Жанр рассказа в раннем творчестве М. Горького: идейно-художественное своеобразие.



Вересаев

Вересаев унаследовал традицию русского реализма 19 в, особенно его «социологического» течения. Тематический пласт его творчества довольно широк, но больше всего его интересовала проблема идейно-общественных исканий русской интеллигенции.

Центром большинства произведений является изучение мировоззрения героев, это повлияло на специфику художественной формы произведений.

В его повестях и рассказах отсутствует любовная интрига как таковая, в повествовании лидируют диалоги и монологи персонажей, некоторые произведения написаны как спор-дискуссия («Поветрие»), писал и в художественно-публицистическом жанре («Записки врача»).

Цикл произведений об интеллигенции открывает повесть «Без дороги» (1894). В ней отражена ситуация идейного «бездорожья» начала 1890-х годов. Действие приурочено к 1892 году – голод и неурожай в России повлек за собой холеру.

(краткий пересказ сюжета)

- В повести немало автобиографичного.

- Написана в виде дневниковых записей Дмитрия Чеканова. Было включено пара моментов из дневников самого Вересаева.

Произведение делится на 2 части.

В 1 герой находится в домашних условиях, где он пытается вновь найти себя и большую часть занимают как раз идейные размышления и споры.

(неприятный эпизод: Толстовец Гаврилов приходит к мещанину просить взять на себя нескольких нищих. Дмитрию неприятна и утопическая идея Гаврилова и столь выраженное мещанство Ликонского. Дмитрий осознает собственную безыдейность).

Сам Дмитрий своей ситуацией похож на Базарова. (рассуждая о русской классической литературе он жалеет, что в ней столь много «лишних людей» - тунеядцев, относя себя к «новым людям», но из-за отсутствия своей идейности, он как и Базаров не находит себе применения в жизни).

В финале ценой собственной жизни герой познает «суровую правду» огромной пропасти между интеллигенцией и простыми людьми, которая создавалась годами и которую нельзя преодолеть за тот короткий срок, что он пытался.

В повести отразился крах интеллигентских иллюзий по поводу народа и несостоятельность народнической идеи преобразовать общество «хождением в народ». Тем не менее герой верит, что эту пропасть можно преодолеть, но на это нужно время.

Проблема демократической интеллигенции затрагивается и в последующих произведениях этого цикла.

Рассказ «Поветрие» (1897) -- о дальнейшей судьбе Наташи из 1 повести. Строится на идейных спорах.

Рассказ «Записки врача» (1901) – по проблематике то же, но жанр – научно-публицистическое произведение в очерковой форме.

Ставятся проблемы:1) недоверие общества к врачам, от которых всегда ожидают слишком многого.

2) разрыва между социальными слоями, проблему невежественности низших слоев и оторванности интеллигенции от народа.

Единственный выход – осознание, что мы все одно целое.

«На повороте» (1901) – о Тане, что не боится промочить ноги в грозу, идет вперед навстречу новому. Люди на повороте должны выбрать: трусливо бежать или смело идти вперед.

«К жизни» (1908) – описывает позитивно рабочих-революционеров.

 

Творчество М. Горького до 1917 г.: общая характеристика.

После октябрьской революции 1917 года Горький стал поддерживать революционно-демократические круги.

Впервые Горький выступил в печати с рассказом «Макар Чудра» в тифлисской газете «Кавказ» в 1892 году.

Раннее творчество Горького (с 1892) делится на 2 вида:

1. Романтические рассказы с легендарно-фантастическим сюжетом

2. Рассказы о босяках

Романтические рассказы «Макар Чудра» 1892, «Старуха Изергиль» 1895 и «Песнь о соколе» (1895), песнь о буревестнике (1901).

«Босяки» — новый социальный слой, разоренные неурожаем и голодом крестьяне, оставившие свои деревни и отправившиеся на поиски сезонной работы. «Два босяка», «Мой спутник». Рассказы писались с натуры.

Повести конца 90-х начала 900х годов.

Роман «Фома Гордеев» (1900), «Трое» (вера в силы человека, в его способность противостоять среде).

 В это время писатель начинает создавать крупные прозаические произведения (которые он неизменно называл «повестями», не признавая определения «роман») и обращается к драматургии.

В 1899–1900 годах завязываются тесные связи Горького с Московским Художественным театром, поставившим его первые пьесы «Мещане» и «На дне». В пьесе «Мещане» (1901) Горький подверг критике мещанское сословие с его патриархально-консервативными устоями, причем обличал не только «отцов» (Бессеменов), но и либеральничающих «детей»-индивидуалистов (Петр и Татьяна).

