Рекомендуемые репродукции натюрмортов



Н.А.КУРОЧКИНА

ЗНАКОМСТВО С НАТЮРМОРТОМ

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»

Санкт- П етербург

2006


 

'•Детство

Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом / Библиотека программы :тство». — СПб.: Изд-во «Детство-Пресс». 2006— 112 с.

Книга посвящена эстетическому, художественному воспитанию дошкольни­ков, формированию у них умения понимать, чувствовать и эмоционально от­кликаться на произведения живописи. Автор предлагает систему педагогической работы по ознакомлению детей 3 — 6 лет с натюрмортом, разработанную в со­ответствии с программой развития и воспитания детей «Детство* (кафедра до­школьной педагогики Российского государственного педагогического универси­тета им, А.И.Герцена). Для каждой возрастной группы даются подборки соот­ветствующих теме поэтических произведений н игр. Книга дополнена приложением — комплексом занятий по ознакомлению детей со свойствами цвета.

Для воспитателей детских дошкольных учреждений, студентов педагогичес­ких вузов и колледжей, руководителей кружков и студни.

О Н.А.Курочкяна, 1996

О Издательство «Акцндент», 1996

О Издательство «Детство-пресс», 1999


ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга адресована всем, кто занят воспитанием детей, кто понимает важную роль искусства в гармоническом развитии лич­ности маленького ребенка, в приобщении его к духовным ценнос­тям общества, к художественной культуре.

Воспитатель — проводник детей в большой мир. Он осущест­вляет преемственную связь поколений и помогает детям освоить общечеловеческий ценностный опыт отношений к добру и злу, правде и лжи, прекрасному и безобразному, к любви и ненависти. Наши, взрослых людей, чувства, оценки и суждения, сердечная доброта и увлеченность, отзывчивость на добро и красоту в быту и искусстве формируют у детей сопереживание, сочувствие, удив­ление, восторг и восхищение красотой окружающего мира и про­изведений искусства, отражающих этот мир.

Мир искусства многогранен. Одной из прекрасных его граней является изобразительное искусство, и в частности живопись. На страницах этой книги мы поведем разговор об одном очень инте­ресном ее жанре — натюрморте. Вначале мы дадим небольшую справку о специфике натюрморта как жанра, поговорим об особен­ностях его восприятия детьми разных возрастов, принципах под­бора натюрмортов для показа детям, а затем предложим методику и систему работы по ознакомлению детей разных возрастных групп с этим художественным жанром.

Надеемся, что эта книга окажет вам помощь. Успехов вам!

Н.А.Курочкина


НАТЮРМОРТ КАК ЖАНР ЖИВОПИСИ

Натюрморт как жанр живописи возник в Европе на границе XVI и XVII столетий, но его предыстория началась значительно раньше. Сам же термин, столь привычный для современников, появился в начале XIX в. во Франции (паЬиге тогЬе — мертвая натура), вытес­нив более употребительное в XVIII в. голландское слово зШ1етеп (неподвижная натура) и немецкое 5Ш1еЪеп (спокойная жизнь). Все эти названия условны и не исчерпывают, как отмечают искусствове­ды, сути явления. Объясняется это разнообразием объектов изобра­жения в натюрморте. «Натюрморт — это жанр, в котором художник выражает свое отношение к действительности посредством изобра­жения предметов, которые он объединяет сначала в натуре, а затем на полотне смысловыми и эстетическими связями, не обязательно обусловленными, жизнеподобными; бытовыми, пространственными отношениями между этими предхМетами^ (Г.К.Черлинка. Натюр­морт в советской живописи //Искусство. 1988. №5. С. 13).

Жанр натюрморта многогранен, его основной объект — интим­ная, частная жизнь человека, его простые будничные дела и по­требности, выраженные в предметах — еде, питье, домашней ут­вари, элементах растительного и животного мира, произведениях прикладного и изобразительного искусства, объектах и инструмен­тах труда. Художник изображает внешний мир: форму, цвет, фак­туру предметов, плотность, мягкость, сочность, влажность, про­зрачность, хрупкость. Познаются не только физические свойства вещей, но, главным образом, их значение для человека, роль, ко­торую они играют в его жизни. Благодаря этому мы узнаем быт эпохи, страны, отдаленных от нас временем, расстоянием.

Художник разглядывает предметы вблизи — спокойно, нето­ропливо, внимательно, показывает их зрителю крупным планом, в разных ракурсах — целые, разрезанные, разбитые. Все это по­зволяет ему выявить такие свойства и качества предметов, которые заставляют зрителя по-новому увидеть привычные, знакомые вещи, оценить их красоту.


Одна из основных тем жанра — тема любви к природе, тема ее познания и освоения, восхищения изобилием ее даров в бесконеч­ной красоте и разнообразии. Это не только любование природой, но и прославление человека, который вырастил, собрал, разложил красиво все эти прекрасные и полезные предметы. «За рыбными лавками Снайдерса угадываются неутомимые парусники голланд­цев, бороздивших моря всего мира. За пестрыми грудами плодов Сарьяна — трудолюбивые руки армянских крестьян. Разглядывая вещи на картине, начинаешь понимать, сколько усилий и мастер­ства вложено, чтобы изготовить вазу, расписной поднос, вышитое полотенце, вырастить овощи, испечь хлеб» (Г.К.Черлинка. С. 23).

В натюрморте звучат и философские темы смысла жизни челове­ка. Объекты, изображаемые в натюрмортах, можно разделить на две большие группы: природные предметы (цветы, плоды, снедь, рыба, дичь, которым сопутствуют птицы, мелкие животные, насекомые) и вещи, сделанные руками человека (орудия труда, предметы быта, произведения искусства). Особенность природных объектов — их недолговечность. Они, как правило, относятся к органическому миру; вырванные из окружающей естественной среды, они обречены на скорую гибель: цветы вянут, плоды портятся и так далее. Поэто­му функция этого жанра — придать неизменность изменчивому, за­крепить нестойкую красоту, сдержать ход времени, сделать тленное вечным. Это придает натюрмортам философскую глубину, привле­кательную для зрителя, что удачно выражено в таких стихах:

Дожив до нынешней поры, Остался длинный нож не сломан И вьется впереди лимона Шершавый вензель кожуры.

