ОТРАЖЕНИЕ «БОЛЬШОГО СТИЛЯ» В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ



THE EXPRESSION OF “GRAND STYLE” IN THE ART OF KABARDINO-BALKARIA REPUBLIC

Ф.Р. Картлыкова,

магистрантка 2-го г. о., направление подготовки «История» Кабардино-Балкарского государственного университета,  г. Нальчик

А.А. Коновалов,

к.и.н., доцент, Кабардино-Балкарскийгосударственный университет, г. Нальчик

F.R. Karlikova,

master's degree student of the 2nd G. O., the direction of training" History " of Kabardino-Balkar state University, Nalchik

A.A. Konovalov,

PhD, associate Professor, Kabardino-Balkar state University, Nalchik

В статье рассматривается зарождение и развитие кабардино-балкарского национального искусства, влияние «большого стиля» и социалистического реализма на художников республики в 1945-1953 гг.

Ключевые слова: живопись, искусство, большой стиль, соцреализм, художники, Кабардино-Балкария, Кавказ.

Т he article discusses incipience and evolution of the art of Kabardino-Balkaria, the “Grand Style” influence and socialist realism at artists in 1945-1953s.

Keywords: painting, art, Grand Style, socialist realism, artists, Kabardino-Balkaria, Caucasus.

 

 

Период с 1945 по 1953 гг. играет большую роль в культурном развитии Кабардино-Балкарии. Национальное искусство развивалось путем впитывания в себя идей, идущих из центра. 

Доминирующим художественным направлением в это время становится «большой стиль», из которого формируется и соцреализм. Становление молодой кабардино-балкарской живописи относится именно к этому периоду, когда метод социалистического реализма занял прочные позиции в советском искусстве.

Соцреализм считался единственно верным способом отображения реальности. Само по себе понятие «социалистический реализм» содержит противоречие: реализм – понятие эстетическое, а социалистический – идеологическое. На первый взгляд два противоречивых понятия, но они сплетаются в теории искусства.

Наиболее точное определение социалистического реализма дано в уставе Союза советских писателей: «Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма» [6, с. 272].

Эта формула служит тем фундаментом, на котором воздвигнуто все здание социалистического реализма. В ней заключены и связь социалистического реализма с реализмом прошлого, и его отличие, новое качество. Связь состоит в правдивости изображения: отличие – в умении улавливать революционное развитие жизни и воспитывать читателей и зрителей в соответствии с этим развитием – в духе социализма [7, c. 132].

Стоит отметить, что задачей соцреализма была пропаганда идей марксизма – ленинизма. После выхода в свет «Ленинского плана монументальной пропаганды» 1918 года советская власть требовала от художника стать помощником в коммунистическом воспитании трудящегося народа, и следовать единому, принятому партией, творческому методу. Художник, писатель, будь он скульптор или живописец, должен был творить соответственно предписанным Коммунистической партией нормам и критериям. Творцы соцреализма придерживались следующих принципов:

1.    Народность. Героями произведений становились выходцы из народа, изображались крестьяне и простые рабочие.

2.    Партийность. Показывались революционная борьба за светлое будущее, радостное строительство новой жизни и героические поступки.

3.    Конкретность. Художники изображали процесс исторического развития, соответствующий идее исторического материализма.

И художники данного направления изображали трудящегося советского человека, его жизненный уклад, вождей, которые вдохновляли народ на подвиги и достижения в сфере производства.

Многие стали уличать соцреализм во лжи, почти в заидеологизированности, обвиняя его в искаженном отображении жизни, образ которой создавался с точки зрения социализма. Но искусство, по своему принципу, не ставит перед собой задачу достоверного отображения жизни. В целом, недовольство критиков было направлено не к самому методу соцреализма, а к тому обстоятельству, что остальные направления в искусстве советского времени подавлялись «руководящей и направляющей партией».

Творчество соцреализма по своей структуре было удобно для власти и понятно для масс, объясняющее мир и вдохновляющее. Поэтому идеологические установки, по канонам которых творили художники соцреализма, отвечали ожиданиям народа. Творчество соцреализма, было доступно восприятию простого человека, ведь средства изображения в живописи соцреализма уходит корнями к классическим, реалистическим, академическим методам изобразительного повествования [9, c.194].

Соцреализм стал «героическим стилем», противопоставив себя «безгеройности» буржуазного «реализма», поставившего во главу угла полную страданий судьбу пассивного «маленького человека». «Поиск героя» – так называлась статья 1935 г., обозначавшая первоочередную задачу соцреализма [4, c. 95].

В качестве знаковых характеристик нового искусства широкое распространение получили термины «романтизм» и даже «идеальный реализм». Речь шла о романтике трудовых подвигов и свершений во имя великого будущего. Искусство должно было излучать радость, бодрость и здоровье. Объектом отражения в искусстве становилось буквально все, что демонстрировало заботу партии о трудящихся, отражало энтузиазм самих трудящихся, озаренных верой в светлое будущее.

Художники Кабардино-Балкарии внесли свой посильный вклад в дело утверждения принципов советского изобразительного искусства, в создание произведений, отражающих современную действительность.

