ПОХОДЫ СЕФЕВИДСКИХ ШЕЙХОВ НА ДАГЕСТАН: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ



HIKING SAFAVID SHEIKHS IN DAGESTAN: CAUSES AND CONSEQUENCES

П.Н. Ибрагимова,

магистр 1 курса факультета востоковедения ФГОУ ПО Дагестанский

государственный университет, г. Махачкала

А.О. Муртазаев,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ФГБУН Институт, истории, археологии и этнографии Дагестанский научный центр РАН, г. Махачкала

P.N. Ibragimova,

1st year master of the faculty of Oriental studies

Dagestan state University, Makhachkala

A.O. Murtazaev,

Candidate of historical Sciences, senior researcher, Institute Of history, archeology and Ethnography Dagestan scientific center Russian Academy of science, Makhachkala

 

 

Публикация подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках поддержанного проекта № 16-31-01067 /17-ОГОН «Интеграция Дагестана с Россией. Конец XVI – первая половина XIX в.».

 

Рассматриваются походы первых сефевидских шейхов на Дагестан, их причины и последствия для народов, делается попытка проанализировать роль и место Дагестана в кавказской политике первых Сефевидов.

Ключевые слова: сефевиды, шейх, роль, место, Дагестан, Джунейд, Хайдар, поход в Дагестан, причины, последствия.

Т he article Deals with the campaigns of the first Safavid sheikhs to Dagestan, their causes and consequences for the peoples, an attempt to analyze the role and place of Dagestan in the Caucasian policy of the first Safavid.

Key words: Safavid, Sheikh, role, place, Dagestan, Junaid, Haidar, trip to Dagestan, causes, consequences.

 

 

К середине XV в. на Кавказе появилась новая геополитическая реальность в лице религиозного ордена «Сафавиййа», шейхи которого приступили к активным военно-политическим мероприятиям, в том числе и на Восточном Кавказе. Происхождение названия ордена связывается с именем шейха Сефи-ад-Дина. Последний, будучи религиозным мюршидом (учителем), пользовался огромным уважением и беспрекословной властью среди своих многочисленных послушников. Влияние Сефевидов распространялось на обширную территорию, включающую Азербайджан, Малую Азию, Фарс, Ирак, персидский Гилян и другие [11, с.63]. Особенно сильно было влияние Сефевидского ордена в городах, среди ремесленного люда и торговцев. Феодальные правители считались с авторитетом шейхов, иногда входили в состав их мюридов (учеников).

Шиизм, считавшийся тогда ересью по отношению к официальному исламу в суннитской форме, был взят Сефевидами на вооружение как знамя в борьбе за свои политические цели, за влияние на народные массы, среди которых шиизм получил широкое распространение [11, с.66]. Военные силы Сефевидов состояли из большого количества тюркоязычных племен.

В становлении Сефевидского государства значительную роль сыграли шейх Джунейд (1447 – 1460 гг.) и шейх Хейдар (1460 – 1488 гг.), которые, манипулируя шиитскими лозунгами, умело используя противоречия между государствами Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, добивались политического усиления. Причем возвышение Сефевидов сопровождалось походами через Ширван в Дагестан под видом «борьбы за веру» с «неверными», захватом богатой добычи и большого числа пленных, которых затем продавали на невольничьем рынке Ардебиля [9, c.68-70]. Кроме того, Сефевиды не скрывали и свои далеко идущие планы, связанные с захватом Грузии, Ширвана и полным подчинением Дагестана. Это понимали и ширваншахи, и дагестанские феодальные владетели.

Походы на Кавказ первых Сефевидов рассматривались в исторической науке главным образом со стороны их значения для стран Ближнего Востока, в особенности для Сефевидской державы и Ширвана. Гораздо реже встречаются попытки рассмотреть роль и место Дагестана в этих событиях. Между тем, необходимость и важность подобного рассмотрения становится очевидной при ознакомлении с материалами таких источников, как «Тарих-и аламарай-и Аббаси» Искандера Мюнши [10, c.97-100], «Такмилат ал-ахбар» Зейнал-Абидина Али [11, c.151-153], а также со сведениями, сообщаемыми Б.Дорном [12, c.581-601] на основании изучения им иранских источников XVI– XVII вв., В.Ф. Минорским [6, c.176-183].