И не облуплена стена, И неизменны ткани складки, И все содержится в порядке, И розовеет ветчина.

Никем не выпито вино И на салфетку не пролито. Но нет кистей и нет палитры, И нет художника давно.


И кто ответит, почему,

Как в прошлый день,

Так будет завтра

Кого-то ждать накрытый завтрак —

И не притронуться к нему.

А. Векслер

Предметы, изготовленные человеком, как правило, сделаны из долговечных материалов — металлов, дерева, керамики, стекла. По фактуре они представляют контраст предметам органического мира. Но главное их отличие от природных — та содержательная роль, которую они играют в натюрмортах. Они характеризуют че­ловека, его деятельность, вносят в натюрморт социальное содер­жание, представляя труд и творчество человека.

Огромное разнообразие вещей расширяет и содержательные возможности- натюрморта. Вводя в него изображение картин, гра­вюр, можно привносить в натюрморт и элементы других жанров — пейзажей, портретов, интерьеров, создающих новые своеобразные пространственные, смысловые и декоративные отношения. Натюр­морт обогащают изображения росписей (на подносах, чашках, вазах), мелкой скульптуры (бюсты, статуи, барельефы и так далее), вышивка (ткань, одежда). При всей различности природ­ных и искусственных предметов они имеют и общие черты, позво­ляющие органично объединять эти объекты в'натюрморт. Те и дру­гие являются частью интерьера, относительно невелики по разме­рам, органично сочетаются друг с другом (ваза и цветы, блюдо и фрукты и так далее), те и другие — спутники повседневной жизни. Главное же, что объединяет все эти предметы, — это воздействие на них человека: лук выращен, цветы сорваны и поставлены в вазу, хлеб испечен и так далее.

Вещам в живописном натюрморте свойственны еще и метафо­рические, символические, иносказательные значения, кроме быто­вой у них есть знаковая сущность. Общеизвестно символическое значение цветов (алая роза — любовь, незабудка — верность и так далее). В роли символов выступают и драгоценные камни (изумруд — постоянство, александрит — изменчивость), различ­ные предметы (труба — символ славы, молвы; шкатулка — богат­ство и так далее). Мир, который раскрывает натюрморт «крупным


планом», — это мир человека, его взаимоотношений с окружаю­щими его предметами. Содержанием их являются не только сами предметы и их материальные качества, но и та творческая энергия человека, которая заключена в этих вещах и определяет наше к ним отношение. В натюрморте в соответствии с нравственно-эсте­тическими запросами времени раскрываются представления совре­менников о красоте мира, духовном богатстве людей, отражается мир человеческих чувств и взаимоотношений человека с окружа­ющим. За изображением в натюрморте видятся люди определен­ных социальных слоев, профессий, определенной среды и эпохи. Натюрморт — преимущественно жанр живописи. Даже в гра­фике до появления цветной печати натюрморт почти полностью отсутствовал. С натюрмортом как жанром живописи мы и предла­гаем знакомить дошкольников.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ НАТЮРМОРТА ДЕТЬМИ 3-6 ЛЕТ

Натюрморт — первый жанр живописи, с которым, как показы­вают исследования педагогов и психологов, нужно знакомить до­школьников, ибо он не только вызывает наибольший эмоциональ­ный отклик детей уже с 3—4 лет, ассоциации с их собственным жизненным опытом, но и привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов, любоваться ими. И в этом смысле натюрморт рассматривают как ключ к постижению живо­писного художественного образа.

В эксперименте (Н.М.Зубарева) детям предлагались для рас­сматривания картины различных жанров: бытовая, натюрморт, пейзаж. Давалось задание: выбрать самую «красивую» картину и рассказать о ней. Наибольшее внимание детей привлекла жанровая (бытовая) картина — своим увлекательным содержанием, собы­тиями, изображенными на ней, персонажами, — но при этом мало кто из детей обращал внимание на художественный язык произве­дения. А вот восприятие натюрморта обостряло эстетическое виде­ние детьми цветового созвучия, формы, настроения картины, вы-


зывало эмоциональный отклик, ассоциацию со своим опытом. Это позволило Н.М.Зубаревой предположить, а в дальнейшем и дока­зать, что натюрморт — именно тот жанр, с которого детей следует начинать знакомить с живописью. Ею установлены уровни эстети­ческого восприятия детьми дошкольного возраста живописного на­тюрморта. На первом уровне, самом низком, ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине, но еще не образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер. На этом уровне стоят дети примерно трехлетнего воз­раста, но если с ними не ведется педагогическая работа, то на этом же уровне они остаются не только в б —7 лет, но и в более старшем возрасте. Второй уровень: ребенок начинает не только видеть, но и осознавать те элементарно-эстетические качества произведения, которые делают картину привлекательной для него. При условии внимания со стороны педагога значительная часть детей в возрасте 5 лет уже способна получать элементарное эстетическое наслажде­ние, оценивая в картине как красивое и цвет, и цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже — форму и компо­зицию.

На третьей, самом высоком уровне эстетического развития дети-дошкольники поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. На этом уровне ребенок оказывается способным уловить внутреннюю характеристику художественного образа, не лежащую на поверх­ности. Это еще частичное, не полное постижение художественного образа, но оно позволяет ребенку эстетически переживать хотя бы часть замысла художника. На таком уровне восприятия оказыва­ются дети в основном старшего дошкольного возраста при условии проведения с ними целенаправленной педагогической работы по развитию их эстетических чувств и восприятий.

Представлять эти три уровня эстетического развития детей вос­питателю очень важно, от этого зависит стратегия и тактика работы с группой по развитию у детей художественного восприятия. Про­анализировав наличное состояние эстетического развития детей в группе, взрослый может наметить план постепенной целенаправ­ленной и дифференцированной работы с учетом индивидуальных особенностей восприятия каждого ребенка, постепенно ведя детей, стоящих на низком уровне восприятия, до более высоких этапов.


