ВЛИЯНИЕ СЛАВЯНОФИЛЬСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ИДЕАЛА НА МИРОВОЗЗРЕНИЕ Д.С. КОДЗОКОВА



INFLUENCE OF SLAVOPHIL PUBLIC IDEAL ON THE WORLD VIEW OF D.S. KODZOKOV

З.А. Куготов,

магистр 1 г.о., направление подготовки «Историческая политология»

 Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик

А.А. Коновалов,

к.и.н., доцент Кабардино-Балкарский государственный университет

 им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик

Z.A. Kugotov,

Master 1 course, the direction of preparation "Historical Political Science" Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, Nalchik

A. A. Konovalov,

Ph. D., associate Professor of Kabardino-Balkar state University. After H . M . berbekov , Nalchik

 

В статье рассматривается влияние славянофильского общественного идеала на мировоззрение Д.С. Кодзокова и вклад А.С. Хомякова в процесс становления его личности.

Ключевые слова: Д.С. Кодзоков, А.С. Хомяков, славянофильство, Кавказ.

This article is about the influence of the Slavophil social ideal on the worldview of D.S. Kodzokov and the contribution of A.S. Khomyakov in the process of formation of his personality.

Keywords: D.S. Kodzokov, A.S. Khomyakov, Slavophil, Caucasus.

История прошлого адыгов получила отчасти и историко-реалистическое воплощение, и это дало основу богатым творческим и художественным традициям, благодаря которым после зародились и получили дальнейшее развитие демократические принципы национального просвещения. Которые подарили адыгской культуре XIX – начала XX столетия имена выдающихся её деятелей, к которым заслуженно нужно отнести Дмитрия Степановича Кодзокова. Кодзоков Дмитрий Степанович родился в 1818 году. Когда ему исполнилось шесть лет, он оказался на воспитании в семье Хомяковых. Хомяковы были очень известной семьей в Москве, которая славилась своими глубоким и культурными и духовными традициями, а глава семьи Алексей Степанович Хомяков, был известным в России поэтом, он придерживался традиционно русских взглядов, и это было известно многим почитателям его таланта. Алексей Степанович был не только поэтом, он был историком и философом.

В двенадцатилетнем возрасте в 1830 году, Лукман принимает крещение под именем Дмитрий, а Алексей Степанович становится его крёстным отцом [4; с. 99]. Таким образом, дом семьи Хомяковых стал родным местом для юного адыга. И именно там им было получено блестящее домашнее образование, а после он совершенствовал свои знания в пансионе профессора Павлова. После того как он окончил пансион, Дмитрий по совету Марии Алексеевны, определяется в Московский университет [6, с. 184]. Годы его учёбы в университете были наполнены примерной учёбой и активным участием в общественной жизни университета. Еще являясь студентом, юный адыг показал свои поэтические способности, издав в типографии Московского университета сборник стихов под названием «Стихотворения молодого черкеса». Помимо этого, им были представлены две работы: «Осада Троицкой лавры» и «Описание Кавказа», их признали лучшими. Необходимо отметить, что формирование творческой индивидуальности и мировоззрения Дмитрия Кодзокова развивалось благодаря нескольким факторам. В частности, он слушал лекции М. П. Погодина и вместе с другими студентам и переводил с французского языка на русский сочинения Демишеля «История средних веков». Имя Кодзокова значится рядом с именами Ю. Ф. Самарина, М. Н. Каткова Ф. И. Буслаева. Как известно, Буслаев сделал себе имя как выдающийся историк, филолог и искусствовед. Аксаков, Самарин и Хомяков стали одними из лидеров славянофильства [2; с.112]. А Михаил Никифорович Катков, к концу 1830-х годов он, зарекомендовал себя как человека с глубокими филологическими познаниями, замечательными способностями к отвлеченному мышлению и критике идей. В период, когда Катков и Кодзоков заканчивали университет, да и по выходе из него Катков примыкал к кругу единомышленников Белинского. Кодзоков обучался вместе с ним еще в пансионе, и являлся приятелем и товарищем М. Н. Каткова и, по мнению личного знакомого Хомяковых, П. И. Бартенева, именно Кодзоков «ввел его в дом Хомяковых, где Катков некоторое время и жил». В связи с этим, можно предположить, что Кодзоков должен был быть знаком со статьями Белинского, который печатался в «Московском наблюдателе» и «Телескопе», и естественно, должен был быть в курсе политических и философских споров, которые проходили в кружке Станкевича [8; Л.25].

Университетские лекции Павлова и Надеждина, влияние Хомякова, который, как уже говорилось, старался проводить с Кодзоковым основную часть своего времени. Дружба с Катковым, близость к кругу их друзей и знакомых, среди которых были Станкевич, Белинский, Бакунин, Боткин, Грановский, Аксаковы, Киреевские, Самарин.

Конечно, такая среда оказывала очень сильное влияние на Дмитрия. Что способствовало формированию его личности как человека с очень высокой культурой, и глубоким и умственными и духовными запросами [4; с.74].

