Средний дошкольный возраст (4—5 лет)



Задачи ознакомления детей этого возраста с натюрмортом не­сколько усложняются.

Продолжаем вызывать у детей активный интерес и эмоцио­нальную отзывчивость на живописную картину, удовольствие от восприятия натюрмортов, но уже подбираем для них натюрмор­ты разного вида. Формируем у детей представления о натюр­морте как особом жанре живописи, его видах — разных как по содержанию, так и по средствам художественной выразитель­ности.

Продолжаем работать над обогащением словаря детей сенсор­но-эстетическими и эмоциональными эталонами с тем, чтобы дети использовали их в своих оценках, суждениях при знакомстве с картинами. Подводим детей к необходимости целенаправленного последовательного восприятия произведения. Стараемся помочь им накопить запас образных впечатлений, насмотренности подлинных произведений искусства, привлекаем имеющийся у них опыт вос­приятия окружающего мира. Доступными средствами подводим детей к пониманию выразительности изображения, единства содер­жания картины и ее художественного языка. Учим внимательно вглядываться в произведение искусства, видеть красоту, гармонию или контрастность изображенных художником предметов; плот­ность и хрупкость материалов, из которых сделаны; спелость и сочность плодов, особенности их поверхности, разнообразие связей друг с другом и с окружающей их средой. Обращаем внимание детей на цвет как средство передачи художником эмоционального настроения, сезонного состояния природы или времени суток, фор­мируем отклик на красоту теплых и холодных тонов, их контраст­ность и создаваемое ими настроение — радости, грусти, торжест­венности, загадочности, тревоги и так далее. Привлекаем внимание


детей и к композиции картины: расположению предметов в про­странстве, выделению главного.

В этом возрасте дети уже могут понять некоторые особенности натюрморта как особого жанра живописи. Они знакомятся с на­тюрмортами, изображающими не только цветы, овощи, фрукты, но и предметы быта (например, В.Ван Гог, «Натюрморт с книгами»; П.Кончаловский, «Сухие краски»; В.Лебедев, «Натюрморт с па­литрой» и др.); натюрмортами смешанного характера (например, «Цветы и плоды», «Натюрморт с грибами» И.Хруцкого и др.).

Возможны следующие этапы работы. Сначала мы знакомим детей с трудом художника («О чем рисует художник, его помощ­ники»). На следующем этапе дети узнают о натюрморте как особом жанре живописи, его видах. На третьем этапе знакомятся с неко­торыми средствами выразительности живописного натюрморта — цветом, цветовыми сочетаниями, связывая их с настроением, ком­позицией как средством построения картины и выделения в ней главного. На заключительном, четвертом этапе проводится обоб­щающее занятие (формы проведения могут быть различные: экс­курсия, художественно-развивающая игра, комплексное занятие или др.), закрепляющее представления детей о натюрморте как особом жанре живописи.

Ознакомление детей с натюрмортом предполагает большую под­готовительную работу, предваряющую непосредственное рассмат­ривание картин и связанную с обогащением чувственного и эмоци­онального опыта детей, их знаний о тех объектах, которые они увидят на картинах. Дети могут принимать участие в сборе овощей, фруктов, ягод, цветов, составлять из них натюрморты, букеты; играть в различные сенсорные и художественно-развивающие игры типа «Видящие руки», «Угадай, чего не стало», «Составь букет», «Подбери цветы к этой вазе», «Составь натюрморт из овощей, фруктов», «Подбери краски, которые использовал художник в этой картине» и др. На прогулках, экскурсиях полезно использо­вать загадки об окружающих предметах, игры типа «Кто увидит больше» и др. Занятия по развитию речи, изобразительной дея­тельности, музыкальные должны обогащать образные представле­ния детей.

Первый этап работы хорошо начать с наблюдения за трудом художника. Конечно, это требует предварительной подготовки, бе-


седы с художником о том, что он расскажет детям, что покажет. Важно, чтобы дети услышали и поняли, что художника интересует весь многообразный мир — и природа, и люди, и их красота. Художник внимательно всматривается в окружающее, видит его в красках, формах, свете и тени, необычности их сочетаний. Каждый художник рисует то, что вызывает у него интерес, удивление, что радует его или огорчает, о чем он хочет рассказать людям, на что обратить их внимание. Это может быть природа (пейзаж), человек (портрет), цветы и фрукты, предметы, сделанные руками человека (натюрморт), повседневные дела человека, труд и спорт (бытовая живопись), животные, сказочные персонажи и сюжеты. Некоторые художники предпочитают какой-то один вид живописи (например, изображение моря).

