ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ У НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО КАВКАЗА В 60-Е ГОДЫ XIX ВЕКА



CAUSES OF SOCIAL CHANGE AMONG THE PEOPLES OF THE CENTRAL CAUCASUS IN 60TH YEARS XIX CENTURY

К.А. Карданов,

магистр 1 курса, направление подготовки «История «Кабардино-Балкарского государственного университета, г. Нальчик

П.А. Кузьминов,

доктор исторических наук, профессор кафедры Истории России КБГУ,

заслуженный деятель науки КБР

K.A. Kardanо v ,

master of 1 course, direction of training "History" of Kabardino-Balkar

state University, Nalchik

P.A. Kuz'minov,

Doctor of History, Professor of the Department of History of Russia KBSU,

Honored Scientist of KBR

После окончания кавказской войны российская администрация осознала необходимость качественной модернизации общественного строя горских народов. Преобразования должны были привести к ломке устоявшихся социальных отношений внутри кавказских этносов, чтобы северокавказский регион плавно интегрировался в общественно-политическое поле Российской империи. Устранение препятствий к мирному объединению было возможно только на основе открытости, знания и взаимоуважения между русским народом и горскими этносами.

Ключевые слова: северокавказский регион, Терская область, модернизация, Кавказское наместничество, аграрные преобразования, сословно-поземельный вопрос, сословные комитеты.

After the end of the Caucasian war, the Russian administration realized the need for a qualitative modernization of the social system of the mountain peoples. Transformations should have led to the breakdown of established social relations within the Caucasian ethnic groups, so that the North Caucasus region smoothly integrated into the social and political field of the Russian Empire. The removal of obstacles to peaceful unification was possible only on the basis of openness, knowledge and mutual respect between the Russian people and the mountain ethnic groups.

Key words: North Caucasian region, Terek region, modernization, Caucasian governorship, agrarian transformations, land estate issue, estate committees.

Завершение военного конфликта на Северном Кавказе и разгром имамата Шамиля диктовало новые условия взаимоотношений между царской администрацией и горцами. Русская администрация пришла к заключению, что интеграция северокавказских народов в состав Российской империи невозможна силовыми методами воздействия. Необходимо было найти иные, более эффективные и гуманные, способы вхождения кавказских горцев в социально-экономическое и социокультурное пространство России. Процессу плавного вхождения кавказского социума в общественно-политический организм России препятствовала проблема преодоления сильных цивилизационных различий между российским и горским обществами и социально-культурного синтеза. Устранение препятствий к мирному объединению было возможно только на основе открытости, знания и взаимоуважения между русским народом и горскими этносами.

Административные и правовые преобразования, проводившиеся в период Кавказской войны, кардинально не поменяли жизнь северокавказских народов. Многие горские общества по-прежнему сохраняли свой привычный уклад жизни, что, безусловно, препятствовало их мирному вхождению в состав Российской империи.

Развитие торговых связей между русским населением Предкавказья и горцами, привлечение их на военную и административную службу, строительство – все эти факторы требовали от российской администрации на Северном Кавказе отказа от репрессивной политики по отношению к кавказским народам и поиск иной системы взаимоотношений с ними. Нужна была политика, направленная на то, чтобы горцы чувствовали себя комфортно в рамках новой социально-политической системы и способствующая органичному включению северокавказского региона в российский модернизационный процесс.

Политика социальной, политической, культурной и экономической интеграции горским этнических обществ в состав России определялся множеством факторов.

Во-первых, необходимо было сократить военные расходы на содержание армии, казачьих войск, администрации. Император Александр II об этом неоднократно писал в своих письмах наместнику Кавказа князю А. И. Барятинскому. Российский бюджет был опустошен в следствии войн на Кавказе и в Крыму, поэтому министерство финансов требовало намного уменьшить траты на содержание кавказской армии, но, однако, расходы на содержание кавказского наместничества не только не сокращались, но и росли из года в год. А. И, Барятинский много раз отмечал необычайность богатства северокавказского региона и необходимость компенсации затрат издержек Кавказской войны с помощью социально-экономического освоения края.

