Цикл М. Горького «По Руси»: идейно-художественное своеобразие. Анализ отдельных рассказов.



Сборник «По Руси» (1912–1916) состоит из двух частей, создававшихся в разное время и различающихся по своей тональности. В первую часть (1912) вошли рассказы, созданные до начала Первой мировой войны и проникнутые оптимистической верой в русский народ. Вторую часть составили рассказы и очерки, написанные уже после 1 мировой войны, изображающие немало страшных черт русской жизни.

Горький неслучайно расположил рассказы в определенном порядке: от мажорно-оптимистических по нисходящей до рвущей сердце безысходности. Подобная композиция отражает изменение настроений автора на протяжении «страшных лет России».

Время действия рассказов — 1892 год, когда в результате неурожая и голода крестьяне многих губерний «сдвинулись» с насиженных мест и отправились на юг в поисках случайных заработков. Рассказчик, который также совершил путешествие «по Руси», имел возможность увидеть и описать разные ситуации и разных людей. Горького прежде всего интересовали социальные мотивы раскрытия русского характера. Он считал, что русского человека из состояния инертности и пассивности могут вывести лишь идеи социализма, социалистическое восприятие жизни.

Открывает цикл рассказ с символичным заглавием «Рождение человека». Это не просто история о том, как крестьянка родила сына прямо во время своего трудного пути, но утверждение оптимистического взгляда в будущее — несмотря на все невзгоды, выпавшие на долю этих людей. Главная героиня мечтает о вечном пути. В рассказе “Женщина” мы видим группу кочующих людей, пришедших из Средней полосы на Кавказ и оказавшихся в одной из кубанских станиц. Каждый из героев ищет в жизни счастья. Судьба их случайно свела на кубанской земле и так же внезапно вскоре разведет по разным дорогам. Сегодняшнее и завтрашнее, нынешнее положение народа и его жизнь в будущем — на этом контрасте построен цикл “По Руси”.

В рассказе «Страсти-мордасти» Горький рисует ростки добра там, где их, казалось бы, труднее всего встретить. Но обиженная жизнью женщина и ее сын-инвалид, живущие в подвале, вызывают не только горячее сочувствие, но и уважение — за то, что сумели сохранить человечность, веру в людей и в жизнь.

Творческий путь А.И. Куприна: общая характеристика.

Еще в ранней юности Куприн начал писать стихи и рассказы. Во время пребывания в военном училище он напечатал свой первый рассказ «Последний дебют» (1889), за что получил взыскание от начальства: выступление юнкера в печати воспрещалось правилами училища, и начинающему писателю пришлось прекратить публикацию своих произведений.

Воспоминания о пребывании в этих учебных заведениях легли в основу автобиографических повестей «Кадеты» (1900–1906) и «Юнкера» (1928–1932).

На раннем этапе творчества Куприн испытал сильное влияние Достоевского. Оно проявилось в рассказах “Впотьмах”, “Лунной ночью”, “Безумие”. Он пишет о роковых мгновениях, роли случая в жизни человека, анализирует психологию страстей человека.

В поисках нравственных и духовных идеалов жизни, которые писатель противопоставлял уродству современных человеческих отношений, Куприн обращается к жизни бродяг, нищих, спившихся артистов, голодающих непризнанных художников, детей неимущего городского населения. Это мир безымянных людей, которые образуют массу общества. Среди них и старался найти Куприн своих положительных героев. Он пишет рассказы “Лидочка”, “Локон”, “Детский сад”, “В цирке” — в этих произведениях герои Куприна свободны от влияния буржуазной цивилизации.

В 1896 году вышла первая книга Куприна — отдельное издание очеркового цикла «Киевские типы», в 1897 году — сборник художественной прозы «Миниатюры».

 Этапным произведением, замеченным критикой, стала повесть «Молох» (1896), написанная после журналистской поездки писателя в промышленную зону Новороссии.

Конец 1890-х – начало 1900-х годов в жизни Куприна — время творческого роста и признания. В этот период он сблизился со многими крупными писателями-реалистами: А. П. Чеховым, И. А. Буниным, участниками московского литературного кружка «Среда». В 1901 году он переехал в Петербург, где возглавил беллетристические отделы периодических изданий «Журнал для всех» и «Мир Божий». В 1902 году познакомился с М. Горьким и начал печататься в сборниках горьковского демократического издательства «Знание», в 1903 году в этом издательстве вышел первый том его рассказов. Произведения Куприна получили одобрительную оценку А. П. Чехова и Л. Н. Толстого. Вершинным творческим достижением этого периода стала повесть Куприна «Поединок» (1905)

В 1918–1919 годах он сотрудничал с новой властью: по просьбе М. Горького писал для издательства «Всемирная литература», предлагал В. И.Ленину проект новой газеты «Земля».

В октябре 1919 года в Гатчину вошли части Северо-Западной Добровольческой армии Н. Н. Юденича, и Куприн был призван на службу для редактирования белогвардейской газеты «Приневский край».

В июле 1920 года Куприн с семьей переселился в Париже, начались годы изгнания.

 

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 1711; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!