ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАСИЯТА ШАХАНОВА



POLITICAL AND SOCIAL ACTIVITY OF BASIYAT SHAKHANOV А

М.А. Кучукова,

студент 4 курса, направление подготовки «История» Кабардино-Балкарского государственного университета, г. Нальчик

П.А. Кузьминов,

доктор исторических наук, профессор кафедры Истории России Кабардино-Балкарского государственного университета, Заслуженный деятель науки КБР

M.A. Kuchukova,

4th year student, the direction of training "History" of Kabardino-Balkaria State University, Nalchik

P.A. Kuzminov,

Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of the History of Russia of the Kabardino-Balkarian State University, Honored Scientist of the KBR

В статье освещается политическая и общественная деятельность одного из видных представителей общественной мысли Северного Кавказа – Басията Абаевича Шаханова. Анализ его творчества и деятельности дает возможность реконструировать сложные процессы истории и культуры балкарского народа в конце XIX – начале XX века. Басият Шаханов активно участвовал в образовании Центрального комитета Союза объединенных горцев, возглавлял балкарскую делегацию на Съезде народов Терека, выступал против сепаратизма, пытался проводить политику нейтралитета в регионе. Кабарда, политика.

Ключевые слова: Земельный вопрос, балкарское общество, Северный Кавказ,

The article highlights the political and social activities of one of the prominent representatives of social thought in the North Caucasus, Basiyat Abaevich Shakhanov. Analysis of his work and activites makes it possible to reconstruct the complex processes of the history and culture of the Balkar people in the late XIX and early XX centuries. Bassiy Shakhanov actively participated in the formation of the Central Committee of the Union of United Highlanders, headed the Balkar delegation at the Terek People’s Congress, spoke out against separatism, tried to pursue a policy of neutrality in the region.

Key words: The land question, Balkarian society, the North Caucasus, politic.

 

 

Общественная и политическая деятельность Басията Шаханова составляют одну из значимых страниц истории и культуры балкарского народа. Вклад его в развитие общественного сознания всего Северного Кавказа, с появлением новых исследований и выявлением неизвестных прежде фактов его жизни и творчества, становится все более очевидным. Следует отметить, что творчество Басията Шаханова было по достоинству оценено его современниками. Но с установлением Советской власти на Северном Кавказе он, как и многие другие представители светской интеллигенции Северного Кавказа, был исключен из прошлого. Однако, мало найдется среди современников публициста тех, кто смог бы с такой беспощадностью раскрыть социальные корни противоречий северокавказской действительности рубежа веков, как сделал это Б. Шаханов в своих статьях и очерках [1]. Его научные интересы были опосредованы злободневными проблемами конца XIX начала XX вв., поэтому в его публицистических трудах, как правило, подвергались анализу самые животрепещущие проблемы балкарского народа этого периода – земельный, социальный, политический, национальный.

Ряд работ по истории общественно-политической жизни народов Северного Кавказа содержит специальные сюжеты, посвященные анализу его мировоззрения и исторических взглядов. Ценным источником для изучения научного наследия и общественной деятельности Басията Шаханова стала публикация Т.Ш. Биттировой, которая собрала его статьи, очерки, записки и заметки. Выход книги «Басият Шаханов. Избранная публицистика» и последующих за ней переизданий творчества публициста, дали возможность познакомиться с его многогранным творчеством и по достоинству оценить вклад в распространение демократических идей на Северном Кавказе. Анализируя творчество Басията Шаханова, известный ученый Т,Х. Кумыков отмечает: «Выдающимся деятелем культуры Балкарии и всего Северного Кавказа конца XIX- начала XX века является Басият Шаханов. Творчесво его многоплавно и многообразно. В своих работах он освещает различные стороны жизни не только балкарцев, но и других горцев Терской области». Кайсын Кулиев в своем очерке писал: «Судьба его очень интересна, драматична, во многом напоминает судьбу лермонтовского Измаил-Бея» [3, с. 8-9]

Период жизни Б.Шаханова в качестве артиллерийского офицера, охвативший 1898-1904 годы, были самыми значительными в его судьбе. Именно в это время просветителя глубоко заинтересовали проблемы, порожденные социально-экономической нестабильностью жизни народов Северного Кавказа. Он начинает искать причины такого положения и находит их в противоречии существующих сословно-поземельных отношений и требований нового века, нежеланий правящей царской администрации решать проблемы горцев на уровне государственной политики. Перед Шахановым встали основные задачи – оказание посильной помощи своему народу через разъяснение непонятных ему законов, защищать попавших в беду неграмотных крестьян. [2 с. 36]