Год – драма «На дне»

В 1904–1905 годах Горький написал несколько пьес об интеллигенции. В противовес народническим представлениям об интеллигенции как единой «сверхклассовой» демократической группе он вскрыл расслоение в этой среде. (Дачники, Дети солнца)

Творчество периода первой русской революции и политической реакции. (1905 – 1907). Находится под влиянием революционных идей. Создал ряд произведений с ярко выраженной идеологической тенденцией партии большевиков.

Пьеса «Враги», роман «Мать» (как старушка под влиянием сына стала революционеркой).

«Окуровский» цикл. В 1910-е годы в русской литературе выдвинулась тема судьбы России и русского национального характера. Горький посвятил ей свой «окуровский» цикл, включивший повести «Городок Окуров» (1909), «Жизнь Матвея Кожемякина» (1910–1911) и «Записки доктора Ряхина». Считается расцветом творчества.

Сборник «По Руси» (1912–1916) состоит из двух частей, создававшихся в разное время и различающихся по своей тональности. В первую часть (1912) вошли рассказы, созданные до начала Первой мировой войны и проникнутые оптимистической верой в русский народ. Вторую часть составили рассказы и очерки, написанные уже во время разразившейся мировой катастрофы и изображающие немало страшных черт русской жизни.

Сборник «По Руси» проникнут любовью к родине, верой в русский народ и его будущее. Прославление простого человека и народа, творческого труда и свободолюбия нашло также отражение в «Сказках об Италии» (1911–1913)

Автобиографические повести. В 1913–1916 годах опубликованы повести «Детство» и «В людях». В них с большой художественной силой запечатлена автобиография человека из низов, поднявшегося к вершинам культуры, творчества, к борьбе за свободу. Этот цикл был завершен уже после 1917 года повестью «Мои университеты» (1923).

Жанр рассказа в раннем творчестве М. Горького: идейно-художественное своеобразие.

Раннее творчество Горького (с 1892) делится на 2 вида:

1. Романтические рассказы с легендарно-фантастическим сюжетом

2. Рассказы о босяках (тоже носят романтизированные черты. Например, в Челкаш – романтизированный образ, хотя он вор и босяк.

Романтические рассказы «Макар Чудра» 1892, «Старуха Изергиль» 1895 и «Песнь о соколе» (1895), песнь о буревестнике (1901).

«Босяки» — новый социальный слой, разоренные неурожаем и голодом крестьяне, оставившие свои деревни и отправившиеся на поиски сезонной работы. «Челкаш», «Два босяка», «Мой спутник». Рассказы писались с натуры.

Именно сочетание реализма и романтизма определяло главную особенность его творческого метода.

Сначала поговорим о романтическом направлении.

Во-первых, жанровое своеобразие ранних рассказов Горького в том, что в них автор через одну антитезу, решает мировоззренческие философские проблемы. В «Макаре Чудре» (1892) ставится нравственный вопрос: что важнее для человека — любовь или воля (независимость)? Такова тема рассказа. История любви молодых героев иллюстрирует романтическую идею: воля дороже всего в жизни.

В «Старухе Изергиль» (1894) главный нравственный вопрос-тема несколько изменяется»: в чём счастье — в свободе от людей или в жизни для людей? В рассказе «Старуха Изергиль» много общего с предыдущим произведением: в нем также осмысляется проблема свободы, повествование ведется от лица повествователя, в композиции присутствуют вставные новеллы, важную роль играет фигура экзотического рассказчика (здесь это старуха Изергиль). Но позиция автора выражена более отчетливо, благодаря наличию уже не одной, а двух вставных легенд, выражающих два противоположных понимания свободы.

 В «Песне о Соколе» (1895): что достойнее — смириться под ударами судьбы иль оказать сопротивление? Правильный выбор, по мнению автора, делает Сокол: мудрость жизни — в активной борьбе со всевозможными препятствиями.

Во-вторых, Горький активно использует любимые романтиками жанры: легенды (о Ларре и Данко), полулегендарные истории (любовь Радды и Лойко), философские аллегории (песня о Соколе).

В-третьих, герои ранних рассказов Горького — яркие натуры, которые не сгибаются под гнётом обстоятельств, но активно борются с этими враждебными обстоятельствами. Романтические герои Горького — гордые личности, умеющие наслаждаться жизнью, обладающие яркими чувствами, сильными страстями, совершающие смелые поступки.

В-четвёртых, во всех анализируемых рассказах присутствует романтический (экзотический для российского читателя) пейзаж.

Одной из основных проблем творчества стал поиск нового идеала, гармонии в этом мире. Само время - рубеж столетий, столкновение эпох - делает такие вопросы актуальными, ставит человека перед нравственным выбором. По Горькому, реальный человек объединяет в себе эти два начала: в его душе звучат и мертвые, и живые струны.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 1327; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!