Художественно-развивающие игры



1.«Найди картины, написанные теплыми и холодными красками»- или «Разбери картины по группам»

Цель. Закрепить представления детей о теплой и холодной цветовой гамме.

Материал. У детей на столах лежат репродукции натюрмортов, напи­санных в теплой и холодной гамме.

1-е задание. Найти картины, написанные только в теплой гамме (или в холодной).

2-е задание. Разобрать по группам картины, написанные в теплой и холодной гамме.

Убери лишнюю»

Цель. Уточнить представление детей о натюрморте.

Материал. На столах у детей репродукции картин: три натюрморта, один или два пейзажа.

Задание. Посмотреть внимательно на картины и отложить лишнюю (не натюрморт). Результаты обсуждаются с детьми.

3.«Подбери краски, которые использовал художник в своей картине*.

Цель. Развить цветовидение детей, упражнять их в подборе красок, которые использовал художник в своей картине.

Материал. Репродукция одной картины (у каждого ребенка своя). Гуашевые краски, вода, кисточка, палитра из бумаги.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть репродукции картин, кото­рые лежат перед ними, обратив внимание на использованные краски; затем взять кисточку и гуашь и нанести на палитру те краски, которые есть на картине. Затем все вместе рассматривают работы детей и картины, к которым они подбирали цвета, обсуждают работы.

Старший дошкольный возраст (5—6 лет)

В старшей группе продолжается работа по ознакомлению детей с натюрмортом, но уже на более сложном уровне. Детям пред­лагаются разные виды натюрмортов, более сложных по содержа-


нию: одновидовые, но не только цветы, плоды, разнообразная снедь, а и предметы быта, труда, произведения искусства, одежда и др.; натюрморты смешанного типа, сюжетные; натюрморт как часть произведений других жанров. Показываем им произведе­ния, разные по характеру и манере изображения, средствам вы­разительности. Главной же задачей является формирование эмо­ционально-нравственной отзывчивости детей на настроение и со­держание картины, сопереживания им, соотнесения увиденного с собственным опытом и чувствами, вызванными натюрмортом, а уже отсюда дети подводятся к пониманию единства содержания, смысла картины и средств выразительности, найденных худож­ником. Обращаем их внимание не только на то, что изображено, но и как изображено, и почему именно так. Постепенно и пос­ледовательно приобщаем детей к элементарным искусствоведчес­ким знаниям, языку искусства, видению индивидуальной твор­ческой манеры художника, умению выражать свои чувства в речи, используя эмоционально-эстетические, искусствоведческие термины. Учим использовать познанное в собственной творческой изобразительной деятельности.

Первый этап работы может быть связан с уточнением и расши­рением представлений детей об искусстве (и изобразительном в частности).

Занятие «Путешествие в мир искусства».

Цель. Уточнить и закрепить представления детей об изобра­зительном искусстве, его видах, о том, кто создает произведения искусства; о роли изобразительного искусства в жизни человека; как к нему относятся люди, где хранятся подлинные произведе­ния искусства, как ведут себя люди в музеях. Вызвать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, желание всматриваться в них, соотносить увиденное с личным опытом.

Это занятие требует тщательной подготовки взрослого, специ­ального оформления помещения, где будут представлены художе­ственные картины, скульптура, книжная графика, произведения прикладного искусства. Так как это занятие требует значительного времени, то следует тщательно продумать форму его организации. Можно начать разговор в группе, а затем перейти в студию («музей»).


Вначале воспитатель еобирает около себя детей и говорит, что сегодня они отправятся в увлекательное путешествие, в волшебный мир искусства.

— Хотите? Давайте сначала сядем вот на этот ковер, погово­рим, а потом отправимся в путешествие. Скажите мне: мир искус­ства — это что за мир? Кто знает? (Ответы детей.) Вот послу­шайте, я расскажу вам сказку о том, кто создает такой мир.

Жил-был художник. Однажды он увидел цветок. Цветок был такой красивый, красный, как огонек, а капельки росы светились на его лепестках, как драгоценные камешки. Художник не мог налюбоваться цветком и решил его нарисовать. Стало два цветка, одинаково красивых. Потом он увидел вазу — и тоже нарисовал ее красками на холсте. А потом ему захотелось нарисовать все, что было в его комнате. На улице художник рисовал деревья, небо, дома, людей — весь мир. Художник нарисовал множество краси­вых картин, в которых рассказал, как удивительна окружающая нас жизнь. Нужно только внимательно всматриваться в предметы, природу, людей — и тогда волшебный мир красоты откроется.