На этом занятии хорошо рассмотреть, чем рисует художник, какие инструменты и материалы он использует для своей работы, дать возможность детям порисовать некоторыми материалами.

Прежде чем знакомить детей с натюрмортом, хорошо провести занятие, на котором внимание детей будет обращено на основные свойства предметов: форму, цвет, поверхность, вес, прозрачность или плотность материалов, из которых они сделаны; нужно поста­раться вызвать эмоциональную заинтересованность детей объекта­ми, включить их ассоциативное мышление, творческое воображе­ние, сообщить ощущение необычности каждой вещи, ее значи­мости .

Можно сочинить историю, сказку о самом обычном предмете, одухотворив его, например повести разговор «от лица» этого пред­мета: «Посмотри, какое Я красивое, Я — яблоко. Круглое, блес­тящее, тяжелое; одна сторона красная, другая — желтая. Корич­невый черешок, а на нем ярко-зеленый листочек. Я — сочное, спелое, сладкое. Меня так и хочется погладить, ощутить мою про­хладу и свежесть. Понюхай — какой сладкий и нежный аромат исходит от меня. Запах солнца, меда, чистого летнего ветерка. А еще во мне есть тайна. Отгадай какая? Послушай меня, тихонько потряси. Что слышишь? Да, у меня внутри зернышки, это они издают легкий шум. Если посадишь эти зернышки — вырастет яблонька, которая потом даст плоды, такие же сладкие, вкусные яблоки. Видишь, нет мне конца и края» (Белкина Э.В. Учимся видеть прекрасное. Сумы, 1991. С. 5).


Или:

— Дети, а сейчас посмотрите на этот стеклянный графин. Кто расскажет, какой он? Какую тайну он скрывает?

Воспитатель выслушивает догадки детей и сам их дополняет: «Я — красивый, сверкающий, прозрачный графин. Полюбуйтесь мной! Погладьте меня. Я гладкий, холодный, блестящий, а еще Я тяжелый. А на что Я похож? На прозрачную каплю, на пламя свечи. У меня длинное, высокое горлышко, а тело овальное. Вот какой Я изящный! А кто догадается, какую тайну Я скрываю?»

Дети придумывают. Воспитатель дополняет: «Тайна графина в том, что он может превращаться, изменяться, потому что он сделан из прозрачного стекла. Если мы нальем в него воду, он станет таким же прозрачным, как вода, как воздух. Если же нальем ли­монад, он может стать желтым, красным или зеленым и походить то на каплю сока, то на пламя свечи. Графин рассказывает нам и о человеке-стеклодуве, который придумал такую необычную форму для графина и выдул его из стекла.

Можно придумать или прочитать сказку о цветах, фруктах или о тех предметах, которые в дальнейшем дети увидят на картинах (например, сказку М.Горького «Самовар»). Хорошо использовать дидактические "или художественно-развивающие игры и упражнения типа «Путешест­вие в мир вещей» (описание см. в конце раздела), «Приключения мед­ной посуды», «Когда все спят». Это разбудит воображение детей, их любознательность, образное видение, обострит восприятие, а возмож­но, и изменит отношение детей к окружающим предметам.

Интересны в этом плане и творческие этюды. Ребенку предла­гают задание: «Представь, что ты — самовар (чайник, чашка). Ты гордый, злой, хитрый или др. Как это можно показать?»

Дети упражняются в передаче характера образа. Можно это делать перед зеркалом.

Следующим может быть занятие «Придумаем натюрморт». Воспитатель говорит детям, что о каждом предмете можно расска­зать не только словами, но и движениями, рисунками, можно также вылепить его из глины, пластилина. Так и поступают ху­дожники, скульпторы. Но они сначала внимательно рассматривают предметы, узнают их тайну — какие они: добрые или злые, тяже­лые или легкие, мрачные или веселые; как они относятся друг к другу, «дружат» или «спорят» между собой, кто главный.


Художники составляют из предметов натюрморты, расставляют их по-разному, ищут наиболее интересное для них место — так, чтобы предметы украшали друг друга или подчеркивали особен­ности друг друга, а иногда и спорили между собой, кто важнее.

