Одержимость злыми духами и экзорсизм



Согласно этой теории болезни, заболевание наступает в результате проникновения в тело пациента злых духов и «овладения им». Одержимость, однако, является более широким понятием, чем болезнь, поскольку известны многочисленные случаи искусственно производимой или церемониальной одержимости.

Одержимость злым духом как вид заболевания является достаточно распространенной, хотя и не повсеместной. По-видимому, она известна негроидным племенам Малайского полуострова, пигмеям, проживающим на Филиппинах, австралийским туземцам и т.д. Широкого распространения на американском континенте такого рода болезнь не получила. Центром ее распространения, вероятно, была западная часть Азии.

При наличии подобного заболевания могут использоваться – и в действительности использовались - три метода лечения. Первый состоял в попытке изгнать духа механическим способом, то есть через кровотечение, избивание или порку больного, а также посредством сна и с помощью запахов. Второй заключался в переводе духа из тела больного в другое живое существо, обычно животное (этот метод лечения может связываться с экзорсизмом). Третий метод лечения, гораздо более распространенный, чем первые два - экзорсизм, то есть изгнание духа с помощью заклинаний или других психических способов. Экзорсизм являлся одним из ведущих способов лечения в странах Средиземноморья и кое-где используется до сих пор; он представляет для нас особый интерес, поскольку это один из корней, из которых, говоря исторически, произросла современная динамическая психотерапия.

Одержимость и экзорсизм являются предметом обширных исследований, среди которых мы можем назвать классический труд Остеррайха, содержащий огромный, тщательно проанализированный материал.17Остеррайх подчеркивает, что одержимость, несмотря на наличие большого разнообразия признаков, неизменно проявляется в одних и тех же основных особенностях.

Человек внезапно утрачивает свою индивидуальность, как бы становясь другой личностью. Его внешний облик меняется и приобретает разительное сходство с индивидом, воплощением которого он, предположительно, является. У такого человека изменяется голос, и высказывания, которые он делает, соответствуют личности этого нового индивида. Нередки случаи, когда он становится способным выполнять движения необычайные по масштабам и мощности. Обычно одержимость наступает в виде приступов различной степени частоты, длительности и интенсивности.

Имеется два различных вида одержимости - сомнамбулический и с ясным сознанием. При сомнамбулической одержимости индивид внезапно утрачивает осознание самого себя и говорит от лица предполагаемого пришельца, а придя в себя, он не помнит ничего относительно того, что говорил или делал «другой человек». В случаях одержимости с ясным сознанием индивид постоянно осознает себя как личность, но ощущает, что «внутри его духа находится другой дух», борется с ним, но временами не в состоянии помешать ему говорить. При обеих формах одержимость осознается как нечто вроде интрапсихического паразитизма: точно так же, как глист обитает в теле, паразитирующий дух способен жить в чьей-то душе. Католическая теология использует термин «одержимость» только по отношению к сомнамбулической форме, называя форму с сохранением сознания обсессией, словом, которое стало термином, используемым в психиатрии, хотя и с другим значением.

Вторым важным различием является то, которое существует между самопроизвольной и искусственной одержимостью. Самопроизвольная, спонтанная одержимость наступает сама собой, без ведома и против желания человека; это специфическое ментальное состояние, от которого пациент ищет избавления с помощью экзорсиста. Искусственная одержимость не является заболеванием, это добровольно практикуемая ментальная техника, используемая некоторыми индивидами для достижения определенных целей. Пифии Дельфийского Оракула в Древней Греции, сибирские шаманы наших времен и спириты западных цивилизованных стран культивируют искусственные типы одержимости, при которых припадок наступает по желанию индивида и заканчивается произвольно.

Третье основополагающее различие - это различие между явной и латентной, формой одержимости. Одержимость, будь она сомнамбулической или с ясным сознанием, считается явной если внедрившийся дух способен разговаривать через рот одержимого индивида. Латентная форма - это форма, при которой пациент не осознает свою одержимость, он может страдать от умственного расстройства, невротических или физических нарушений месяцами, или даже годами, не подозревая, что причиной его неприятностей является внедрение в него злого духа. В таких случаях первой задачей экзорсиста является выявление наличия болезни, для чего он должен заставить злого духа заговорить, и только после этого производится процедура изгнания. Излечение, как правило, достигается легче, чем при явных формах одержимости. Процедуру, используемую для того, чтобы заставить злого духа обнаружить свое присутствие, можно сравнить с тем, что мы называем трансферентным неврозом, хотя в данном случае процесс является более драматическим и скоротечным: его эффект состоит в том, чтобы вызвать абреакцию и излечение больного от предшествующих невротических нарушений.