Рядом с художником жил скульптор. Он тоже радовался кра­соте окружающего и высекал образы людей и животных из камня, дерева, лепил их из глины, лил из металла. И они получались как живые и тоже радовали людей своей удивительной красотой. На соседней улице жил другой художник. Он любил читать книги, а читая, представлял себе героев этих книг — добрых и злых, хит­рых и простодушных, умных и глупых; он видел, как они одеты, как ходят, говорят, где живут. Он хотел помочь и другим людям увидеть этих героев; вот он и стал их рисовать. А вы знаете, как называется такой художник? (Иллюстратор.) Художник-иллю­стратор старался так украшать книжки, чтобы они доставляли людям радость.

В этом городе жили и другие художники и мастера. Они укра­шали посуду, одежду, ткали ковры, оформляли витрины магазинов так, что кругом было празднично и нарядно. Город строили и укра­шали красивыми зданиями, площадями и мостами архитекторы и строители. И город стал таким красивым, что люди назвали его «МИР ИСКУССТВА», потому что искусство — это и есть мир, кра­сиво изображенный художником, скульптором, иллюстратором, ар­хитектором, мастером прикладного искусства — волшебниками, ко-


торые видят, слышат, чувствуют красоту и рассказывают о ней крас­ками на бумаге, холсте, дереве; резцом в мраморе, камне, дереве, а также сооружая дома, дворцы, мосты, парки. Этот мир называют изобразительным искусством, так как это искусство наглядно, похо­же, выразительно изображает, отражает видимый нами мир.

Но мир искусства — это не только изобразительное искусство. Это еще и мир звуков — музыка, мир волшебных стихов, мир движений — балет, и кино, и театр.

А теперь ответьте мне на вопрос: кто создает мир изобразитель­ного искусства? (Художник, скульптор, архитектор, график, мас­тер прикладного искусства.) А кто сочиняет музыку? (Компози­тор.) Кто пишет стихи, сочиняет рассказы? (Поэты, писатели.) Кто может в движении рассказать сказку? (Артист балета, балет­мейстер.)

Да, у каждого вида искусства есть свои секреты и свои мастера. Сегодня мы будем говорить об изобразительном искусстве. Сейчас мы с вами пойдем в студию (зал), где живет это искусство. (Дети входят в студию и останавливаются около воспитателя.)

Давайте сначала посмотрим картины, найдем на них нарисован­ный мир. (Дается время, чтобы дети огляделись и увидели картины.)

Что же рисуют художники? О чем все эти картины? Да, ху­дожники рисуют природу, портреты, натюрморты, сцены из жизни людей, сказки, животных. Они рисуют на холсте красками, и изо­бражения на картинах получаются как живые, а картины называ­ются живописными. Это все мир живописи.

А есть здесь произведения, которые создает художник-иллю­стратор? Да, его произведения — в книгах. Давайте рассмотрим их внимательно. Помните эти книги? О чем они? Мы с вами уже читали их. Какие красивые книжки, и герои их замечательные — и сказочные, и такие, как в жизни. А увидеть всех этих героев нам помогли художники-иллюстраторы.

Ну, а сейчас найдите произведения, которые создаются из камня, стекла, дерева. Кто их создает?

Кто из камня из гранита высекает образ скрытый? И из глины слепит то, что не ведает никто?


А на дерево сухое вдруг посмотрит И откроет, будто сказочный ларец. И в руках его резец Оживет, как жезл волшебный.

Кто он, этот молодец?

Есть профессия такая.

Вам ее не называя, лишь скажу,

Что этот труд

Люди в целом мире чтут.

Р. И. Дмитриева

Да, правильно отгадали, это скульптор. А искусство, которое он создает, — скульптура. Какая скульптура вам больше всего по­нравилась? Чем? (Идет разговор о выразительности образов.)

А вот вам еще задание: найдите произведения мастеров, которые украшают предметы. Правильно, этой посуда, и одежда, и мебель. Как называют этих мастеров? (Мастера прикладного декоративно­го искусства.) Рассмотрим эти произведения. Какие они? (Наряд­ные, яркие, праздничные.) А вы узнали, какие мастера их распи­сывали? Как узнали? (Представлены дымковские, каргопольские, Городецкие, семеновские изделия.)