После того как выстроен натюрморт, художник выбирает к нему цветовой фон, так, чтобы предметы на нем красиво смотрелись. «Вот сейчас мы с вами и составим натюрморт из фруктов (или посуды), — предлагает воспитатель. — Берем 3 — 5 предметов, среди них один-два крупных, остальные более мелкие».

Дети составляют натюрморт, учатся красиво располагать пред­меты по величине, цвету. После составления натюрморта им пред­лагается подобрать к нему цветовой фон (из нескольких разных по цвету листов бумаги) и поставить его за предметами. Дети ищут наиболее интересные по цвету фоны, видят, на каком цветовом фоне лучше, наряднее, на сливаясь, смотрятся объекты. После этого предлагаем детям нарисовать составленный натюрморт.

На следующем этапе (1—2 занятия) дети знакомятся с живо­писным натюрмортом, его видами. Воспитатель подбирает доступ­ные для восприятия детей натюрморты — сначала однопорядково-го, затем смешанного характера: натюрморты, изображающие цветы, ягоды, грибы, овощи и фрукты, предметы быта и такие, в которых эти объекты изображены вместе. Он эмоционально готовит детей к занятию (это может быть чтение или разучивание стихов о тех объектах, которые будут представлены на картине, пение песен, прослушивание музыкальных отрывков, сенсорные и художествен­но-развивающие игры); предупреждает детей, что скоро они пойдут на выставку картин, которые нужно внимательно рассматривать.

Затем проводится занятие «Беседа о натюрморте». Цель его — вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на худо­жественные произведения, желание внимательно рассматривать на­тюрморт, любоваться красотой предметов, необычностью их формы, цвета, поверхности, сочетанием предметов, их расстановкой (ком­позицией). Нужно дать детям представление о том, какие предметы изображаются в натюрморте, вызвать ассоциации с их собственным опытом, стимулировать эстетические оценки и суждения.

Занятие можно начинать по-разному, например так. Дети вхо­дят в зал, звучит тихая музыка. Воспитатель собирает детей в центре зала и говорит: «Посмотрите, как много здесь картин. Да-


вайте рассмотрим их молча, полюбуемся ими. Когда вы обойдете всю выставку, подойдите к тем картинам, которые вам больше всего понравились, и еще раз внимательно рассмотрите их». Детям дается время на восприятие картин. Через несколько минут воспитатель снова собирает детей около себя и проводит беседу. Задает им вопросы. «Вам понравилась выставка? Какие картины вам очень понравились? Чем?» Идет доверительная беседа с деть­ми. Воспитатель вместе с детьми подходит по очереди к той или иной картине, спрашивая: «А о чем нам хотел художник рассказать в этой картине, как вы думаете? А какое настроение у вас возни­кает, когда вы рассматриваете эту картину? (Вам весело или груст­но? Почему?) Какие краски здесь использовал художник? Да, художник о своем настроении нам рассказал, используя яркие, нарядные, теплые (или наоборот, холодные) краски».

После того как дети рассмотрят некоторые картины, воспита­тель обобщает увиденное: «Дети, мы с вами увидели разные кар­тины. Это цветы и фрукты, овощи, грибы, книги и краски, кото­рыми рисует художник. Мы в жизни иногда не замечаем красоту предметов, а художники — очень внимательные люди, их радует, удивляет нарядность предметов, необычность их цвета, формы. Они заставляют и нас внимательно вглядеться в предметы, изо­браженные на картине. Каждый предмет на полотне как будто говорит, какой он красивый, блестящий или гладкий, маленький или большой, прозрачный или матовый, тяжелый или легкий, круглый или прямоугольный. Особенно они хороши, когда собра­ны вместе. Тогда они спорят, кто главный, ссорятся или дружат, показывая красоту друг друга. Художник помогает нам яонягь эту тихую, таинственную, загадочную жизнь предметов. Прежде чем нарисовать предметы, художник их красиво расставляет, старается так поставить главный предмет, чтобы остальные его дополняли, украшали. Но художник рассказывает не только о предметах, но и о людях, которые их создали, собрали, вырастили. Сорванные цветы могут увянуть, ягоды и фрукты люди съедят, а нарисован­ные художником плоды и цветы будут жить. Глядя на эти картины, мы будем вспоминать зимой о лете или осени, о теплом солнышке, они будут согревать и радовать нас очень долго.

