Вторая художественно-тематическая группа произведений в раннем творчестве Горького представлена рассказами о босяках.



Рассказы о босяках писались с натуры, на основе личных наблюдений автора, который нередко выступает в произведениях в качестве персонажа-рассказчика. Он сам стал босяком, чтобы узнать, что это за люди («Два босяка»). Горького особенно привлекали люди, не утратившие человеческого лица даже в тяжелых жизненных обстоятельствах.

Отверженных обществом босяков писатель опоэтизировал, считая, что они лучше мещан-собственников по своим человеческим качествам. Так, вор и контрабандист Челкаш в одноименном рассказе оказывается человечнее деревенского парня Гаврилы, готового убить человека из-за денег. ( С брезгливостью изображает Гаврилу – Замятин объяснял такое отношение к русскому крестьянству личной историей – мужики подожгли в избе Горького когда он был с революционной агитацией).

 Герой рассказа Емельян Пиляй, отправляющийся на убийство с целью грабежа, проявляет внезапную жалость к обиженному ребенку. В некоторых рассказах и повестях («Коновалов», «Супруги Орловы», «Кирилка» и др.) Горький показал пробуждение самосознания у простого человека. Романтическая идеализация босяков выразилась в том, что писатель считал их не «отверженными», а «отвергшими», то есть видел в их поведении бунт против пестрой и грязной жизни.

Михайловский говорил о горьковской «апологии босячества» и ницшеанской «проповеди индивидуализма». «О чиже, который лгал и о дятле» - худ. Комментарий к работе ницше.

Своеобразие драматургии М. Горького. Анализ драмы «На дне».

Чехов сподвиг Горького на пьесы.

Драматургия Горького делится на 2 периода:

1. Конфликт пьес носит идеалогических характер (до 1908 года)

2. (после 1908 года) социально-бытовые, психологические пьесы.

В 1899–1900 годах завязываются тесные связи Горького с Московским Художественным театром, поставившим его первые пьесы «Мещане» (1901) и «На дне» (1902). В своей поэтике Горький-драматург близок поэтике Чехова, но для его пьес характерны иная проблематика, иные герои, иное восприятие жизни – и его драматургия зазвучала по-новому.

Ему свойственны пьесы-диспуты, пьесы идейного противоборства. Время диктовало обострять социальные противоречия русской жизни – Горький это и делал. Конфликт в Пьесах Горького всегда выражен не внешне, не в сложной интриге, не в эффектных столкновениях, а во внутреннем движении пьесы.

В пьесе «Мещане» (1901) Горький подверг критике мещанское сословие с его патриархально-консервативными устоями, причем обличал не только «отцов» (Бессеменов), но и либеральничающих «детей»-индивидуалистов (Петр и Татьяна). Семейно-бытовой конфликт между поколениями является внешним, глубинную суть конфликта составляет социальное противостояние мещан-собственников и рабочего Нила. Нил выступает как провозвестник нового отношения к действительности, как представитель класса, начинающего сознавать, что «хозяин тот, кто трудится», что приближается час изменения «движения» поездов. Театральная цензура допустила пьесу «Мещане» на сцену со значительными урезками речей Нила, но и в этом урезанном виде в них слышался призыв к революционному действию.

В драме «На дне» (1902) автор показал людей, брошенных на «дно» жизни; в их судьбе он увидел «вещественное доказательство преступления», каждодневно совершаемого капиталистическим обществом.

Написанию произведения предшествовал кризис, который случился в России в конце 90-х годов 19 века, фабрики и заводы остановились, безработица, разорение, нищета, голод – всё это реальная картина в городах того периода. Пьеса создавалась с определённой целью – поднять уровень культуры всех классов населения.

Тема

В произведении переплетаются несколько тем: судьба, надежда, смысл жизни, правда и ложь. Герои пьесы рассуждают на высокие темы, находясь настолько низко, что дальше опуститься уже невозможно. Автор показывает, что бедный человек может иметь глубокую сущность, быть высоко моральным, духовно богатым.

Композиция: Линейность построения пьесы обусловлена хронологической последовательностью событий. Есть завязка – развитие событий – кульминация (диалогу о смысле существования, о правде и лжи) – развязка (самоубийство актера)


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 563; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!