Экзорцизм является процессом, обратным одержимости и хорошо структурированным видом психотерапии. Его основными характеристиками могут служить следующие положения. Экзорсист обычно говорит не от своего собственного имени, а от имени вышестоящих сил. Он должен обнаруживать абсолютную веру как в эти вышестоящие силы, так и в собственные способности, равно как и в реальность одержимости и реальность вторгшегося духа. Он обращается к этому духу в торжественной манере, говоря от лица высших сил, которые он представляет. Он старается поддержать одержимого, подбодрить его, к вторгшемуся же духу обращается с угрозами и увещеваниями. Подготовка экзорсиста к процедуре изгнания духа является долгой и сложной и часто включает в себя чтение молитв и пост. Изгнание духа по возможности должно производиться в священном месте, в закрытом помещении и в присутствии очевидцев, хотя в то же время не рекомендуется делать его в присутствии многочисленной толпы любопытствующих зевак. Экзорсист должен вынудить духа заговорить, и после длительной дискуссии между ними иногда удается заключить сделку. Экзорсизм - это борьба между экзорсистом и внедрившимся в тело больного духом, которая может длиться в течение многих дней, недель, месяцев и даже лет, прежде чем будет достигнута полная победа. Нередки случаи, когда экзорсист терпит поражение, более того, он подвергается опасности заражения тем самым духом, от которого он только что освободил пациента.

Хотя основные черты одержимости и экзорсизма являются постоянными, существует большое разнообразие их видов в зависимости от страны и рассматриваемой эпохи.

В Японии одержимость часто проявляется в виде одержимости животным, чаще всего лисой, которая играет большую роль в японских суевериях и фольклоре. Ниже приводим краткое описание случая Kitsune-Tsuki (одержимости лисой), сделанное немецким терапевтом Фон Баэльцем.

Раздражительная и упрямая семнадцатилетняя девушка поправлялась после тяжелой формы сыпного тифа. Рядом с ней находились женщины, ее родственницы, которые, по японскому обычаю, сидели или скорее стояли на коленях. Одна из них упомянула о том, что видела, как в дом проскользнула лиса, что считалось весьма зловещим предзнаменованием. После того, как больная услышала это, по ее телу пробежали судороги, и в этот момент совершился акт одержимости. Лиса вошла в ее тело и по нескольку раз в день разговаривала, находясь внутри. Вскоре она стала выполнять роль хозяйки больной, отчитывая и терроризируя бедную женщину.

Несколько недель спустя призвали известного экзорсиста из секты Ничирен, который попытался провести процесс экзорцизма, но не добился успеха. Лиса саркастически заявила, что она слишком умна для того, чтобы ее могли провести с помощью таких примитивных трюков. Однако она была согласна покинуть изможденное, больное тело добровольно, при условии, что ей устроят роскошную трапезу. Но как это можно было устроить? В определенный день кто-то из родственников должен был прийти в расположенный в 12 километрах Храм Лисы в 4 часа и принести с собой два горшка определенным образом приготовленного риса, жареных пирожков с бобами, большое количество жареных мышей и сырых овощей, то есть все то, что являлось излюбленными блюдами волшебных лис. Если все это будет выполнено, лиса в тот же момент покинет тело больной. Так и случилось. Ровно в 4 часа, в тот момент, когда все названные блюда были выставлены в указанном отдаленном храме, молодая женщина глубоко вздохнула и сказала: «Она ушла». Излечение от одержимости закончилось успешно.18

Вышеприведенный рассказ представляет собой пример спонтанной, полной одержимости духом животного. Давайте рассмотрим культурный и социальный фон, на котором произошла эта история. Согласно традиционным японским поверьям, лиса наделена сверхъестественными способностями; считают, что она способна принимать любое обличье, оказывать услуги тем, кто поклоняется ей, чтобы защитить себя и отомстить врагам, а также захватывать тело человека против его воли. Согласно Киоши Нозаки, Kitsune-Tsuki в данный момент происходят только в определенных районах страны и исключительно с женщинами из нижних классов общества, обычно с нервными, сверхчувствительными особами, выросшими среди суеверных людей и ставшими свидетельницами подобных случаев.19 Этому специфическому заболеванию соответствует определенный тип целителей. Жрецы из секты Ничирен считаются лучшими экзорсистами (возможно, потому, что они искренне верят в лису и ее сверхъестественные способности). Как и во многих других случаях экзорсизма, сделка здесь является неотъемлемым атрибутом процедуры изгнания духа: лиса соглашается покинуть тело, но только при получении определенной компенсации.

На Мадагаскаре существует вера в одержимость духом предков в виде церемониального культа Тромба?20 Духи прежних королей или воинов вьзываются в ходе ритуальной церемонии и вселяются временно в определенных людей, которые играют на этих церемониях роль медиумов. Затем происходит разговор «духов» с народом. Но может случиться так, что некоторых из зрителей внезапно одолевает одержимость, и нередко это является началом массового психоза. Спонтанная одержимость существует на Мадагаскаре и в другой форме, Bilo, специфика лечения которой будет описана ниже.

Культ Тромба можно сравнить с существующим на Гаити культом вуду, в котором одержимость духами Лоа часто связывается с духами древних героев или божеств вуду. Здесь также ритуальная одержимость временами служит причиной появления спонтанной одержимости весьма зловещего характера.

