MODERN TENDENCIES OF FORMATION OF ETHNO-CULTURAL LANDSCAPES KCR



 

Ш.-Р. К. Кузнецов,

магистрант 2-го года обучения, направление подготовки «Экология и природопользование» Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск

С.И. Салпагарова,

кандидат географических наук, доцент кафедры экологии и природопользования

Карачаево-Черкесского государственного университета

имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск

Sh.- R. K. Kuznetsov,

master's degree student of the 2nd year of study, the direction of training

"Ecology and environmental management" Karachay-Cherkess state University. U. D. Aliev,

S.I. Salpagarova,

candidate of geographical Sciences, associate Professor of ecology and nature management Karachay-Cherkess state University named after U. D. Aliev, Karachaevsk

Карачаево-Черкесия многонациональная республика. Здесь проживают карачаевцы, черкесы, абазины, ногайцы, русские. В небольшом количестве встречаются греки, осетины, армяне и др. все эти народы жили много веков в тесном соседстве и дружбе, занимая предгорья Северного Кавказа в бассейне Кубани и селевых притоков.

Республика - уникальный район. Карачаевцы на территории рес­публики населяют главным образом южную и восточную часть республики. Здесь сохранилась первичная природная среда, послужившая основой формирования самобытной культуры карачаевской этнической группы, ее традиционных форм. С другой стороны, развития новых технологий, мировая и российская культура не могли не сказаться на развитии иннова­ционных (общечеловеческих) черт культуры.

Ключевые слова: агрокультурное пространство, агрокультурные особенности, этническая культура, этнокультурный ландшафт, пространственная структура, субэтническая группа, этническая общность.

Karachay-Cherkessia is a multinational Republic. Here live the Karachai, Cherkess, Abaza, Nogai, and Russian. In small numbers Greeks, Ossetians, Armenians, etc. all these people lived for many centuries in the close neighborhood and friendship, taking up predgorye the North Caucasus, in the basin of the Kuban and debris flow tributaries.

The Republic is a unique region. Karachays in the territory of the Republic mainly inhabit the southern and Eastern part of the Republic. The primary natural environment, which served as the basis for the formation of the original culture of the Karachay ethnic group, its traditional forms, has been preserved here. On the other hand, the development of new technologies, world and Russian culture could not but affect the development of innovative (universal) features of culture.

Key words: geo-cultural space, the geo-cultural features, ethnic culture, ethno-cultural landscape, spatial structure, sub-ethnic group is an ethnic community.

 

Проведение культурно-географических исследований Северного Кавказа весьма актуально. Практически не изучены геокультурные процессы, происходящие на территории республики.

Формирование геокультурного пространства Карачая - результат исторически длительного времени. Субэтническая группа карачаевцев является носителем оригинальной культуры [4, 62].

Ее формирование происходило в конце XVIII - начале XIX вв. именно в этот период карачаевцы осваивают и обустраивают «свое пространство, исходя из собственных традиций, особенностей вмещающего природного ландшафта и окружающей их социокулътурной среды. Формируется достаточно обособленный этнокулътурный ландшафт. На рубеже, ХIХ-ХХ веков начинается процесс размывания некоторых аспектов кулътуры народов Карачаево-Черкесии и усиление роли инновационных форм.

Изучение геокулътурных особенностей этого процесса представляет особый интерес, так как позволяет:

- выявить пространственные характеристики происходивших социокулътурных изменений, более аргументировано оценить последствия этих изменений;

- оценить возможности прогрессивного развития этнической культуры Карачая и сохранения этнокулътурного ландшафта в целом.

Пространственная организация региональных культур позволяет реализовать культурно-исторический принцип в исследовании современного геопространства, способствует определению реликтовых культурных элементов регионов, которые являются основой для выявления и сохранения территорий культурного и прикладного наследия, более того могут стать научной базой для возрождения элементов живой традиционной культуры, что в конечном итоге позволяет сохранить уникальные этнокультурные ландшафты. Только в условиях разнообразия культур возможно сохранения культурного и природного генофонда регионов. В условиях гармонического сосуществования традиционных и инновационных сфер человеческой деятельности появляются реальные предпосылки для нормального функционирования общества и рационального природопользования, устойчивого развития региона.

