ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ДИНАМИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ



Хотя систематические исследования бессознательного разума и психического динамизма начались сравнительно недавно, происхождение динамической психотерапии можно проследить к очень отдаленным от нас временам, от которых нас отделяет длинный ряд ее предков и предшественников. Некоторые медицинские и философские учения прошлого, а также старинные методы лечения в очень большой степени напоминают нам то, что считается последними открытиями в области человеческого разума.

На протяжении многих лет рассказы об исцелениях, производимых у первобытных народов целителями, лекарями-шаманами, не вызывали особого интереса у психиатров. Эти рассказы считали сомнительными и представляющими интерес разве что для историков и антропологов. Лекари и целители рассматривались либо как глубоко невежественные и суеверные люди, способные излечить только тех, кто и так поправился бы в любом случае, либо как коварные и опасные шарлатаны, пользующиеся доверчивостью своих соплеменников.

Сегодня мы выработали иную, более положительную оценку их деятельности. Развитие современной психотерапии привлекло внимание к тайнам механизмов психологического исцеления и показало, как много в них до сих пор озадачивает нас. Почему одни пациенты реагируют на определенный метод лечения, а другие - нет? Мы этого не знаем, и все, что может пролить свет на эти проблемы, представляется интересным и полезным.

Исторические и антропологические исследования позволили обнаружить важные документы и выявили свидетельства применения среди первобытных и древних народов многочисленных методов, которыми пользуется современная психотерапия, хотя и в отличной от древности формах; найдены также и доказательства существования других тонких терапевтических методов лечения, которым едва ли удастся найти параллели в современной медицине. Поэтому изучение древних способов лечения представляет интерес не только для антропологов и историков (как источника, из которого в результате долгой эволюции развилась психотерапия), но имеет и большое теоретическое значение для изучения психиатрии как основы новой науки, получившей название сравнительной психотерапии.

В данной главе мы сначала расскажем об открытии первобытной психотерапии у первобытных народов, а затем представим обзор основных методов лечения, позволяющий сравнить эти методы с современной психотерапией. В заключение мы представим краткое описание эволюции от техники лечения, применяемой у первобытных народов, до современной динамической психотерапии.

Открытие первобытной психотерапии

Одним из первых ученых, понявших ценность научного изучения первобытных методов лечения, был немецкий антрополог Адольф Бастиан (1826-1905).1 Во время полевых работ в Гвиане Бастиан однажды почувствовал сильную головную боль и лихорадку и попросил местного лекаря полечить его методами, которыми тот обычно пользовался. Описание происшедшего достаточно интересно, чтобы здесь его процитировать:

Лекарь велел своему белому пациенту придти в его хижину вскоре после наступления сумерек и принести с собой гамак и несколько листьев табака, которые поместили в чашу с водой и поставили на пол хижины. Непосредственно сама процедура лечения производилась в присутствии примерно тридцати туземцев, которые собрались там заранее. В хижине не было ни окон, ни дымохода, дверь была закрыта, так что в комнате было совершенно темно. Пациенту велели лечь в гамак и лежать неподвижно, не поднимая ни головы, ни рук; его предупредили, что, если он дотронется до земли ногой, его жизнь окажется в опасности. Юноша, говоривший по-английски, лег в другой гамак и переводил по мере возможности слова, произносимые лекарем, и то, что говорили kenaimas (демоны или духи). Лекарь начал с созыва kenaimas. Последние вскоре обозначили свое присутствие всевозможного рода звуками, сначала тихими, затем более громкими и, наконец, ставшими оглушительными. Каждый дух или демон говорил своим голосом, и все голоса различались в зависимости от предполагаемой личности kenaima. Предполагалось, что некоторые из них летают по воздуху, пациент мог слышать шелест их крыльев и чувствовать на своем лице дуновение ветерка от них. Один раз крыло демона коснулось его, и он успел откусить кусочек крыла, оказавшийся впоследствии листьями от ветки, которой лекарь, вероятно, размахивал во время процедуры.