Одержимость богом - характерная черта некоторых религий. Фон Баэльц описывал паломничество в Японии в Минобу, главный храм секты Ничирен, где паломники часами сидят перед гигантскими статуями богов со свирепыми лицами, читая молитвы, бесчисленное количество раз повторяя одни и те же заклинания, раскачиваясь вперед и назад до тех пор, пока глаза статуи не оживают и не уставляются на них. В этот момент они ощущали, как в их тело входит змей или тигр, падали на пол в приступах конвульсий, и это означало, что они готовы для экзорсизма. Это примеры искусственной добровольной одержимости, но и здесь внушаемых зрителей могла также постигнуть недобровольная, спонтанная одержимость. Странные описания одержимости японскими богами были сделаны также Персивалем Лоуэллом, который считает эту ритуальную одержимость средством поддержания живых контактов с мифическими защитниками нации.21

Совершенно иной вид одержимости представляет одержимость злыми духами, ужасное состояние, как правило, являющееся для одержимого клеймом позора. Обладание демонами на протяжении многих лет являлось частым явлением на Ближнем Востоке и в Европе, и интересно отметить, что его симптомы и ритуалы экзорсизма, принятые среди евреев, христиан и мусульман, являются во многом схожими. В Эфиопии и Египте встречается несколько иная форма одержимости, Zar, или одержимость Djinns, проявления которой будут описаны ниже.

На Ближнем Востоке и в Европе клинические проявления одержимости демонами может быть троякого рода:Первый - это тяжелое психическое заболевание, обычно шизофрения, которое под давлением веры и традиции выливается в форму постоянной одержимости. Это явление было хорошо документировано Криссом и Криссом-Хейнрихом в их описании греческих святилищ и мест паломничества.22 В монастыре Св. Герасима на острове Цефалония, авторы встречали хронических пациентов с тяжелой формой психических заболеваний, которые были заключены там многие годы. Их руки и ноги были скованы цепями, и они находились в состоянии постоянного двигательного и вербального возбуждения. Когда в их присутствии совершался религиозный ритуал, их возбуждение возрастало, и они выкрикивали богохульства и непристойности (что можно понимать как отчаянную борьбу за власть между авторитетом церкви и желанием пациентов). Психически больного человека с помощью оказываемого на него давления можно заставить играть ту роль, которую ему приписывают связанные с его болезнью представления, установленные традицией и верованиями. В вышеупомянутом случае больных психозом заставляли верить, что они одержимы демонами, и действовали соответственно тому, что от них ожидалось. По словам Крисса и Крисса-Хейириха:

Это можно объяснить тем, что в юности данные пациенты получили четкие понятия о том, что собой представляет безумие, в результате чего эти понятия превратились для них в жизненную реальность, когда они сами стали добычей психического заболевания.

Как результат спонтанной ремиссии или же как следствие внушения, но весьма многие из этих пациентов действительно выздоровели, воспринимая свое выздоровление как результат победы церкви над «силами тьмы»

Вторая форма одержимости, иначе, латентная одержимость, выявляемая с помощью предварительного экзорсизма, использовалась во многих местах для излечения физических и психических заболеваний. После того как наличие одержимости установлено, демон может быть изгнан с помощью второй процедуры экзорсизма, которая в то же время освобождает пациента от его болезни. Кноц, австрийский терапевт, практиковавший в начале века в Боснии в период, когда научная медицина в стране еще не существовала, сообщает о том, как каждый год в день Иоанна Святителя толпы паломников приходили в старую францисканскую часовню, где отцы церкви проводили весь вечер, выслушивая исповедь прихожан.23 Утром 24 июня священники произносили ритуальные молитвы, и те паломники, у которых обнаруживались признаки одержимости, подвергались исцелению. Служители церкви таким образом оказывались в состоянии излечивать больных истерией женщин, которым официальная медицина помочь не могла. Тот же вид экзорсизма практиковался отцом Гасснером около 1775 года; историческое значение этого события будет освещено в главе 2.

