в российское государственное пространство, но и соседним народам в большей, или меньшей мере причастным к российской истории. В учебном процессе должны учитываться, и разные эмоционально-мотивационные особенности учеников, связанные с их национальной принадлежностью, ведь многими учениками, живущими в разных частях такой громадной страны, как Россия, (на Северном Кавказе) «большая», «федеральная» история с ее героями и событиями воспринимается какой-то далекой, «нездешней», поскольку ее реалии никогда не были даны им «в ощущении», а региональная и особенно локальная история – здесь, рядом, и говорят с учащимися ( чеченцами, дагестанцами, карачаевцами, черкесами) на привычном им языке родной культурно-бытовой традиции. Таким образом, если пафос преподаваемого курса истории России, в общероссийских рамках дает осознание общего процесса создания и трансформации великого государства, и раскрывает перед ними обстоятельства и хода которого формируются чувства принадлежности к нему в качестве продолжателей и наследников, то пафос региональных компонентов данного курса, должен сводиться к приобщению учащихся к истории «родной земли» - «исконной» территории проживания «своего» народа. То есть преподавание истории России в национальных республиках должен касаться этнической истории, строясь на ней общероссийской истории. Это довольно сложная задача.

Преподавание отечественной истории в таком полиэтничном регионе России, как Кавказ проблематично. Детям нерусской национальности, а также детям – мигрантов, которые как правило обучаются в общих классах с детьми, для которых русский язык является родным, необходимо одновременно осваивать и русский язык, и учебный материал по истории России и при этом, соотносить полученные знания с фоновыми знаниями истории своего народа, закрепленными в его сознании. В этой связи, возникают разные варианты подачи исторического материала. Учитывая, что этническая принадлежность оказывает значительное влияние на сознание человека, можно преподавать исторический материал в одном, российском контексте, и учитывать только одну этническую принадлежность, а можно бросить вызов стереотипным представлениям, и продемонстрировать в учебном процессе, что на территории Кавказа всегда проживали различные народы. Данный регион можно представить, как в виде плавильного горна, благодаря которому из различных культур сформировалась современность. Скифы. Сарматы, греки, осетины, карачаевцы, черкесы, дагестанцы (аварцы. даргинцы, табасаранцы, кумыки и др.) чеченцы и ингуши, русские и многие другие – все они оказывали непосредственное влияние на развитие региона. В то же время, российское измерение больше всего подходит для региона, скажем эпохи XVIII – XIX вв., когда в связи с социально-экономическим освоением, региона, формированием рыночных отношений, на Кавказе тесно взаимодействовали различные этносы, позволяет учащимся российских школ различных национальностей самоидентифицировать, осознавать себя и как россияне и одновременно как дагестанцы, карачаевцы, чеченцы и т.д., но и что весьма ценно, как россияне и что все они играют важную роль на Кавказе в целом в Российской Федерации. Все это служит утверждению понимания культурного многообразия. Это особенно значимо, поскольку утверждает новую парадигму исторического сознания и методическую концепцию преподавания истории России, причем не обязательно в региональном контексте, пересматривает ранее существовавшие позиции и стереотипы, утверждавшие к примеру, что Кавказ (под термином подразумевалось преимущественно Закавказье) – это в прошлом отсталая окраина, или развитие Кавказа было во многом связано с присоединением его к Российской Империи и что с этим событием завершился период иноземных набегов и т.д.

Новым в преподавании курса истории России в целом и ее региональных компонентов может быть реализация цивилизационных принципов понимания исторического процесса, в том числе в полиэтничном образовательном пространстве в рамках северокавказского региона. Особенностью такого подхода должно быть осознание единство культурно- исторического пространства. В преподавании истории в региональном аспекте должно более заметным историческое прошлое народов Северного Кавказа, где достижения одних народов становились достоянием всех народов России. Результатом такого совмещения должно стать убеждение, идея о том, что Кавказ – это единая культурно- историческая сокровищница, в которую каждый народ вносил и вносит свой вклад.

Таким образом, исходя из обозначенных выше проблем преподавания истории России детям мигрантов, и не только им, определим некоторые рекомендации, необходимые на наш взгляд учителям истории на настоящем этапе. Они обращены на то, что преподавание отечественной истории должно:

- объединять, а не разъединять народы;

- отражать историческую картину мира в ее полном объеме и не создавать при этом образ врага;

-соблюдать пропорции в преподавании национальной и всемирной истории;

- излагать факты во всем их разнообразии, включая так называемые спорные вопросы;

- использовать методику мультиперспективности, дающий возможность освещать различные оценки одних и тех же событий;

-избегать использования стереотипов и предубеждений в изложении исторических событий;

- мотивировать учащихся на самостоятельную работу с документами и историческими источниками, включая музейные и архивные источники;

- активнее использовать инновационные методы преподавания истории России, основанные на разного рода диалоговых формах;

- способствовать развитию творческого и в целом позитивного отношения к действительности.

Таким образом, воспитание гражданской идентичности в современных условиях – это довольно многогранная и сложная, требующая ответственного к ней отношения. Важнейшим социальным институтом, способным решить эту задачу является школа. Она выступает базисом в дальнейшем развитии личности. Воспитывает такие качества, идентичности, которые могут быть объединяющим все российское многонациональное общество фактором источником нравственного духовного, экономического, политического возрождения страны, укрепления ее суверенитета и государственной целостности.

 

Литература:

1. Конституция Российской Федерации в редакции Законов РФ о поправке к конституции от 30.12. 2008 № 6 –ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ

2. В. В. Путин 23 октября 2015 года на форуме «Валдай» [Электронный ресурс]. http://www.vz.ru/news/2014/10/30/713170.html

3. Андрюшков А.А. Формирование российской идентичности как задача образования: Мировоззрение, создающее будущее. М.-2010.

4. Путин В.В. . Статья «Россия: национальный вопрос». [Электронный ресурс]. URL. http://putin2012.ru/#article-2 

5.Зборовский Е.А. Шуклина. Социологические исследования. 2013. №2.

УДК 93/94


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 292; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!