Однако эстетические эмоции, возникшие под воздействием внешней красивости — яркости красок, ритмичности и так далее, еще не свидетельствуют о глубине эстетического воспри­ятия. Более глубоким эстетическое чувство будет тогда, когда ребенок ответит переживанием не только на прекрасную форму, но и на образно-художественное содержание произведения ис­кусства.

ВИДЫ НАТЮРМОРТОВ. ПРИНЦИПЫ ОТБОРА

НАТЮРМОРТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ

ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

Психологи и педагоги, характеризующие детское восприятие произведений искусства, указывают, что многое зависит от выбора конкретных произведений, доступности для детей их содержания и средств выразительности, а также от созданных взрослым усло­вий и руководства процессом восприятия.

Когда мы рассматриваем ряд натюрмортов разных художников, мы видим, насколько они разнообразны, и не только по тому, что изображено (содержанию), как изображено (средствам вырази­тельности), но и по индивидуальной творческой манере каждого художника. Мы ощущаем определенное эмоциональное воздейст­вие каждой картины: одни кажутся нам очень лирическими, ин­тимными, другие торжественными, героическими, монументальны­ми. Искусствоведы не подразделяют натюрморты по видам, но для педагогической работы с детьми нам это представляется важным. Так, в зависимости от содержания изображенных объектов на кар­тине, мы условно выделяем однопорядковые (или одновидовые) и смешанные натюрморты.

Однопорядковый (одновидовой) натюрморт изображает объекты одного конкретного вида: только овощи, только фрукты, только ягоды, грибы, цветы и так далее. (Например: П.Кончаловский, «Персики»; И.Репин, «Яблоки*-; М.Сарьян, «Бананы»; И.Маш­ков, «Малинка»; И.Левитан, «Сирень» и др.) На картине может быть изображена и разнообразная снедь (вид — продукты пита­ния): хлеб и различные мучные изделия, сыр, колбасы, разнооб-


разное питье и др. (И.Машков, «Снедь московская. Хлебы»; В.Стожаров, «Хлеб. Квас» и др.); предметы быта — посуда, ин­струменты, используемые в разных профессиях; материалы, ткани, книги, оружие и др. (П.Кончаловский, «Сухие краски»; Ж.Б.С.Шарден, «Натюрморт с ящиком красок»; В.Ван Гог, «На­тюрморт с книгами» и др.).

Если на картине представлены разнородные предметы (овощи и фрукты, цветы и плоды, посуда и овощи, оружие и цветы и др.), мы условно определяем такой натюрморт как смешанный по со­держанию (И.Машков, «Клубника и белый кувшин»; И.Хруцкий, «Цветы и фрукты»; И.Михайлов, «Овощи и фрукты»; К.Петров-Водкин, «Бокал и лимон» и др.).

Несколько иной характер имеют натюрморты, объединенные на­званием «накрытый стол»: «завтрак», «десерт», «ужин» и др. (К.Петров-Водкин, «Утренний натюрморт»; И.Грабарь, «Утрен­ний чай», «Неприбранный стол»; И.Машков, «Ананасы и бананы» и др.). В подобных изображениях есть некоторый сюжет, поэтому мы условно их обозначим как сюжетные. К сюжетному натюрмор­ту можно отнести натюрморты с изображением живых существ: птиц, животных, человека — или натюрморты с включением в них пейзажа (Ф.Толстой, «Букет цветов, бабочка и птичка»; И.Сереб­рякова, «За завтраком»; А.Лентулов, «Овощи»; П.Крылов, «Цветы на окне» и др.). Натюрморт может быть включен в пор­трет, картины других жанров живописи. В этом случае он обычно служит для раскрытия характера человека, его социальной при­надлежности, среды, обстоятельств, и тогда натюрморт теряет свою жанровую принадлежность. (Впрочем, иногда грань между жан­рами достаточно трудно определить.)

Мы отметили основные виды натюрмортов в соответствии с их содержательной характеристикой, однако следует иметь в виду и другие характеристики натюрморта с точки зрения использован­ных художником средств выразительности. Так, наше внимание всегда привлекает цветовая тональность — теплая, холодная или контрастная гамма красок. Например, «Хризантемы» (И.Грабарь), «Цикламены» (В.Конашевич) написаны в прозрачной холодной гамме; «Подсолнухи» (В.Ван Гог), «Натюрморт» (О.Богаев-ская) — в теплой гамме; «Груши на зеленой драпировке» (И.Гра­барь), «Купавки» (А.Головин) — в контрастной гамме.


Масштаб композиции в натюрмортах обычно ориентирован на размер «комнатной» малой вещи (хотя не исключены и большие полотна), отсюда большая интимность натюрморта по сравнению с другими жанрами. Несколько иная, чем в других жанрах живо­писи, и композиция.

Главными героями здесь являются предметы, вещи, которые и подаются «крупным планом>>, чтобы можно было вглядеться в их красоту, поэтому здесь нет больших перспектив, далей, многоплановых точек зрения. Как правило, основная группа предметов, где находится сюжетно-композиционный центр, рас­полагается на втором плане. Передний обычно является подхо­дом к основному содержанию картины. В композиции натюр­мортов, решаемых декоративно, основная группа предметов может быть расположена и на переднем плане, то есть у ниж­него края картинной плоскости.

Большое значение в натюрморте имеет точка зрения. При низ­ком уровне горизонта изображение воспринимается сильно сокра­щенным в глубину, предметы кажутся более высокими. Точка зре­ния сверху как бы ставит изображение «на дыбы», такая точка зрения создает впечатление приземистости предметов. Среднеот-крытый горизонт увеличивает протяженность пространства, дает почувствовать ритм в сочетании компонентов, составляющих на­тюрморт. Глубину пространства усиливает и перспективное изме­нение каждого предмета.

Формат плоскости — также особое средство выразительности: квадратная форма создает впечатление некоторой устойчивости, горизонтальная носит характер панорамности, вертикальная дает ощущение торжественности, монументальности. Для создания ком­позиционного равновесия художники используют свет и цвет, про­тивопоставление крупных и мелких форм, расположенных верти­кально и горизонтально. Предметы подбираются художником не случайно; они дополняют, подчеркивают выразительность друг друга или выступают в контрасте, «спорят», «ссорятся».

