СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МИФОПОЭТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ НАРТОВСКОГО ГЕРОЯ УРЫЗМАГА И ГРЕЧЕСКОГО ЦАРЯ ОДИССЕЯ



COMPARATIVE ANALYSIS OF THE MYTHOPOETIC IMAGES OF THE NARTA HERO URUZMAG AND THE GREEK KING ODYSSEY

С.О. Кудзиева,

2 курс магистратуры История и культура регионов России

Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, Владикавказ

С.А. Хубулова,

д.и.н., профессор Северо-Осетинский государственный университет

им. К.Л. Хетагурова

S . O . Kudzieva ,

2 magistrate course history and culture of the regions of Russia

North Ossetian State University. K.L.Khetagurov, Vladikavkaz

S.A. Hubulova,

doctor of science, Professor North Ossetian state University

they . K . L . Khetagurova

Статья посвящена сопоставительному анализу индоевропейской эпической сюжетики, связанной с двумя конкретными персонажами - гомеровским Одиссеем и героем нартовского эпоса Урызмагом.

Ключевые слова: греческая мифология, Нартиада, сравнительный анализ, эпос, мифология, герои, «Одиссея», сказания.

Т he article is devoted to a comparative analysis of the Indo-European epic plot related to two specific characters - Homer's Odyssey and the hero of the Narta epic Uruzmag.

Key words: Greek mythology, Nartiada, comparative analysis, epic, mythology, heroes, Odyssey, legends.

Мифология – неотъемлемая и важнейшая часть культурного наследия каждого народа, отражающая многие конкретные исторические реалии, жизненные обстоятельства, культурные взаимосвязи этноса, его менталитет. Несмотря на мифологизирование многих исторических фактов и личностей, устное творчество сохраняет большую ценность в изучении истории и этнологии исследуемого народа.

В данной статье проводится сравнительный анализ некоторых сюжетов индоевропейской мифологии, связанной с двумя конкретными персонажами - гомеровским Одиссеем и героем нартовского эпоса Урызмагом.

В своей поэме «Одиссея» Гомер повествует нам о злоключениях царя Итаки, испытываемых им в течение двадцатилетнего плавания по дороге домой. Известно, что одним из испытаний, пройденных Одиссеем, была его встреча с одноглазым циклопом Полифемом. Возвращаясь из-под стен Трои, Одиссей со своей командой пристал к острову циклопов, на котором паслись огромные стада диких коз, никогда не знавших человека. Одиссей и его команда, загнав часть стада на свой корабль, могли спокойно покинуть остров, избежав тем самым смертельной опасности. Однако любопытство, испытываемое Одиссеем было сильнее осторожности. Царю Итаки захотелось своими глазами увидеть циклопа, и, несмотря на уговоры своих товарищей, просивших его вернуться на корабль, Одиссей, выбрав себе спутников, отправляется исследовать остров.

Обнаружив пещеру, которая на их счастье была пуста, спутники Одиссея предприняли еще одну попытку образумить своего правителя. Однако царь был непоколебим, тем самым мореплаватели упустили последнюю возможность избежать опасности. Вернувшийся хозяин пещеры, отрезал путь к спасению людей, завалив вход в пещеру огромным камнем, тем самым пещера превратилась для них в ловушку.

Одиссей, после убийства в первый же вечер двух своих спутников, осознав весь ужас своего положения, стал лихорадочно искать путь к спасению. Простое убийство циклопа, не могло их спасти, вход в пещеру по-прежнему был завален, тогда, дождавшись, когда великан уснет, они наточили и обожгли один конец бревна, валявшегося в глубине пещеры, и спрятали его. На следующий день, вернувшегося с пастбищ Полифема, Одиссей споил неразбавленным вином (известно, что греки пили всегда только разбавленное вино), после чего циклоп уснул крепким сном. Тогда Одиссей со своими спутниками, использовав приготовленное ранее оружие, ослепили великана. Придя в бешенство, Полифем пытался переловить людей, однако все попытки оказались четны. Когда наступило время выпустить, пастись коз, циклов, убрав камень с выхода, встал посреди прохода. Тогда Одиссей придумал новую хитрость. Связав трех овец, царь Итаки, привязал к средней одного из своих спутников. Сам же он вцепился в любимого барана великана. Нащупывая только шерсть животных, Полифем выпустил всех людей, пойманных в ловушку, тем самым избежав неминуемой гибели, они благополучно вернулись на корабль, не забыв прихватить с собой и часть стад циклопа.