Во-вторых, в 1860 г. на Кавказе были созданы новые административно-территориальные единицы: Кубанская и Терская области, в которых впервые появились институты гражданского управления. Вязи с этим необходим был пересмотр устоявшихся форм управления и решения региональных проблем посредством внедрения гражданского кодекса.

В-третьих, многие страны Западной Европы, а также Турция, давно стремились сделать Северный Кавказ зоной своего влияния. Россия не могла этого допустить, так как агрессор мог появиться непосредственно на южных границах. К тому же, природно-географические выгоды от управления Кавказом также не меньше учитывались. Однако местная феодальная элита мешала решению этой важной геополитической задачи. После победы в Русско-Кавказской войне царская администрация начала постепенно снижать степень влияния этой прослойки на жизнь горского социума. Для ликвидации власти феодальной верхушки кавказских народов Россия стремилась устранить все формы зависимости земледельцев и ремесленников от своих господ.

В-четвертых, в 1861 году в соседней Ставропольской губернии произошла отмена крепостной зависимости, что не могло пройти не замеченным кавказскими народами. Данный факт привел к обострению обстановки в крае. Это отмечал в своем признании командующий Кубанской армии генерал Н. И. Евдокимов: “… Народ, оставленный так долго в ожидании решения его жизненных вопросов, слыша одни только обещания, теряет надежду на возможность окончания этого дела и все более и более развивает в себе недоверие к благонамеренности действий нашего правительства. Вот причина, почему я признаю необходимым решение сословного вопроса туземцев сделать безотлагательной, силою власти”.

В-пятых, многие горцы, как правило представители феодальной верхушки, поступая на службу в русскую армию и администрацию, постепенно включались в русское общество, принимали его традиции, ценности, обычаи и особенности мышления. Это привело к тому, что они начали стремиться законодательно закрепить за собой свои родовые владения, которые принадлежали им по нормам обычного права. В связи с этим северокавказская феодальная верхушка настойчиво требовала от русской власти закрепить за ними принадлежавшую им собственность по нормам российского законодательства.

В-шестых, ликвидация власти наибов после падения аула Гуниб в 1859 году, стала важным прецедентом для последующих преобразований.

Важно учесть и следующий момент. Деятельность российской власти, направленной на мирное сосуществование с горскими этносами, организованная на российском законодательстве, постепенно размывала этнокультурные особенности горских общностей с одновременной интеграцией в российскую государственно-административную сферу. Военно-административная система также претерпевала существенные изменения. В Кавказском наместничестве появились более прогрессивно мыслящие деятели, которые стремились наладить взаимодействие двух совершенно разных общественных систем.

Для проведения необходимых структурных преобразований горского общества необходимо было создать профессиональный орган, чутко рефлексирующий на проблемы общественного устройства северокавказских этносов и принимающий адекватные меры для их постепенного устранения. Попытки создать подобный институт предпринимались задолго до начала пореформенного периода. Проблема создания четкой система административного и гражданского управления на завоеванной территория имела первенствующее значение.

А.И. Барятинский, наместник Кавказа, признавал, что для освоения региона “… предстоит труд огромный и головоломный”. Он понимал, что горцы не примут навязанные им царской властью ценности и условия жизни. Чтобы устранить данное препятствие, российская администрация решила использовать элиту горских народов, которые должны были помочь русским реформаторам проводить свои преобразования в жизнь. Недостаток профессиональных реформаторов был ключевой проблемой. Неспроста А. И. Барятинский обращает на это пристальное внимание военного министра России: “Где найти достаточное число людей, которые могли бы стать во главе отдельных управлений и самостоятельно вести свод народных учреждений”? Для привлечения грамотных и предприимчивых людей к административной деятельности на Северном Кавказе, правительство устанавливало для них льготы, выплачивало большое жалование, награждало чинами и орденами вне очереди.

Русская администрация не могла не реагировать на многочисленные требования кавказцев на проведение социально-экономических и административных преобразований в крае. С этой целью в 40-50-е годы XIX века были созданы многочисленные комитеты и комиссии под руководством П. П. Нестерова, Г. В. Новицкого, М. С. Ильинского, Э. С. Алехина, Г. Р. Эристова, барона И. А. Вревского, А. П. Грамотина, М. А. Кундухова, В. В. Орбелиани и др.