Он слушал также, как демоны лизали лежавшие на полу табачные листья. Церемония произвела на пациента сильное впечатление, он постепенно погружался в нечто вроде гипнотического сна, от которого он слегка пробуждался, когда шум утихал, но тут же снова впадал в бесчувствие, когда шум усиливался. Ритуал продолжался не менее шести часов и внезапно закончился, когда лекарь неожиданно положил руку на лицо пациента. Но когда последний пришел в себя, боль не исчезла. Лекарь, однако, настаивал на получении причитающейся ему платы, утверждая, что пациент исцелился. В качестве доказательства исцеления он показал ему каракатицу, которая, якобы, представляла собой «болезнь», извлеченную им из головы пациента в тот момент, когда он положил руку на лицо.

Бастиан отмечает фантастическое искусство этого человека, который на протяжении шести часов проявлял завидную активность и демонстрировал необычайные чревовещательные способности. К сожалению, Бастиан, которому удалось понять лишь немногие из тех слов, которыми лекарь обменивался с духами, не сообщает ничего ни о значении данной церемонии, ни о личности лекаря и, по-видимому, он не расспрашивал туземцев об эффективности подобного лечения среди местных пациентов. Он считал необходимым собирать такие сведения, поскольку первобытная медицина, по его словам, быстро исчезала, а данные подобного рода представляют величайшую ценность как для медицины, так и для этнологии.

Конечно, большое количество разрозненных данных, касающихся первобытной медицины, к тому времени было уже опубликовано. Трудоемкая задача собрать этот обширнейший материал и систематизировать его была предпринята Бартельсом.2 Он показал, что многие методы, используемые первобытной медициной, являются рациональными - применение лекарств, мазей, массажей, диеты и т.д. - и что они представляют собой раннюю стадию в развитии современной медицины, в то время как многие другие являются иррациональными процедурами, основанными на ошибочных теориях, и не имеют аналогов в научной медицине. Примерами последних являются попытки вернуть больному якобы устраненную им душу, извлечение болезни как таковой в форме постороннего тела (очевидно, производимое с помощью ловких рук), изгнание злых духов и т.д. Работа Бартельса, однако, представляла собой лишь мозаичный набор разрозненных фактов, позаимствованных от самых разных народов. За время, прошедшее после публикации его работы, наши знания о первобытной медицине значительно увеличились. Сейчас у нас больше возможностей различать специфические черты древней медицины у различных народов мира. Но не следует упускать из вида и то, что наши знания в этой области навсегда останутся фрагментарными. Многочисленные популяции первобытных людей исчезли еще до того, как среди них оказалось возможным провести сколько-нибудь серьезное этнологическое исследование, а у групп и племен, которые до сих пор сохранились, в наличии имеются лишь искаженные остатки их прежних обычаев и фольклора. Тем не менее данные, которыми мы располагаем, дают нам возможность получить достаточно точное представление об основных чертах первобытной медицины, как это видно из книг Бушана3 и Зигериста.4

Форест Е. Клементе различает пять форм лечения, которые с легкостью выводятся из теории заболеваний, благодаря «весьма простому причинно-следственному способу мышления». Эти формы лечения просуммированы в таблице 1-1.5

ТАБЛИЦА 1-1

 

Теории болезни

Терапия

 

Вторжение в организм болезненного объекта

Извлечение болезненного объекта

 

Утрата души

Найти, вернуть назад и восстановить утраченную душу

 

3 Вторжение духов

а. Изгнание духов (экзорсизм)

в. Механическое извлечение чуждого (постороннего) духа

с. Переселение чуждого духа в другое живое существо

 

4. Нарушение табу

Признание вины, искупительная жертва

 

5. Колдовство

Контрмагия

 

Такие формы терапии являются весьма разнообразными, и очевидно, что на основе одной и той же теории болезни можно было бы разработать многие другие процедуры. Например, если диагноз гласит, что заболевание является результатом вторжения в тело больного болезненного объекта, то нельзя считать, что лечение непременно должно состоять в извлечении этого объекта высасыванием его через рот, а не каким-то другим способом. Однако, анализ известных фактов показывает, что почти повсеместно объект извлекается именно таким методом. Это позволяет сделать логическое заключение о том, что мы имеем здесь дело со специфическим методом лечения, который, вероятно, возник в одном месте, а затем получил распространение по всему миру. Как мы увидим позднее, можно даже попытаться реконструировать развитие первобытной медицины, начиная с древнейших (доисторических) времен вплоть до наших дней.