В течение 1447 – 1453 гг. шейх Джунейд предпринял несколько попыток установить свою власть в различных соседних областях, в частности в Ширване, Дагестане, Грузии, но потерпел неудачу. В 1459 г. Джунейд, собрав большие силы, отправился «в страну черкесов», т.е. в Дагестан для ведения «священной войны» [8, c.207]. Отправляясь в этот поход, Джунейд не скрывал своего негативного отношения к народам Дагестана и тем самым стремился заранее оправдать возможные действия в отношении феодальных владений и союзов сельских общин Дагестана. Понимая, какие тяжелые последствия может иметь поход Джунейда, дагестанские владетели убеждали ширваншахаХалилуллахаI не пропускать войска Сефевидов через территорию Ширвана. Однако ширваншах не смог оказывать активного противодействия Сефевидам. Многотысячная сефевидская армия шейха Джунейда, пройдя через Ширван, вторглась в Дагестан, где, захватив богатую добычу и пленных, вернулась в Карабах на зимовку.

Когда в следующем, 1460 г. Джунейд повторил свой поход в Дагестан, ширваншах преградил путь воинам сефевидского шейха. Выступление ХалилуллахаI против войск Джунейда было явлением вполне закономерным. Походы Джунейда были одинаково опасны как для Дагестана, так и для Ширвана. Совершая грабительские походы в Дагестан, сефевидский шейх стремился при благоприятном случае овладеть и Ширваном или захватить часть его территории, тем более что он уже предпринимал подобные попытки в прошлом. В этой связи политические интересы владетелей и народных масс Дагестана полностью совпадали с интересами ширваншахов.

Таким образом, выступление ширваншаха против войск Джунейда было согласованным действием между ним и дагестанскими владетелями. По данным А.А. Бакиханова, «особенно подстрекали ширваншаха Султан Халила (Халилуллаха) против Джунейда табасаранцы» [2, c.92]. Наконец, «решившись на подстрекательство табасаран» и заключив союз с Джаханшахом Кара-Коюнлу, ширваншах 3 марта 1460 г. на берегу р. Самур вступил в сражение с Джунейдом. В составе войск ширваншаха находились и дагестанские отряды. В ожесточенном бою на левом берегу р. Самур у сел. Кыпчах (совр. Гапцах) шейх Джунейд был убит, а его мюриды разбиты. По версии А.А. Бакиханова, приверженцы Сефевидов вынесли тело шейха Джунейда с поля боя и предали земле у сел. Кулхан (Хазра) Кубинской провинции. 

Сефевиды и в последующем продолжали совершать завоевательные походы в Ширван и Дагестан. Сын убитого Джунейда шейх Хейдар продолжил походы на Восточный Кавказ, действуя первоначально осмотрительно. В течение шести лет (1483 – 1488), также прикрываясь лозунгом борьбы против «неверных», он совершил три похода в Дагестан. Первый поход имел место в 1483 г. Следует отметить, что Якуб-бек, правитель Ак-Коюнлу (1478-1490 гг.) оказывал заметную помощь Ширвану в борьбе с внешними врагами. Он был женат на одной из ширванских принцесс по имени Говхар Султан, дочери ширваншахаФаррух-Ясара, рожденной от сестры Адильбека, кайтагскогоуцмия. Якуб-бек оказал военную помощь своему тесту ширваншахуФаррух-Ясару, когда усилившийся шейх Хейдарпредпринял в 1483 г. поход в Ширван и Дагестан. Сын погибшего в войне в Ширване Джунейда шейх Хейдар благодаря поддержке своего дяди Узун-Хасана сумел усилить свое влияние на мюридов и суфиев и укрепить свое положение. Подобно своему отцу шейх Хейдар хотел завоевать Ширван и Дагестан. Желая отомстить ширваншаху за смерть своего отца, он под предлогом борьбы против «неверных» черкесов собрал 10000 всадников и, заручившись письмом султана ЯкубаФаррух-Ясару, отправился в поход через Дербент, в страну черкесов, относившийся к владениям Ширвана, в Дагестан, в страну черкесов, получив разрешение Фаррух-Ясара на проход через его территорию. Войско шейха Хейдара ворвалось в земли Табасарана, опустошив страну и захватив богатую добычу, вернулось в Ардебиль.  

