Творчество И.А. Бунина периода эмиграции: общая характеристика. Цикл «Темные аллеи».
Февральскую революцию Бунин принял, как выход из тупика, в который зашел царизм. Но Октябрьскую воспринял враждебно. В 1918 г. Бунин уезжает из Москвы в Одессу, а в 1920 г. вместе с остатками белогвардейских войск эмигрирует через Константинополь в Париж. Резко отрицательное отношение Бунина к революции обнаруживают его дневниковые записи, которые он ввел в последние три года до отъезда из России. Позже они вошли в берлинское собрание сочинений писателя под общим названием «Окаянные дни». С горечью и негодованием писал Бунин о всеобщем разгуле насилия, разнузданности общероссийского «бунта».
В эмиграции Бунин трагически переживал разлуку с родиной. Бунин замкнулся в воспоминаниях о России, в переживании навсегда ушедшего прошлого. В рассказе «Неизвестный друг» (1923) мысли героини явно разделял сам автор. Беспощадность ушедшего и уходящего времени и станет темой многих рассказов писателя в 30 – 40-е годы.
Основное настроение бунинского творчества 20-х годов – одиночество человека, оказавшегося «в чужом, наемном доме», вдали от земли, которую любил «до боли сердечной». Такие темы затронул Бунин в рассказе «Роза Иерихона», которым открывался его первый зарубежный сборник под тем же названием (1924).
Бунин – художник весь в прошлом, в дореволюционной Москве, в усадьбах, которых уже нет, в провинциальных городах; но старые темы, само прошлое преображается новым душевным состоянием писателя. Оттенок безнадежности, роковой предопределенности жизни лежит на произведениях Бунина эмигрантской поры.
|
|
Самыми значительными книгами Бунина 20 – 40-х годов были сборники рассказов «Митина любовь» (1925), «Солнечный удар» (1927), «Тень птицы» (1931), роман «Жизнь Арсеньева» ( 1927 – 1933) и книга новелл о любви «Темные аллеи» (1943), которая явилась своеобразным итогом идейных и эстетических его исканий. Говоря о «Темных аллеях», Бунин писал, что считает ее «самой лучшей книгой в смысле сжатости, живости и вообще литературного мастерства».
«Поэтическим преображением прошлого в памяти» и предстает творчество Бунина эмигрантского периода, в нем писатель ищет спасения от беспредельного чувства одиночества. Если в 1910 – е годы проза Бунина высвобождалась из – под власти лирики, то в эти годы, передавая поток жизненных ощущений автора, вновь подчиняется ей, несмотря на пластичность письма.
Бунинская проза этого времени отличается глубоко субъективным лирическим видением мира. Сюжет бунинского рассказа обычно прост, несложен. Кроме сборника «Темные аллеи» самым явлением в творчестве Бунина последних лет стал роман «Жизнь Арсеньева», в котором писатель пытался осмыслить и обобщить события своей жизни и жизни России предреволюционного времени. В 1934 – 1936 гг. издательство «Петрополис» выпустило в Берлине Собрание сочинений Бунина в томах, для которого он во многом правил свои раннее написанные вещи, совершенствуя в основном их стиль. Войну Бунины прожили на вилле «Жаннет» в Грассе. При немцах Бунин не напечатал ни строчки. Но несмотря на трудные условия жизни – жилось холодно и голодно – он работал над книгой «Темные аллеи». Первое издание ее (11 рассказов) вышло в Нью – Йорке в 1943 г., первое полное издание в Париже в 1946 г.
|
|
Над «Темными аллеями» Бунин работал в эмиграции с 1937 по 1944 годы. Многие рассказы были написаны во время Второй мировой войны на юге Франции в городе Грасе. Позже в 1953 году, добавив к своему сборнику два рассказа, автор стал считать «Темные аллеи» своим лучшим произведением.
Содержание сборника:
Часть 1: 1. Темные аллеи; 2. Кавказ; 3. Баллада; 4. Стёпа; 5. Муза; 6.Поздний час.
Часть 2: 1.Руся; 2. Красавица; 3.Дурочка; 4. Антигона; 5. Смарагд; 6. Гость; 7. Волки; 8. Визитные карточки; 9. Зойка и Валерия; 10. Таня; 11. В Париже; 12. Галя Ганская; 13. Генрих; 14. Натали.
Часть 3: 1. В одной знакомой улице; 2. Речной трактир; 3. Кума; 4. Начало; 5. «Дубки»; 6. Барышня Клара; 7. «Мадрид»; 8. Второй кофейник; 9. Железная Шерсть; 10. Холодная осень; 11. Пароход «Саратов»; 12. Ворон; 13. Камарг; 14. Сто рупий; 15. Месть; 16. Качели; 17. Чистый понедельник; 18. Часовня; 19. Весной, в Иудее; 20. Ночлег.
|
|
Все рассказы различаются в жанровом отношении, в создании характеров героев, отражают разные пласты времени. В рассказах любовь двух людей и одновременно признание в любви автора к России, восхищение ее таинственной глубокой душой. Сквозной темой цикла является любовь во всем ее многообразии. Любовь понимается автором как величайший бесценный дар. Человек по – настоящему свободен только в любви. Рассказы «Чистый понедельник», «Муза», «Руся», «Ворон», «Галя Ганская», «Темные аллеи» являются совершенными по мастерству, написаны с огромной художественной силой и эмоциональностью. Бунин мастерски использует описание природы для того, чтобы передать чувства и мысли лирических героев. Он начинает свой рассказ с пейзажа, который
подготавливает, читателя к восприятию истории любви двух людей, пути которых таинственным образом трагически разошлись.
Писатель в цикле «Темные аллеи» заставляет читателя задуматься о сложности взаимоотношений в людском обществе, о значении красоты и счастья, о быстротечности времени и о большой ответственности за судьбу другого человека.
Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 1932; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!