Искренне приняв Февральскую буржуазно-демократическую революцию 1917 г., Басият Шаханов вошел в новые органы власти Терской области. Был одним из инициаторов создания Союза объединенных горцев, избран председателем Первого съезда горцев Северного Кавказа и Дагестана, работал комиссаром Дагестанской области. Он проявил себя как крупный общественный деятель, юрист, историк, социолог, публицист и просветитель. Жизнь и деятельность Б. Шаханова в период между двух революций 1917 года и гражданской войны была достаточно сложной и не нашла в свое время объективного научного осмысления. В условиях революционных потрясений со всей силой проявился незаурядный талант Шаханова организатора и политика [2, с. 245].

Самым значительным фактом политической биографии Б. Шаханова революционного периода можно считать его роль в консолидации демократических сил Северного Кавказа. После февральской революции он принимал активное участие в революционно-демократическом движении. Б.А. Шаханов был избран председателем Временного Центрального комитета объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана и 1 мая 1917 г. открыл во Владикавказе Первый съезд горских народов Кавказа. Выступая на этом съезде, Б. Шаханов говорил: «В России, несомненно, будет установлена республика, т.е. народоправство, с выборным парламентом и выборным и ответственным перед народом правительством во главе с выборным же президентом». В данном высказывании отражены мечты многих его соратников об устройстве демократического государства, в котором и народы Кавказа должны «строить свою жизнь на началах полного самоуправления и автономии». [3, с. 46]

 Басият Абаевич предложил съезду послать телеграмму в Петербург следующего содержания: «Делегаты горских племён Северного Кавказа шлют привет Северным братьям. Мы не сомневаемся, что вы достаточно боролись за общее дело, в окончательном завоевании свободы на благо всех народов России и установления через Учредительный съезд демократической федеративной республики». Телеграмма была одобрена под аплодисменты [4, с. 69]. Поскольку Шаханов был одним из инициаторов создания Союза Объединенных горцев, необоснованно названного в советской историографии «контрреволюционным». В феврале 1918 г. он был делегатом II съезда народов Терека, провозгласившего Советскую власть в области, и был избран в четырех рабочих секциях этого форума: по национальному вопросу, по народному образованию, по организации власти и судебно-правовую. Члены Временного ЦК Союза были обеспокоены тревожным состоянием общественно-политической ситуации в регионе условиях развернувшейся выборной компании в Учредительное собрание [2, с. 245-246]. Поэтому Временный ЦК объединенных горцев обратился к горским народам Кавказа с воззванием, в котором говорилось: «Наша свобода нуждается в закреплении, наше будущее – в устройстве на разумных демократических началах» [2, с. 247]. Развивая эту мысль, в речи при открытии I съезда горцев Кавказа Б. Шаханов подчеркнул: «Мы, горцы, должны явиться в Учредительное собрание как объединенная мощная организация, для того, чтобы отстоять такую форму республики, которая даст нам наибольшее широкое самоуправление» [2, с. 248].

Новый подъем политической активности Шаханова приходится на июль 1917 г., после трагических событий 6-7 июля во Владикавказе. Он не мог оставаться в стороне, когда два братских соседних народа, ингуши и осетины, пошли войной друг на друга, спровоцированные казачьей верхушкой. Взаимоотношение между горцами и русскими всегда было в центре внимания Б. Шаханова. Еще до июльских событий он подчеркивал, что трудящиеся должны объединиться для противостояния реакционным силам. В его многочисленных выступлениях прослеживаются идеи интернационализма. Об этом он говорил 5 мая на объединенном заседании казаков и горцев Терской области. [3, с.53- 54]

Примечателен вклад Шаханова в проекты решения земельного вопроса в балкарских обществах. Впервые в горах Балкарии зазвучали революционные лозунги и сформулированы экономические требования. Тщательно препарируя исторический материал, ссылаясь на действующие законоположения Российской империи, Шаханов доказывал существование института частной собственности в горах Балкарии, последовательно рассматривая законность владения, пользования и распоряжения земельными участками.