Третья форма одержимости - полная спонтанная одержимость - считается сейчас более или менее тяжелой формой истерического невроза. В настоящее время она довольно часто встречается в некоторых районах восточного Средиземноморья. Хартоколлис, посетивший Цефалонию в 1953 году, дает описание таких случаев, а также описание экзорсизма, некоторые черты которого кажутся достаточно удивительными.24 Первой такой особенностью является внезапное усиление умственного расстройства в момент, когда экзорсист демонстрирует святые реликвии. Проявления психического расстройства могут усилиться до такой степени, что пациента приходится держать связанным на протяжении всей процедуры экзорсизма. Это явление объясняется жителями острова как выражение ярости демона, чувствующего свое скорое изгнание. (Выражаясь языком современной психотерапии, это явление можно было бы назвать сопротивлением и кратковременным трансферентным неврозом). Жители Цефалонии также утверждают, что в тот момент, когда изгоняется демон, по каким-то непостижимым причинам на одном из деревьев ломается и падает ветка или в церкви вдруг разбивается оконное стекло, что также приписывается ярости изгоняемого демона. Чем коварнее и могущественнее демон, тем больше вероятность того, что при изгнании он проявит свою ярость подобным образом. Когда пациент выздоравливает, он не должен покидать остров, не сделав подарка монастырю. По словам Жане, это «акт завершения» процедуры, который поднимает пациента в собственных глазах. История Западного мира на протяжении двадцати последних столетий изобилует рассказами об одержимости - как индивидуальной, так и групповой, иногда даже в форме эпидемии, - равно как и рассказами об экзорсизме. Роскофф25 показал, что проявления одержимости, как и охота на ведьм, постепенно исчезали, частично благодаря влиянию идей Просвещения, развеявших веру в дьявола, так что даже в церковных кругах ему приписывалось все меньшее и меньшее значение. Неудивительно поэтому, что последние случаи одержимости и экзорсизма наблюдались именно в той среде, которая по той или иной причине сопротивлялась духу Просвещения: во-первых, среди традиционалистов, таких как отец Гасснер (о котором пойдет разговор в главе 2), затем среди представителей романтизма - таких, например, как Жюстин Кернер, у которого проявления одержимости вызывали необычайный интерес, в-третьих, среди набожных людей, бешено сопротивлявшихся рационалистическому духу Просвещения,- власть тьмы была для них живой реальностью с которой христиане сталкиваются и с которой им приходится сражаться в каждый миг своего существования.26 Продуктом такой среды был Иоган Кристоф Блумхардт (1805-1880).

Случай с Готтлебин Диттус и священником Блумхардтом - это типичный пример одержимости и экзорсизма, выполненного точно по модели тех очищений, которые проводились ранними представителями христианской церкви. Однако, он произошел в середине девятнадцатого века и является, таким образом, примером первобытного лечения, проведенного в современную эпоху и в современном окружении. Более того, этот случай исключительно полно документирован и явился темой многочисленных исследований, как с точки зрения психиатрии, так и с точки зрения религии.

Этот знаменитый случай исцеления от одержимости произошел в небольшой деревне Меттлиген в Вюртембюрге в 1842-1843 годах вскоре после того, как Блумхардт был назначен туда пастором лютеранской церкви. Сначала мы кратко изложим рассказ о событий в том виде, как их описал сам Блумхардт в своем официальном сообщении, которое он послал церковным властям.

Готтлебин Диттус, девушка двадцати восьми лет, еще в детстве лишилась родителей и проживала со старшим братом и сестрами, которые все были не замужем. Первое впечатление Блумхардта о ней в результате случайной встречи было неблагоприятным: ему показалось, что в ней есть что-то отталкивающее. В конце апреля 1842 года Блумхардту сообщили, что Готтлебин посещают видения, в которых она видит умершую за два года до этого женщину с ребенком на руках; ему сказали также, что дом, в котором проживают Готтлебин и ее родственники, посещает нечистая сила. Соседи слышали по ночам странные ужасающие звуки со стороны дома. Однажды местный врач и несколько свидетелей остались в доме на ночь и подтвердили эти слухи. Когда Блумхардта призвали к больной, он нашел ее в бессознательном, состоянии, в котором она находилась уже целый день. По совету Блумхардта больную перенесли в дом ее двоюродной сестры, где она должна, была оставаться некоторое время. После этого нечистая сила прекратила посещать ее дом, но у самой больной появились признаки одержимости, в том числе сильные конвульсии. Во время одного из визитов к ней Блумхардта выражение лица и голос больной внезапно изменились, и она заговорила голосом умершей женщины. Между пастором и духом умершей последовал драматический диалог. Она утверждала, что не может обрести покой в загробном мире и не может молиться, поскольку во время жизни умертвила двух малолетних детей и находится во власти дьявола. Блумхардт ни минуты не сомневался, в том, что столкнулся с силами тьмы, и решил, что он примет вызов. Он постоянно навещал Готтлебин, состояние которой день ото дня ухудшалось. Вскоре она была одержима уже тремя демонами, потом семью и затеь четырнадцатью! А затем ею владели уже сотни и тысячи демонов, которые изрыгали через ее рот самые ужасные богохульства. По-видимому, побуждаемая демонами, Готтлебин раздавала удары людям, стоявшим рядом с ней, но она ни разу не ударила Блумхардта. Последний не устраивал никаких ритуалов, его оружием, в соответствии с Евангелием, были лишь молитва и пост. Однажды в феврале 1843 года Готтлелебин рассказала, что во время ее последнего пребывания в бессознательном состоянии ее душа облетела вокруг земли и видела, как демоны вызвали землетрясение в какой-то далекой стране, которой, как установил по ее описанию Блумхардт, была Вест-Индия. Несколько дней спустя сообщение об этой катастрофе достигло деревни. Примерно это же время у Готтлебин началась рвота, во время которой она изрыгала песок, кусочки стекла, гвозди, ногти и другие предметы. Она потеряла при этом огромное количество крови. Среди духов, которые разговаривали через нее, многие заявляли, что они являются жертвами нечистой силы, и просили Блумхардта дать им разрешение укрыться в его доме или в церкви, на что он после некоторых колебаний дал свое согласие, при условии, однако, что сначала их должен простить Иисус Христос. Готтлебин в это время уже находилась под влиянием Блумхардта и выполняла его указания. Окончательный кризис произошел во время Рождества 1843 года. Демоны предприняли отчаянную попытку победить. Не довольствуясь тем, что они мучили Готтлебин, они атаковали также ее брата и сестру Катарину; муки брата, однако, вскоре кончились - он быстро поправился. К этому времени демоны, повидимому, утратили всякий интерес к Готтлебин. Катарина, однако, которую они до этого никогда не беспокоили, совершенно подпала под их власть и вела себя так же, как раньше вела себя Готтлебин во время самых ужасных приступов. Наконец 28 декабря 1843 года после отчаянной борьбы между Блумхардом и нечистой силой, во время которой Катарина издавала ужасающие крики, в два часа ночи она воскликнула «Иисус победил!» В 8 часов следующего утра духи исчезли, и Катарина исцелилась. Власть тьмы закончилась, и Готтлебин освободилась от духов и демонов.27

