Глава 12. Рационально-эмоционально-поведенческое консультирование



Тезисы

Рационально-эмоционально-поведенческое консультирование (rational emotive behaviour counselling — REBC — РЭПК) является не чисто интеллектуальным подходом, а энергично подчеркивает взаимодействие чувства (эмоции), поведения и когниции (cognition).

Фундаментальными человеческими целями являются выживание, свобода от боли и счастье. Их когниции могут быть горячими, теплыми или холодными, и их ощущения могут быть соответствующими (адекватными) или несоответствующими (неадекватными). У людей имеются биологические склонности и к актуализации самих себя, и к иррациональному состоянию, а также некоторая степень свободного выбора.

Эллис расширил свою АВП (ABC) теорию личности до ЦАВПДЭ (GABCDE) теории, где: Ц (G — goals) — цели; А (A — activating events) — активизирующие события (активаторы); В (B — beliefs) — верования, рациональные и иррациональные; П (C — consequences) — последствия, эмоциональные и поведенческие; Д (D — disputing) — дискутирование (обсуждение) иррациональных верований и Э (E — effective new philosophy) — эффективная новая философия.

Преследуя свои цели (Ц), люди создают несоответствующие эмоции и обреченное на провал поведение в П, потому что они имеют жестко требовательные, в противовес предпочтительным, верования в В по отношению к активизирующим событиям в А. Кроме того, у них имеются производные жестко требовательных верований (demanding beliefs), например, внушение страха, (заболевание под лозунгом) “Я не смогу этого выдержать-ит” (по типу отит, менингит), чувства бесполезности и предсказания постоянной неудачи.

Наряду с врожденными склонностями к иррациональности люди приобретают иррациональные верования частично путем социального научения, но также и потому, что они не развивают и не упражняют свою способность к рациональному выбору.

Причины, по которым люди упорствуют в сохранении иррациональных верований, включают в себя: биологические тенденции к иррациональности, эмоциональную силу их верований, недостаточное научное мышление, последствия подкрепления, подчеркивание их ужасного прошлого, нереалистичные верования относительно изменения и недостаточная проверка их верований посредством действия.

РЭПК имеет две цели: помощь клиентам в преодолении эмоциональных блоков и расстройств и оказание им помощи в превращении в более полно функционирующих или самоактуализирующихся. Оно нацелено на помощь людям в замене ригидного и жестко требовательного мышления предпочтительным. Лечение и изменение могут быть неэлегантными, заключаясь в удалении симптома, или элегантными, порождая эффективную новую философию.

Консультант РЭПК — это преподаватель (учитель), который использует разнообразие когнитивных, эмоциональных и поведенческих методов, чтобы помочь клиентам обсудить (Д) их иррациональные верования и их производные таким образом, чтобы они могли развивать эффективную новую философию (Э).

Научный спор (проверка сомнением) — главная когнитивная техника обсуждения. Эмоциональные методы дискутирования включают в себя энергичное обсуждение и рационально-эмоциональные мысленные образы. Поведенческие методы дискутирования охватывают задания, которые подвергают сомнению однозначную требовательность (demandingness), упражнения по преодолению стыда и обучение навыкам. Консультанты также помогают клиентам решать подлинные проблемы в их жизни.

РЭПК стремится помогать клиентам сохранять их изменения, делая особый упор на работу и практику, назначая домашние задания и обучая клиентов, в случае их отступления (срыва), возвращению к ABC, а затем к обсуждению иррациональных верований, которые заставляют им возвращаться к предыдущему поведению.

Другие варианты применения РЭПК включают в себя групповое консультирование, брачное и семейное консультирование и психологическое просвещение.

Введение

Впервые изложив свой подход в 1955 году, Эллис назвал его рациональной терапией (РТ). В 1961 году он изменил название на рационально-эмоциональную терапию (РЭТ). В 1993 году Эллис (Ellis, 1993a) еще раз изменил название на рационально-эмоционально-поведенческую терапию (РЭПТ). Под “рациональным” Эллис имеет в виду когнитивную способность, которая скорее эффективна в самопомощи, а не ту, что является эмпирически и логически обоснованной. Он желал бы использовать слово “когнитивное” с самого начала, так как многие люди слишком ограничивают слово “рациональное”, обозначая им интеллектуальное или логико-эмпирическое. Рациональность людей опирается на здравую оценку того, какому из желаний или предпочтений следовать, и поэтому основана на их эмоциях и чувствах (Ellis, 1990).

