Творчество И.А. Бунина до 1917 г.: основные темы и жанры.



Творчества бунина до 1917 года в большинстве своем обуславливается двумя жанрами: лирическим – стихотворения. И прозаическим – рассказами и повестями.

 (Бунина интересует внутренний мир человека, своеобразие психики. Герои обладают повышенным чувством жизни.)

Бунин начинал как поэт. В 1887 году были напечатаны его первые стихотворения «Над могилой Надсона» и «Деревенский нищий», а в 1891 году вышел первый поэтический сборник. Крестьянская тема впоследствии осталась одной из ведущих в прозе Бунина, в то время как в поэзии он обратился к более отвлеченным, бытийным, темам.

Постепенно лирика Бунина приобретала все более выраженный философский характер.

В творчестве Бунина соседствуют традиционные темы мировой лирики: природа («Листопад»), любовь, одиночество («Одиночество»), счастье («Вечер»), назначение поэзии — а также тема истории, культуры и собственно «бунинская» философская тема «Прапамяти». В раскрытии темы природы присутствуют пантеистические черты: природа в мире Бунина одушевлена, она живет самостоятельной, отдельной от человека жизнью.

Тема любви раскрыта Буниным многогранно: и в психологическом и в философском аспектах (к конкретным дамам и сама материя любви)

Немало стихотворений Бунина посвящено древности: как русской истории («Князь Всеслав», «Ковыль»), так и канувшим в небытие мировым цивилизациям («Могила в скале»). По мысли Бунина, человек является звеном в цепи поколений и способен живо чувствовать давно прошедшие эпохи. И дореволюционные критики, и последующие исследователи бунинской поэзии единодушно отмечали ее «эпичность».

Рассказы 1890–1900-х годов. Ранние рассказы Бунина посвящены разорению деревни под влиянием вторжения капиталистических отношений («На край света», «На чужой стороне», «Новая дорога»), неустроенной жизни крестьян («Танька», «Кастрюк», «Федосеевна»), а также мелкопоместных дворян («На хуторе», «В поле») и разночинной интеллигенции («Учитель», «Без роду-племени»). Однако, в отличие от писателей народнической и социально-демократической ориентации, Бунин находил в разоряющемся быте и своеобразную поэзию.

Вершиной дореволюционного творчества Бунина стали повести «Деревня» (1910) и «Суходол» (1911), в которых писатель затронул тему национального характера и судьбы России. В повести остро ставится вопрос о национальном характере.

 

Основные мотивы лирики И.А. Бунина.

В творчестве Бунина соседствуют традиционные темы мировой лирики: природа («Листопад»), любовь, одиночество («Одиночество»), счастье («Вечер»), назначение поэзии — а также тема истории, культуры и собственно «бунинская» философская тема «Прапамяти».

1. Тема природы. В раскрытии темы природы присутствуют пантеистические черты: природа в мире Бунина одушевлена, она живет самостоятельной, отдельной от человека жизнью. Так, поэма «Листопад» начинается с развернутого сравнения:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Самодостаточность и самоценность природного мира поддерживается при помощи олицетворения: «И Осень тихою вдовой вступает в светлый терем свой». Именно Осень является хозяйкой леса-терема, помертвевшего на время перехода к зиме. А там и она покидает его, начинают хозяйничать ветры из тундры, которые «разрушат старый терем», заменив его «чертогами ледяными». В поэме практически нет человека (кроме строк, где звучит голос лирического героя, прощающегося с лесом на всю зиму), природа наделена самостоятельной жизнью. Так поэма, традиционно воспринимаемая как образец пейзажной лирики, становится выражением бунинской картины мира, в которой нарушен привычный антропоцентризм.

Бунин в своих стихах пытался найти смысл жизни человека, гармонию мира. Он утверждал мудрость и вечность природы, которую считал неиссякаемым источником красоты. Это основные мотивы лирики Бунина, проходящие через все его творчество.

 

 

2. Тема счастья. «Бытийственное» восприятие природы мы встречаем и в сонете «Вечер», посвященном теме счастья. Счастье заключается не в переживании и тем более не в осознанной рефлексии жизни, а в самом феномене жизни, в полноте каждого мгновения бытия.