В 892 г. 1487 г. после второго нашествия на Дагестан и черкесов шейх Хейдар с 6000 пленными этим же путем вернулся в Ардебиль. В1488 г. шейх Хейдар отправил свою мать, сестру Узун Хасана – Хадиджу-хатун в Кум, во двор к султану Иакубу получить разрешение шейху совершить очередной набег на черкесов, т.е. Дагестан. Султан Якуб приказал ширваншаху (царю львов) Фаррух-Ясаруоказать помощь Хейдару в войне с черкесами. После возвращения матери шейх Хейдар с боевым отрядом поспешно отправился из Ардебиля в Ширван. По пути большое количество «мюридов и суфиев» его отца Джунейда присоединились к нему. Когда он достиг берегов Аракса, он уже имел многочисленное войска из жителей Талыша, Сийах-кух'а и из племени Шамлу. Когда шейх перешел реку (Аракс? Куру?),он отправил посланца к ширваншаху с требованием открыть путь в Дербент и оказать помощь исламским войскам. Отправив посланца (эльчи) к Фаррух-Ясару, он хотел получить информацию о Ширване и ширванских войсках, так как эта страна долгое время пребывала в мире, и ее воины спокойно бездействовали на своих местах, а рядом с правителем были только полководцы, эмиры, придворные и близкие друзья. Когда прибыл посланец, ширваншах праздновал свадьбу одного из своих детей и беззаботно проводил свои дни в спокойствии и веселье. Ширваншах хорошо его принял и через своего посла отправил Хейдару некоторое количество кольчуг, лошадей и военного снаряжения в целях помощи джихаду. Посланец шейха вернулся вместе с послом ширваншаха и информировал Хейдара, что Фаррух-Ясар застигнут врасплох и что неразумно упускать удобный случай. Шейх нарушил договор и будучи низкого мнения о ширваншахе грубо обошелся с послом. Он сказал ему: «Возвращайся и дай знать своему эмиру, что мы идем войной на него. За каплю крови моего отца мы отсечем головы всему миру. Битва произойдет в такой-то день и сефевидские войска без промедления нападут на город Шемаху». Он отобрал лошадь у посла и пустил его в путь пешком, и тот возвратился к своему государю только за день до установленной даты. Когда посол обрисовал положение, поднялась паника среди ширванцев. Фаррух-Ясар был сильно встревожен, так как его войска были рассеяны и не были подготовлены дать отпор шейху, несмотря на слухи о его агрессивных действиях и безрассудной храбрости. Было ясно, что в случае победы шейха произойдет большое кровопролитие па площадях и в кварталах Шемахи. Так как сопротивляться с малым количеством войск было невозможно, ширваншах отправил свою семью с ценным имуществом, а также часть жителей города в Гюлистанскую крепость, которая находилась близ Шемахи. На следующее утро шейх прибыл на поле битвы с многочисленными конными войсками кызылбашей. Фаррух-Ясар, решивший вступить в бой, с небольшим отрядом находился по правую сторону города, в направлении Гюлистана. Он видел, что силы неравны. Когда шейх Хейдар и его воины обрушились на противника, ширваншах был вынужден укрыться в крепости Гюлистан. Осуществляя месть, шейх начал резню среди жителей города, не пощадив никого. Кызылбаши истребили в Шемахе большое количество мужчин, женщин и детей. Не довольствуясь этим, шейх в своей неутолимой ненависти сжег Шемаху. После этого Хейдар занялся длительной осадой Гюлистана, установив у подножья замка палатки и орудия – баллисты и пушки. Ширваншах, будучи около 7 месяцев в осаде и находясь в безвыходном положении, обратился за помощью к султану Якубу и к знатным лицам его государства. Его посланец прибыл ко двору султана в летнюю стоянку близ Султанийе, Гозелдара. Это известие вызвало гнев султана Якуба, который в поступках шейха начал усматривать некоторую опасность для себя. Он решил отомстить за пролитую кровь мусульман и помочь ширваншаху, с которым его связывали узы родства через сына Байсунгур-хана – внука Фаррух-Ясара. Под влиянием мусульманских законоведов, бывших на стороне ширваншаха, султан Якуб поспешил на помощь Фаррух-Ясару и отправился в Ширван из Султанийе через Ардебиль, куда он прибыл 9 июня 1488 г. Когда шейх Хейдар услышал о приближении султана, он поспешно покинул район Шемахи и достиг Джабан'а (в 6 км к северо-востоку от Шемахи), откуда направился в сторону Дербента. На расстоянии одного перехода от Ардебиля султан Якуб встретил МавланаШараф ад-Дина Хусейн, который являлся приближенным ширваншаха. От имени своего государя Шараф ад-Дин просил помощи и содействия. Когда шейх Хейдар осаждал замок Гюлистан, эмиры, которые были рассеяны по всему Ширвану, собрались под руководством Кичи-бека, одного из знатных людей Ширвана, и в согласии с улемами (духовенством) и захидами (отшельниками), объединив войска и жителей Ширвана численностью в 100 000 человек, выступили со священной войной (джихад) против шейха. Они отправили курьера (вестника) в Гюлистан с письмом, извещая, что войска займут поле боя в такой-то день и, когда они произведут атаку снаружи, ширваншах должен будет напасть изнутри крепости. Однако этот план стал известен шейху через ширванского агента, захваченного его людьми. Шейх поспешно оставил осаду крепости Гюлистан и напал на ополчение, состоящее из многочисленных жителей селений Ширвана. Он разгромил их, в этой битве, по сведениям источников, погибло 10 000 человек. Ширваншах, увидев поспешный уход войск Сефевидов, решил, что шейх, движимый страхом и отсутствием провианта, отступил. Ширваншах вышел из крепости, намереваясь преследовать войска шейха, но узнал о его победе и намерении вернуться для продолжения осады Гюлистана. Тогда ширваншах укрылся в труднодоступной, высоко расположенной, крепости Сулут, в 20 км к северо-западу от Шемахи. В это время многочисленные войска с 4 тысячами всадников во главе с полководцем эмиром Сулейман-беком Бижаноглы и Айбе-султаном Якубом направились в Ширван, чтобы помочь Фаррух-Ясару в войне с шейхом Хейдаром. Опасаясь разгрома, шейх отступил, оставив Гюлистан, и повел свои войска в Махмудабад, который взял и разрушил, затем направился в сторону Дербента и осадил его. Эмир ал-умара Сулейман-бек Бижан-оглы и его войска вошли в разрушенный Ширван. Фаррух-Ясар покинул крепость Сулут и с оставшейся частью своих войск присоединился к эмирам. На следующий день эмиры перешли через Самур и поспешили в сторону Дербенда. Они слышали, что шейх двигается по направлению Табасарану и Зирехгерану. Сулейман-бек с войсками поспешил за ним стремительным маршем и обнаружил его в Табасаране, у подножья Кавказских гор.

