Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися(по направлениям духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся)



Принципы и пути реализации Программы

Так как образовательное пространство выстроено на основе информационной образовательной среды, ведущую роль в образовательной деятельности играет проектно-сетевое взаимодействие как в школе, так и с другими организациями. 

В основе разработке программы  следующие взаимосвязанные принципы, реализация которых способствует созданию эффективного сетевого взаимодействия, условий для учебного исследования, что в свою очередь способствует успешной социализации и самоопределению школьников:

· принцип увлекательности, образовательного азарта- требуется, чтобы участники испытывали состояние азарта, желание слышать, понимать и развивать позиции друг дуга;

· принцип навигационной прозрачности и содержательной упорядоченности- требуется, чтобы содержание сетевого взаимодействия обретало презентационные устойчивые формы, позволяющие эффективно подключаться к данному взаимодействию всё новым и новым участникам, но при этом грамотно и корректно систематизировать и упорядочивать прошлые взаимодействия;

· принцип открытости. Любое локальное сетевое взаимодействие будет потенциально жизнеспособным, если оно будет открыто к саморазвитию, саморасширению, что должно обеспечиваться особыми формами организации этого сетевого взаимодействия;

· принцип добровольности;

· принцип языковой адекватности. Язык сетевого взаимодействия должен быть языком понимания, а не деструктности;

· принцип свободной импровизации;

· принцип теоретической и информационной корректности;

· принцип образовательной ответственности и эффективности;

· принцип свободного диалога.

· интерактивность- свободный доступ к информации и её передача от источника к аудитории, возможность свободного дистанционного общения;

· децентрализация- преобладание горизонтальных связей над вертикальными, взаимодействие с сообществом, которое не строится на подчинённости, а организуется посредством общего интереса;

· равноправность участников образовательного процесса;

· свобода вхождения для удовлетворения потребностей и самореализации;

· упор на самостоятельную деятельность, использование методов исследования;

· учёт психофизиологических особенностей развития обучающихся;

· свобода выбора в создании индивидуальной образовательной программы.

Ценностные установки воспитания и социализации обучающихся

На уровне основного общего образования

Содержанием воспитания и социализации обучающихся являются ценности, хранимые в культурных, семейных, религиозных, этнических, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными источниками нравственности являются следующие ценности:

· патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

· социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

· гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

· человечность (мир во всем мире, принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);

· честь;

· достоинство;

· свобода (личная и национальная);

· доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);

· семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

· любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их);

· дружба;

· здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);

· труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

· наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

· традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

· искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

· природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).

Процесс перехода базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

Духовно-нравственно развитие личности гражданина России– педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество. Духовно-нравственное развитие является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательной деятельности, осуществляемого в системе МОУ СОШ п. Тарбагатай. .

Основная идея программы. Формирование у каждого воспитанника потребности к саморазвитию, к постоянному стремлению вперёд: к вершине знаний, к вершине человеческого совершенства, к жизненному успеху, т.е воспитание творчески саморазвивающейся, конурентноспособной личности ученика, гражданина и патриота своего Отечества.

Основные принципы реализации программы

Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. Воспитательный идеал поддерживает внутреннее (смысловое, содержательное, процессуальное)единство уклада школьной жизни, обеспечивает возможность согласия деятельности различных субъектов воспитания и социализации. Программа воспитания и социализации обучающихся школы направлена на достижение национального воспитательного идеала.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника. Их отбор среди огромного количества ценностей (общечеловеческих, религиозных, общественных, корпоративных) происходит на основе национального воспитательного идеала, который в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей.

Принцип следования нравственному примеру.  Следование примеру – ведущий модель нравственного воспитания. Пример – это возможная модель вырастания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах, демонстрирующих устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируется, наполняется конкретным жизненным содержанием национальный воспитательный идеал. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация – это устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения.В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьников со сверстниками, родителями (законными представителями, учителем и другими значимыми взрослыми). Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организации. Средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения ребенка со значимым другим .Содержанием этого педагогически организованного общения должно быть совместное освоение базовых национальных ценностей.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный многомерно - деятельностный характер. Школьник включен в различные виды ,социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные ,нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Уклад школьной жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно- нравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована. Механизмы реализации этой идеи в Концепции определены как национальный идеал и система базовых национальных ценностей, разделяемых всеми субъектами развития и воспитания обучающихся.

Принцип системно - деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно-полезной, деятельности школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей.

Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений личности к явлениям жизни.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 262; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!