Картины, на которых изображены цветы, фрукты, овощи, ягоды, предметы, созданные руками человека, называются натюрмортом.


Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу —

Знай, что это натюрморт.

Итак, натюрморт — это картина не только об особой жизни предметов, но и о людях, которые их изготовили, вырастили, со­брали, об их отношении к этим вещам и о том, какие эти люди сами — добрые, трудолюбивые, заботливые, грустные или радост­ные, веселые или печальные».

В заключение занятия можно провести игру «Убери лишнюю». На столах у детей репродукции разных жанров живописи: 2 — 3 натюрморта, один пейзаж, 2 портрета. Воспитатель предлагает детям положить в центр стола картины, изображающие только натюрморт, другие — отложить в сторону.

На этом же этапе (2 — 3 занятия) с детьми рассматриваются некоторые средства выразительности в однопорядковых натюрмор­тах. При этом, если вначале рассматриваем одну картину, то на последующих занятиях можно взять сразу две-три, одна из кото­рых уже знакома детям. Это могут быть такие натюрморты, как «Сирень» П.Кончаловского, «Белая сирень» И.Левитана, «Бананы и дыня» Е.Малениной и «Бананы» В.Конашевича, «Яблоки на красном фоне» К.Петрова-Водкина и «Розовые яблоки на круглом столе» П.Кончаловского, «Яблоки» И.Репина и др.

На занятии следует использовать гармоничное по настроению сочетание музыки, поэзии, изобразительного ряда, тогда один образ будет полно представлен различными средствами художественной выразительности. Хорошо включать в такие занятия творческую деятельность самих детей — рисование, аппликацию, художествен­но-развивающие игры, мимические и пантомимические этюды.

Для первого занятия из этой серии мы предлагаем рассматри­вание картины К.Петрова-Водкина «Яблоки на красном фоне». Предваряя рассматривание картины, можно составить с детьми на-


тюрморт из яблок, полюбоваться им, загадать загадку. Предложить поиграть в сенсорные игры («Угадай на ощупь» или «Угадай на вкус»), составить на фланелеграфе натюрморт из вырезанных из бумаги яблок и красивого блюда, выполнить аппликацию. Все это обогатит представления детей, их чувственный опыт, создаст оп­ределенный эмоциональный настрой. На занятии можно вспомнить с детьми, как они составляли натюрморт из яблок, прочитать сти­хотворение о них. После этого открыть картину и дать детям воз­можность несколько минут полюбоваться ею, а затем провести бе­седу. Она может быть начата по-разному. Например, это может быть сообщение фамилии автора и названия картины (название вводит в идею картины, поясняет ее смысл). Можно начать и с таких вопросов: «Как вы думаете, о чем художник хотел нам рас­сказать в этой картине? Какое настроение вызывает у вас этот натюрморт? Почему?» Эти вопросы нужно связать с теми краска­ми, которые использовал художник. (Например: «Да, картина вы­зывает у нас радостное, веселое настроение, потому что здесь много красного, желтого, изумрудно-зеленого. Эти краски и создают ощущение праздничности, торжественности».) Можно включить запись музыкального отрывка, соответствующего настроению кар­тины. После этого нужно поговорить с детьми и о композиции картины: «А как вы думаете, дети, какое яблоко говорит о себе, что оно самое спелое, самое главное на картине? Да, белое яблоко. Оно самое яркое. Если внимательно посмотреть на него, то увидим на нем немного розового, желтого цвета — это два яблока, лежа­щие рядом, как бы освещают белое, «дружат* с ним, делают его еще более нарядным. Немного в стороне от группы из трех яблок лежат еще два яблока: одно из них очень необычного цвета, с ярко-изумрудным зеленым бочком, но на нем есть и желтый, и малиновый цвет. А как вы думаете, почему художник так распо­ложил яблоки — не все вместе? Да, чтобы показать красоту каж­дого яблока. Самая яркая на картине — красная скатерть. Она очень красиво сочетается с желтым, зеленым, малиновым и белым цветом яблок, делает их еще более яркими, звучными и создает радостное, праздничное настроение, вызывает восхищение от кра­соты плодов, выращенных человеком. А как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей.)

Давайте мы с вами теперь споем песню про яблоньку».