 9 июля 1488 г. объединенные войска ширваншаха, среди которых были и дагестанские отряды, и эмиров Ак-Коюнлу напали на кызылбашей шейха Хейдара. Войска под предводительством Сулейман-бека и ширваншаха бились в тяжелых условиях гористой местности, на краю глубокого ущелья, где лошади и люди срывались и падали в пропасть. Обе стороны сражались с ожесточением. Во время боя Сулейман-бек был ранен и отведен в сторону его воинами. В это время шейх Хейдар был смертельно ранен стрелой в шею. Сняв его с лошади, кызылбаши заслонил его, пытаясь отразить атаки противника. Однако их силы иссякли, и воины эмиров прорвали их ряды. Кызылбаши бежали, оставив умирающего шейха в руках врага. Али-ага Капучи отрезал голову шейху Хейдару и принес ее эмиру. Увидев гибель шейха, кызылбаши вернулись на поле битвы и храбро сражались. Но войска эмиров и ширваншаха разбили и уничтожили их. В ставку султана Якуба был отправлен вестник, который вместе с донесением об исходе битвы доставил также голову шейха Хейдара. В 16 июля 1488 г. он достиг юрта Арвана-кух, султан Якуб приказал выставить голову на обозрение на несколько дней, а затем отдать ее матери шейха (сестре Узун Хасана). На следующий день царский кортеж прибыл в столицу Тебриз. Султан Якуб издал приказ эмирам вернуть Фаррух-Ясару города Ширвана, Дербент и Махмудабад, отвоеванные у врага.

Таким образом, попытки шейха Хейдара, как и его отца Джунейда, завоевать Ширван и Дагестан не имели успеха и закончились для них катастрофой.

