Россия в повести предстает в символическом образе дома без хозяина.
ВАЖНО! Бунин объективно показал социально-исторические процессы, происходящие в современной деревне: проникновение капиталистических отношений, разорение помещиков, некогда бывших ведущей экономической силой аграрной страны, разорение и расслоение крестьянства, формирование в недрах крестьянства новых социальных слоев и групп: «кулаков» (Тихон), мещанской интеллигенции (Кузьма), люмпен-пролетариата (Дениска). Одновременно Бунину удалось дать картину народного сознания. Однако главный итог оказался неутешителен: несмотря на рост самосознания, оно так и не послужило основой для психологической перестройки русского человека.
Поэтика
В «Деревне» Бунин-художник отходит от субъективно-лирических принципов стиля своей ранней прозы. Ведущим в его стиле становится не лирическое, но эпическое начало. Заметно большее значение в рассказах приобрели фабула, драматические столкновения характеров .
Несмотря на острозлободневное содержание, повесть строится по законам лирического рода. Фабульные связи в ней ослаблены, в композиции значимую роль играют повторы, символические детали и лейтмотивы. При этом она вмещает поистине эпический масштаб, что достигается, во-первых, обилием персонажей, деталей и подробностей и, во-вторых, наличием повторяющихся ситуаций, реплик, оценок, создающих представление о типичности всего изображенного
|
|
Кузьма приводит примеры «лютости» не только из повседневной жизни, но и из истории и тенденциозно процитированного фольклора: «— Да-а, хороши, нечего сказать! Доброта неописанная! Историю почитаешь — волосы дыбом станут: брат на брата. Сват на свата, сын на отца, вероломство да убийство, убийство да вероломство… Былины — тоже одно удовольствие: “распорол ему груди белые”, “выпускал черева на землю”…
Балашкин «пересказывает» своими словами знаменитый мартиролог А. И. Герцена: «– Боже милосливый! Пушкина убили, Лермонтова убили, Писарева утопили, Рылеева удавили… Достоевского к расстрелу таскали, Гоголя с ума свели… А Шевченко? А Полежаев? Скажешь — правительство виновато? Да ведь по холопу и барин, по Сеньке и шапка».
Бунин не просто фиксирует социальные и бытовые черты современной ему крестьянской жизни, он стремится показать сознание и психологию русского человека, что достигается специфической организацией повествования. Как отметила Л. А. Иезуитова, язык повести сгущен и краток, приближен к разговорной речи и насыщен фразеологизмами, преобладает диалогическая форма. Любая тема, затронутая одним из персонажей, затем возникает в высказываниях другого. «Деревенская Русь говорит у Бунина как бы сама и от своего имени», в результате чего писателю удается передать самосознание русского народа эпохи русской революции 1905 года.
|
|
Социальные и нравственные проблемы в философской новелле И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» и «Братья».
Бунинское ощущение катастрофичности мира обострялось растущей неприязнью писателя к безнравственности и античеловечности буржуазного миропорядка. Впечатления путешествий по Европе и Востоку дали писателю материал для широких социально-философских обобщений.
В 1914 г. Бунин пишет рассказ «Братья», общий смысл и тональность которого раскрываются эпиграфом: «Взгляни на братьев, избивающих друг друга. Я хочу говорить о печали. Сутта Нипата». Рассказ построен на характерных для Бунина отвлеченных представлениях о братстве людей, но «каким бы абстрактным ни казался его гуманизм, наглядный показ бесчеловечия и жестокости колонизаторов сообщает произведению конкретную историческую содержательность...».
Бунин рассказывает о прекрасном юноше-рикше и «брате» его – богатом английском путешественнике. Жизнь юноши-раба –унижение естественности и красоты. Богатые «братья» лишили юношу надежды на счастье и любовь, без которой жизнь для него теряет смысл. Единственное спасение от жестокости мира он видит только в смерти. Жизнь богатого «брата» без высокой внутренней цели предстает у Бунина бессмысленной и призрачной и поэтому так же фатально обреченной, как и жизнь цейлонского рикши.
|
|
Гибель мира, преступившего нравственные законы человеческого «братства», мира, в котором личность утверждает себя за счет других, мира, в котором растеряно представление о «смысле бытия», «божественном величии вселенной», предрекает буддийская легенда в финале рассказа: ворон бросился, ослепленный жадностью, на тушу погибшего на побережье слона и, не заметив, как отнесло ее далеко в море, погиб. Эта философская концепция лежит и в основе рассказа «Господин из Сан-Франциско». В словах эпиграфа «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» раскрывается основной смысл и этого рассказа, и «Братьев». «Эти страшные слова Апокалипсиса,– вспоминал позже Бунин,– неотступно звучали в моей душе, когда я писал «Братьев» и задумывал «Господина из Сан-Франциско». Пророчество о божьем суде над Вавилоном, этой «великой блудницей», погрязшем в богатстве и грехе, придавало рассказу огромный обобщающий смысл.
|
|
Громада океанского парохода с символическим названием «Атлантида», на котором путешествует семья безымянного миллионера из Сан-Франциско, и есть современный Вавилон, гибель которого неотвратима, ибо жизнь его бесцельна и призрачна, как бесцельна и призрачна перед лицом смерти, «общего закона» бытия, власть и сила господина из Сан-Франциско. Символика Бунина в условиях реальной русской жизни приобретала глубокий социальный смысл. Она указывала на невозможность дальнейшего сосуществования вопиющих общественных контрастов. «...Девятому кругу была подобна подводная утроба парохода,–та, где глухо гоготали исполинские топки, пожиравшие своими раскаленными зевами груды каменного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, цедили коньяк и ликеры, плавали в волнах пряного дыма, в танцевальной зале все сияло и изливало свет, тепло и радость, пары то крутились в вальсах, то изгибались в танго...» Суета салонов лишь имитация жизни, призрачная игра в жизнь, такая же лживая, как и игра в любовь молодой пары, нанятой пароходной компанией для развлечения скучающих пассажиров. Эта игра ничтожна и никчемна перед лицом смерти – «возвращения в вечность».
Так вновь переплетаются у Бунина социальная тема неприятия мира, построенного на ужасающих социальных контрастах, с его основной философской темой 1910-х годов–о «вечных» законах человеческого бытия, с позиций которых он судит современность, ее общественное устройство, буржуазную цивилизацию.
Рассказы «Господин из Сан-Франциско» и «Братья» были вершиной критического отношения Бунина к буржуазному обществу и буржуазной цивилизации и новым этапом развития бунинского реализма. В прозе Бунина 1910-х годов подчеркнутая бытовая контрастность сочетается с широкими символическими обобщениями.
Важные дополнения: Название корабля символично: оно говорит об обреченности цивилизации, основанной на социальном неравенстве и забвении истинных ценностей. Богатые путешественники развлекаются в ресторане, не зная о том, что в нижнем трюме стоит гроб внезапно умершего во время путешествия капиталиста, а со скалы на них взирает дьявол.
Безымянному «господину», променявшему живую жизнь на деньги, противопоставлен простой житель Капри — бедняк Лоренцо, обладающий счастьем ежедневно наблюдать красоту окружающего его мира, а океанскому лайнеру с его имитацией жизни — бескрайний океан, символ безграничной Вселенной, того, что Бунин называл «Всебытием».
Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 492; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!