 

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно. <…>

Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

 

3. Тема любви. Тема любви раскрыта Буниным многогранно: и в психологическом и в философском аспектах. У Бунина есть стихи, посвященные конкретным женщинам и передающие тончайшие оттенки любовных переживаний («Беру твою руку и долго смотрю на нее…», «Мы рядом шли, но на меня»). Но тема любви не ограничивается психологическим решением: для Бунина любовь — это одна из граней Всебытия. Любовь — то общее, что свойственно представителям всех времен и народов. То, что связывает поколения, разные эпохи и культуры («Ночь»).

 

4. Тема истории. Немало стихотворений Бунина посвящено древности: как русской истории («Князь Всеслав», «Ковыль»), так и канувшим в небытие мировым цивилизациям («Могила в скале»). По мысли Бунина, человек является звеном в цепи поколений и способен живо чувствовать давно прошедшие эпохи: «Я человек. Как Бог, я обречен Познать тоску всех стран и всех времен», — писал поэт в стихотворении «Собака».

 

5. Тема прапамяти.Прапамять — одно из проявлений чувства Всебытия (то есть общей вселенской жизни, частицей которой является каждый отдельный человек). В таком ключе поэт трактует творчество и назначение поэзии («В горах»).

 

Поэзия не в том, совсем не в том, что свет

Поэзией зовет. Она в моем наследстве.

Чем я богаче им, тем больше я поэт.

Так говорю себе, почуяв темный след

Того, что пращур мой воспринял в древнем детстве:

«Нет в мире разных душ, и времени в нем нет!»

 

Подавляющее большинство стихотворений было написано Буниным до эмиграции. После 1919 года его поэтическая активность упала, и он обращался к лирике редко.

 

14.Повесть И.А. Бунина «Деревня»: проблематика и поэтика.

Проблематика

 

В 1900-е годы Бунин участвует в сборниках демократического издательства «Знание», находившегося под идейным руководством М. Горького. Писатель вновь обращается к теме деревни, но под влиянием социальных событий (революция 1905–1907 гг. и последовавшая за ней реакция) выводит ее на новый уровень осмысления: данная тема выходит за рамки узко социальной и приобретает обобщенное, масштабное звучание.

Повесть «Деревня», в которой писатель затронул тему национального характера и судьбы России, стала вершиной его дореволюционного творчества. Эти проблемы были актуальны для периода, наступившего после первой русской революции 1905–1907 годов. Выступления рабочих масс не привели к позитивным переменам в социальной жизни, а крестьянские бунты вылились в грабежи и поджоги барских усадеб. По мысли писателя, неумение устраивать жизнь — как личную, так и общественную — характерная черта русского национального характера.

 

Содержание повести злободневно: оно охватывает период осени-зимы 1905–1906 годов, ознаменовавшийся крестьянскими волнениями и бунтами. Основное место действия — деревня с символичным названием Дурновка (по имени прежнего владельца барина Дурново).

Главных персонажей всего два — это братья Тихон и Кузьма Красовы. Но помимо главных героев в повести появляется более девяноста эпизодических персонажей, судьбы и характеры которых в совокупности создают обобщенный образ русского крестьянства.

Размышляя о судьбе самого значимого и многочисленного в России сословия, Бунин встает в оппозицию к революционно­-демократической и народнической литературе, идеализировавшей «мужика» и утверждавшей, что беды крестьянства проистекают от его бесправного социального положения. Первопричиной бед считалось сначала крепостное право, потом — безземелье и безденежье.

В центре повести — судьба Тихона и Кузьмы, которые, послужив по лавкам, сначала неудачно «торгашили», но «однажды чуть ножами не порезались и разошлись от греха». Здесь задается еще один важный для повести мотив распада родственных связей, мешающий людям действовать сообща.

 

Помимо двух братьев в повести уделяется внимание образу Молодой. Эта красивая бессловесная женщина, по мысли некоторых исследователей, воплощает судьбу поруганной России. Она постоянно становится жертвой насилий и унижений, а в финале произведения ее насильно выдают замуж за Дениску — циничного парня, бродяги-люмпена, оторвавшегося от деревенской среды. Взгляд Бунина на перспективы народной жизни пессимистичен. «Деревня» заканчивается описанием обряда венчания Молодой с Дениской. В этом финале – обостренное чувство драматического тупика, безысходности деревенской жизни.

 

Через всю повесть проходят мотивы плохой воды, бесхлебья, распада родственных связей, пожаров, разорения, неумения хозяйствовать — типичных для крестьянской жизни начала ХХ века. А высказывание Балашкина о России: «Да она вся — деревня, на носу заруби себе это!» — позволяет отнести сделанные наблюдения не только к крестьянству, но и ко всему русскому народу в целом.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 2390; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!