Как отмечал Р.М. Магомедов к этому же времени относится и поразительная эпитафия из Кубачи: «…скончался султан… шахид Ходжа-Джемшид сын султана Шейх-Худа, сына султана Шейх-Ибрахима, сына султана Ходжа-Али, сына султана Шайх-Мусы, сына шейха Сафави….». Историками доказано, что на кубачинском кладбище похоронен султан из рода Сефевидов. Известно, что Ходжа-Джемшид был двоюродным братом шейха Хайдара – сына шейха Джунейда: оба они, отец и сын, погибли в ходе военных походов на Кавказ – отец около лезгинского села Гапцах, а сын в 1488 г. около табасаранского с. Тинит [11, c.74-76], недалеко от Кайтага. В связи с этим, следует отметить, что некоторые исследователи отождествляют шейха Хайдара с тем «шахом», которого одолел Хуламухаммад и кайтагцы.

Неясно, однако, как он оказался в Кубачи. Вполне возможно, что он вместе с двоюродным братом шейхом Хайдаром участвовал в походах на Дагестан во второй половине XV в. Тем более, что иранские историографы того времени отмечали, что войска шейха Хайдара, не прорвавшись в 1488 г. через Дербент, двинулись в сторону Табасарана и Зирихгерана. Ходжа- Джемшид застал Кайтаг в кризисное для этой земли время, и поэтому, вполне возможно, что община Зирихгерана приняла его как члена влиятельного, известного на Восточном Кавказе феодального рода, который способен и на военную инициативу. Можно допустить, что зирихгеранцы приняв его у себя и наделив его определенными властными полномочиями, решили опереться на него в противостоянии с Кази-Кумухом и Калакорейшом. Титул «султан» указывает на какую-то долю его светской власти в Зирихгеране. По всей вероятности, его деятельность в Зирихгеране не была долгой. Ведь недаром в эпитафии он назван «шахидом». Итак, султан Ходжа-Джемшид погиб здесь в какой-то военной стычке Зирихгерана с Кази-Кумухом и Калакорейшом.

По мнению Т.М. Айтберова, одним из факторов, объясняющим причину устремления ардебильскихСефевидовXV в. в сторону южнодагестанских гор, в том числе, гор кубачинских является предполагаемая ориенталистами связь между суфийско-дервишскими орденами сафавия и сухравардия [1, c.18]. Как он отмечает, «первое из этих религиозно-политических объединений компетентные исследователи ХХ в. предлагали считать региональным, точнее – «азербайджанским», ответвлением второго, кстати, ортодоксального толка» [1, c.19]. Как он полагает, ислам на территории Зирихгерана, позднее Кубачи, распространяли известные представители суфийского ордена сухравердия. По его данным, предводитель крупного отряда газиев, прибывшего в начале XIVна территорию нынешнего Дахадаевского района (для насильственного обращения в ислам жителей Кубачи и окрестных мест) некий шейх Хасан, погибщий там в 1306 г., являлся, что не исключено, внуком знаменитого на Востоке суфийского шейха Шихаб ад-Дина Сухраварди и который принадлежал к широко распространенной тогда сухравердие. По его же предположению, уже в начале XIV в., после принятия ислама Хулагуидами (точнее, в правление ипрератора-ильханаОльджайту, который чеканил монеты с шиитской символикой – с имнами 12 шиитских имамов), в ту горную часть Дагестана, которая в экономическом и культурном отношениях ориентировалась обычно на Дербент, проникают представители суфийско-дервишского ордена сухравардия. Орден же этот имел связь с орденом сафавия, являвшимся в те далекие времена суннитским, причем шейх его являлся шафиитом, т.е. приверженцем толка, который издавна распространен в Дагестане, а также Чечне и Ингушетии.

Таким образом, деятельность представителей тесно связанных между собой двух суфийских орденов суннитского направления приводило к росту числа их сторонников.

Выходит, что это обстоятельство в определенной мере объясняет попытки первых сефевидских шейхов совершать священные походы через территорию Дагестана на черкесов, заручившись поддержкой своих многочисленных сторонников в южном Дагестане и других регионов Дагестана, тяготеющих к Дербенту. 