Эллис ввел слово “поведенческий” в название своего подхода ради точности. С самого начала подход настоятельно подчеркивал поведение наряду с познавательной способностью и эмоцией. Эллис пишет: “Итак, чтобы исправить свои предыдущие ошибки и подойти непосредственно к сути, я с этого времени буду вызывать ее тем, чем она действительно всегда была — рационально-эмоционально-поведенческой терапией (РЭПТ)” (Ellis, 1993a, p. 258).

Эллис (Ellis, 1989a) проводит различие между общей РЭПТ и предпочтительной РЭПТ. Общая РЭПТ — фактически то же самое, что когнитивно-поведенческая терапия и нацелена на обучение клиентов рациональному или подходящему (адекватному) поведению. Предпочтительная РЭПТ включает в себя общую РЭПТ, но также учит клиентов, как дискутировать (оспаривать) иррациональных идеи и пагубное поведение и как использовать мощные когнитивно-эмоционально-поведенческие методы в качестве навыков самопомощи. Эта глава сосредотачивается на предпочтительной РЭПТ, которая далее будет называться рационально-эмоционально-поведенческим консультированием (РЭПК).

Альберт Эллис

Альберт Эллис (1913- ) родился в Питтсбурге, штате Пенсильвания, и рос в Нью-Йорке. У него были брат и сестра, которые были соответственно моложе его на 19 месяцев и на 4 года. Его отец большую часть времени физически отсутствовал. Его мать-еврейка была склонна смотреть на все сквозь пальцы и “была гораздо больше погружена в собственные удовольствия и самовозвеличивающую деятельность, чем в понимание и заботу о своих детях” (Ellis, 1991a, p. 3). В возрасте 12 лет он обнаружил, что его родители развелись. Другой травмой детства было то, что в возрасте четырех с половиной лет Эллис чуть не умер от тонзилита и нефрита, и в течение следующих нескольких лет его часто клали в больницу. В детстве и юности Эллис был необычайно застенчив и сосредоточен на себе и очень боялся говорить публично. Однако он хорошо успевал в школе и развил навыки по решению проблем, чтобы извлечь максимум из своего трудного детства. Например, когда ему было 19 лет, чтобы преодолеть свою застенчивость в общении с женщинами, он вынудил себя говорить с сотней девушек подряд в Ботанических садах Бронкса (Dryden, 1989).

В 1934 году, несмотря на раннюю мечту стать Большим Американским Романистом, он получил степень бакалавра по руководству бизнесом в университете города Нью-Йорка. Первоначальные его занятия включали бизнес по подбору брюк ко все еще годным к употреблению пиджакам и должность начальника отдела кадров фирмы по торговле подарками и галантереей. Эллис посвящал большую часть свободного времени созданию беллетристики. Отчасти из-за трудностей с опубликованием его повестей, Эллис обратился исключительно к научной литературе, особенно сосредоточившись на “сексуально-семейной революции”.

Обнаружив, что консультировать ему нравится так же, как писать, в 1942 году Эллис поступил на клинические курсы психологии в университет Колумбии, получив степень магистра в 1943 году. Вскоре после этого Эллис открыл небольшую частную практику по брачному и сексуальному консультированию. В 1947 году Эллис получил докторскую степень в университете Колумбии за диссертацию по личностным вопросникам, более ранняя диссертация, посвященная любви, была подвергнута цензуре до того, как началась серьезная работа над ней. Цель Эллиса состояла в том, чтобы стать выдающимся психоаналитиком, и поэтому он прошел обучающий анализ с аналитиком из группы Карен Хорни и начал заниматься психоанализом под руководством своего преподавателя. С 1948 по 1952 год Эллис работал в Клинике психической гигиены Нью-Джерси, сначала как главный психолог Диагностического Центра штата Нью-Джерси, а затем как главный психолог всего штата Нью-Джерси. Он также продолжал частную практику в Нью-Йорке.

В течение некоторого времени Эллис применял в брачном и сексуальном консультировании активно-директивные методы. Прежде, чем проходить анализ, Эллис также справился со многими из собственных проблем путем чтения и применения философии Эпиктета, Марка Аврелия, Спинозы и Бертрана Рассела, поэтому он начал преподавать клиентам философские принципы, которые помогли ему. Между 1953 и 1955 годами Эллис все более и более восставал против психоанализа и начал называть себя скорее “психотерапевтом”, чем “психоаналитиком”. Он пишет: “В начале 1955 года я, наконец, завершил РЭТ” (Ellis, 1991a, p. 15). Он представил первый научный доклад о РЭТ на ежегодной конференции Американской Психологической Ассоциации в Чикаго 31 августа 1956 года.