По мере того как увеличиваются наши знания о различных формах первобытной терапии и появляется все больше надежных документов, психиатры начинают проявлять к ним все больший интерес. Например, Шарко интересовался проявлениями психопатологии среди популяций, находящихся на первобытной ступени развития, и хотел сравнить их с психопатологическими проявлениями у своих истерических пациентов в Париже. Один из его помощников, Меж,6 собирал данные об одержимости дьяволом и его изгнании у туземцев Центральной Африки, а прибывшая в Париж жительница Африки, страдавшая тяжелой формой истерии, была осмотрена Шарко и помещена в его палату в больнице Сальпетриер.7 В 1932 году Оскар Пфистер опубликовал статью, посвященную методу лечения шамана из индейского племени Навахо и пытался интерпретировать его метод в терминах психоанализа.8 Подобные исследования были предприняты и другими психоаналитиками школы Фрейда и Юнга. На то, что многие понятия первобытной медицины проявляют большое сходство с некоторыми новейшими концепциями современной динамической психиатрии, указывал и антрополог Клод Леви-Стросс.9

Утрата и возвращение души

Согласно древним поверьям, болезнь наступает тогда, когда душа человека самопроизвольно или случайно покидает тело человека, либо ее похищают злые духи (ghosts) или волшебники. Целитель находит утраченную душу и встраивает ее обратно в то тело, которому она изначально принадлежала.

Такая теория болезни нашла весьма широкое, хотя и не всеобщее распространение. Она превалирует среди наиболее первобытных популяций на земле, таких, как негроидные племена Малайского полуострова, пигмеи Филиппинских островов, туземцы Австралии и, вообще говоря, среди людей, народов, которых Гребнер и Шмидт называют Urkulturkreis. Однако, эту же теорию болезни можно обнаружить и у представителей более развитых культур, в основном в Сибири, где подобная точка зрения на болезнь является самой распространенной. Она встречается также у жителей Северо-Западной Африки, Индонезии, Новой Гвинеи и Меланезии. Но даже если взять какую-то одну, конкретную область распространения данной теории, то можно обнаружить множество местных особенностей, касающихся не только понимания природы души, но и причин и участников (посредников) ее похищения, местопребывания похищенной души и способов избавления от конкретной болезни.10

Эта теория болезни связана со специфическим понятием души, которое стало предметом исследования новаторской работы Тейлора.11 Во время сна или обморочного состояния «душа», согласно представлениям этой теории, отделяется от тела. Во время снов и видений, перед спящим предстают антропоморфные формы, отличающиеся от всего того, что он видит в реальном мире. Эти два тезиса объединены представлением о том, что внутри человеческого тела заключено нечто вроде дубликата, призрачной души (ghost-soul), присутствие которой в теле необходимо для нормальной жизни; причем, эта «призрачная душа» может временно покидать тело и блуждать по свету, особенно во время сна. По словам Фрэзера, «душа спящего блуждает отдельно от тела и посещает те места, встречается с теми людьми и совершает те действия, которые спящий видит во сне». Во время этих блужданий душа может столкнуться со всевозможными ситуациями и опасностями, описанными Фрэзером в его классическом труде «Золотая ветвь» в разделе «Табу и опасности для души».12 Душа, например, может заблудиться, получить увечья или отделиться от тела, если спящего внезапно будят в тот момент, когда она находится далеко от него. Душа может попасть под власть злых духов во время своих странствий и удерживаться ими, а может покинуть тело и в тот момент, когда человек бодрствует, особенно, если он находится в состоянии сильного испуга. И наконец, душа может быть насильственно отделена от тела духами, демонами или волшебниками.