На следующем занятии можно рассмотреть с детьми сразу три натюрморта на одну тему, один из которых уже знаком детям. Например, картины «Яблоки на красном фоне» К.Петрова-Водки-на, «Розовые яблоки на круглом столе» П. Кончал обского и «Яб­локи» И.Репина. Рассматривание произведений следует проводить в сравнении с уже знакомой картиной. Перед детьми стоит уже известная картина, остальные пока закрыты.

Воспитатель: «Дети, мы с вами уже видели картину Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «Яблоки на красном фоне». Полюбуй­тесь еще на эту красоту». Дается время на рассматривание и на то, чтобы дети вспомнили картину. Затем воспитатель говорит: «А се­годня мы посмотрим, как интересно о яблоках рассказали другие ху­дожники. (Открывает остальные картины.) Художник Илья Ефи­мович Репин назвал свою картину «Яблоки», а Петр Петрович Кон-чаловский — «Розовые яблоки на круглом столе». Посмотрите на них внимательно. (Дается время для рассматривания.) Чем же эти картины похожи? Да, везде нарисованы яблоки. Вот как их много! А какое настроение они у вас вызывают? Какие это картины? Они радостные, нарядные, написанные теплыми, веселыми красками! Все три художника рассказали нам о красоте яблок, но каждый рас­сказывал по-своему. Давайте посмотрим, что интересного увидел ху­дожник Кончаловский? Его удивили розовые яблоки на фоне зеле­ных веточек и листьев. А круглый коричневый стол — как тарелоч­ка, на которой лежат яблоки. Яблок очень много. Они спелые, сочные, только что сорванные, нам кажется, что мы даже ощущаем их сладкий, медовый, тонкий аромат. Вам приходилось видеть и пробовать такие яблоки? А помните стихи о яблочке?

Соку спелого полно, Так свежо и так душисто, Так румяно-золотисто, Будто медом налилось, Видны семечки насквозь.

А. С. Пушкин

А сейчас посмотрите на эту картину («Яблоки» И.Репина). И здесь мы тоже видим яблоки, которые как бы рассыпаны на темно-коричневом столе; они лежат на листочках. Яблоки нарядные, но


это уже другие яблоки — красно-зеленые, со сверкающими зеле­ными бочками. В центре картины — ярко-зеленое свежее яблоко; около него слева два красных, с чуть зелеными боками — одно впереди, другое как бы спряталось за зеленым; чуть подальше еще одно, красное, выглядывает из-за яблока с желтым боком. В сто­роне, справа от этих пяти яблок, лежит красное яблоко. . Ближе к нам, на переднем плане, несколько маленьких светло-коричневых листочков, а в центре — веточка с перевернутыми ,■ вниз бледно-зелеными листочками. Наверное, художник писал эту ; картину ближе к вечеру: солнечный луч упал слева сверху и ос­ветил яблоки и листья, особенно высветив маленький листочек, и листок стал светло-желто-коричневым. Посмотрите, если его за­крыть, то в картине как будто чего-то будет не хватать, потому что все яблоки лежат слева, а справа, если бы не было листьев, Л* бЫло бы пусто. Свет играет на листьях и яблоках, а позади них <ЗЩно-коричневый, бордовый фон, на нем освещенные яблоки свер­ху кают, как драгоценные камни.

Мы с вами увидели разные натюрморты, изображающие ябло­ки. Но как интересно, по-своему рассказал о них каждый худож­ник, удивившись красоте плодов, щедрости земли, труду людей, вырастивших такую красоту.

Следующее занятие можно посвятить рассматриванию натюр­морта с другими объектами (например, «Натюрморт с грибами>> И.Хруцкого или «Синие сливы» И.Машкова.) В этих картинах появляются разные предметы (у И.Хруцкого — грибы и овощи, у И.Машкова — сливы, персики и тарелка). Перед занятием также нужно провести работу по обогащению детского опыта. Если это будет «Натюрморт с грибами», можно посоветовать родителям сво­дить детей в лес, посмотреть, как растут грибы, собрать их красиво в корзиночку, ощутить необычный запах грибов и леса или сводить детей на рынок, посмотреть, какие есть грибы. Очень хорошо, если родители еще и приготовят из грибов кушанье, дадут детям воз­можность попробовать его. Можно провести беседу о том, как дети ходили в лес за грибами, загадать загадки, спеть песенки, рас­смотреть иллюстрации, составить в группе натюрморт из грибов, вылепить грибы из пластилина или сделать аппликацию.

