Рациональные терапии в первобытной медицине



Слишком часто утверждается, что первобытная медицина принадлежит области иррационального и фантастического. Мы не должны забывать, что целитель имеет дело прежде всего с тяжелыми и экстраординарными заболеваниями и что обычно существуют другие люди, которых можно назвать светскими целителями и которые занимаются менее серьезными заболеваниями или заболеваниями определенно органического и физического происхождения. Как показал Бартельс, первобытная медицина во многом представляет собой предшественницу эмпирической медицины, такой как использование ванн и парилок, массажа, элементарной хирургии и лекарств. Хорошо известно, что современная фармакопия переняла большое количество своих наиболее эффективных препаратов у первобытной медицины. У некоторых народностей этот тип рациональной и эмпирической терапии достиг более высокого уровня, чем у других. Одним из лучших исследований рациональной первобытной медицины является работа Д.В. Харли, проведшего некоторое время среди туземцев племени Мано в Либене.75 Он перечисляет около сотни заболеваний, из которых только пятнадцать подлежат лечению магическими или иррациональными методами. Целители этого племени используют более двухсот растений в виде вливаний, отваров и в других формах.

Р.В. Фэлкин, молодой врач, который занимался миссионерской деятельностью в Уганде в 1884 году, опубликовал сообщение, что он был свидетелем того, как в Катуре, бывшей тогда частью королевства Буниоро, в 1879 году было сделано кесарево сечение.76 К этому сообщению многие отнеслись с недоверием. Однако, недавние исследования показали, что медицина в королевстве Буниоро могла гордиться и другими высокими достижениями. Как утверждал Дэвис, некоторые местные талантливые специалисты, кажется, «перешли Рубикон, который отделяет магический мир от мира, в котором царит экспериментальная наука».77

Что касается лечения психических заболеваний, то же самое можно было бы сказать и о методах, используемых местным целителем в Лапландии, описанным в работе Д. Квистада.78 Для больных психическими заболеваниями он предписывал общие жизненные правила: воздерживаться от употребления алкогольных напитков, табака и кофе, рано вставать и рано ложиться спать, постоянно заниматься работой, хотя и не тяжелой. Кто-то должен постоянно наблюдать за таким пациентом, но так, чтобы он при этом не чувствовал, что находится под наблюдением. Пациент должен не принимать никаких лекарств, но дважды в день купаться - в морской воде утром и в пресной - вечером. Если пациент становится агрессивным, его нельзя связывать, а лучше устроить в помещении, из которого удалены все предметы, способные нанести ему потенциальный ущерб. Если пациент на кого-то нападает, его следует шлепать по обнаженному телу веткой с оборванными листьями, разговаривать с ним резко и не выказывать страха. Известно, что этот лапландский целитель вылечил многих пациентов с психическими нарушениями.

Основные характеристики первобытного лечения

До сих пор мы рассматривали основные методы первобытного лечения и указывали на определенное сходство между некоторыми из них и современными психотерапевтическими методами. Не следует преуменьшать различия между первобытным лечением и современной психотерапией, как не следует упускать и тот факт, что в бесчисленном разнообразии методов первобытного лечения можно распознать определенные основополагающие черты.

Первобытный целитель играет в своей общине гораздо более существенную роль, чем та, которую играют врачи сегодня. Сигерист пишет: «Назвать целителя предшественником современного врача - это значит оскорбить его. Да, он, конечно же им является, но является и еще чем-то гораздо большим; можно сказать, что он является предшественником большинства наших профессий».79 Он занимается не только проблемами благосостояния своего племени (начиная с того, что он вызывает дождь и кончая обеспечением победы в войне), но часто является волшебником, вызывающим у окружающих трепет, иногда бардом, который знает, как создавался мир, и историю своего племени. Еще задолго до того, как появилось разделение труда, лекарь был единственным человеком, обладающим профессиональным статусом, наряду с вождем и жрецом, а иногда он совмещал все эти три должности. Чаще, однако, различные функции целителя были разделены между несколькими людьми. У некоторых племен существовало несколько классов целителей: возможно, у них были шаманы, которые пользовались высочайшей репутацией и занимались только лечением болезней, вызванных потерей души, в то время как лечением обычных физических заболеваний занимались целители более низкого разряда.