Этот случай станет более понятным, если принять во внимание окружение пациента и окружение целителя, а также ту конкретную социальную и культурную среду, в которой рассматриваемый инцидент имел место.

К ожалетшю, о том, в каком окружении росла Готтлебин Диттус, известно мало. В сообщении, написанном Блумхардтом, говорится, что она выросла в глубоко религиозной семье, члены которой в то же время были очень суеверны. Она рассказала Блумхардту, что вскоре после рождения она была дважды похищена невидимым духом, который оставил ее у двери, когда испуганная мать произнесла имя Христа. Это звучит довольно необычно, но в то время во многих сельских районах Европы была распространена вера в то, что новорожденных младенцев часто воруют и подменяют феи, домовые или дьяволы.28 Готтлебин рассказала ему также о своей тетке, которая, по ее словам, была ведьмой и пыталась заставить племянницу пойти по ее стопам. Одержимость и излечение Готтлебин, таким образом, могут рассматриваться как выражение культурного конфликта между церковью и суеверием.

О происхождении самого Иоганна Крентофа Блумхардта известно гораздо больше. Согласно сообщениям его биографов, он происходил из бедной и чрезвычайно набожной семьи.29 С раннего детства ребенок обнаружил ярко выраженную склонность к религиозности (в возрасте двенадцати лет он уже дважды прочитал всю Библию). Проявляя необычайное усердие, он изучал теологию и служил в нескольких приходах, в то же время плодотворно работая над историей христианских миссий и другими связанными с этой темой вопросами. В июле 1838 года в возрасте тридцати трех лет он был назначен пастором в Меттлинген и в сентябре того же года женился. Блумхардт был всегда убежден, что дьявол представляет собой ужасную реальность, которая играет большую роль в человеческих делах. Некоторые из его идей могут показаться нам довольно странными. Он, например, считал, что раствор, используемый при строительстве пирамид, размешивался волшебниками, которым помогал дьявол. Он был также убежден, что причиной большинства болезней является грех, и неодобрительно относился к использованию лекарств, изготовленных из ядовитых растений. Он также считал, что использование болеутолящих средств опасно для души.30 Идеи такого рода, однако, были достаточно распространены среди романтически настроенных врачей и философов. С другой стороны, Блумхардт был несомненно чрезвычайно умным и образованным человеком, обладавшим большим мужеством и верой, достойной апостола.

Деревня Меттлинген расположена в отдаленной части Черного Леса, где процветали суеверия и вера в колдовство. Пастор Барт, который был предшественником Блумхардта, а также его духовником, пытался оживить религиозные чувства своих прихожан, но отнюдь не преуспел в этом.31 Интересно отметить, что Готтлебин Диттус была одной из его любимых прихожанок. Назначение пастором Блумхардта было с радостью встречено населением. На протяжении его двухлетних попыток спасти душу несчастной женщины жители деревни с живым и неизменным интересом наблюдали за всеми перипетиями борьбы, и завершившее ее изгнание духов и демонов было воспринято ими как триумф всей общины.

Как непосредственный результат победы Блумхардта религиозное обновление, которого не сумел добиться пастор Барт, теперь превратилось в реальность. Прихожане один за другим приходили к Блумхардту для того, чтобы исповедоваться в грехах и получить его благословение. В отчете, в котором он описывает это духовное возрождение, мы видим, как ужаснули его количество и тяжесть этих грехов, к которым добавились выполнение обрядов, связанных с суеверием, колдовство и контроль рождаемости.32 Церковные авторитеты, однако, по-видимому, относились к Блумхардту с некоторым беспокойством и подозрительностью, и он подвергся яростной критике со стороны некоторых из своих коллег.