Главное отличие нартовского варианта данного мифа от греческого заключается в том, что совершить свой подвиг нарту Урызмагу пришлось в одиночку.

Большую часть своей жизни нарты проводили в военных походах (балц). И вот, когда Урызмаг был в одном из своих многолетних балцах, нарты решили выяснить, кто из них лучший. Долгие споры нартов ни к чему не привели, тогда, по совету Шатаны, они послали за некой ведуньей, которая, осмотрев все вобравшихся указала на то, что лучшего из лучших среди них нет. Настояв на том, чтобы она открыла имя лучшего из них, они услышали имя Урызмага. Не устроивший их ответ вещей женщины, привел к ее наказанию. На следующий день, из похода вернулся сам Урызмаг, который, услышав о случившимся, воспылал праведным гневом. Герой, для выявления лучшего, собирает всех воинов нартов для похода к Черной горе, на которой паслись многочисленные стада. Усложняя задачу, ведунья взмолилась Богу, прося его послать такую снежную бурю, которая сможет показать, кто из нартов чего достоин. Поваливший снег, действительно показал лучшего из них. Все, за исключением Урызмага, не выдержав погодных испытаний, повернули назад. Достигнув конечного пункта своего пути, Урызмаг также, как и Одиссей со своими спутниками попадает в глубокую пещеру. Однако в отличие от царя Итаки нарт не знает, кто ее хозяин, пока не увидел уаига (циклопа).

Также, как и его греческий собрат уаиг имел только один глаз, был огромного роста, могучего телосложения, обладал нечеловеческой силой и являлся хозяином огромных стад. Повторяя мотив греческого мифа, уаиг, заприметив Урызмага, заваливает вход огромным камнем. Отличительная особенность нартовского сказания выявляется в том, что в отличие от Полифема, в первый же день убившего двух спутников Одиссея, уаиг проявляет некое подобие закона гостеприимства, не только не убивая Урызмага, но даже угощая его ужином. Интересен тот факт, что Одиссей сам указывая на священный закон гостеприимства, просит циклопа принять их как гостей, указывая на то, что бог Зевс карает, всех кто нарушает, установленный им законы. На что получил более чем грозный ответ: «Видно, что издалека пришел ты чужеземец…коль думаешь, что боюсь я твоих богов! Какое дело мне до Зевса! Не боюсь я гнева Зевса! Не намерен я щадить вас!». [1, с. 378-379]

Однако гостеприимство уаига имеет свои пределы. Так, уже на следующее утро великан произнося следующую фразу: «Гость одну ночь бывает гостем, сегодня ужин за тобой», [2, с. 75] приказывает Урызмагу приготовить угощение для них обоих. После ответа нарта, который отказался исполнить повеление циклопа ссылаясь на то, что у него при себе ничего нет, уаиг насаживая его самого на вертел, ставит на огонь и идет спать.

Убедившись в крепком сне великана, нарт освобождает себя, накалывает вертел и прокалывает единственный глаз великана. Также, как и у Полифема все попытки поймать своего обидчика оказываются четны. Тогда утомившись, уаиг притворяется смерившимся со своей участью и бросает на землю кольцо, говоря Урызмагу, что в нем его сила и счастье. Обрадованный нарт, надевает его на палец, после чего кольцо стало кричать: «Вот он! Вот он!»,[2, с. 75] чтобы не быть съеденным, Урызмаг отрезает себе палец, так как оно не снималось. Руководясь той же логикой что и греческий циклоп, уаиг решает дождаться утра, открыть вход и, стоя на страже, поймать нарта. Урызмаг же, пока уаиг спал, заколол его любимого козла, влез в нее и на следующее утро в таком виде прошел мимо слепого великана.

Оказавшись на воле, Урызмаг, также, как и Одиссей, не забывает оставить за собой и последнее слово, приведшее уаига в такую ярость, что великан, забыв, что пещера находится около крутого оврага, падает в него и разбивается. Урызмаг же, забрав с собой все стада уаига, вернулся домой, разделив добычу на равные доли между ним и теми, с кем начал свой поход нарт, не обделил он и вещую женщину, справедливость слов которой подтвердил итог подвига Урызмага.