Первые комиссии начали свою работу в ноябре 1844 года. В этом году был принят указ Николая I Сенату о назначении на должность командира Кавказской армии с полномочиями наместника графа М. С. Воронцова. Он был хорошо знаком с обстановкой на Северном Кавказе и понимал всю остроту проблем, царивших в этом регионе. “Не скрою от Вас, Всемилостивейший Государь, - писал он Николаю I, - что ближайшее знакомство с делами все более и более удостоверяет меня в многосложности занятий и трудности управления краем.

Во время инспекционной поездки по Кавказу графа М. С. Воронцова в его адрес было подано множество прошений, в которых люди настойчиво требовали решения жизненно важных проблем: земельного и сословного. Жалобы продолжали поступать в канцелярию наместника и после того, как он вернулся в свою резиденцию в Тифлисе. 

В сентябре 1850 года во Владикавказ прибыл военный поручик Ф.В. Герасимов, в чьи обязанности входило сбор данных о численности населения и проведения топографических работ. И в результате в 1853 году было подготовлено два плана проведения аграрных преобразований, один из которых был реализован графом М. С. Воронцовым.

В ноябре 1857 года во Владикавказе был создан “Комитет для разбора личных и поземельных прав туземцев левого фланга Кавказской линии”. Его возглавил бывший начальник центра Кавказской линии, генерал А. П. Грамотин. В задачу этого комитета, в отличие от предыдущего, входило решение земельного и сословного вопросов не только в Осетии, но и в Кабарде, Балкарии, Чечне, Карачае, Ингушетии и Кумыкии.

Комитет должен был окончательно покончить с поземельными распрями в Осетии; дать людям землю и наделить их документами на владения участками; отделить мусульман от христиан и поселить их в разные аулы. После решения проблем в Осетии, комитет должен был приступить к решению примерно тех же проблем в других округах. Но комитет не сумел выполнить поставленных перед нею задач из-за своей медлительности и некомпетентности, поэтому в октябре 1858 года он был упразднен по приказу начальника Левого крыла Кавказской армии генерала Н. И. Евдокимова.

Вместо комитета Грамотина были созданы отдельные комитеты в каждом из округов. Однако в Осетии возникли сложности с подбором кадров, в связи с чем Владикавказский округ был переименован в Военно-Осетинский, а возглавил ее полковник Мусса Кудухов, который в прошлом был одним из самых жестоких феодалов в Осетии, поэтому его кандидатура, несмотря на доверие к нему со стороны высшего командования, оказалась не самой подходящей. Он предвзято относился к решению сословно-поземельного вопроса, что означало резкий перевес работы комитета на сторону феодалов. Председатель навязывал членам комитета свое понимание решения проблем, не давал их самим проявить инициативность и объективность в решении вопросов. Кундухов предложил передать в собственность феодалов большую часть плоскостной земли в Осетии, что не только не решило бы проблем, но, напротив, накалила бы и без того острую социальную напряженность в округе. Поэтому русской администрацией данный проект был напрочь отвергнут.

После падения аула Гуниб и поражения Шамиля взгляд российской власти на сословно-поземельный вопрос изменился. Царская администрация упразднила комитеты Вревского, Нестерова и Кундухова.

 В результате кадровых перестановок осетинский комитет по требованию начальника области Д. И. Святополка-Мирского стал майор К. И. Красницкий. В отличие от чрезвычайно реакционно настроенного Кундухова, это был человек либеральных воззрений. В 1859 году он предложил необычный план по отмене крепостного права, решению аграрного вопроса и развитию хозяйственной деятельности в крае. Но администрация отвергла проект Красницкого.

В конце 1862 года Терскую область возглавил М. Т. Лорис-Меликов, которому так же не были чужды либеральные взгляды.