Некоторые исследователи рассматривают натюрморты и с точки зрения трактовки художественного образа. Так, Н.М.Зу­барева предлагала детям натюрморты, выполненные в обобщен­но-реалистической; реалистической, но детализированной; деко­ративной манере. Реалистически выполненные натюрморты рас-


считаны на правдоподобие, внешнюю живописность, объемно-пространственную иллюзорность. Декоративные работы отличает яркость, условность, декоративность, родственная произведениям русского народного искусства. Это обобщенное решение объема, графичность, уплощенность предметов, четкость силуэтов, огра­ниченное решение пространства, акцентирование ритмов. Изме­няется отношение и к пространству. Все предметы как бы при­ближены к зрителю. От этого весь натюрморт решается почти на одной плоскости. Для большей выразительности иногда при­меняется четкая контурная линия, подчеркивающая общий си­луэт предмета. Часто вводится орнамент как на фоне, так и на самих предметах, который вплетается в графический ритм всего натюрморта и создает вместе с ним единую гармоничную ком­позицию. Именно натюрморты, выполненные декоративно, как показало исследование Н.М.Зубаревой, наиболее предпочитаемы детьми на первых этапах работы при ознакомлении их с живо­писью.

Таким образом, знакомя детей с натюрмортом, следует обратить внимание на все его характеристики: вид, характер образа, сред­ства выразительности, индивидуальную манеру творчества худож­ника — и донести это до детей в доступной форме.

Понимание сложности и разнообразия натюрмортов позволит взрослому правильно отбирать художественные произведения в зависимости от уровня знаний, представлений детей, их опыта сенсорного и эстетического восприятия. При отборе натюрмортов для детей следует опираться прежде всего на высокохудожест­венные произведения, доступные им как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности. Натюрморт дол­жен вызывать у детей эмоциональный отклик, интерес, быть близким их личному опыту. Однако постепенно дети познако­мятся с разнообразными видами натюрмортов, выразительными особенностями этого жанра живописи, творческой манерой ху­дожников.

Можно рекомендовать для детей младшей и средней групп на­тюрморты, изображающие сначала конкретные объекты одного по­рядка, одновидовые: овощи, фрукты, цветы, ягоды. Эти натюр­морты не должны иметь большого количества объектов, должны быть простыми по средствам выразительности. Хорошо подобрать


яркие, декоративные работы. В средней группе в дальнейшем сле­дует предложить смешанные по содержанию натюрморты: цветы и плоды, ягоды и фрукты, овощи и фрукты и др.; в дополнение к ним рассмотреть натюрморты с предметами быта, снедью и др. Здесь уместно обратить внимание детей и на некоторые средства выразительности, цветовую тональность (теплую или холодную гамму, контрастность цвета).

В старших группах следует показать детям разнообразие натюр­мортов, особенности использованных средств выразительности, ин­дивидуальность творческой манеры художников. В дополнение к однопорядковым и смешанным натюрмортам детям предлагаем на­тюрморты сюжетного характера, а также написанные в обобщен­но-реалистической, детализированной и декоративной манере, в теплой, холодной и контрастной гамме; лирические, торжествен­ные и др. Натюрморты подбираются разнообразными по компози­ции. Детей знакомим и с тем, как художники включают натюрморт в изображение портрета, жанровую, историческую и другие виды живописи.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАТЮРМОРТОМ,

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ

Педагогическая работа по ознакомлению детей с искусством тре­бует создания определенных материальных условий и особой твор­ческой, радостной атмосферы в группе, душевного контакта между взрослыми и детьми. Материальные условия — это подготовка необходимого для данной работы оборудования, организация изо­студий, зала с набором удобной мебели и их соответствующее оформление. Это подготовка набора качественных репродукций, живописных произведений, слайдов, художественно-развивающих игр, кинопроекторов и проекционных аппаратов, магнитофонов и проигрывателей с набором записей соответствующих музыкальных произведений. Но одних материальных условий недостаточно, тре­буется еще атмосфера увлеченности, заинтересованности искусст­вом, потому что эстетическое развитие ребенка, передача художе-


ственной информации имеет свои отличительные особенности; здесь действует основной закон искусства — закон художествен­ного уподобления. Восприятие художественной информации невоз­можно без эмоционального уподобления; воспринимающий должен как бы «заразиться» чувствами передающего, пережить их как свои собственные. Кроме того, восприятие художественной инфор­мации требует определенной подготовки детей, формирования их личного опыта, настроя на встречу с прекрасным. Процесс пони­мания художественного образа представляет собой процесс «накла­дывания» уже имеющихся впечатлений на воспринимаемый объект. Художественный образ, коснувшись сердца ребенка, дол­жен оживить в нем запас собственных сходных жизненных впе­чатлений, по-новому их осветить, чтобы ребенок нашел в произве­дении что-то свое. Это поможет глубже, проникновеннее, творчес­ки подходить к картине. Взрослый должен очень тонко и умело использовать этот метод творческой интерпретации содержания, широких ассоциаций.

Важнейший принцип развития эстетического воспитания — это принцип целостного и неспешного эмоционального освоения. Пер­вое знакомство с картиной часто не производит достаточно глубо­кого впечатления; впечатление бывает обычно неясным, расплыв­чатым. Повторное восприятие, как показывают современные иссле­дования, помогает лучше, глубже его осознать и пережить. Однако каждый повторный показ должен вносить что-то новое в эмоцио­нальное познание, и здесь важно использовать метод поэтапных открытий (Б.М.Неменский): четкое вычленение задач каждого последующего занятия, постепенное включение детей в осознание художественного замысла произведения.

Другим важным принципом в приобщении детей к искусству является соблюдение единства восприятия и собственной творчес­кой деятельности детей.

Огромное значение имеет методика общения с детьми и рас­сматривания вместе с ними художественной картины. Основным методом общения является метод свободного диалога, доброже­лательной поддержки высказываний ребенка, творчески интер­претирующего свои эстетические переживания. Взрослый при рассматривании художественной картины должен анализировать произведение. Как показывают исследования С.Л.Рубинштейна,


Г.Т.Овсепян, А.Ф.Яковличевой, А.А.Люблинской, Т.А.Кондрато­вич и др., особенности описания ребенком картины зависят от содержания, самого сюжета — знакомого или не знакомого ребенку.