В 1959 году Эллис основал компанию “Институт рациональной жизни”, теперь называемый Институтом рационально-эмоциональной терапии, как некоммерческую научную и образовательную организацию для обучения принципам рациональной жизни. С тех пор Эллис жертвовал все лицензионные платежи и доход от клиентов и семинаров Институту. В 1964 году Институт купил большой нью-йоркский особняк, где он и размещается до сих пор. В настоящее время в нескольких городах в Соединенных Штатах и в других странах Институт имеет отделения, занимающиеся распространением рационально-эмоционально-поведенческого подхода.

Эллис — человек безграничной энергии, вероятно генетически унаследованной от “двух чрезвычайно энергичных родителей, которые прожили разумно долгую жизнь и были активными до последнего дня” (Dryden, 1989, p. 545). Большую часть времени он проводит в работе. Хотя ему за восемьдесят, в течение типичной недели в Нью-Йорке он занимается с 70 индивидуальными клиентами (главным образом, получасовые сессии) и ведет пять терапевтических групп. Кроме того, по пятницам он проводит двухчасовые вечерние семинары, где публично беседует с людьми, и в уик-энд он посвящает время работе над книгами, исследованиями и письмами (Palmer, 1993a). Эллис также проводит многочисленные симпозиумы и семинары в Америке и за границей и использует время путешествия, чтобы писать и читать.

Работа является главным приоритетом Эллиса. Однако, он был женат и дважды разведен, а также имел отношения с множеством других женщин. Начиная с 1964 года, у него возникли устойчивые отношения с Джанет Вольф (Janet Wolfe), и он отмечает, что его жизнь “была бы лишена значительной доли смеха, сердечности и интимности без нее” (Dryden, 1989, p. 541). Альберт и Джанет не имеют детей, так как посчитали, что было бы несправедливо, если бы из-за больших требований, предъявляемых его работой, он был бы неспособен тратить на них много времени.

Работа Эллиса вызывает разногласия в оценках. Его идеи РЭПК бросили вызов психоаналитической и роджерианской ортодоксиям. Его идеи относительно секса бросили вызов обычной этике. Кроме того, Эллис не боялся высказывать свое мнение. Однако за прошлые 20 лет или около того когнитивные поведенческие идеи становятся все более и более модными, и Эллис теперь считает себя отцом РЭПК и дедушкой когнитивно-поведенческого консультирования. Эллис получил многочисленные почести и награды, включая главную награду Американской Психологической Ассоциации за выдающийся профессиональный вклад в знание (the American Psychological Association's major award for Distinguished Professional Contributions to Knowledge) и главную награду за профессиональное совершенствование Американской Ассоциации Консультирования (the American Counselling Association's major Professional Development Award).

Эллис всегда был плодовитым автором, еще до вступления в сферу психологии. Он опубликовал более 600 научных статей в психологических, психиатрических, и социологических журналах и антологиях. Кроме того, он является автором или редактором более чем 50 книг и монографий, включающих в себя: Sex without Guilt (“Секс без вины”), Reason and Emotion in Psychotherapy (“Разум и эмоции в психотерапии”), Humanistic Psychotherapy: The rational- emotive approach (“Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход”), A New Guide to Rational Living (“Новое руководство по рациональной жизни”) (в соавторстве с Робертом Харпером), Overcoming Resistance: Rational- emotive Therapy with Difficult Clients (“Преодоление сопротивления: рационально-эмоциональная терапия с трудными клиентами”), The Practice of Rational- emotive Therapy (“Практика рационально-эмоциональной терапии”) (в соавторстве с Винди Драйден), и How to Stubbornly Refuse to Make Yourself Miserable about Anything — Yes, Anything! (“Как решительно отказаться от того, чтобы что бы то ни было делало тебя несчастливым. Да, что бы то ни было!”) Эллис также известен своими рационально-юмористическими песнями типа “Прекрасной жалобы”, исполняемой на мелодию “Прекрасного мечтателя” Стивена Фостера, первые две строки которой звучат так (Ellis, 1988, p. 123): “Прекрасная жалоба, почему мы должны расстаться, когда мы жили одной жизнью с самого начала?” Помимо юмора, руководящими принципами работы Эллис были “наука, эффективность, честность, революционность и страстный скептицизм” (Ellis, 1991a, p. 30).

Основные положения


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 633; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!