При наличии заболевания, особенно тяжелого и опасного, пациент возлагает больше надежды и больше доверяет личности целителя, нежели лекарствам и другим способам лечения. Отсюда следует, что главным агентом излечения является сама личность целителя, помимо необходимых для него навыков лечения и знаний. Медер различает три типа первобытного целителя: первый можно было бы назвать светским целителем, то есть целителем, который лечит рациональными или претендующими на рациональность методами. Второй - это колдун, который действует, используя свой авторитет и внушение. Третий - это религиозный целитель, на которого, как говорит Медер, пациент проецирует «архетип Спасителя», в то время как целитель пробуждает и развивает собственные способности пациента к самоизлечению.80

3. Первобытный целитель - это весьма искусный и ученый человек, «человек высокого ранга», как называет Эткин австралийского целителя, который завоевывает свой статус путем долгой и трудной подготовки. Целители у наиболее слаборазвитых народностей обучаются у целителей старшего поколения и являются членами объединения, которое передает их знания и традиции следующему поколению. Многим из них приходится пережить «болезнь посвящения». В действительности, многие первобытные целители подвержены психопатологическим нарушениям. В этом отношении Акеркнехт различает три типа целителей: а) не вдохновляющие себя, видения и состояния транса которых вызываются постом, алкоголем и лекарствами, в) вдохновляющие себя, те, которые подвергаются ритуальной одержимости, то есть, различным приемам самогипноза, несколько напоминающим состояние транса у наших западных медиумов, с) истинные шаманы, то есть те, кто становятся целителями только пройдя специфическое состояние тяжелых психических нарушений.81 Таковы шаманы некоторых африканских племен, аборигенов Индонезии и, прежде всего, Сибири. Русские этнологи так описывают болезнь посвящения сибирского шамана:

Ниорадзе рассказывает, как молодой человек, принявший решение стать шаманом, отдаляется от людей, он спит на голой земле или даже на снегу, соблюдает длительные периоды голодания, преодолевает огромные физические трудности и беседует с духами. Из всего этого вырисовывается картина больного, страдающего тяжелой формой психоза. Однако, в отличие от обычного психического заболевания, в этом случае началом болезни служит момент, когда индивид ощущает призвание стать шаманом, и во время этой болезни он проходит период инициации под руководством других шаманов. Болезнь заканчивается сразу, как только завершается период подготовки, и пациента провозглашают шаманом.82

Очевидно, что здесь мы имеем дело не с обычным психическим заболеванием, но скорее с чем-то, что можно было бы назвать «болезнью инициации», которую можно отнести к более широкой группе «творческих болезней».83 К этой группе относится и то, что переживают некоторые мистики, поэты и философы. Ниже мы рассмотрим роль, которую такого рода болезнь, по-видимому, сыграла в основании динамической психиатрии.

Целитель может обладать искусством лечения переломов, знанием лекарственных препаратов, умением делать массаж и знанием других эмпирических видов лечения, часто оставляемых на долю светских целителей. Но главные методы его лечения носят философский характер, касается ли дело лечения заболевания, имеющего физическую природу, или речь идет о психическом расстройстве. В первобытных обществах не проводится столь четкого разделения между телом и сознанием, как в более цивилизованной среде, и туземного целителя вполне можно считать психосоматиком.

Первобытное лечение - это почти всегда публичная и коллективная процедура. Пациент, как правило, не ходит к лекарю сам, и при этом во время лечения в доме остаются родственники больного. Как мы уже видели, лечение с помощью магии в то же время представляет собой церемонию, проводимую внутри хорошо структурированной группы, включающей в себя всех сородичей пациента, либо членов медицинского общества, в которое пациент вступает после излечения.

Таким образом, мы суммировали основные черты первобытного лечения и сделали обзор наиболее важных его разновидностей. Форест Е. Клементс предпринял попытку воссоздать его историческую эволюцию на основе тщательно проделанного сравнения областей распределения основных теорий заболевания.84 Его гипотеза относительно времени их происхождения и хронологического порядка их возникновения в суммарном виде представлена в таблице 1-2.

ТАБЛИЦА 1-2

 

Теория болезни

Период возникновения

Географический центр

 

Заболевание связано с внедрением в тело постороннего объекта

Палеолит (ранний)

Старый Мир

 

Потеря души

Палеолит (поздний)

Сибирь

 

Вторжение духа в тело больного

Конец плейстоцена

Западная Азия

 

Нарушение табу

Относительно недавняя эпоха

Три центра одновременно

 

Теория, объясняющая болезнь как результат колдовства, является наиболее распространенной из всех, и установить ее хронологию не представляется возможным.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 172; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!