 По окончанию Московского университета, Кодзоков начал работать в Московской палате уголовного суда, но, ни будущие возможности по карьере, ни проживание в Москве, которая всегда считалась центром культуры, философии, политической мысли и образования, не могли сравниться с намерением помочь своему народу. Дмитрий, с детства, находившийся вдали от родины, не видел родных почти 15 лет. За это время он принял христианство, из-за отсутствия возможности разговаривать на родном языке почти забыл его, а также забыл и обычаи, которых всегда свято придерживались горские народы. Естественно, оказавшись на родине, ему необходимо было, важнее всего, начать вновь изучение родного языка и обычаев, для неукоснительного следования им в работе с горцами, чтобы тем самым вызвать доверие и расположить их к себе.

После прибытия в Пятигорск летом 1839 года Дмитрий начинает свою деятельность с восстановления знаний языка и обычаев. Также состоялась долгожданная встреча Кодзокова со своими родными и близкими. Желание помочь своему народу встретило одобрение среди адыгов, особенно секретаря Кабардинского Временного суда Шоры Ногмова и майора Якуба Шарданова. Уйдя в так называемую добровольную отставку, Дмитрий Степанович побывал во многих местах на Северном Кавказе, и в том числе был в Адыгее, у бжедугов, там он непрестанно работал над разными проектами, которые должны были помочь в тяжело складывавшихся взаимоотношениях между русским и адыгами [7; с. 25]. Первыми из них были проекты «О заведении в Кабарде школ для первоначального обучения детей» и «О необходимых переменах в управлении горскими народами».

Помимо своего стремления внести положительные изменения, в годами устоявшиеся отношения настороженности и недоверия между российскими властями и горцами он углубленно занимался изучением, сбором и систематизацией и даже переводил на русский язык произведения адыгского устно-поэтического народного творчества. Можно смело сказать, что уже в годы его присутствия в Пятигорске Кодзоков занимался своей научной и просветительской деятельностью. К этому времени относятся его проекты и записки, направленные на изменение экономического и бытового уклада горских племён с учётом сложившихся новых общественно исторических условий. Необходимо отметить, что за данный период, Д.С. Кодзоковым были написаны такие труды как: «Записка о зависимых и холопских сословиях в Кабардинском округе», «Записка об осетинских кавдасардах», «Опыт наёмной запашки в Терской области», « Заметка о кавказском коневодстве», «Мнение председателя комиссии о земельной собственности в Кабарде» [5; с. 35].

Также, в написанных им экономических разработках «Упадок сельскохозяйственного производства и переработки сельскохозяйственных продуктов» Дмитрий Степанович прямо связывает их с военными действиями, происходящими на Кавказе. И просит заметить, что в мирный период, экономика народов Северного Кавказа была заметно эффективнее и результативней [4; с. 88].

Многие высказывания и положения Кодзокова были глубоко прочувствованны им и содержали в себе настолько научно обоснованные и грамотные выводы, что даже спустя более ста пятидесяти лет, и сегодня считаются актуальными для организации сельскохозяйственного животноводства и производства на Северном Кавказе. Дмитрий Степанович для своего времени был человеком многосторонне и слишком глубоко образованным. В связи с этим в его творчестве присутствуют работы, посвященные разработкам по вопросам просвещения и образования горских народов, конечно, он осознавал, что без решения этих проблем невозможно было решить те глобальные задачи, которые ставила сама эпоха перед адыгами.

Невозможно говорить о Дмитрии Степановиче Кодзокове как о просветителе, не подвергая анализу его литературную и публицистическую деятельность [3; с.7]. Ещё студентом Кодзоков проявил себя, как одарённый поэт и публицист [1; с. 94]. Естественно, в те годы, русская романтическая литературная школа была на вершине своего расцвета и она, конечно, оказала влияние на вступающего на поэтическую стезю юного адыга, на его творческие принципы и творческое формирование.

Кодзоков Дмитрий Степанович формировался как творческая личность в чужой для него среде. По достижению зрелого возраста, он, бесспорно, понимал, как много труда и сил вложили в него Хомяковы, пока он не стал всесторонне развитым и высокообразованным человеком. Хомяковы, были истинными интернационалистами, которые были наделены врождённым чувством сострадания и сопричастности чужой судьбе, они никогда не скрывали его происхождения, и историю его появления в их семье. Хомяковы всегда старались при каждом удобном случае внушить ему чувство любви и уважения и к своему народу.

Литература:

1. Дзамихов К.Ф. Адыги: вехи истории. Нальчик: Эльбрус, 1994. 165 с.

2. Дудзинская Е.А. Славянофилы в пореформенной России. М.: Институт российской истории, 1994. 227 с.

3. Кодзоков Д.С. Стихотворения молодого черкеса. М.: Типография Московского университета, 1837. 20 с.

4. Кумыков Т.Х. Дмитрий Кодзоков. Нальчик: Эльбрус, 1985. 180 с.

5. Кумыков Т.Х. Жизнь и общественная деятельность Кодзокова Л.М. Нальчик: Каб.-Балк. кн. изд-во, 1962. 80 с.

6. Кумыков Т.Х. Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды по второй половине XIX начале XX века. Нальчик: Эльбрус, 1996. 328 с.

7. Хакуашев А.Х. Истоки становления. Нальчик: Эльбрус, 1984. 210 с.

8. Центральный государственный исторический архив (ЦГИА). Ф. 418. Оп. 104. Д.119.

 

УДК 39

 


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 278; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!