Велика роль вопроса, с которым обращается взрослый к ребен­ку. Вопрос «что?» ориентирует ребенка на перечисление предме­тов. Вопрос «что делают?» побуждает детей к раскрытию функ­циональных связей. Когда же ребенка просят рассказать о собы­тиях, изображенных на картине («о чем художник хотел нам рассказать?^, ребенок пытается истолковать увиденное.

Художественная картина отличается от дидактической. При ее восприятии самое существенное — это понимание художест­венного образа, замысла, выраженного через единство содержа­ния и выразительных средств живописи, эмоциональное сопере­живание, эмоциональный отклик на настроение картины, ас­социирование с собственным опытом. Чтобы понять это, надо иметь некоторые знания о языке живописи, владеть некоторыми эмоциональными и эстетическими эталонами. А.А.Люблинская показала, что образы восприятия, обозначенные словами-эпите­тами, в которых как бы «цементируется» смысловая, понятийная сущность образа, оказывают на детей большое положительное влияние.

Весьма существенны подготовка, накопление эмоционального, визуального, бытового, личного опыта детей и актуализация его на занятии. Это различные наблюдения, сенсорные игры, рассмат­ривание иллюстраций в книгах, просмотр диафильмов, экскурсии в природу, на выставки, прослушивание музыкальных произведе­ний, другие занятия, то есть комплексное воздействие разных видов и жанров искусств, которое помогает глубже проникнуть в замысел произведения, понять настроение и художественный образ картины. При этом очень полезно использовать метод сравнений, постановки эмоционально-отношенческих задач.

Нами разработаны и успешно применяются в дошкольных уч­реждениях художественно-развивающие игры, которые, учитывая особенности детского возраста, доходчиво, образно помогают детям понять роль в живописной картине того или иного средства выра­зительности. Эти игры используются на самом занятии или пред­шествуют ему.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЙ Младший дошкольный возраст (3—4 года)

Знакомство детей с натюрмортом можно начинать уже в 3—4 года (2-я младшая группа я.-с). Основная задача педагога на этом этапе — вызвать у детей интерес, удовольствие и эмоци­ональный отклик на узнанные в изображении знакомые им пред-. меты, радость от встречи с прекрасным, желание любоваться картиной, рассматривать ее внимательно. Важно формировать у детей зрительный ряд, «наем отренн ость» от подлинно прекрас­ных произведений живописи. Ребенок должен получить общие представления о том, что картины рисует художник, чтобы по­радовать нас, доставить нам удовольствие; обратить внимание на красоту окружающих нас предметов, их свойства (плавность и округлость линий или наоборот — резкость и конструктив­ность, хрупкость или прочность предметов, мягкость, сочность, спелость овощей, фруктов или ягод); качество их поверхности (пушистость или гладкость, яркость или нежность цвета, его сочетаний и так далее).

Детям этого возраста предлагаются однопорядковые, одновидо-вые натюрморты. Объекты, изображенные на картине, должны быть знакомы детям, с ними они часто встречаются в жизни. Это фрукты, овощи, ягоды, цветы, грибы. Изображенных предметов на картине не должно быть много, обычно их от одного до пяти, причем один-два крупные, а остальные дополняют изображение. По характеру подбирают обобщенно-реалистические или декора­тивные натюрморты, яркие, нарядные.

Перед встречей с картиной следует провести подготовительную работу по обогащению чувственного и наглядного опыта детей, познакомить их с теми предметами, которые в дальнейшем будут представлены на картине. Если это овощи или ягоды, хорошо дать возможность детям принять участие в их сборе, попробовать их, рассмотреть; цветы понюхать, полюбоваться их цветом, формой. Можно использовать сенсорные игры типа «Чего не стало», «Узнай на вкус, на ощупь», «Чудесный мешочек» и др. И чем больше анализаторов будет включено в восприятие детей, тем бо-


гаче будет их чувственный опыт. Возможно использование худо­жественно-развивающих игр и заданий на упражнение в узнавании форм, цвета, качества фактуры, составлении композиции натюр­мортов («Составь букет», «Собери фрукты в вазу», «Разложи кра­сиво ягоды» и др.). Это могут быть настоящие объекты или их изображения (тогда возможна игра на фланелеграфе).

Перед рассматриванием картины нужно вызвать у детей инте­рес; эмоциональный настрой, атмосферу увлеченности, ожидания чего-то необычного. Первые встречи с картиной лучше проводить в условиях небольшой группы детей. Первым натюрмортом, пока­занным детям, может быть «Клубника» П. Кончал овского- В пред­варительной работе посмотрите с детьми, как растет клубника (зем­ляничка), как зреют на солнышке ее ягоды. Соберите немного самых спелых, красных ягод на тарелочку, положив туда сначала несколько зеленых листочков, дайте малышам полюбоваться кра­сотой получившегося натюрморта, обратив их внимание на сочета­ние красного, зеленого и белого цвета, понюхать исходящий от ягод аромат. Придя в детский сад, помойте ягоды, рассмотрите их с детьми, полюбуйтесь еще раз красотой ягод и листочков на белой тарелочке, а потом дайте каждому попробовать их на вкус. Про­читайте стихотворение о землянике:

Я капелька лета на тоненькой ножке. Плетут для меня кузовки и лукошки. Кто любит меня, тот и рад поклониться, А имя дала мне родная землица.

В этот же день дети могут сделать аппликацию из готовых пред­метных форм (ягоды, листья, тарелочка).

На следующий день воспитатель предлагает детям вспомнить о том, как вчера они собирали земляничку, какая она была спелая, сладкая и душистая, какой был прекрасный, теплый, солнечный день, и как всем было радостно, весело.