Основной предпосылкой складывания четкой регламентации поземельных отношений он считал малоземелье. В условиях острой нехватки земли в горах, все участки имели свои собственные названия, известные с незапамятных времен. Из-за отсутствия земельных планов вопрос о границах постоянно волновал владельцев участков, поэтому в прежние времена бытовал обычай, чтобы старики передавали более молодым людям сведения о земельной собственности, а проезжая по участкам, указывали бы границы на месте. Спор о границах земель решался либо в судах «тере», либо третейским судом. Бывали случаи, когда собственник отчуждал участок навсегда или на время, тогда члены одного с ним рода, в последовательности, соответствующей степени близости родства их к отчуждателю, получали право, уплатив чужеродцу заплаченную им сумму, взять на тех же условиях этот участок. Б. Шаханов расценивал это «как право выкупа членами рода родовых имуществ, перешедшим к чужеродцам». В случае же, когда никто из членов рода не желал этой земли, то право выкупа переходило к владельцу смежного участка.

Другой поземельный институт – «бегенда», который, по мнению Б. Шаханова, в определенной степени указывает на частновладельческий характер земельной собственности, был не известен русскому законодательству. Возникла бегенда еще в древние времена как обычное поземельное право, но и в революционный период этот институт имел широкое распространение во всех пяти обществах Балкарии, более других изолированных от постороннего влияния. Бегенда есть владение имуществом, ограниченное правом прежних владельцев выкупать его обратно во всякое время. Переход имущества от одного владельца к другому совершался как путем продажи, так и путем обмена. Иногда уплата за приобретаемое имущество производилась тем и другим способом, т.е частью деньгами, частью скотом и другим имуществом. При обратном выкупе имущества расчет производился непременно теми же самыми ценностями [2, с. 249].

Таким образом, обосновав институт частной собственности нормами обычного права, Б.Шаханов вносит соответствующие поправки в обсуждаемые проекты Абрамовской комиссии и утверждает: «1) Все земли, находящиеся в пяти горских обществах Нальчикского округа…составляют ныне…неотъемлемую собственность их владельцев, безотносительно к месту теперешнего жительства этих владельцев. 2) Земли, указанные в п.2 данного проекта и состоящие ныне в обладании пяти горских обществ, как лиц юридических, составляют собственность этих обществ. 3) …ни одна пядь земли в наших горах не может быть признана казенной. 4) Общий дух составленных комиссией «проектов» идет вразрез с той аграрной политикой, которой придерживается русское правительство с момента опубликования Именного Высочайшего указа 9 ноября 1906г.»

В тяжелейших условиях революционных потрясений он ни разу не отступил от своих позиций демократа и не расстался с идеей объединения всех народов Кавказа с новой Россией на федеративных началах «при самом широком самоопределении народов». О последних месяцах жизни Б. Шаханова говорится в некрологе, напечатанном в газете «Вольная Кубань»: «В последних числах февраля (1919 г.) в городе Екатеринодаре скончался от тифа крупный общественно-политический деятель, популярный среди горцев Терека, Дагестана и Кубани, присяжный поверенный, подполковник артиллерии в отставке Б. Шаханов. В лице его как человека, ставившего интересы общественные, народные выше личных, горцы понесли невозвратимую утрату... Творчество Б. Шаханова отмечено литературным талантом и мастерством, особым взглядом на решение общественно значимых проблем, патриотизмом» [5, с. 76].

 

Литература:

1. Шаханов-Джанхотов. Еще переселение // Казбек. 1899. № 431.

2. Муратова Е.Г. Басият Шаханов: штрихи к портрету в историческом интерьере // Человек второго плана в истории. Вып.3: Сб. науч. ст. / Отв. ред. Н.А. Мининков. Ростов-на-Дону, 2006. С. 243–254.

3. Биттирова Т.Ш. Басият Шаханов. Жизнь и творчество. Нальчик, 2018. 329 с.

4. Материалы съездов горских народов Северного Кавказа и Дагестана 1917 года / сост., автор вступительной статьи А.Х. Кармов. - Нальчик: Издательский отдел КБИГИ, 2014. – 168 с.

5. Биттирова Т.Ш. Этюды о Балкарии: Урусбиевы, Мисост Абаев, Басият Шаханов. Эльбрус, 2007. 404 с.

 

 

УДК 93/94

 

МИССИОНЕРСТВО И ПЕРЕВОДЫ ХРИСТИАНСКИХ ТЕКСТОВ НА КАЛМЫЦКИЙ ЯЗЫК *


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 539; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!