19 ноября 1861 году в Кабарде был создан “Комитет по разбору личных и поземельных прав горцев” под начальством князя В. В. Орбелиани. Новый комитет сразу же выработал план действий, который состоял в следующем:

1. Предметом действия комитета является разбор личных и земельных прав населения;

2.  Основанием к разбору личных прав служили:

а) грамоты Екатерины II и императора Александра I;

б) статьи российских законов, относящиеся к кавказским горцам;

в) прокламации И. В. Гудовича, А. П. Тормасова, Н. Ф. Ртищева, А. П. Ермолова и другие письменные документы кавказского начальства, касающиеся сословных прав горцев;

г) кабардинские адаты, представленные секретарем Кабардинского временного суда капитаном Я. Шардановым в 1825 году генералу А. П. Ермолову;

д) список князей и дворян, составленный в 1828 г. полковником И. В. Ушаковым;

е) показания депутатов, основанные на народных преданиях;

ж) протоколы Кабардинского временного суда;

з) другие исторические сведения.

3. Комитет обязан разбирать сначала вопросы о правах князей, а потом дворян по степеням и холопов.

4. Комитет должен был объявить населению Кабардинского округа о необходимости каждому князю и дворянину представить в комитет в трехмесячный срок посемейные списки, приложенные к прошениям, с доказательствами происхождения, а также списки холопов, находящихся в их зависимости.

5. По окончании разбора личных прав комитет должен был произвести перепись населения Большой Кабарды с определением количества дворов и указанием сословной принадлежности каждого.

Таким образом, можно сказать, что программа комиссии была в полной мере научной. Не случайно собранные ею материалы являются в настоящее время ценнейшими источниками по истории северокавказских этносов.

Комитет проделал огромную работу по сбору фактических данных, в которых отражался сословный строй Кабарды и Балкарии. В результате его деятельности было разобрано более 2500 заявлений. Однако и этому комитету не суждена была долгая жизнь. Вскоре он был закрыт.

 

Итак, пленение Шамиля и конец Кавказской войны ознаменовали собой начало новой вехи в истории взаимоотношений народов Северного Кавказа с Россией. Царская власть осознала необходимость кардинального изменения своей политики на Кавказе, что одними военными методами невозможно утихомирить столь сложный регион. Поэтому с 50-х гг XIX века русской администрацией создавались комитеты, призванные ликвидировать отсталость горцев от России и качественно модернизировать северокавазский регион. Однако комитеты и комиссии 50-60-х годов, несмотря на амбициозные планы, не сумели в силу недостаточности предоставленных им полномочий решить поставленными перед ними задачи в полной мере. Ни аграрный, ни сословный вопрос не были ими решены. Поэтому в 1863 году начальник Терской области Д. И. Святополк-Мирский упразднил все существующие комиссии и комитеты для создания одной, единой для всех округов Центрального Кавказа.

Литература:

1. Блиева З. М. Российский бюрократический аппарат и народы Северного Кавказа в конце XVIII – 80-е годы XIX века. Владикавказ: Сев. Осетинский государственный университет, 2005. 398 с.

2. Бобровников В. О. Военно-народное управление в Дагестане и Чечне // история и современность // Россия и Кавказ сквозь два столетия. СПб.: «Журнал Звезда», 2001. С. 91-107.

3. Боров А. Х. Северный Кавказ в российском цивилизационном процессе. Нальчик: КБГУ, 2007. 298 с.

4. Битова Е.Г. Модернизирующие реформы на Северном Кавказе и местная политическая традиция: отторжение или адаптация // Res Publica. Альманах социально-политических и правовых исследований. Нальчик, 2000. 120 с.

5. Гаибов Н.Д. О поземельном устройстве горских племен Терской области. Тифлис, 1905. 208 с.

6. Кокиев Г. А. Крестьянская реформа в Кабарде // История Кабардино-Балкарии в трудах Г. А. Кокиева. Нальчик: «Эльфа», 2005. С. 609-837 с.

7. Кокиев Г.А. Крестьянская реформа в Северной Осетии. Орджоникидзе: Севосгиз, 1940. 223 с.

8. Кузьминов П. А. Аграрно-крестьянская реформа на Северном Кавказе в оценках современников // Вопросы истории и историографии Северного Кавказа. Нальчик: КБГУ, 1989. С. 153-194.

9. Малахова Г. Н. Становление и развитие российского государственного управления на Северном Кавказе в конце XVIII – XIX веке. – Ростов-на-Дону: Изд. СКАГС, 2001. 400 с.

 

 

УДК 93/94


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 325; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!