Современная культура носит исторический характер. Передавались из поколения в поколение опыт поведения людей и закреплялось в традициях. Счет этого свойства культуры чрезвычайно важно для выделения инвариантных устойчивых черт в методах деятельности субъектов современной культуры, обеспечение селективного введения и преобразования возникающих инноваций. Именно поэтому, нормальное воспроизводство традиционной культуры - важное условие для устойчивого, прогрессивного развития общества. Неслучайно, что в современном обществе значительно возрос интерес к основной региональной культуры, сохранения и возрождения, которая стала одним из важнейших факторов оптимизации отношений между всеми сферами общественной жизни [2, 56].

Особый интерес для географических исследований культуры представляют собой развитие этнографов и культурологов по вопросу местных (региональных) культур. Региональный подход к изучению культуры помогает объяснить причины его разнообразия. Взаимодействие компаний с местными экологическими условиями, с одной стороны, перекрывая культуры, а с другой, исследование его, ведет к формированию конкретных исторических типов культуры [6, 38].

Особое внимание уделяется изучению этнических общностей устойчивые сообщества людей, включенных в систему социальных отношений, с конкретными путями и средствами их реализации. Этнические особенности признаны самыми фундаментальными с точки зрения культуры.

Важным свойством культуры является ее рациональность, связанных с пространственно-временной локализации социально-культурных процессов. Среди них наиболее интересными для изучения этнических и субэтнических сообществ. На тесную связь этносов с природным ландшафтом указал Х. л. н. Гумилев определяет этнос как "... явление географическое, всегда связанное с принимающей ландшафтом, который кормит адаптированный этнос". Разнообразие этнических групп связано с многообразием природных ландшафтов Земли.

Накапливая в себе перечисленные свойства, местная этническая культура может быть определена как исторически стабильное, тесно связанные с "кормящим" ландшафтом. [1, 82].

Под культурным ландшафтом понимается культура местного сообщества, сформированного в результате его жизни в конкретных природных условий, принимается в полном объеме.

Эвристическое значение понятия "ландшафт" в том, что он может быть использован, чтобы описать сложный комплекс явлений, развивающихся на поверхности земли. Культурный ландшафт – это компонентная и территориальная структура. Среди основных компонентов культурного ландшафта выделяем:

- природный ландшафт, как его материальную основу;

- экономическая активность как фактор его прогресса.

- селитьба как способ его пространственной организации;

- сообщество людей, взятое в его этнологическом, социально-семейные и другие аспекты;

- языковые системы;

- духовная культура (словесного, музыкального, изобразительного, хореографического и других видов искусства) [7, 32].

В настоящем исследовании в качестве основополагающей категории рассматривается понятие "геокультурный пространство" и "культурный ландшафт". Под геокультурным пространством понимается "как природная смесь культуры, синтезируемых из разнообразных элементов (природных и социальных, материальных и идеальных), образовавшихся в результате геокультурных процессов (пространственно-временных проявлений культурогенеза). Географическое лицо, которые представляют собой гео-культурного пространства и культурный ландшафт. Их мозаика, иерархии, внутренней организации структуры для отражения геокультурного пространства.

Основой субстрата для выделения культурных ландшафтов можно считать пространственно выделенных групп населения со специфическими культурными особенностями. Духовно-интеллектуально и материально-практически осваивая любезный социально-природное пространство, эти общности формируют комплексную, целостную систему природных и социокультурных элементов с достаточно разнообразной и уникальной структурой, а также с особой организацией пространства.

Из разнообразного спектра культурных ландшафтов, сформированных на базе региональных культур, наибольший интерес представляет, как научный, так и практический подарок этнокультурных ландшафтов, потому что по сей день, особенно в Северо-Кавказском регионе

Этнокультурный ландшафт усваивается национально-культурные общественные места, где есть ярко выраженная форма традиционной культуры, культурные различия и незначительные интеграции с другими окружающей среды.