А затем воспитатель говорит: «В один из таких дней художник Петр Петрович Кончаловский тоже увидел собранные ягоды зем­ляники. Он удивился их красоте и нарисовал картину. Вот сейчас мы с вами рассмотрим ее>>. — Открывает картину, дает некоторое время рассмотреть ее детям. Затем продолжает:


— Перед нами стол. Он стоит прямо под открытым небом, на земле, где-то на даче. А на столе в белой глубокой круглой тарелке много только что собранных красных, спелых, сочных ягод клубни­ки. Посмотрите, какие они красивые. И у каждой оставлен зеленый хвостик, чтобы удобнее было их брать. Художник любуется их фор­мой, ярким цветом. (Помните, как мы с вами любовались вчера?) Он специально положил ягоды на зеленые листочки — от этого ягоды кажутся особенно красными, спелыми. Рядом с тарелкой по­ложен большой зеленый листочек, а на него несколько ягодок. Со­четание красного и зеленого с белым (тарелка) очень нарядно. А что еще мы видим на столе? Ближе к нам? Да, перед тарелкой лежит веточка с ягодками. Наверное, когда вы бываете в лесу, на даче и собираете землянику или клубнику, вам тоже хочется иногда со­рвать ее с веточкой, чтобы полюбоваться этими красивыми капель­ками на кончиках тоненьких зеленых веточек? Вот и художник за­хотел нарисовать веточку, чтобы показать всем, как она красива.

А сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы отгадайте, о какой ягоде здесь говорится.

На припеке у пеньков Много тонких стебельков. Каждый тонкий стебелек Дарит алый огонек. Разгибаем стебельки, Собираем огоньки.

Про какую ягоду здесь написано? Молодцы, правильно отгада­ли — это земляничка.

Вот мы с вами и посмотрели очень интересную картину. Давайте ее повесим в группе и будем любоваться ею. Пусть она нам напо­минает о лете, о солнце, о теплом и ясном небе, солнечной полянке с разноцветными цветами в лесу. А хотите, мы тоже будем худож­никами и нарисуем картину про земляничку? (Дети рисуют круп­ные красные ягодки с зелеными хвостиками.)

Следующей может быть картина, изображающая овощи, фрук­ты или грибы. Например; П.Кончаловский, «Розовые яблоки на круглом столе»; И.Репин, «Яблоки»; К.Петров-Водкин, «Яблоки на красном фоне».


В предварительной работе также следует обогатить чувственный опыт детей: составить с детьми натюрморт из яблок, разложив плоды просто на столе или положив их в красивую вазу; рассмот­реть, какие они по форме, цвету; предложить детям выполнить аппликацию, нарисовать яблоки; поиграть в разные сенсорные игры («Узнай по запаху фрукты», «Угадай на ощупь», «Чего не стало» и др.). Важно, чтобы в сенсорном опыте детей были пред­ставления о вкусе, запахе, цвете, форме объектов.

Так, перед показом картины К.Петрова-Водкина «Яблоки на красном фоне» воспитатель готовит каждому ребенку для аппли­кации: красную плотную бумагу (для фона), вырезанные из бума­ги изображения яблок (при этом цвет яблок нужно взять разный, с тем, чтобы дети выбрали только те яблоки, которые похожи по цвету на яблоки, изображенные на картине), клей, кисточки и салфетки. Кроме того, нужно подобрать разные по цвету настоя­щие яблоки, среди них и такие, которые совпадают по цвету с нарисованными на картине; несколько кусков ткани (для фона).

Структура занятия такова. Сначала дети рассматривают карти­ну, затем составляют похожий натюрморт из настоящих яблок, после чего воспитатель раздает материал для аппликации, причем тоже в большом цветовом разнообразии, чтобы дети имели возмож­ность выбора похожих по цвету как фона, так и самих яблок.

Перед рассматриванием картины включается тихая светлая му­зыка. Дети рассаживаются за столы, перед ними стоит на подстав­ке художественный натюрморт.

Воспитатель: «Дети, давайте полюбуемся на эту красивую картину, которую написал художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. О чем эта картина? Что на ней нарисовано? Да, яблоки. А какие они? Нарядные, разноцветные, спелые, желтые, желто-зеленые, желто-малиновые, есть даже белое, очень спелое яблоко, его так и называют — «белый налив». Яблочко налилось сладким соком, вызрело на солнышке, стало белое, спелое, сочное. А какого цвета на картине очень много? Красного! Правильно, это красная скатерть. А как вы думаете, почему художник положил эти яблоки на красную скатерть? Да, чтобы желто-зеленые, желто-малиновые яблоки хорошо смотрелись, чтобы они заиграли своими красками, стали еще ярче. Вот какая нарядная, яркая картина, картина-на­тюрморт. Художник дал ей такое название: «Яблоки на красном


фоне». Он хотел порадовать нас красотой этих яблок, доставить нам удовольствие.

А сейчас подойдите все к моему столу и послушайте меня. Ху­дожник, прежде чем рисовать натюрморт, сначала его составляет, выстраивает. Вот и мы, глядя на эту картину, попробуем составить такой же натюрморт, а потом сделаем его в аппликации.

У меня на столе лежат яблоки и разные по цвету скатерти. Посмотрите на картину. Какого цвета скатерть мы возьмем? Да, красную. Давайте ее постелем на стол. А сейчас посчитайте, сколь­ко яблок нарисовано на картине? (Пять) А как они расположены? Три вместе — справа. И два — слева. Теперь нам нужно подобрать яблоки, но по цвету они должны быть похожи на те, что нарисо­ваны на картине. Сначала положим справа три яблока. Какое яб­локо здесь самое спелое? Белое. Положим его. А затем — желтое, оно ближе к нам, и желто-малиновое — дальше. Получилась ком­позиция из трех яблок. А сейчас положим два яблока. На картине они находятся немного в стороне, слева. Одно выше. Какого цвета? Другое чуть пониже, ближе к нам. Какого цвета? (Дети находят и раскладывают яблоки.) Вот мы и составили натюрморт, с кото­рого художник писал картину.

А сейчас вы сядете за столы, я вам раздам материал, и вы, как художники, будете делать аппликацию «Яблоки на красном фоне». (Дети садятся, получают материал.)