Из вышеизложенного следует, что лечение болезни в этом случае состоит в обнаружении исчезнувшей души, возвращении ее назад и восстановлении в теле. Однако методы лечения, как и сама теория болезни, могут выступать в различных вариантах. Иногда утраченная душа остается в материальном мире, находясь от больного на большом расстоянии или поблизости от него, иногда она посещает мир мертвых или духов. Последнее представление встречается преимущественно у народов Сибири, где лечение может осуществляться только шаманом, то есть человеком, который в ходе долгой инициации получил доступ в мир духов и таким образом приобрел способность выступать в роли посредника между миром духов и миром людей. Русскими этнологами собран огромный материал по истории шаманизма. Один из них, Ксенофонтов, пишет:

Когда человек «теряет свою душу», шаман с помощью особой техники входит в состояние экстаза или транса, во время которого его душа отправляется в страну духов. По утверждениям шаманов, они способны разыскать душу в потустороннем мире точно так же, как охотник выслеживает дичь в обычной жизни. Им часто приходится торговаться с духами, похитившими душу, пытаться умилостивить их и предлагать им дары. Иногда они вынуждены сражаться с духами, обычно опираясь на помощь других духов, которые стоят на их стороне. Даже если поиски души оказываются удачными, шаманам не следует забывать о том, что злые духи могут попытаться отомстить им. Как только шаману удается завладеть утраченной душой, он приносит ее назад и возвращает в лишенное души тело, достигая таким образом излечения от болезни.13

В других частях мира целитель не совершает каких-либо далеких путешествий, у него нет необходимости и погружаться в состояние экстаза. Вся техника излечения состоит из простых манипуляций и различных магических пассов. Так, например, обстоит дело у индейского племени Кечуа в Перу. Подробным описанием методов излечения заболеваний при утрате души у этого племени мы обязаны доктору Федерико Саль и Розасу (Sal у Rosas).14 В период с 1935 по 1957 годы Саль и Розас наблюдал в провинции Хуараз и соседних с ней областях 176 случаев Susto (испанское слово, означающее «испуг»). Сама болезнь, душа и излечение называются у индейцев Кечуа одним словом Jani. Саль и Розас подчеркивал, что Susto не является просто суеверием, это болезненное состояние, которое можно рассматривать как с научной, так и с антропологической точек зрения. Приводим краткое изложение описания этого явления, сделанного Саль и Розасом:

Индейцы племени Кечуа верят в то, что душа (или, возможно, какая-то ее часть) способна покидать тело как самопроизвольно, так и под воздействием какой-то силы. Причины заболевания Susto могут быть двоякого рода: это либо испуг, вызванный, например, ударом грома, видом разъяренного быка, змеи и т.д., либо влияние злых сил (в последнем случае испуг отсутствует и этот вариант заболевания носит название «Susto без Susto»). Среди враждебных сил, способных похитить душу, наиболее могущественной является земля. Индейцы Кечуа испытывают сильный страх перед некоторыми горными склонами и пещерами и особенно перед древними развалинами поселений инков. Наступает ли заболевание Susto в результате испуга или нет, это вопрос отдельный, но во всех случаях сила, которую следует попытаться умилостивить, - это земля.

Но как можно определить заболевание Susto, если его появление ни в какой степени не связано с испугом? Если человек теряет вес и энергию, становится раздражительным, беспокойно спит и видит во сне кошмары и, особенно, когда он впадает в состояние физической и умственной депрессии, называемой Michko, индейцы Кечуа считают, что он болен Susto. Тогда для выяснения диагноза приглашается curandera. Она растирает с головы до ног тело больного, используя для этой цели живую морскую свинку таким образом, что в конце процедуры животное умирает. Затем она снимает со свинки шкуру и, глядя на кровь животного, капающую в чашу с водой, и исходя из повреждений, которые она находит в его внутренних органах, ставит диагноз.

Сама церемония излечения начинается с обряда, называемого shokma, который также проводится curandera, - женщина произносит определенные заклинания, одновременно натирая все тело пациента смесью различных цветов и листьев и нескольких сортов муки, изготовленной из разных видов зерна. Затем эта смесь собирается и передается целителю-мужчине, curioso, который должен выполнить основную часть обряда.

