Первый том лирики А.А. Блока: общая характеристика. «Стихи о Прекрасной Даме».



Первая книга вобрала в себя ранние стихотворения Блока, распределенные по трем разделам: «Ante lucem» («Перед светом», 1898-1900), «Стихи о Прекрасной Даме» (1901-1902) и «Распутья» (1902-1904).

К раннему творчеству Блока применима характеристика, данная самим поэтом: «однострунность». Творчество Блока последующих периодов уже никогда не будет «однострунным». Это пора смутных надежд, юношеских мечтаний, поисков Идеала, «неведомого Бога», духовных основ жизни, пора блужданий в «предрассветных сумерках». Стихи мистического порыва юного поэта к любви, красоте и истине; порыва, еще в основном слепого по отношению к неодухотворенным и темным сторонам жизни.

 «Распутья» же – цикл, завершающий первый том, которому характерна некая драматическая напряженность. Тема Прекрасной Дамы продолжает звучать и в этом цикле, но здесь возникает и нечто новое: качественно иная связь с «повседневностью», внимание к людскому герою, социальная проблематика. «Распутья» намечают возможность грядущих перемен в творчестве поэта, которые отчетливо проявят себя уже во втором томе.

 

Первый стихотворный сборник Блока — «Стихи о Прекрасной Даме» (М.: Гриф, 1904, на тит. л. — 1905) — как будто бы ничем не похож на будущие «стихийные», или «цыганские», циклы «Снежная Маска», «Фаина», «Страшный мир» или «Арфы и скрипки». В них трудно отыскать мотивы стихов о России, «Возмездия».

При анализе этого цикла исследователи делятся на 2 «лагеря»:

1. «Соловьевское» прочтение сюжета.

Мотив земного воплощения Софии, воспринятый через Вл.Соловьева, сочетается у Блока с убеждением в собственной призванноети к ее освобождению из плена земного зла. Здесь — исходная

точка формирования блоковского сюжета лирической трилогии и

одновременно — его автобиографического мифа. Тема любви как мистического служения, воплощенная в мировой литературе в сонетах Данте и Петрарки, возникла для русской поэзии лишь на рубеже XIX— X X вв., сначала — в творчестве Вл.Соловьева, затем — в стихах младших символистов, среди которых Блок был, по всеобщему признанию, самым глубоким и последовательным адептом этого направления. Представлена любовно-пейзажная лирику, с «досадными» мистифицированными

усложнениями в духе Соловьева.

2. «Реалистическое» прочтение сюжета.

Стихи повествуют о любви к Людмиле Менделеевой.

 

Однако, всё, конечно, намного глубже и 2 эти точки зрения не показывают всей картины.

 

«Стихи о Прекрасной Даме» объединены не только темой и лирическими героями, но и сквозным от произведения к произведению развитием мотивов, их внутренней динамикой, сближающей цикл с поэмой. Напряженность лирического действия обусловлена контрастностью переживаний. Ряд основных мотивов (по Смирновой Л.А.):

  •  острое ощущение близкого перелома
  • недостижимость мечты
  • явление Той, к которой устремлены все надежды.

Она — «ясная, с солнцем текущая», «сама богиня — и с богами гордится равной красотой»..

  • мотив двойничества (напр, стих “Двойнику” - опытный старик и молодой мечтатель)

 

В «Стихах о Прекрасной Даме» представлена история взаимоотношений двух возлюбленных воплощена в ряде лирических «новелл», героем которых становится Рыцарь, Поэт, Инок, Князь, а героиней - Царевна, Царица, Дама, Златокудрая, Святая, Она и т.п. Именование возлюбленной «Прекрасная Дама», «Вечная Жена», «Святая», угадывание ее облика на иконе побуждают нас обратиться к культурной традиции. Среди основных источников идей и образов этого стихотворения и «Стихов о Прекрасной Даме» в целом, во-первых, средневековый рыцарский культ Прекрасной Дамы; во-вторых, лирика итальянского поэта Данте Алигьери, посвященная его возлюбленной Беатриче; в-третьих, стихотворения А. С Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный...», «Мадонна» и др. Необходимо также назвать и философию старшего современника Блока, поэта и религиозного мыслителя Владимира Соловьева, «рыцара-монаха» (как его называл сам Блок), утверждавшего существование еще одной ипостаси Божественной Троицы - Божественной мудрости, Софии, и видевшего в земной любви отблеск любви небесной.