Воспитатель: «Какого цвета будет у нас скатерть? (Крас­ная.) Все покажите мне плотные листочки такого же цвета. (Дети показывают.) А сейчас расположите на этом фоне пять яблок, как на нашей картине: три справа, два слева.

Постарайтесь найти похожие по цвету яблоки, такие, как на картине. (Дети выполняют задание, воспитатель поощряет, помо­гает составить композицию.) Сначала мы разложим яблоки, поста­раемся, чтобы они красиво лежали, сравним с картиной и начнем их приклеивать. Будем брать яо одному на клееночку, аккуратно смазывать клеем обратную сторону яблока, а затем снова класть его на нужное место, тихонечко прижимая салфеткой».

Пока дети выполняют задание, опять включается тихая музыка. В конце занятия делаем выставку работ детей, любуемся ею, одоб­ряем их труд и говорим, что эту выставку покажем папам и мамам; читаем стихи о яблоках.


Можно рассмотреть натюрморт П. Кончал обского «Сирень в кор­зине» (или другую картину, изображающую цветы). Предваритель­но стоит сходить с детьми к кустам сирени (если они растут близко), полюбоваться их красотой, понюхать запах цветов, увидеть разнооб­разие цвета — белый, фиолетовый, сиреневый. Рассмотрите с детьми каждый цветочек в соцветии, сравните их с маленькими звездочка­ми; дети должны увидеть, как их много, как красиво они смотрятся все вместе на фоне зеленых листьев. Можно нарвать немного веточек сирени, положить их в корзину, принести в группу, поставить в вазу с водой. Прочтите детям стихотворение о сирени.

На следующий день проводится рассматривание картины «Си­рень в корзине» П.Конч&ловского .

Картина сначала закрыта. Воспитатель вспоминает с детьми о том, как они ходили за сиренью, какая она была свежая и душис­тая, как весело и радостно было всем. «Художнику Петру Петро­вичу Кончаловскому тоже понравилась сирень, он долго любовался ею и захотел о ней рассказать. Когда художники хотят рассказать о том, что их удивило, они рассказывают в красках. Вот и худож­ник Кончаловский нарисовал картину о сирени. Давайте посмот­рим на нее и полюбуемся».

Открывается картина. Дается время на ее рассматривание. Потом можно задать вопрос: «А что интересного увидел художник? (Какую он увидел сирень?)» — «Да, он удивился, что сирень бывает разного цвета — синяя, фиолетовая, красная, белая — разноцветная. И как красиво она смотрится, когда собрана в один большой букет. А куда поставлена сирень? — В корзиночку. (По­мните, мы с вами тоже брали с собой такую, когда ходили за сиренью?) Сирень только что сорвали, положили в корзину, чтобы принести и поставить в вазу. Она свежая, душистая! Так и хочется опустить лицо в эти красивые гроздья и вдохнуть чистый аромат цветов, запах лета! Закройте глаза, а я поднесу каждому букет сирени к лицу — вдохните этот запах! Ах, как чудесно пахнет сирень! Сорванные цветы долго стоять не могут — они увянут. А нарисованные художником будут жить вечно и радовать всех своей красотой, вызывать воспоминания о теплом летнем дне, ветерке, о чистом и ясном небе. Художник назвал свою картину «Сирень в корзине». Мы эту картину оставим в группе и будем еще долго любоваться ею. А сейчас я вам прочту стихотворение о сирени».


После рассматривания двух-трех натюрмортов хорошо устроить небольшую выставку: из уже знакомых детям натюрмортов и двух-трех новых.

Вместе с детьми воспитатель вспоминает о знакомых картинах, обращает внимание на их нарядность, яркость и праздничность. С детьми ведется свободный разговор о том, что они помнят о знако­мых картинах, какая картина кому больше нравится и почему. Детям задаются вопросы: «А кто рисует картины?» (Художник.) «А что он рисует?» (То, что он видел, то, что ему больше нравится.) «А для кого пишет картины художник?» (Для нас, чтобы порадо­вать, чтобы доставить нам удовольствие.) Рассмотрите с детьми новые для них натюрморты. Поговорите о картинах, полюбуйтесь ими. Спросите детей, как бы они назвали эти картины. В конце беседы-можно сказать детям о том, что, когда картины выставля­ются для рассматривания, это называется выставкой. «Вот сегодня мы и побывали на выставке картин. Понравилась вам выставка?»

Рекомендуемые репродукции натюрмортов

А.Головин, «Купавки»;

П.Кончаловский, «Сирень в корзине», «Клубника»;

И.Левитан, «Васильки»;

К.Петров-Водкин, «Яблоки на красном фоне»;

И.Репин, «Яблоки».

Сенсорные игры

«Чудесный мешочек» или «Узнай на ощупь» («Умные руки») Цель. Закрепить знания детей о форме овощей, фруктов, поупражнять

в осязательном обследовании формы, поверхности, соотнести осязатель­ные ощущения с имеющимися зрительными представлениями.

Материал. Набор фруктов или овощей, длинный мешочек из ткани.

Руководство. Небольшая группа детей сидит полукругом перед столом воспитателя. Мешочек с фруктами или овощами находится на столе перед воспитателем.

Воспитатель: Дети, у меня не обыкновенный мешочек, в нем спря­тались разные овощи (фрукты). Сейчас по очереди каждый подойдет ко мне, опустит руку в мешочек, нащупает какой-то овощ и попытается отга­дать, что это. Можно опустить и вторую руку и потрогать выбранный овощ.


Нужно о нем рассказать все: какой он формы, твердый или мягкий, какая у него поверхность — гладкая или шероховатая. А в конце нужно сказать, что же это за овощ. Потом мы достанем его из мешочка и посмотрим, пра­вильно ли его узнали. Можно будет рассказать о нем стихотворение.

Игра заканчивается, когда все предметы будут разложены на столе. После этого детям предлагается вылепить их или нарисовать.