Как заметил Т.М. Айтберов, «ко второй половине XV в. ардебильские Сефевиды – мюршиды влиятельного дервишского ордена, эпохи, предшествовавшей острому военному противостоянию между империями шиитов и суннитов (XVI– XVII вв.), – имели верных сторонников в горах и предгорьях Дагестана. Были же это дервиши-исламизаторы из различных суннитских орденов, – опиравшихся в правовом поле на учение имама Шафии, – достаточно тесно связанных с уже шиитским тогда орденом сафавия, а также их приверженцы, которые проживали в названной части Северо-Восточного Кавказа [1, c.20]. Это обстоятельство, по-видимому, и послужило поводом утверждать иранскому автору ФазлуллахуХунджи (конец XV– начало XVI в.), что шейх Джунейд имел в качестве своего действительного объекта движения дагестанский Табасаран (он «поспешил в область Табарсарана»), где уже «увлек» за собой «некоторых местных жителей.   

По данным А.-К. А. Бакиханова, шейх Джунейд шел на Северо-Восточный Кавказ через населенные лезгинами горы Кабалинского участка современного Азербайджана (Хачмасская дорога, (либо через горы Ширвана (правобережье р. Кура / район г. Шемахи / местность Курт-булак / лезгинское сел. Будух / лезгинское сел. Крыз / сел. Хиналуг / сел. Куруш. В любом случае он двигался через шиитское сел. Мискинджа. Когда этот шейх, который «восстал» против правителя Ширвана, продвинулся, вместе со своими воинами, на север – по «Мискинджинской дороге», идущей «через Шахдаг», то он перешел близ Мискинджа реку Самур и оказался перед старинным лезгинским селением Гапцах [1, c. 21]. На коротком горном пути, ведущем из Самурской долины в Табасаран, шейха Джунейда встретило войско ширваншахаХалилуллахаI, «подстрекаемого частью жителей Табасарана», поддерживаемого шиитами Кара-Коюнлу [7, c.365]. В произошедшем бою войска Джунейда были разбиты, а он сам убит.

По сведениям И. Мунши, «группа мужей Табасарана, бывших всегдашними сторонниками» Сефевидов в 1460 г. перенесли тело шейха на правый берег Самура, в лезгинское сел. Яргун, в источниках известное как «Хазра» [1, c. 21]. В этом селе тело шейха и было предано земле, но позднее, по некоторым данным в 1544-1545 гг. его останки были перенесены с Северо-Восточного Кавказа в г. Ардебиль [4, c.31].

Следует отметить, что в селе. Хазра по приказу шаха ТахмаспаСефеви был воздвигнут памятный комплекс, остатки которого зафиксировал еще в XIXв. А.-К. Бакиханов [4, c.95-96].

Вышеприведенные факты говорят о наличии значительного количества сторонников первых Сефевидов в Дагестане.

Как известно, шейх Хейдар в 1488 г. при походе на «неверных» черкесов, прекратив осаду Дербента, двинулся в сторону Табасарана. Как уже отмечалось, еще его отец шейх Джунейд имел там (к 1460 г.) сторонников, ибо «увлек» он свои ряды «некоторых местных жителей». Как отмечает Т.М. Айтберов, у командования войск ширваншаха и правителя Ак-Коюнлу, которые выступали против войск сефевидского шейха, имелись опасения, что Хейдар в случае неудачи в Табасаране может найти поддержку своих сторонников в другой части Дагестана, а именно, в Кубачи и его окрестностях, где по-видимому имелось много сторонников сефевидского ордена. Согласно тексту Тарих-и Амини, шейх Хейдар мог укрепиться в Зирихгарене [1, c.23]. 

Внимание Сефевидов к Кубачи объясняется тем, что уже с начала XIV в. в годы правления ильхана Хулагуидской державы Ольджайту (1304–1316 гг.) (в правление которой в его империи чеканили монеты с именами двенадцати имамов»), который, по-видимому, также был шиитом, в кубачинской зоне начал утверждаться суфийский орден сухравардия, региональным (южно-азербайджнским) ответвлением которого отдельные востоковеды считают орден сафавия, где мюридами в XV в. были ардебильскиетюркизированные курды Джунейд и Хейдар [4,c.178].

Рассматривая причину устремления Сефевидов на территорию нынешнего высокогорного Дахадаевского района Дагестана, Т.М. Айтберов отмечает, что в с. Кубачи имеется почитаемое погребение Ходжа-ДжамшидаСефеви, сына шейха Джунайда. А шейх Хейдар направился на территорию нынешних Табасаранского и Дахадаевского районов по причине того, что он имел там (в 1488 г.) довольно многочисленных и влиятельных своих сторонников. По его же мнению, у Сефевидов там были и хорошо укрепленные пункты, одним из которых и являлся Кубачи.