В послевоенные годы в Нальчик вернулись демобилизованные из армии художники М. А. Ваннах, И. В. Балицкий, Н. З. Трындык и др. После возвращения художники Кабардино-Балкарии активно включались в процесс «восстановительного периода».

К началу 50-х гг. в живописи Кабардино-Балка­рии основным был пейзажный жанр. Это объясня­лось не только вдохновляющей красотой природы республики, но и тем, что для многих художников именно пейзаж являлся первой ступенью на под­ступах к тематическим и портретным полотнам, где оттачивалось живописное мастерство. Кроме того, пейзаж как жанр позволял художникам от­носительно свободно реализовывать свои индиви­дуальные способности в изобразительном искус­стве. Ведь живопись, как и другие виды искусства, постоянно находилась в поле зрения партийных органов, которые в рамках развернутой после войны кампании по борьбе с низкопоклонством перед Западом и безыдейностью в творчестве ак­тивно вмешивались в работу деятелей искусства, направляя их на реализацию в творчестве социа­листического реализма как господствующего на­правления искусства в этот период [8, c. 67].

Много работ художников было посвящено прославлению трудового энтузиазма советского народа, что отобразилось в индустриальных пейзажах. Например, картина М. Ваннаха «Разработка пика Молибден». Несмотря на то, что здесь, как и во многих других полотнах Ваннаха большая роль принадлежит пейзажу, основное внимание уделяется изображению процесса труда.

…В совей первозданной красоте сияют на горизонте горы, а на первом плане, словно выброшенные гигантской силой из недр земли каменные глыбы. Идет открытая разработка руды. Чувствуется горячий, напряженный ритм трудового дня [3, c. 20-21].

В портретной живописи 30-50-х гг. отсутствует стремление к воссозданию внутренней жизни. В 30-е гг. процесс внутренних борений, ярко отраженный в русской культуре XIX века с ее утонченным психоанализом, был изучен и отброшен, как нечто устаревшее, «традиционное». Для выражения идеалов нового мира требовались новые герои – со сложившимися, закаленными революцией характерами, герои, созидающие новую жизнь. Зачастую в искусстве этого периода и само отражение драматической диалектики жизни воспринималось как отжившая традиция. «В художественно-изобразительном плане развернутый психологизм оказывался эстетически неактуальным и непривлекательным как для писателей, так и для читателей» [5, c. 141].

Но, не смотря на тенденции времени многие портретные работы Н. Гусаченко покоряют жизненностью и точностью изображения. Живописные образы, созданные Н. Гусаченко, выражали основную идею современности о перестройке всей жизни «по законам красоты», о светлом, достойном человека труда прекрасном мире. Тема труда и созидания – лейтмотив и импульс творчества многих художников после военного периода [1, с. 28].

Эстетика социалистического реализма была эстетикой действия, поступка, подвига. В подавляющем большинстве произведений советского периода герой – молодой человек, ищущий смысла жизни и стремящийся к деятельности – находит себя в строительстве нового социалистического общества, утверждая приоритет коммунистических идеалов. Многие произведения советского периода в настоящий период воспринимаются как «дань» эпохе, нередко отрицается их художественная ценность. Однако в советский период создавались произведения, носящие символический характер не только для современников, но и для последующих поколений, отражая в новых реалиях новые смыслы [2, c. 57].

Таким образом, соцреализм не только художественное направление (устойчивая концепция мира и личности) и тип «большого стиля», но и метод. Метод социалистического реализма как способ образного мышления, способ создания политически тенденциозного произведения, выполняющий определенный социальный заказ, принимался далеко за пределами сферы господства коммунистической идеологии, применялся в сферах чуждых концептуальной ориентации социалистического реализма как художественного направления. И это все нашло отражение в изобразительном искусстве Кабардино-Балкарии, только зарождавшемся под влиянием общесоюзных тенденций.

 

 

Литература:

1. Базиева Г.Д. Изобразительное искусство Кабардино-Балкарии. Традиции и современность. Нальчик: Эль-фа, 2004. 89 с.

2. Базиева Г.Д. Художественный текст: культурологическая интерпритация // Вестник КБИГИ. 2014. № 2(21). С. 54-60.

3. Ванах М. А. Каталог выставки / Сост. В. Джиладзе, В. Шлыков. Нальчик: Газетная типография, 1971. 55 с.

4. Володина Н.А. Культура и искусство в советской системе политического контроля // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки.2009. № 3. С. 92-96.

5. Иезуитов А.П. Социалистический реализм в теоретическом освещении. Л.: Наука, 1975. 172 с.

6. Первый Всесоюзный съезд советских писателей, 1934. Стеногр. отчет. М.: Художественная литература, 1934. 718 с.

7. Синявский А.Д. Что такое социалистический реализм // Абрам Терц. Литературный процесс в России: Литературно-критические работы разных лет. М. 2003. С. 119-132.

8. Такова А.Н., Шомахов З. Х. Государственная политика в сфере профессионального искусства Кабардинской АССР в 1945-1957 годах // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. Общественные науки. 2013. №1. С. 65-68.

9. Тюлебаева А. Б., Жукова Е.Д. Социалистический реализм: идеологическая догма или большой стиль? // Современные научные идеи и разработки. 2017. № 8(8). С.194-196.

 

УДК 93/94


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 380; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!