Эта игра может быть проведена в несколько иной форме. Вместо ме­шочка можно использовать ширму или доску с отверстием для рук, но доска должна закрывать от ребенка предметы. Форма организации та же. Дети сидят полукругом, перед ними на столе, закрытые салфеткой, лежат фрукты (или овощи), за ними ширма. Ребенок вызывается за ширму, воспитатель снимает салфетку. Ребенок за ширмой фрукты (овощи) не видит, он просовывает руки за ширму и ощупью определяет фрукт, вслух рассказывая о нем. Сидящие дети видят руки ребенка и то, как он ими действует. Ребенок рассказывает о форме, величине, легкости или тяжести фрукта, путем надавливания определяет качество поверхности, фактуру. Воспитатель помогает ребенку в этих действиях, иногда накладывает свою руку на руку ребенка и совершает необходимые движения, сопровождая их словом. Сидящие дети одобряют действия товарища. Если он затруд­няется назвать фрукт, можно ему подсказать: какой он формы, кто из животных его любит больше всего или где его используют. После работы каждого ребенка воспитатель меняет места фруктов.

<УзнаЙ на вкус», «Узнай по запаху»

Цель. Через чувственно воспринятые (по вкусу или по запаху) фрукты или ягоды определить их, вызвать у детей представления об их сенсорных признаках: форме, цвете, величине, поверхности. Рассмотреть и вспом­нить, где они растут.

Материал. Набор фруктов (яблоко, лимон, апельсин, слива, груша, банан) или ягод (клубника, смородина, малина и др.).

Руководство. Небольшая группа детей сидит полукругом перед столом воспитателя, на котором, закрытые салфеткой, лежат на подносе фрукты и ягоды.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поиграем в игру «Узнай по вкусу (по запаху) фрукты»-. Вы сейчас закроете глаза и откроете рот, а я положу каждому кусочек фрукта (или целую ягоду). Вы его будете есть и говорить мне, какой он. Сладкий ли? Кислый ли? Вкусный ли? А потом скажете, что это за фрукт (ягода).

По ходу работы можно прочитать стихотворение об этом фрукте (ягоде). Игра заканчивается, когда все фрукты (ягоды) определены. В конце можно нарисовать любой из фруктов.


Художественно-развивающие игры

«Составь букет», «Собери фрукты в вазу», «Положи красиво яб­локи на тарелку»

Материал. Либо подлинные предметы, либо плоскостное их изобра­жение. В каждой игре предусмотреть такое количество материала, из ко­торого можно было бы сделать выбор. Игра проводится с небольшой груп­пой детей.

В игре «Положи красиво яблоки на тарелку» можно взять разного цвета тарелки (белую и синюю, белую и желтую), разного цвета яблоки (зеленые, красные, желто-красные, красно-зеленые). Воспитатель обра­щает внимание детей на то, на какой тарелке будут красиво смотреться яблоки определенного цвета (желтые на желтом — плохо видны, красные на оранжевом — тоже). Вместе с детьми нужно поискать нарядное цве-тосочетание, составить натюрморт; дети рисуют его.

«Собери фрукты в вазу». Здесь нужно обратить внимание детей на цвет, величину фруктов и вазу. Составлять натюрморт надо так, чтобы предметы красиво сочетались по цвету, а крупные фрукты не закрывали мелкие (поэтому сначала раскладываются крупные). Детям предлагаем поупражняться, поиграть.

«Составь букет». Дети упражняются в составлении красивого букета. Цветы подбираются по цвету и форме так, чтобы не закрывали друг друга и красиво сочетались с цветом вазы.

Стихи и загадки

Н.Егоров Помидор

Помидор, помидор — Огородный светофор] Словно светлая листва, Был зеленым он сперва. Созревая, он толстел, Округлялся и желтел. А сегодня — посмотри: Он горит красней зари! Отключу я светофор — Съем созревший помидор!


М. Карпенко Арбуз

Круглый-круглый,

Сладкий-сладкий,

С полосатой кожей гладкой.

А разрежешь — посмотри:

Красный-красный он внутри.

А.Барто Колокольчики

В поле колокольчики, Вырезные кончики. Я стояла около, Ахала да охала!

Колокольчик разглядела, Не пойму я, в чем тут дело? Почему он не звенит, Он же этим знаменит?

А.Толстой

Колокольчики мои,

Цветики степные! Что глядите на меня,

Темно-голубые? И о чем звените вы

В день веселый мая, Средь некошеной травы

Головой качая?

Е. Серова Одуванчик

Носит одуванчик Желтый сарафанчик, Подрастет — нарядится В беленькое платьице,


Легкое, воздушное, Ветерку послушное.

Л. Квитко Одуванчик

Одуванчик серебристый, Как чудесно создан он: Круглый-круглый и пушистый, Солнцем теплым напоен.

На своей высокой ножке Подымаясь к синеве, Он растет и на дорожке, И в лощинке, и в траве.

Е. Серова

Ромашки

Нарядные платьица, Желтые брошки, Ни пятнышка нет На красивой одежке.

Такие веселые Эти ромашки — Вот-вот заиграют, Как дети, в пятнашки.

Н.Курочкина

Чудным запахом сирени Напоен душистый сад. Гроздья крупные сирени Много звездочек хранят — Разноцветных, ярко-белых, Фиолетовых, резных, Нежных, свежих и душистых Мы покажем мамам их!


Неказиста, шишковата, А придет на стол она, Скажут весело ребята: Ну, рассыпчата, вкусна!

(Картошка)

Он большой, как мяч футбольный. Если спелый — все довольны! Так приятен он на вкус. Это что?

(Арбуз)

Кафтан на мне зеленый, А сердце, как кумач, На вкус, как сахар, сладок, А сам похож на мяч.

(Арбуз)

Он зеленый, полосатый, Как воздушный шар, пузатый, А разрезали — смотри: Мякоть красная внутри. До чего хорош на вкус! Называется...

(Арбуз)

Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые И маленькие детки.

(Яблоко)

Красный нос в землю врос, А зеленый хвост снаружи, Нам зеленый хвост не нужен, Нужен только красный нос.

(Морковка)

Само — с кулачок, Красный бочок, Тронешь пальцем — гладко, А откусишь — сладко.

(Яблоко)


Любопытный красный нос По макушку в землю врос. Лишь торчат на грядке Зеленые пятки.

(Морковка)


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 1108; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!