И.Грабарь, «Неприбранный стол»



Картина сначала закрыта. Воспитатель сообщает детям, что се­годня они познакомятся с еще одним интересным видом натюрмор­та, который художники называют «накрытый стол». На этих на­тюрмортах изображается стол, накрытый к завтраку, обеду, ужину. Людей на картине нет (ведь это натюрморт!), но их при­сутствие ощущается.

После этого открывается картина и детям предлагается вни­мательно ее рассмотреть и подумать, о чем художник хотел рас­сказать.

— Посмотрите, стол еще накрыт, но люди уже куда-то ушли. Кто-то уже начал убирать посуду: отогнул с угла голубую с синей каймой скатерть, вымыл тарелки, ложки, но не успел еще все убрать. На столе стоят недопитые рюмки, стакан, вазочка с варе­ньем, вазы с фруктами, графин, ваза с синими васильками. Кресло отодвинуто. Кажется, только что здесь были люди, они где-то не­далеко. Художник, конечно, думал о них, когда писал картину.

А какое у вас возникает ощущение, когда вы смотрите на кар­тину? Обратите внимание на основной цветовой тон — голубова­то-зеленый, холодный. Благодаря этому цвету возникает ощущение раннего утра, бодрости, свежести, прохлады. Угадайте теперь, какое время года изобразил художник? Конец лета или начало осени. Об этом говорят свежие яблоки и букет из синих васильков. Где стоит этот стол? В комнате? Нет, на веранде, около кустов.

Художник Игорь Грабарь назвал свою картину «Неприбранный стол». А как бы вы ее назвали?

На столах перед вами лежат краски и палитра. Попробуйте по­добрать краски, которые использовал художник для этой картины. Но постарайтесь положить на палитру крупно тот основной цвето­вой тон, которого больше всего в картине; остальные цвета подбе­рите соответственно цветовым пятнам, которые есть в картине.

Дети работают, звучит светлая, тихая музыка. После работы воспитатель с детьми проводит анализ, сравнивая цветовые палит­ры детей с тональностью картины.


Занятие «Натюрморт как часть портрета и жанровой живо

писи»

Цель. Дать представление о роли натюрморта в других жанрах живописи. Продолжать учить детей видеть единство содержания и средств выразительности в картине (роль рисунка, колорита, композиции в передаче смысла картины, ее настроения, характе­ра). Формировать развернутые и доказательные эстетические суж­дения и оценки, используя эмоционально-эстетические, искусство­ведческие термины. Для этого занятия можно взять картину «За завтраком» З.Серебряковой. Это жанровая картина, на ней изо­бражены дети художницы. Главной задачей художницы было рас­сказать о том, какие это дети.

— Маленькая девочка (наверное, она шалунья) только что при­бежала, об этом говорят ее поза и жест руки. Она и ее брат, тот, что сидит спиной к нам, внимательно на нас смотрят. Этот мальчик уже ест суп; видно, что он очень спокойный. Мальчик постарше, сидящий на другом конце стола, задумчиво заканчивает завтрак, пьет из стакана воду.

На картине присутствует и взрослый, наверное, это мама детей; но нарисованы только ее руки, которые наливают в тарелку суп; сама она как бы осталась за рамкой картины.

Это рассказ о детях, но здесь большую роль играет и натюр­морт, он помогает нам понять, какая это семья. Давайте сначала рассмотрим натюрморт. Из чего он составлен? Белый с голубым орнаментом столовый набор посуды: суповая миска, тарелки, ко­ричневатый горшочек со сметаной, блюдо с булками, графинчик с чистой, прозрачной водой, стеклянные стаканчики, баночки с солью и горчицей, яркий желтый кувшин, наверное, с молоком, блюдце с печеньем, белая сахарница, салфеточка, лежащая около девочки и еще не развернутая — и все это на белой чистой ска­терти. До чего же красивый натюрморт! Создается ощущение чис­тоты и аппетитности еды. И натюрморт этот говорит о дружной семье, спокойной и доброжелательной обстановке.

А в какой цветовой гамме написана картина? Давайте подберем цвета, которые использовал художник. (Дети подбирают из цвет­ных полосок цветовую гамму.) Да, здесь много теплых, солнечных тонов. А есть ли солнышко на картине? Да, это видно по тени от стула на курточке мальчика, сидящего к нам спиной; солнышко


сверкает на посуде, освещает теплыми лучами лица детей, ска­терть, которая становится местами не белой, а желтовато-розовой. Как бы вы назвали эту картину? (Варианты ответов.)

Можно рассмотреть с детьми и другие картины, например; «Купчиха за чаем» Б.Кустодиева, «Лютнист» В.Караваджо, «За туалетом» З.Серебряковой и др.

Третий этап работы может включать несколько занятий, на­правленных на ознакомление детей со средствами выразительности натюрморта: цветом, композицией, рисунком. С детьми этого воз­раста ведется целенаправленная и более углубленная работа по ознакомлению их со свойствами цвета (см. приложение). Дети уже знают, что цвет помогает передать время года, суток, состояние погоды, освещенность; что он может говорить и о настроении ху­дожника или отношении его к изображаемому. Они уже на прак­тике умеют составлять нужный цветовой тон, превращать его в более теплый или холодный, яркий, звонкий или глухой, нежный. Эти знания закрепляются у детей в различных художественно-раз­вивающих или дидактических играх.

Обобщению представлений детей о цвете как средстве вырази­тельности в живописи, и в частности в натюрморте, можно посвя­тить 1—2 занятия.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 713; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!