С самим Блумхардтом произошли большие изменения. Теперь он был человеком, который исключительно с помощью молитв и постов сумел выдержать длительную борьбу против сил тьмы и победил их с Божьей помощью. Слова «Иисус победил» стали его девизом. Он имел очень высокую репутацию и пользовался необычайным уважением среди жителей Меттлингена и соседних с ним деревень. Его осаждали толпы людей, желающих покаяться ему в своих грехах и получить облегчение силой его молитвы. Четыре года спустя друзья помогли ему приобрести дом в Бэд Болле, где он продолжал свою работу, проповедуя, излечивая больных и ведя обширную переписку. В этот момент в его доме появляется Готтлебин Диттус, которая становится его незаменимой помощницей, особенно в работе с душевнобольными. Комментируя этот факт, Виктор фон Вайцзэкер писал:

Я думаю, что одним из самых замечательных примеров взаимодействия исцелителя и нуждающихся в помощи людей является длящаяся два года борьба старого Блумхардта с Готтлебин Диттус... С точки зрения современной психиатрии, можно считать, что эта женщина была подвержена тяжелейшей форме истерии. После двух лет не прекращающейся ни на минуту борьбы она стала одним из членов домашнего окружения Блумхардта... Такой исход означал победу Блумхардта над истерией и победу Готтлебин над Блумхардтом: он добился удаления демонов, а она - радости приобщения к жизни рядом с ним. Эта победа была компромиссом для обеих сторон, но в то же время и шагом к новому уровню существования...33

Несколько психиатров пытались интерпретировать излечение Готтлебин Диттус Блумхардтом в терминах современной психиатрии. Один из них, Микаэлис, пришел к выводу, что данный инцидент можно лишь частично трактовать в терминах психоанализа или других современных динамических доктрин и что здесь остается «трансцендентальный» аспект, который лежит вне современных учений и выше их.34

Другой психиатр, Бенедетти, специализирующийся на психотерапии психозов, написал работу, в которой подчеркивал разительное сходство между вышеупомянутым излечением и психотерапией больных с тяжелой формой шизофрении. Он считает, что Блумхардт с помощью интуиции более чем на столетие раньше других открыл принцип лечения таких больных. Приводим краткую выдержку из его работы:

Первой реакцией Блумхардта были нерешительность и опасение, что явилось естественной прелюдией к пониманию всей серьезности ситуации. Основные усилия Блумхардта были направлены на самого себя (молитвы и пост), точно так же, как врач, собирающийся лечить больного психозом, должен прежде всего заняться собственным «контрпереносом». Затем он обращается к пациенту, который в первый раз положительно реагирует на его слова: это был тот момент, когда Готтлебин впервые согласилась повторить несколько слов молитвы, произнесенной Блумхардтом, и Блумхардт правильно понял, что это решающий момент, знаменующий начало исцеления. После этого Блумхардт смело бросается в демонический мир Готтлебин, точно так же, как современный психотерапевт исследует внутренний мир шизофренических фантазий своего пациента. Усиление признаков одержимости Бенедетти сравнивает с явным ухудшением состояния больного, которое является следствием его сопротивления. Пациент пытается одержать верх над психотерапевтом, который должен реагировать на это подавлением желаний пациента, и это как раз то, что делал Блумхардт. Блумхардт также проводил четкое различие между своим отношением к «виктимизируемым» духам и силам зла, точно так же, как психотерапевт тонко дифференцирует свое отношение к тому, что исходит от здоровой части сознания пациента, в то же время резко отрицательно относясь ко всем болезненным проявлениям. Острую психологическую проницательность Блумхардта доказывает то, что, хотя сопротивление пациентки принимало все более абсурдные, гротескные и отчаянные формы, он ставил ей свои условия, проверял состояние больной и отдавал ей приказы. (Здесь можно было бы добавить, что Блумхардт в полной мере использовал то, что экзистенциальные терапевты называют kairos, то есть произвольно выбирая момент для решительного вторжения в психику пациентки или принятия решений).35

Этот памятный случай исцеления от одержимости произошел в то время, когда во все сферы жизни проникал позитивистский и научный взгляд на вещи, и случаи одержимости нечистой силой становились чрезвычайно редкими. Однако вплоть до конца девятнадцатого века пациентов больных одержимостью госпитализировали в различные психиатрические лечебницы, в частности, в больницу Сальпетриер (Salpetriere) в Париже. Одного из пациентов этой больницы лечил Жане (в период 1890-1891 годов), и представляется интересным сравнить два различных подхода к лечению, примененные в этих двух случаях, которые отделяет друг от друга во времени всего полстолетия. В главе 6 мы узнаем, как Жане лечил своего пациента, не прибегая, впрочем, к экзорсизму, но раскрывая «фиксированную подсознательную идею», которая лежала в основе заболевания данного пациента, и переводя эту идею в его сознание.