На занятии нужно сначала создать эмоциональный настрой: вспомнить, как дети ходили в лес за грибами, как искали их,


радовались, когда находили, собирали в корзиночку; можно про­читать стихи, вспомнить загадки. После этого открыть картину. Дать детям возможность полюбоваться ею, рассмотреть. Затем про­вести беседу:

— Однажды художнику в подарок принесли корзиночку с гри­бами. Грибов было так много, что несколько грибков упало; вся корзиночка так красиво смотрелась — светло-желтая, а в ней крас­но-коричневые шляпки грибов с белыми, чуть подрумяненными ножками, на которых еще видны остатки лесной земли. Художник радовался этой красоте, этому дару леса, изобилию и захотел все это нарисовать. Чтобы сделать натюрморт еще наряднее, он поло­жил около корзиночки несколько зеленых огурчиков и две головки лука. Ах, какой прелестный получился натюрморт! Художник взял кисти и краски и стал быстро-быстро рисовать.

Эта картина написана очень давно. Художника уже нет, а вот картина осталась и будет еще долго-долго радовать людей, достав­лять им радость и удовольствие. А сейчас посмотрите на картину и скажите мне: а какие же грибы нарисовал художник? Да, эти грибы называются белыми. Это самые вкусные, самые ценные грибы. Расскажите мне о них. Какие они? Да, они плотные, креп­кие, у них красно-коричневые шляпки и толстенькие белые, чуть румяные ножки. Поэтому грибы и называются белыми — белые, как сдобные белые пышные булочки. А сейчас я вас спрошу: какое по цвету пятно (светлое или темное) на картине выделяется как самое крупное? Да, светлое пятно — грибы с корзиночкой — на фоне темного. Видимо, художник рисовал картину на воздухе, около деревьев. Главное в этой картине — корзиночка с грибами, она поставлена в самом центре. А ближе к нам, на земле, на зе­леной травке, еще что-то лежит. Что это? Да, это несколько гри­бочков и зеленые огурчики. Они очень украшают картину, делают ее более нарядной. А еще здесь лежат две головки лука. Они немного холоднее по цвету, чем корзиночка, светло-желтые.

Понравился ли вам натюрморт? А хотите такой же нарисовать? Но каждый нарисует свой натюрморт про грибы.

Детям даются краски, и они рисуют. Звучит тихая веселая и светлая мелодия. После того как дети нарисуют картины, можно их рассмотреть, поговорить о настроении, которое передали в своих работах дети, предложить сделать из этих рисунков выставку.


Следующее занятие посвящается рассматриванию натюрморта с предметами, сделанными руками человека, например картины «Натюрморт с самоваром» И.Машкова, на которой представлена разнообразная кухонная утварь. Предполагается определенная подготовительная работа, обогащение знаний детей, их сенсорно-эмоционального опыта. Для этого хорошо провести экскурсию на кухню, а затем в беседе закрепить представления детей о кухонной утвари, рассмотреть разную посуду, послушать звон, который из­дает медная и эмалированная посуда, поиграть в игру «Из чего делается посуда?». Можно разыграть несколько творческих этю­дов, одушевляя предметы (я — самовар, я — чайник, я — кастрю­ля), показывая, какие они (гордые, сердитые, веселые, важные). Можно предложить составить натюрморт из посуды, сделать апп­ликацию.

На занятии создать эмоциональный настрой, а затем внести кар­тину И.Машкова «Натюрморт с самоваром». Начать беседу можно с вопроса: «Как вы думаете, о чем художник хотел нам рассказать в этой картине?»

— Да, о посуде. Какая это посуда? Кухонная. Но она разная. Из каких материалов она сделана? Кувшин, кастрюля, самовар, поднос отливают синевато-фиолетовым, серебряным холодным блеском. Яркими пятнами выделяется посуда из меди: желто-оран­жевые, темно-коричневые тарелка, чашка, кастрюлька с ручкой и стакан, две баночки, кофейник ярко сверкают. Это столкновение холодных и теплых цветов вызывает ощущение тревоги. Чувствуе­те, как предметы жмутся друг к другу? Кажется, что посуде хо­лодно. Так и есть. Художник писал эту картину в очень трудное, холодное и голодное время, об этом и рассказывает нам пустая посуда и контрастная, сдержанная цветовая гамма картины. Поэто­му и возникает настроение тревоги и печали.