Рассматривая цель походов первых Сефевидов А.Е. Криштопа на основе анализа источников, подвергает критике версию азербайджанских историков, говорящую о походах только с целью захвата Ширвана. Он отмечает, что, хотя во время каждого похода шейху Джунейду и шейху Хейдару приходилось пересекать Ширван, они неизменно игнорировали его экономические и политические центры и устремлялись в Дагестан (исключение составляет лишь последний поход Шейх-Хайдара, во время которого кызылбаши впервые вели военные действия в Ширване, захватили Шемаху, но закончился поход опять-таки в Дагестане). Что касается Ширвана, как о цели похода шейха Джунейда около1458 г. сообщает всего лишь один не дошедший до нас источник «Футухат-и Амини», заключает А.Е. Криштопа [5, c.95-96].

Определяя состав сил, нанесших поражение Сефевидам, он выступает «против мнения о том, что в 1461 г. шейх Джунейд был разбит исключительно войском ширваншаха, говорит приводимое Дорном сообщение И. Мюнши о том, что «...ширваншах Султан-Халил решился на подстрекательство табасаранцев, дабы удержать Джунайда от его подозрительного похода на черкесов» и против мнения о том, что шейх-Хейдар в 1488 г. был разбит только соединенными силами войска ширваншаха и отряда Сулайманбега Биджан-оглы, говорит характеристика, даваемая источником этим военным силам»[5, c.95-96].

Так, все источники единогласны в том, что после разгрома кызылбашами Шемахи в 1488 г. войско ширваишахаФаррух-Ясара было крайне слабым, что и являлось причиной присылки на помощь ему от Султан-Якуба Ак-Коюнлу четырехтысячного конного отряда Сулайманбега Биджан-оглы. Весьма примечательно, что не только просефевидские источники, но даже автор «Тарих-и Амини» Фадлуллах бен Рузбихан, фанатик-суннит, с особой ненавистью относящийся к шииту шейху Хейдару и потому явно расположенный к его врагу ширваншаху, тем не менее отводит этому последнему незначительное место в разгроме Шейх-Хайдара [6, c.182].

Что же касается роли отряда Сулайманбега в этой победе, то, как явствует из того же источника, он не сыграл большой роли в сражении 1488 г. в Табасаране. так как не мог успешно действовать на сильно пересеченной местности. Многие из его конников погибли, собственно, не от ударов врагов, а сорвавшись в пропасть; сам Сулайманбег едва остался жив.

На наш взгляд, оба указанных противоречия в интерпретации материала источников в значительной мере снимаются, если постараться выяснить роль Дагестана в описываемых событиях.

Тем не менее, в той мере, в какой в источниках отразился объективный ход военно-политических событий – в такой же мере в них можно обнаружить указания на активную роль населения Дагестана (как отдельной силы) в этих событиях.

У населения Дагестана были достаточные основания для противодействия военным предприятиям первых Сефевидов. Говоря о цели их походов, восточные источники называют или прямо Дагестан, или «страну черкесов» к северу от Дербента, имея в виду немусульманские народы, живущие за северной границей Ширвана, т. е. в первую очередь народы Дагестана. О том же говорят и западноевропейские источники того времени, в особенности ИосафатБарбаро[3]. И Барбаро, и купец-аноним, кстати, дают конкретные сведения о походе шейха Хейдара через Дагестан в 1487 г., нанесшем «довольно большой убыток» в районе Дербента, по словам купца-анонима. По свидетельствам восточных источников, он увел в Ар-дебиль около 6000 пленных, поплатившись за это, по сведениям того же купца-анонима, половиной своего отряда. В свете этих фактов становится понятной та активность, которую проявили табасаранцы в следующем 1488 г. в разгроме Шейх-Хайдара.

Поскольку Дагестан наиболее часто подвергался набегам первых Сефевидов, видевших в нем то объект ограбления, то желанную «землю без сеньора», постольку дагестанцам приходилось оказывать им энергичное сопротивление.