Убедившись в схожести обоих сюжетных линий данного мифа, мы придерживаемся мнения, что обе легенды связаны с реалиями обычая инициации. Начало повествования о подвиге Урызмага, показывает нам борьбу нартов за лидерство. Слов вещей женщины, положивших конец спорам, было недостаточно, для признания авторитета Урызмага. Тогда нарту приходится на деле доказывать законность своих притязаний на лидерство, проходя ряд серьезнейших испытаний на выносливость, силу, смекалку и храбрость. Одиссей, так же, как и Урызмаг, должен был подтвердить свое право, занимать главенствующие позиции в своем сообществе.

 Анализируя сюжетные мотивы обеих легенд, мы можем предположить, что период, описываемый в них, относится ко времени распада родоплеменных отношений, когда каждый лидер должен был через определенный промежуток времени подтвердить свое право на главенство. Еще одним доказательством, указывающим на период разложения общины, служит мотив свершения подвига, который в обоих вариантах является многочисленное стадо, принадлежащее в одном мифе – уаигу, в другом циклопу. Данный факт, доказывающий, что стадо расценивалось как объект имущественных претензий, подтверждает также и то, что оба племени и нартовское, и данайское были склоны к скотоводческому типу хозяйства.

Оба персонажа сталкиваются с одноглазыми чудовищами, живущих обособленно, в глубоких пещерах, которые обладают многочисленными стадами. Чудовища заманивают главных героев в ловушки, когда те к ним приходят. Однако существенные расхождения в мифах указывают на то, что в нартовском эпосе показывается личное испытание Урызмага, не только как лидера, но и как воина, в то время как Одиссея больше испытывают как лидера и дипломата, все переговоры проводит Одиссей, несмотря на то, что в ловушку он попал вместе со своими спутниками. Хоть изначально Урызмаг выходит в поход с большой группой воинов, добивается до пещеры уаига он один.

Отличительной особенностью мифов является и то, что Одиссей прекрасно знал, кто проживает на острове, к которому они пристали. Именно нездоровое любопытство царя Итаки привело в ловушку его спутников вместе с ним. Однако, выручив свою команду, Одиссей вновь доказывает, что достоин быть их лидером. Урызмаг же нецеленаправленно идет к уаигу, но, попав к нему, он не теряясь, показывает свое мужество, силу и ум. Умение, находить выход из любой ситуации, проявленное Урызмагом в ходе испытания, показало его способность действовать в одиночку, не опираясь на дружину – черта, присущая настоящему воину.

При дальнейшем анализе можно убедиться, что оба персонажа разрабатывают совершенно одинаковый план побега. Однако и здесь мы можем наблюдать некоторые различия. Так, Одиссей продумывает свой план, в течение нескольких дней, просчитывая все возможности и потери. Как настоящий лидер он должен был свести все потери к минимуму – отличительная черта вождя, ответственного за тех, кто идет за ним. В то время как Урызмаг действует по обстановке, тем самым снова проявляя черты, присущие настоящему воину. В ослеплении циклопа Одиссею помогают его спутники, тогда как Урызмаг делает все сам, показывая свою личную силу. Когда приходит время пройти мимо уаига или циклопа, контролирующего вход в пещеру, Урызмагу, так как он один, не требуется много «материала» для маскировки зарезает козла- вожака стада, Одиссей же, ответственный за жизнь своих спутников, привязывает их между тремя баранов и ждет, вцепившись в шесть любимого барана Полифема, когда его спутники окажутся на свободе, и только после этого, спасается сам.

После счастливого спасения, оба героя не могут уйти не оставив за собой последнего слова. Одиссей, проявляя осторожность, называется своим настоящим именем, только после того, как находится в безопасности на своем корабле, для того чтобы его враг знал, рукой кого свершилось возмездие над нарушителем священных законов, установленных Зевсом. Урызмаг же проявляет свои храбрость, находясь еще в невдалеке от пещеры, издеваясь над великаном. Заканчиваются обе легенда благополучно для обоих героев, которые прошли все испытания, тем самым доказав свое лидерство и подкрепив свой авторитет.

Сопоставительный историко-антропологический анализ между двумя конкретными персонажами гомеровским Одиссеем и нартовский Урызмагом отчетливо выявил определенное типологическое единство многолетнего скитальца, участвовавшего в Троянской войне, хитромудрого царя Итаки и великого героя, и мудрого старейшины нарта Урызмага.

Литература:

1. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. Издание седьмое. Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 2006. 480с.

2. Нарты. Осетинский героический эпос. Книга II. М.: Изд-во «Главная редакция восточной литературы»,1989. 492 с.

 

УДК 39

 

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЛАНДШАФТОВ КЧР


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 436; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!