А какой предмет на картине заявляет, что он самый главный? Да, самовар, он стоит в центре, самый высокий и большой. Как можно рассказать о нем? Какой он? Художник недаром назвал свою картину «Натюрморт с самоваром». Какие предметы такого же цвета, как самовар? А почему художник поставил маленькие предметы впереди крупных? Какой предмет самый яркий? Да, желтый поднос. Он как бы освещает остальную посуду. А как бы вы назвали этот натюрморт? (Ответы детей.)


На третьем этапе можно провести 1—2 занятия, посвященных ознакомлению детей с натюрмортами, написанными в теплой и хо­лодной гамме, и натюрмортом более сложным — смешанного типа (например, картина И.Левитана «Васильки» или М.Асламазян «Цветущий кактус»). Перед рассматриванием картин следует про­вести работу по ознакомлению детей с теплой и холодной цветовой гаммой. Эта работа может включать как сенсорные, художествен­но-развивающие игры, так и практическую деятельность детей — игры с красками и ознакомление их с цветовым спектром. Это такие игры, как «Радуга», «Солнечные краски», «Цветик-семицве­тик», «Полянка цветов», «Волшебная палитра», «Времена года», «Снегурочка и Веснянка» и др. После этого проводится рассмат­ривание двух натюрмортов. В начале занятия картины закрыты. Сначала следует открыть одну картину (например, «Цветущий кактус» М.Асламазян), дать детям несколько минут для рассмат­ривания, после чего спросить:

— Какое настроение вызывает у вас эта картина? (Радостное, веселое, солнечное, яркое, теплое.) — А почему? Какие краски здесь использовал художник? (Розовые, желтые, оранжевые, тепло-коричневые, теплые светло-зеленые.) Поэтому и создается радостное настроение солнечного, пышущего жаром дня. О чем же хотел нам рассказать в этой картине художник? Что здесь самое главное? Да, цветущий кактус. Он стоит в самом центре, очень пышный. Он как бы красуется собой и говорит: «Вот я какой нарядный! Полюбуйтесь мной. У меня красивые ярко-крас­ные цветы, скоро их будет еще больше — вон сколько у меня бутонов! А зеленые веточки! Они длинные и в сочетании с крас­ными цветами делают меня праздничным». А какой горшочек нарисовал художник? Где он стоит? На чем? Да, на нарядной оранжево-желто-коричневой скатерти'. Эти цвета очень красиво сочетаются с зеленым, красным и коричневым. А что лежит около цветка? Разноцветные бусы, они еще больше украшают цветок. А есть ли на картине солнышко? Да, оно освещает цветок, ска­терть и стену, делает ее розовой, теплой. И вся картина очень нарядная, праздничная, декоративная. Она как бы переливается солнечными красками — вот как эта мелодия. (Включить не­большой музыкальный отрывок, совпадающий по настроению с картиной.)


По окончании звучания музыки воспитатель спрашивает детей: «А что вам слышалось в этой мелодии?» (Дети высказывают свои впечатления.)

Открывается другая картина (например, «Васильки» И.Леви­тана).

— А сейчас давайте полюбуемся этой картиной. (Дается время
для рассматривания.) Какое настроение, какое ощущение здесь
передал художник? Чувствуете свежесть прохладного ясного утра?
Наверное, художник встал очень рано, вышел в пате и увидел рас­
пустившиеся васильки. Они так ярко сияли на фоне спелой ржи,
что он не удержался и, вдохнув необычный запах цветов, решил
собрать из них букет, чтобы потом нарисовать. В каких тонах на­
писана эта картина? Да, в холодных — синих, голубых, фиолето­
вых, холодно-зеленых. И поэтому-то создается ощущение бодрости
ясного летнего утра, просыпающихся цветов, их радости солнышку.

А сейчас посмотрите на обе картины вместе. О чем они? О цветах, которые дарит нам лето. Обе картины светлые, радостные, но как по-разному, используя цветовую палитру, можно рассказать о времени дня, о тех ощущениях, которые вызывают у нас утро и солнечный полдень.

А теперь каждый из вас попробует тоже нарисовать цветы, крас­ками расскажет о своем настроении, своем отношении к этим цве­там, а мы попробуем разгадать, любимые это цветы или нет.

Дети рисуют, после чего каждый рисунок обсуждается.

Можно также использовать игру «Найди картины, написанные теплыми или холодными красками».