Современным динамическим психотерапевтам трудно представить нечто более устаревшее в лечении психических заболеваний, нежели метод экзорсизма. Однако, как указал Бенедетти, можно найти некоторое сходство между методом экзорсизма и методами используемыми для лечения тяжелых форм шизофрении. Другое сравнение было проведено между экзорсизмом и методом короткой психотерапии Медера, необходимым условием использования которой является искреннее желание пациента получить помощь и при которой очень жесткие требования предъявляются по отношению к психотерапевту.36 Дело здесь не просто в необходимости анализировать сбственный контрперенос, но и в том, чтобы работатъ, опираясь на свою собственную индивидуальность, развивая и поддерживая в себе искреннее желание помочь больному. Первый этап этого активного процесса - выражение пациентом просьбы о помощи («призыв о помощи»); психотерапевт реагирует на этот призыв, выражая свое желание и готовность помочь пациенту, и пытается активизировать его способности к самоизлечению. Больной отвечает на это, проецируя на психотерапевта «архетип Спасителя», постепенно активизируя способности своего организма к самоизлечению, хотя терапевту и приходится временами использовать специальные методы, чтобы вызвать реакцию пациента. Этот процесс в конце концов должен помочь пациенту обрести способность конструктивной любви, что, по мнению Медера, является залогом излечения.

Исцеление через исповедь

То, что тяжелое заболевание или внезапная психогенная смерть могут быть результатом нарушения табу, для многих народов, находящихся на низкой ступени развития, является не «теорией болезни», а реальным фактом, и это подтверждается многими компетентными свидетелями. Приведем в качестве примера сообщение миссионера во Французском Конго священника Греберта.

В Самките у ученика по имени Онгюи внезапно начались судороги, и его перенесли в спальню, где он потерял сознание. Когда мы пришли посмотреть, что с ним, он лежал в окружении мальчиков; одни держали его за несгибающиеся руки и ноги, другие напрасно старались разжать его сжатые кулаки, рискуя сломать ему пальцы. Хотя они были испуганы, им не пришло в голову удалить пену, от которой он задыхался. Маленькое тело мальчика изгибалось дугой, но вскоре вдруг расслабилось. Окружавшие его дети дали нам торопливые объяснения. «Он ел бананы, которые были приготовлены в кастрюле, использованной до этого для варки маниоки. Маниока для него eki, его дедушка и бабушка говорили ему, что, если он когда-либо съест, хоть немного маниоки, даже самую малость, - он умрет». Нарушение законов предков вызывает у них такой испуг, такой животный страх, такой коллапс организма, что жизненные силы быстро покидают тело. «Смотрите, - говорили мальчики, указывая на диафрагму больного, которая вздымалась, как будто под кожей было маленькое животное, стремящееся выйти наружу, - у него evur, который пришел в состояние возбуждения». Не было сомнения в том, что положение больного очень серьезно. Увы! Никакое лекарство не проходило через заблокированное горло. Бедный ребенок, лежавший без сознания, начал хрипеть. Один из туземцев побежал в соседнюю деревню, чтобы принести оттуда лекарство от evur, яйцо, смешанное с какими-то еще веществами. Мы тем временем сражались с асфиксией с помощью ритмичных нажатий на грудную клетку, но никак не могли вытащить его язык. Все было бесполезно. Перетруженное сердце не выдержало, и мальчик умер на наших руках.37

Это один из трех подобных случаев, описанных Гребертом. Два из них закончились смертью пациента. В третьем случае больного удалось спасти с помощью европейских медикаментов, хотя и с величайшим трудом. Имеются сообщения о подобных случаях, имевших место в Уганде и Центральной Африке, и удивительно, что, хотя западная медицина здесь бессильна, туземный лекарь в такой ситуации оказывался в состоянии добиться быстрого и полного выздоровления больных, находящихся на грани смерти.

Подобные случаи психогенной смерти в результате нарушения племенных табу, наблюдались и в Полинезии, хотя характер протекания заболевания здесь отличается от описанного в Африке. Смерть здесь наступает в менее драматической манере, медленнее и спокойнее, больной перестает ходить, отказывается принимать пищу и через несколько дней умирает.38 Важным здесь является не само нарушение табу, а то, что это Нарушение разоблачается, становится достоянием всего племени и нарушитель подвергается осуждению своих соплеменников.39

У многих первобытных народностей существует вера в то, что определенные заболевания являются результатом нарушения табу или других племенных законов. Однако, существует бесчисленное множество разъяснений относительно природы таких заболеваний, возможностей излечения от них и рекомендуемых методов лечения. Покаяние в совершенных грехах не везде является методом лечения, но, если оно принято, то часто выходит за рамки простого способа лечения болезни.

