Символизм как направление в русской литературе конца ХIХ – начала ХХ вв.



 

Символизм - направление 1890—1910-х годов.

Реализовавшийся в своем четвертьвековом развитии как системный феномен культуры, символизм обогатил театральные искания и философско-эстетическую мысль, создал яркую эссеистику, критику, публицистику, осуществил новый для отечественной периодики тип журнала, поднял уровень издательского дела.

Важно, что русский символизм наследовал европейский романтизм, но хотел быть «не только искусством», а претендовал на «жизнестроительную» роль.

Как и во времена романтизма, среди искусств символистами осо­бенно почиталась музыка, этот наименее рассудочный и наиболее «магичный» род творчества.

В русском символизме, самом крупном и эстетически значительном течении, существовало два хронологически и концептуально самостоятельных потока. В 1890-е гг. заявили о себе так называемые «старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб (Ф. Тетерников), 3. Гиппиус. А в 1900-е гг. на литературную арену вышли «младосимволисты»: А. Белый (Б. Бугаев), А. Блок, С. Соловьев, Вяч. Иванов, Эллис (Л. Кобылинский) и др.

Для изживания различных противоречий того времени («самый крайний материализм» и «самые страстные идеальные порывы духа»; «требования религиозного чувства» и «невозможность верить» в догмы христианства) предсказывался подъем к «идеальной человеческой культуре» в результате открытия божественной сущности мира. Путь к ней прокладывало новое искусство с помощью символов, выливающихся из глубин духа художника (в отличие от реалистического символа — обобщения жизненных явлений). Отсюда утверждались три главных элемента символизма: «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности».

Символизм понимался как рождение особой литературной школы.

Символисты выступили за обновление искусства слова.

 

В книге Мережковского «О причинах упадка и о новых течени­ях современной русской литературы» (1892, опубл. 1893), а также в заметках Брюсова, сопровождавших стихотворные пробы пера «русских символистов» в трех одноименных сборниках-брошюрах (1894, 1895), обозначились контрастные точки зрения на смысл символистского творчества. Первая — возвестить новую религи­озную правду, свободную от пут официальной церковности (Мережковский); вторая — выразить черты усложнившегося душев­ного мира современника (Брюсов).

Во внутрисимволистской борьбе двух этих тенденций, эстетико-религиозной и эстетико-психологической,— продолжился «старинный спор» (формула Н.М.Минс­кого, 1856—1937) между признанием искусства средством идеоло­гического воздействия и требованием его самоцельности, автономности.

 

21.Поэзия В.Я. Брюсова: основные темы и художественное своеобразие.

Тематика творчества В. Брюсова широка и многообразна. Здесь мы встречаем и гимн мечте, и одиночество лирического героя в современном городе, и традиционное обращение к античности, и собственное восприятие поэзии, жизни, любви. Но о чем бы ни писал поэт, главным всегда оставалось его стремление “вызвать в душе читателя совершенно особые движения”, которые он называл “настроениями”. В. Брюсов был убежден в том, что именно символизм должен стать “поэзией оттенков”, “выразить тонкие, едва уловимые настроения” и тем самым “как бы загипнотизировать читателя”.

Урбанистская тема
Уже в ранних своих сборниках Брюсов обращался к теме города.
Город стал для поэта явлением, соединяющим прошлое и настоящее. Но во многих его стихах этого сборника чувствуется неоднозначное отношение поэта к образу города. С одной стороны, он воспевает культурные и материальные ценности, "дух движения" города ("Париж", "Мир", "Венеция").
С другой стороны, город наводит ужас, человек теряется перед силой незримых чудовищ, уродливой действительностью - "Конь Блед", "Довольным", "Фабричная".

Брюсов обращается и к гражданской теме. Классическим примером гражданской лирики является стихотворение "Каменщик".

Тема творчества в лирике Брюсова
Программным эстетическим манифестом начинающего поэта стало стихотворение "Творчество".

В душе поэта постоянно жила жажда обновления, ожидания счастливых перемен. Погружаясь в романтические мечты, он создавал в своем воображении яркие экзотические картины, ирреальные, неожиданные образы. Реальная жизнь, к сожалению, не могла дать ему те настроения, которые он мечтал испытать. Поэтому, как признавался сам поэт, он искал эти настроения в творчестве и создавал “поэзию, чуждую жизни”, творил свой собственный мир, устремленный к неземной красоте, вечной любви, высокому искусству.

Тема поэта и поэзии, которая претерпела долгую и значительную эволюцию в творчестве В. Брюсова.
"Юному поэту", "Поэту","Поэт-Музе", "Кинжал".

Историческая тема ярко проявилась в стихотворении "Грядущие гунны".

Античные образы были излюбленной темой поэзии Брюсова. По поводу «Правды вечной кумиров» поэт сказал: «Это античные образы, оживленные, однако, современной душой. Все говорят о любви».

В традициях античности Брюсов осмысливает всю жизнь. (“Правда вечная кумиров”, “Последний мир”), отдельную личность (“Юлий Цезарь”, “Ассаргадон”), природу. Следуя античной традиции в описании окружающего мира, поэт не просто воспевает природу, ее красоту, естественность и гармоническое совершенство, но и стремится проникнуть в тайный смысл простых, обыденных явлений. Так, весна для Брюсова – символ надежды, мечты, обновления мира.

Тема любви также присутствовала. Так же как в описании природы, в описании любовного чувства поэт часто обращается к экзотическим образам, к античным традициям. Подобно художникам далекого прошлого, Брюсов воспевает чувственную любовь, настоящую страсть, пылкие сильные чувства. Хотя при этом в любовной лирике поэта часто звучит мотив обреченности, трагичности

Особенности: Уже в раннем стихотворении «Отверженный герой» символические образы отражают важные для автора идеи. Поэт ориентируется на «живопись словом», его стихотворение четко организованно, уравновешенно. Для достижения своей цели Брюсов часто использовал прием прямого обращения к читателю, разговора с ним.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 498; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!