Следующее занятие — ознакомление детей с более сложным натюрмортом — смешанного типа, где изображены разные пред­меты. При этом необходимо учитывать уровень подготовки детей к восприятию такого натюрморта. Могут быть рассмотрены такие картины: И.Хруцкий, «Цветы и плоды», «Цветы и фрукты», «На­тюрморт с фруктами»; К.Петров-Водкин, «Ежевика»; И.Машков, «Роза в хрустальной вазе».

Беседа о картине И.Хрупкого «Цветы и плоды»:

— В нарядной декоративной вазе стоит букет из разных цветов:
пионы, ирисы, незабудки; вокруг вазы, в корзиночках и коробах
.'[ежат ягоды и плоды. В стакане, до половины налитом водой,


ломтик лимона. Своей прозрачностью стакан подчеркивает плот­ность вазы. Долька лимона, лежащая у края стола, напоминает о присутствии человека. Об этом же говорит и свисающая со стола лимонная кожица, сигарета, вставленная в мундштук.

Какое богатство и изобилие плодов! На переднем плане слева — огромная тыква в окружении груш, разрезанного лимона, яблока. Все это в зеленовато-желтых холодных тонах. Справа — короб с гру­дой розовато-оранжевых, теплых по цвету персиков, положенных на зеленые листочки. Один персик около короба разрезан, и видна кос­точка. На заднем плане, более темном по цвету, коричневато-фиоле­товом, просматривается слева корзиночка, наполненная виноградом, со стебельками овса, справа — кисть винограда, лежащая на тыкве, а еще дальше — хрустальный графин. Посмотрите, ваза с цветами как бы объединяет эти два цветовых пятна — холодное справа и теп­лое слева; цветы, стоящие в ней, тоже подобраны в контрасте теплых и холодных тонов, усиливающих единство изображения. Вся карти­на пронизана ощущением изобилия, радости от щедрых даров земли, восторженной любви к ней. Она звучит как гимн природе.

Беседа может быть выстроена по таким вопросам:

— О чем художник хотел нам рассказать в этой картине? Какое
настроение она у вас вызывает? Почему? Какие краски использо­
вал художник? Почему художник так расположил все предметы
(близко к нам, на переднем плане)? На что он хотел обратить
наше внимание? Что самое главное в картине? Почему в центре
поставлена ваза с различными цветами, нарисованными теплыми
и холодными красками? (Она объединяет правую и левую стороны
картины и вносит в картину гармонию, устанавливая «дружбу»
разных цветовых тонов и форм.)

— А сейчас давайте подберем краски, которые использовал ху­
дожник в этой картине. (Внизу картины нужно расположить раз­
ноцветные полоски, которых больше, чем использованных в кар­
тине красок. Дети выбирают цветные полоски, сравнивая их с цве­
товой гаммой картины.) Вот как много красок использовал
художник! Поэтому картина такая нарядная и праздничная.

Заключительный этап работы должен обобщить представления детей о натюрморте. Он может быть проведен как экскурсия на выставку натюрмортов. Для этого в зале вывешиваются все уже


знакомые детям натюрморты, а также несколько новых. Можно провести этот этап как комплексное занятие, включающее разные виды деятельности детей: слушание музыки, чтение стихов, пение, разнообразные художественно-развивающие игры. Но в целом он должен закрепить полученные на предыдущих занятиях представ­ления детей о том, что картины пишут художники, чтобы порадо­вать нас, обратить наше внимание на красоту окружающих нас вещей. Художники — очень внимательные люди, они все видят в красках, в формах, часто удивляются неожиданной красоте пред­метов, хотят обратить на них и наше внимание. Написав картину, художник дает нам возможность долго любоваться этими предме­тами. Каждый художник видит обычные предметы по-своему.

—Давайте внимательно рассмотрим картины и расскажем, что же изображает художник в натюрморте? Какой натюрморт вам осо­бенно запомнился? Что вспоминаете вы, глядя на этот натюрморт? А на этот? Давайте найдем натюрморт, написанный в теплых тонах. А в холодных? Почему вы так думаете? Какие краски здесь использовал художник? Какое настроение картина у вас вызывает? Какое стихотворение вы можете рассказать об этой картине? Сей­час я загадаю вам загадку о каких-то предметах, а вы найдите картину, где эти 'предметы изображены.

Можно предложить узнать картину по настроению проигранно­го музыкального отрывка. Воспитатель подтверждает и уточняет ответы детей.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 484; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!