Выше приводилось уже сообщение И. Мюнши об участи; табасаранцев в разгроме шейха Джунейда. Что же касается участия дагестанских военных сил в разгроме шейха Хейдара, то кроме приведенных выше косвенных данных источников о недостаточности для этого сил ФаррухЯсара и Сулайманбега свидетельствуют сообщения об успешной обороне Дербента против войск Шейх-Хайдара в 1488 г. Более того, сообщение Зейнал-АбидинаАли в «Такимилат, аль-ахбар» на которую ссылается А.Е. Криштопа, о том, что в 1505 г., т. е. 17 лет спустя после гибели шейх Хайдара, его сын шах Исмаил произвел опрос жителей Табасарана, желая найти среди них виновных в гибели его отца. Расследование было поручено одному из пяти самых высших сефевидских сановников-курчибашиДедебекуЗулькадару: в результате следствия «была перебита группа притворщиков».

Итак, приведенные выше доводы свидетельствуют о заметной роли в разгроме первых Сефевидов населения Дагестана, защищавшего при этом свои собственные интересы на своей земле.

Такой вывод косвенно подтверждается и последующими событиями: всякое антисефевидское движение в Ширване находило активную поддержку в Дагестане. Достаточно назвать некоторые факты:

– при неудачной попытке Шейхшаха восстановить в 1509 г. независимость Ширвана Дербент был единственной крепостью, оказавшей сопротивление кызылбащам.

– в Дагестане находили себе укрытие такие крупные противники Сефевидов, как претендент на ширванский престол как Музаффар, Алькас-Мирза.

–     последний ширваншахБурханэддин, борясь за независимость Ширвана, дважды находил убежище в Дагестане и дважды (в 1547 и 1548 гг.) возвращался в Ширван с войсками, состоящими из кайтагцев и других народов Дагестана.

–     в 1550 г. семья Бурханаддина надолго нашла себе укрытие в Дагестане, здесь же вырос его сын Абубекр-Мирза.

– один из предводителей антисефевидского движения 70-х гг. XVI в. в котором дагестанцы активно участвовали в этой последней попытке восстановления независимости Ширвана. Все эти факты свидетельствуют не только о значительной роли Дагестана в борьбе с Сефевидами, но и о том, что идея становления былой независимости Ширвана была весьма популярна в Дагестане до самого конца XVI в., т. е. до тех пор, пока не была скомпрометирована турками. По мнению А.Е. Криштопы, это объяснялось двумя обстоятельствами. С одной стороны, вхождение в состав Ширвана отвечало важным экономическим интересам населения Южного Дагестана, а политическая зависимость его от Ширвана не была особенно обременительной. С другой стороны, Сефевиды сразу выступили в Дагестане как предводители грабительских походов и карательных экспедиций; кроме того, Сефевидская империя складывалась как азербайджанское национальное государство на феодальной основе, причем с шиитской официальной идеологией поэтому дагестанские земли в ее составе неизбежно заняли бы не полноправное положение [5, c.98-99].Этими причинами можно объяснить длительную и упорную борьбу населения Дагестана против Сефевидов и активную поддержку с его стороны всех тенденций к восстановлению независимости Ширвана.

Литература:

1.Айтберов Т.М. Надгробия Сефевидов второй половины XV в. на территории Дагестана (к истории шиизма на Северном Кавказе) // Кавказ, Балканы, Передняя Азия. 2004. №2 (9).

2. Барбаро И. Путешествие в Персию…// Барбаро и Контарини о России. К истории итало-российских связей в XV в. Вступ. статья, подг. текста, пер. и комм. Е. Ч. Скржинской. Л., Наука, 1971.

3.Бакиханов А. Гюлистан-Ирам. Баку, 1926.

4.История Ирана с древнейших времен до конца XVIII в. Л., 1958

5.Криштопа А.Е. К вопросу об участии народов Дагестана в борьбе против первых Сефевидов // Вопросы истории и этнографии Дагестана. Сборник научных сообщений. Махачкала, 1970.

6.Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда. М., 1963.

7.Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VI – XV вв. Л., 1966.

8.Петрушевский И.П. Государства Азербайджана в XV в.

9.Петрушевский И.П. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI – начале XIX в. Л., 1949.

10.Рахмани А.А. «Тарих-и аламарай-и Аббаси» как источник по истории Азербайджана. Баку, 1960.

11.Эфендиев О.А. Образование Азербайджанского государства Сефевидов в начале XVI века. Баку, 1961.

12.Dorn B. BeitraegezurGeschichtederkaukasischenLaenderu. Voelkerausmorgenl. Quellen. Versucheiner Geschichte der Schirwanschache. St.-Pb, 1840. Serie 6.T.IV.

УДК 93/94

 


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 1855; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!