В условиях углубляющегося экологического кризиса и обострения социально-экономических, политических и этнических проблем, отметил возросший интерес компаний к базовой региональной культуры. Приходит понимание, что только в условиях разнообразия культур, соединяя традиционные и инновационной сферах человеческой деятельности существуют реальные предпосылки для нормального функционирования общества и защите окружающей среды. Переосмысление роли культуры в жизни общества - смысловой - социально-культурный подход, который отражает наметившийся сдвиг социально-культурного развития. Рассмотрение существующих в современном российском обществе через призму культурных идей позволяет выявить корни деструктивных социальных процессов, а также определить тенденции их развития [9, 98].

Современная культура носит исторический характер. Передавались из поколения в поколение опыт поведения людей закрепляется в традиции. Счет этого свойства культуры чрезвычайно важно для выделения инвариантных устойчивых черт в методах деятельности субъектов современной культуры, обеспечение селективного введения и преобразования возникающих инноваций. Именно поэтому, нормальное воспроизводство традиционной культуры - важное условие для устойчивого, прогрессивного развития общества. Неслучайно, что в современном обществе значительно возрос интерес к основной региональной культуры, сохранения и возрождения, которая стала одним из важнейших факторов оптимизации отношений между всеми сферами общественной жизни.

Особый интерес для географических исследований культуры представляют собой развитие этнографов и культурологов по вопросу местных (региональных) культур. Региональный подход к изучению культуры помогает объяснить причины его разнообразия. Взаимодействие компаний с местными экологическими условиями, с одной стороны, перекрывая культуры, а с другой, исследовать его, ведет к формированию конкретных исторических типов культуры, которую в литературе называют также местных видах.

Особое внимание уделяется изучению этнических общностей устойчивые сообщества людей, включенных в систему социальных отношений, с конкретными путями и средствами их реализации. Этнические особенности признаны самыми фундаментальными с точки зрения культуры. По мнению Ф. Барта, этничность-это форма социальной организации культурных различий". В работах русских этнографов также подчеркнул важность изучения этнической принадлежности в качестве основной социально-культурной системы, отражающие культурные особенности общества [3, 111].

Важным свойством культуры является ее региональность, связанных с пространственно-временной локализации социально-культурных процессов.

Процесс формирования культурных ландшафтов в горах существенно отличается от того, что в равнинах. В горах этот процесс развивается менее динамично. Это связано, во-первых, с закрытостью и высокой степенью изоляции горных районов, что способствует формированию устойчивых форм традиционной культуры. Во-вторых, специфику и ограничения ресурсного потенциала природных ландшафтов, формирования ограниченного числа вариантов для управления окружающей средой. И в-третьих, определяет специфику структурирования такого пространства с преобладанием вертикальных конструкций, то есть высотная поясность.

Процесс этногенеза, формирования материальной и духовной культуры, в горах, в большей степени, чем на равнинах зависит от природных ландшафтов. В этой ситуации, как методологические категории, мы можем использовать понятие пространства, которое характеризуется невролог (целостность), акцентируют внимание на уникальности и историчности. Из-за своей любви к место позволяет "держать" природные и культурные процессы в их совокупности, что Этногенез является особенно важным. Место экологически, как "задуман как потенциальный дом, а то, что может держать человека, чтобы стать дом.

Еще одна базовая концепция геокультурного пространства - местное сообщество, которое относится к общественно-культурной или национально-культурной географически ограниченные сообщества людей, осознающих себя как единое целое. Характерна "общность людей", "место-область" в определенных пределах, социальное взаимодействие и чувство общности.

Вытекающих этническое сообщество начинает строить "свое пространство". Пространственная организация специфических культурных ландшафтов во многом определяется традициями местного населения, в особенности природного ландшафта и местной экономики [9, 98].

Территориальная структура этнокультурного ландшафта, связанного с различиями от места к месту, характеристик геопространства, территориальной дифференциации культур. Структурные основы изучения территориальных различий культурного ландшафта может быть идея этнокультурных ландшафтов региона как часть жилого пространства этнических групп, сформированных в принимающей дифференцированной горной природной среде и имеющих определенный набор морфологических единиц.

В системе морфологических единиц этнокультурного ландшафта сформированы две группы территориальных комплексов, которые накладываются друг на друга:

- территориальных культурно-природных, где природный фактор определяет культурный;

- местные природные и культурные, где позвоночник-это роли культурной компоненты (поселения, культовые места и т. д.).