Curioso приходит в дом пациента в полночь, заворачивает полученную смесь в один из предметов одежды пациента и готовит его к принятию отсутствующей души. Затем он уходит, оставляя пациента в темном доме с открытой дверью. Удаляясь от дома, он постепенно высыпает смесь на землю так, чтобы образовалась белая линия, благодаря которой душа сможет найти путь назад, в то время как он сам отправляется либо на то место, где пациент испытал испуг, приведший его к потере души, либо в какое-то другое, вызывающее у его сородичей ужас место (например, старая могила или развалины крепости инков). Там, используя оставшуюся смесь, он делает на земле крест, становится в его центр и предлагает остаток смеси земле в качестве жертвы, которая должна умилостивить ее. Затем он торжественно призывает утраченную душу вернуться и повторяет свой призыв пять раз. По окончании пятого призыва он должен почувствовать специфический шум, показывающий присутствие души, после чего он может вернуться в дом пациента, следуя строго вдоль оставленной им белой линии. Пациент в это время должен спать, и целитель осторожно приподнимает одеяло у его ног, поскольку, считается, что именно через ноги душа возвращается в тело, при этом раздается особый шелест, слышный для целителя. Ожидается, что пациент в это время должен видеть во сне, как его душа возвращается в тело в виде усмиренного животного. После этого целитель покидает дом, либо через другую дверь, либо через ту же дверь, но шагая задом наперед. Родственникам больного не разрешается возвращаться домой до следующего утра, и, вернувшись, они обычно застают его излечившимся. Если исцеления не происходит, неудача приписывается тому, что пациент не находился в состоянии сна в тот момент, когда ему следовало это делать, либо какой-то другой погрешности в процедуре, и процесс повторяется еще раз.

Саль и Розас собрал статистику, основанную на результатах лечения 176 пациентов, в основном детей и подростков, страдающих Susto, которые были подвергнуты медицинскому осмотру. Было обнаружено, что эти пациенты принадлежат к двум различным группам: первая состояла из 64 эмоционально неустойчивых индивидов, страдающих ощущением постоянного беспокойства, депрессией, симптомами истерии и т.д. Вторая группа насчитывала 12 пациентов, подверженных физическим заболеваниям, таким как туберкулез, малярия, постдизентерийный колит, истощение, анемия и т.д.; при этом в каждом случае физические недомогания усугублялись эмоциональной неустойчивостью.

Изумление вызывает тот факт, что в большинстве случаев лечение оказывалось успешным. С достойной восхищения честностью Саль и Розас пишет: «Я лично наблюдал многочисленные случаи типично или нетипично протекающей болезни, в которых состояние больного в результате одной или двух процедур Jani резко улучшалось или наступало его полное выздоровление... И этот успех достигался невежественным сельским curioso или женщиной-крестьянкой, с помощью примитивной туземной операции, в то время как образованные врачи, в том числе автор данной статьи, оказывались бессильны перед заболеванием Susto».

Потеря души, возможно, является самой странной из всех известных первобытных теорий болезни. Что еще может быть более отдаленным от наших принципов лечения, нежели восстановление у пациента утраченной им души? И тем не менее, если проигнорировать культурный фактор и попытаться вскрыть сущность рассматриваемых явлений, то можно найти некую общую основу в этих первобытных принципах лечения и используемых нами современных понятиях. Разве мы не говорим о наших страдающих психическими заболеваниями пациентах, что они «отчуждены от самих себя», что их эго исковеркано и разрушено? Разве нельзя считать современным последователем шаманов психотерапевта, который пытается помочь пациенту с тяжелой формой шизофрении тем, что он устанавливает контакт с теми сторонами его личности, которые еще не разрушены болезнью, и стремится восстановить его эго? Разве он не напоминает шамана, который отправлялся на поиски потерянной души в царство духов, вступал в борьбу с демонами, удерживающими ее, и приводил назад в мир живых?


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 228; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!