Подробный обзор данных, касающихся покаяния в грехах, был сделан Раффаэлом Петтаццони, который подчеркивал, что у первобытных народностей понятие «греха» равносильно понятию «нарушение табу».40 Различие делается только в отношении того, является ли это нарушение добровольным или нет; даже случайные события могут идентифицироваться с грехом, например, у племени Кикуа считается, что человек совершил грех, если на пути ему попадается змея определенного вида. Однако, у ряда племен во внимание принимаются некоторые нарушения морали, особенно сексуального характера. Среди заболеваний, чаще всего считающихся следствием греха, - мучительные и долгие роды и бесплодие у женщин. Раскаяние в грехе у первобытных народов обычно является публичным. Сама процедура раскаяния часто сопровождается такими очистительными процедурами как омовение, рвота или кровотечение.

Ацтеки древней Мексики, у которых двумя самыми тяжкими грехами считались супружеская измена и пьянство, обычно каялись в содеянном жрецу. Среди мицтеков было повсеместно принято в случае болезни прибегать к раскаянию в грехах, особенно если содеянными грехами были кража и преступления против собственности. В государстве инков раскаяние в грехах было всеобщим обычаем: назначались определенные дни для всеобщего покаяния жрецам, называемым ichuris. В церемонию входило обращение к богам, покаяние, за котором следовало чтение огромного списка грехов, проповедь и, наконец, раскаяние. Здесь также прибегали к раскаянию в случае болезни; отец каялся в своих грехах, когда болел его ребенок, а муж - когда заболевала его жена. Когда болел инка, каяться должны были все жители государства. Согласно сообщению Петтаццони, в Китае происходило обратное - в случае всенародного бедствия там каяться должен был Император.

Понятие болезни как наказания за грехи преобладало и у семитских народов Древнего Востока. Грех там, очевидно, рассматривался как добровольно совершенное нарушение моральных и религиозных законов. Многие заболевания, в том числе психические, считались наказанием за грехи. И здесь признание грехов считалось средством получить облегчение или даже вылечиться.

Многие следы такого представления о болезни дожили до наших дней. До сих пор не исчезла народная вера в то, что «грех» мастурбации наказывается ужасными болезнями. Не желая пользоваться такими антинаучными понятиями, психиатрия решительно исключила из своего словаря слово «грех». Но современная динамическая психиатрия восстановила это понятие, если не в виде первоначального слова «грех», то, по крайней мере, в виде понятия «чувство вины». Нельзя не учитывать патогенное действие чувства вины, равно как и терапевтическое воздействие раскаяния даже на физические заболевания. В этом отношении интересно приводимое ниже клиническое наблюдение Альденховена:

В больницу была доставлена сорокадвухлетняя женщина с пневмонией на пятый день заболевания, которое началось у нее в то время, как она находилась одна в своей неотапливаемой квартире. Ко времени поступления в больницу она была в критическом состоянии с признаками истощения, сильной одышкой, небольшим цианозом, ректальной температурой 40°С. Рентген показал пневмонию верхней части левого легкого.

На следующий день ее состояние ухудшилось, несмотря на применение медикаментов (описываемое происходило еще до начала эры антибиотиков). В тот же вечер, шестой от начала заболевания, пульс едва прослушивался, хотя и достиг частоты 150 ударов в минуту, цианоз усилился и дыхание стало чрезвычайно поверхностным. Больная покрылась холодным потом, ее широко открытые глаза выражали страдание, и она неоднократно повторяла, что умирает.

Д-р Альденховен посетил ее этим вечером. В комнате присутствовала старый друг семьи пациентки. Альденховен приказал сделать больной кровопускание в объеме 180 куб. см. и инъекцию камфоры. Он надеялся, что эти меры смогут хотя бы ненамного продлить жизнь больной, но знал, что они не смогут помешать ее постепенному угасанию, пульс и дыхание уже исчезали, взгляд терял осмысленность, голос был едва слышен. Врач сел у постели больной и сообщил ей, что утром приедет ее сестра, к которой та была очень привязана. Она едва слышно прошептала: «Я не доживу до утра... и это будет справедливым наказанием!» - «Наказанием?» - спросил врач спокойно, - «ну что ж, тогда вы не умрете. Мы позаботимся о том, чтобы вы понесли наказание здесь, а не в следующем мире».

Эти слова, произнесенные с большим внутренним убеждением, попали в точку. Больная почувствовала, что рядом человек, который ее понимает. Она попросила посетительницу покинуть комнату и рассказала врачу, что заболела пневмонией именно в том месте, где она изменила своему мужу (с которым она рассталась и который был военнопленным). И вот теперь болезнь и приближающаяся смерть стали для нее заслуженным наказанием. Сразу же после этого признания в клинической картине больной произошла разительная перемена: с ее лица исчезло выражение страдания, пульс усилился и стал ровнее, дыхание углубилось и стало более спокойным, цианоз исчез. Час-два спустя она настолько оправилась от болезни, что в хорошем настроении пила утренний кофе. Дальнейшее выздоровление проходило без каких-либо помех.41


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 175; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!