Фундаментальные и первичные цели



Фактически все люди имеют три фундаментальных цели (ФЦ): выжить, быть относительно свободными от боли и быть разумно удовлетворенными или довольными. В качестве субцелей или первичных целей (ПЦ), люди хотят быть счастливыми:

сами по себе

в общении с другими людьми

интимно, с несколькими избранными другими

в сфере информации и образования

профессионально и экономически

в сфере отдыха и развлечений (Ellis, 1991b).

РЭПК рассматривает эти основные цели скорее как выбор или предпочтение, а не как нужды или потребности. Рациональная жизнь состоит из мышления, чувств и поведения, осуществляемых способами, которые вносят вклад в достижение выбранных целей, в то время как нерациональность состоит из мышления, чувств и поведения, осуществляемых способами, которые блокируют или мешают достижению этих целей. Рациональная жизнь состоит из установления разумного баланса между краткосрочным и долгосрочным гедонизмом, или между удовольствиями “здесь и теперь” и удовольствиями более длительного действия, получаемыми за счет дисциплины в настоящем. Таким образом, рациональность может быть определена как использование разума в следовании выбранному краткосрочному или долгосрочному гедонизму.

Эмоции, когниции и поведение

В ранней научной статье о “рациональной психотерапии” Эллис (Ellis, 1958b) предложил три фундаментальных гипотезы. Во-первых, мышление и эмоции близко связаны. Во-вторых, мышление и эмоции так тесно связаны, что они обычно сопровождают друг друга, действуя в круговороте отношений “причина и следствие”, и в некоторых (хотя едва ли во всех) отношениях являются, по существу, одним и тем же, так что мышление превращается в эмоцию, а эмоция становится мыслью. В-третьих, и мышление, и эмоции имеют тенденцию принимать форму саморазговора или внутренних предложений, и для всех практических целей предложения, которые люди проговаривают про себя, являются или становятся их мыслями и эмоциями. Таким образом, внутренние самовысказывания людей способны и генерировать, и изменять их эмоции.

Кроме того, Эллис (Ellis, 1988, 1989, 1991b) подчеркивает, что мышление и эмоции взаимодействует с поведением. Например, люди обычно действуют на основе мыслей и эмоций, а их действия влияют на то, как они думают и чувствуют. Короче говоря, когниции, эмоции и поведение редко являются полностью разделимыми и чистыми, если это вообще возможно.

Холодные, теплые и горячие когниции (cool, warm and hot)

Разделение Эллисом (Ellis, 1988, 1991b) когниций на холодные, теплые и горячие иллюстрирует то, каким образом чувства объединяются в когниции. Горячие когниции влияют на более интенсивные чувства и создают более интенсивные чувства, чем теплые или холодные когниции. Холодные когниции являются дескриптивными и могут предполагать наличие небольшого чувства или его отсутствие. Теплые когниции — это предпочтительные мысли или рациональные верования. Они включают в себя оценку холодных когниций, в пределах от слабых до сильных оценок, влияя на чувства от слабых до сильных и порождая такие чувства. Горячие когниции содержат горячие (резкие) или высоко оценочные мысли, и обычно предполагают чувства от сильных до очень сильных. Эллис приводит пример мужа, имеющего три варианта выбор, если его жена отчаянно сердита:

Холодная когниция: “Я вижу, что моя жена вспыльчива”.

Теплые или предпочтительные чувства-когниции: “Мне не нравится ее вспыльчивость, мне не хотелось бы, чтобы она так действовала. Как раздражает то, что она делает”.

Горячие чувства-когниции: “Я совершенно не выношу ее нападки! Она не должна оскорблять меня! Она ни к черту не годна, если так поступает! Я убью ее!” (Ellis, 1991b, p. 154.).

Горячие мысли могут варьироваться в различных пределах накаленности. Эти измерения включают в себя: наличие иногда или всегда, несдержанно или искренне; умеренно или настойчиво, вкрадчиво или пылко, тихо или громко, и ограничиваются одной ситуацией или являются более широко распространенными (Ellis, 1988).

Подходящие (уместные) и неподходящие (неуместные) эмоции

РЭПК — это не подход, отрицающий эмоции; скорее, он делает упор на подходящие эмоции. Неподходящими эмоциями являются те, которые мешают достижению разумного баланса между краткосрочным и долгосрочным гедонизмом. Например, для людей уместно в чужом и трудном мире быть испуганными, осторожными или бдительными, чтобы они могли предпринимать любые необходимые шаги для реалистической защиты. Однако, тревога и сверхозабоченность являются неподходящими эмоциями, коль скоро они основаны на иррациональном мышлении или на безумных верованиях и фактически могут мешать достижению целей или блокировать его. Точно так же враждебность может играть здравую и абсурдную роль. Здравая роль враждебности предполагает признание дискомфорта или раздражения в качестве основания для действия, предназначенного для преодоления или минимизации раздражения. Абсурдная роль враждебности может включать в себя обвинение других и мира таким способом, который блокирует эффективное действие и способен породить еще большее несчастье для данного человека и дальнейшую враждебность со стороны других. Таким образом, эмоции являются уместными (подходящими), когда они сопровождаются рациональными или здравыми верованиями, которые являются функциональными в том, что они не блокируют возможность эффективного действия и достижения фундаментальных и первичных целей.

Радостные и приятные эмоции могут также быть уместными или неуместными. Например, люди могут чувствовать чрезмерную гордость, когда их хвалят другие, потому что они обладают абсурдными верованиями относительно потребности в одобрении других. Разумный баланс между достижением краткосрочных и долгосрочных гедонистических целей предполагает баланс между достижением краткосрочных и долгосрочных уместных приятных эмоций.

Биологические тенденции

У всех людей существует напряженность между двумя противостоящими врожденными творческими тенденциями (Ellis, 1993b). С одной стороны, люди имеют тенденции создавать, развивать и актуализировать себя в качестве здоровых, достигающих цели человеческих существ. У них большой потенциал, чтобы быть рациональными и порождающими удовольствие. С другой стороны, у них имеется склонность создавать, развивать и претворять в жизнь иррациональные когниции, несоответствующие эмоции и дисфункциональное поведение. РЭПК теоретически предсказывает, что часто люди “биологически предрасположены к тому, чтобы ревностно, неистово и непреклонно создавать и держаться за свои долженствования (musts) и другие иррациональные верования, порождающие нарушение душевного равновесия” (Ellis, 1993b. p. 199). Таким образом, они обладают огромным потенциалом для разрушения самих себя и других, нелогичности и непрерывного повторения одних и тех же ошибок.

Эллис полагает, что главные виды человеческой нелогичности существуют фактически у всех людей, независимо от культуры и образовательного уровня. Человеческая склонность к совершению ошибок имеет врожденный источник. Тот факт, что людей, видимо, очень легко обусловить в направлении дисфункционального мышления и поведения и то, что это так трудно изменить, рассматривается как свидетельство врожденной тенденции к нелогичности (Ellis, 1980). Неспособность людей принимать действительность почти всегда заставляет их проявлять характерные черты эмоционального нарушения душевного равновесия. Однако в генетической предрасположенности к нелогичности существуют различия.

Для консультантов полезно признавать мощные врожденные тенденции людей к нелогичности. Их ожидания относительно прогресса клиентов должны стать более реалистическими. Одно лишь понимание клиента само по себе недостаточно. Консультанты должны убедить клиентов упорно работать и практиковаться и для того, чтобы измениться, и для того, чтобы сохранить свои достижения.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 379; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!