В качестве культурного и природного морфологических единиц, отражающих неоднородность территориальной зоны выделяются высотные пояса, местности и урочища.

Культурных и природных высотных поясов составляют основу пространственной структуры горных районах. Они возникают на основе природных высотных поясов образуют основные типы природопользования. Культурные и природные зоны рассматриваются как часть жилого пространства в высотных поясов отдельных групп этнокультурное сообщество, добавленные в определенном месте и объединенных общей судьбой и чувство общности [4, 120].

Культурные и природные территории часть жилого пространства определенной родовой группы людей с разного функционального назначения: - магазины (сенокосы, пастбища, вырубка), религиозный, рекреационный и др. и природно-культурных комплексов на основе централизации про-пространство, представляющее атомной или ядерной системой, где активную роль играют культурные истоки. Примером такого комплекса является аул Учкулан, где шел процесс формирования родовых групп и традиционной культуры Карачаевского этноса.

Естественный компонент этнокультурного ландшафта наиболее ярко выражена в производственной культуры и культуры непосредственного жизнеобеспечения. В первом случае природный ландшафт выступает в качестве ресурсной базы (природных ресурсов, факторов) производственной деятельности, во втором - crediamigo как фактор, влияющий на физиологические параметры организма.

Социально-культурные включают все факторы культурогенеза, связанные с социальной сущностью человека в широком смысле этого слова. К ним относятся различные виды общественных отношений, конкретных путей их реализации в той или иной степени, влияют на территориальную организацию культуры. В группе важнейших социально-культурные факторы можно объединить экономические, демографические и политические.

Формирование этнокультурных ландшафтов Карачая изучается путем сочетания природных, социальных и культурных, в том числе внешних и внутренних факторов на две группы:

- культурно-ландшафтную композицию, которая характеризует насыщенность геокультурных образований системообразующие элементы (компоненты доминирующей этнической культуры);

- культурный ландшафт местной дифференциации, которые определяют морфологию этнокультурного ландшафта (культурных и природных компонентов).

Формирование этнокультурных ландшафтов горных территорий Северного Кавказа - результат исторически длительного взаимодействия социокультурных общностей традиционного типа с хозяином жилплощади. Очевидно, что решающим фактором в разделении культурных ландшафтов в регионе, имеют внутренние социально-культурные факторы (традиционная этническая культура) и тесно связанных с природными факторами окружающей среды. Природный этнический регионализм проявляется в формировании отдельных культурно-специфических систем.

Тесная связь традиционной культуры (в особенности производственной) с природной средой определила формирование определенных типов адаптивных систем управления окружающей средой. В еще большей степени на геокультурного регионализма сказалось на устойчивости традиционной культуры, определяются сильные племенные связи и Патриархально-феодальных отношений. Социальная изоляция, дополняет в горной местности, естественные преграды, определили производством оригинальных культурных форм, четко определенных в пространстве. Их значительное разнообразие является результатом воздействия внешних социально-культурной и частично естественных факторов.

 

Литература:

1. Алаев Э. Г. Социально-экономическая география. М.: Мысль, 1983.290с.

2. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. М.: Наука, 1987. 56с.

3. Веденин Ю.А., Середина Е.В. Проблемы сохранения и развития культурного ландшафта в староосвоенных районах страны //Географические проблемы интенсификации хозяйства в староосвоенных районах. М.. 1988. 160 с.

4. Гумилев Л. Этнос и ландшафт: Историческая география как народоведение. М., 1968. 120 с.

5. Иванов В.И., Иванова А.И. Культурные ландшафты и их роль для сохранения культуры народов. М.: 2001. 96 с.

6. Лысенко А.В. Формирование культурных ландшафтов ставропольских туркмен. М., 2003. 68 с.

7. Федотов Г.П. Проблемы будущей России // Судьба и грехи России. СПб. София, 1991, т. 1. 120 с.

8. Чалая И.П., Веденин Ю.А. Культурно-ландшафтное районирование. М., 1989. 136 с.

 

УДК 93/94

 


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 262; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!