 

Если на некоторое время забыть и о Вечной Женственности, и о Л.Д.Менделеевой, а еще раз вдуматься в смысл «вертикальной» композиции цикла; т.е. попросту в то, что героиня обычно находится в вышине, а герой — внизу, что появляется («всплывает», «восходит») она неизменно в вечерних сумерках, на вечерней заре, что она — «светильник», «источник света», «белая», «Закатная, Таинственная Дева».

Знакома русской лирике XIX в. и другая «странная» метафора Блока: «Ее необычайный глаз». Источник ее — стихотворение Я.Полонского «Царь-девица», оказавшее огромное воздействие на образную систему «Стихов о Прекрасной Даме».

Стихотворение же «За туманом, за лесами...» содержит в себе несомненные аллюзии на пушкинские «дорожные» «зимние» стихотворения («Еду влажными полями» — «Еду, еду в чистом поле»).

 Если предположить, что эти совпадения не случайны, и что центральный образ «Стихов о Прекрасной Даме» — Луна, не называемая, но сквозящая через перифрастические описания, то многие только что перечисленные «загадки» цикла прояснятся сами собой. Характерно, что «луна» («месяц») в тексте цикла «Стихи о Прекрасной Даме» названа прямо всего шесть раз.

Некоторые стихотворения прочитываются как «легкие пейзажные зарисовки», но часть из них всё еще остается загадками, но все эти стихотворения становятся понятными, если от чувственного образа перейти к многозначному символу Луны и связанному с ним комплексу мифологических мотивов.

- греческие мифы

Селена (Геката) в греческой мифологии покровительствует любовным чарам, гаданиям и колдовству. Связь Луны с богиней плодородия Деметрой (Церерой) и ее дочерью — царицей Аида Персефоной (Прозерпиной) объясняет и символику злака, мотивы царства мертвых в «Стихах о Прекрасной Даме» («Песни твоей лебединой / Звуки почудились мне»). Мотив «смыкания кругов», что есть у Блока, звучит впервые... в гомеровском гимне «К Селене».

 

- русские сказки, миф о Софии Премудрой:

 «мотивы Царевны в тереме выводят не только к известным русским сказкам, но и к гностическому варианту мифа о Софии-Премудрости, заключенной в тело земной женщины — Елены, спутницы Симона-Мага».

 

Связь центрального женского образа ранней лирики Блока с лунарным мифом вовсе не отменяет возможности прочтения этого цикла через миф о Софии: сама София тоже связана с символом Луны. Сложнейшая образная структура «Стихов о Прекрасной Даме» заключается именно в этой уникальной для русской поэзии многослойности смыслов и прочтений, где ни один слой не уничтожает предыдущий или последующий, а лишь способствует его дальнейшему углублению и разветвлению. Это и есть символ как принцип поэтического воссоздания мира.

 

Произведения, вошедшие в первый том лирики, заведомо многозначны. В них можно найти предчувствие юношей-поэтом первой подлинной любви ("Ветер принес издалёка..."), его благоговение перед предметом любовного томления ("Я, отрок, зажигаю свечи...", "Встану я в утро туманное..."), чувство собственной ничтожности по сравнению с ним ("Вхожу я в темные храмы..."), страх, что облик явившейся возлюбленной не будет соответствовать идеальным представлениям о Ней или же сам герой не узнает Ее ("Предчувствую Тебя. Года проходят мимо..."). Но эти переживания лишены признаков земной чувственности, так же, как облик героини - земных черт, а сами стихи - земной конкретики. Мир ранней лирики Блока беспредметен, почти безвоздушен.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 2881; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!