Затем воспитатель предлагает детям еще раз посмотреть на все произведения, выставленные в музее, постоять у понравившихся, полюбоваться ими; подходит то к одной группе детей, то к другой, включаясь в беседу; через некоторое время снова собирает детей около себя и говорит:

— Дети, мы с вами увидели разные произведения изобрази­тельного искусства. Художники, скульпторы, иллюстраторы созда­ют их для нас, чтобы доставить нам удовольствие, радость, чтобы мы могли вспоминать о наших чувствах, когда в жизни увидим подобное. Они дают нам возможность еще раз пережить ощущение теплого летнего или холодного зимнего дня, воспоминание о по­ходе в лес или на реку, радость от наших удач, помогают вспом­нить, как нам было тревожно в грозу, как весело мы собирали в лесу ягоды или грибы, составляли на солнечной лужайке букет из полевых цветов. Эти картины, эта скульптура, красивая посуда


могут украсить нашу жизнь и продлить жизнь сорванных цветов, собранных фруктов и овощей. Они дарят нам счастье и радость красоты.

Произведения искусства, написанные или сделанные самим ху­дожником, называются оригиналами или подлинниками. А знаете ли вы, где хранятся подлинные произведения изобразительного ис­кусства? Как называется этот дом? Да, это музей. Там хранятся и выставляются многие подлинные произведения живописи, скульп­туры, графики и прикладного искусства. Живут они там сотни лет, радуя людей. Кто знает, какие музеи есть у нас в городе?

Иногда художники устраивают временные выставки своих про­изведений. После того как выставку посмотрят многие люди, ее убирают. Вот у нас с вами здесь тоже выставка; но наши карти­ны — это не подлинные произведения, не оригиналы, а репродук­ции картин. Репродукции печатают в типографии. Подлинные здесь только скульптура, иллюстрации в книжках и предметы при­кладного искусства.

Посещая выставки и музеи, люди очень внимательно рассмат­ривают произведения, ведут себя спокойно, говорят между собой тихо, чтобы дать возможность другим людям любоваться настоя­щими произведениями искусства. К посещению музея люди гото­вятся. Были ли вы в музеях? В каких? Что вам там запомнилось?

После небольшого разговора воспитатель предлагает детям дру­гое задание: «А сейчас, дети, я хочу, чтобы вы ненадолго перене­слись в мир волшебных звуков. Будет звучать музыка, а вы по­пробуйте представить движениями, о чем или о ком она говорит». Звучит веселая, легкая музыка. Дети выполняют произвольные движения. Когда музыка умолкает, воспитатель спрашивает у того или другого ребенка, о чем он рассказывал своими движениями, какой ему представился образ. Затем звучит печальная мелодия (например, «Болезнь куклы>> П.И-Чайковского). Воспитатель предлагает группе детей понаблюдать за детьми, которые выпол­няют движения. По окончании звучания музыки спрашивает у на­блюдавших: как они думают, какой характер был у музыки (ве­селый, грустный или задорный, плясовой)? Правильно ли дети, выполнявшие движения, поняли музыку? Как они думают, кого изображали Таня, Сережа, Оля? За подтверждением ответов об­ращается к названным детям. После этого звучит плясовая мелодия


и все дети танцуют. По окончании танца воспитатель говорит: «Ви­дите, мир искусства очень разнообразен. Сегодня мы в основном говорили об изобразительном искусстве. Но скоро совершим боль­шое путешествие и в мир звуков^.

После этого занятия можно предложить родителям посетить с детьми какой-нибудь музей, но заранее следует обговорить, что они должны показать детям, чтобы не перегрузить их большой информацией и длительностью пребывания в музее. Первое посе­щение обычно связано с внешним осмотром здания, входа и двух-трех залов.

Следующее занятие в детском саду может быть посвящено за­креплению представлений детей О живописи и ее жанрах — «Все о живописи». Заранее вывешиваются портреты, пейзажи, натюр­морты, бытовая живопись, былинная и сказочная, о животных (анималистическая). Воспитатель с детьми входят в «музей».

— Дети, сегодня мы поговорим о живописи. А как вы думаете, почему она так называется? Да, картины написаны так, словно перед нами живой мир: люди, животные, природа, какие-то собы­тия, которые удивили художника, вызвали его интерес. В этих картинах художник как бы остановил время, в них запечатлена его память о том, что он видел. Работая над картиной, художник оставляет в ней частичку своей души, своего сердца. Но картины открывают свои тайны не всем, а только тем, кто внимательно смотрит. О чем пишут художники? (Дается время для рассматри­вания картин.) Да, они пишут портреты людей, натюрморты, пей­зажи, картины о животных, о различных событиях, о сказках. А что же удивило художников? Давайте посмотрим, как они изобра­зили людей. Посмотрите на портреты. Какое настроение у этих людей? Да, здесь мы видим людей веселых, грустных, серьезных, спокойных, сердитых — разных по настроению.

А сейчас найдите натюрморты. Что на них изображено? Цветы, фрукты, овощи, посуда. Какие они? Конечно, они тоже разные по форме и по цвету. Давайте найдем натюрморты веселые, празд­ничные. А теперь — грустные, спокойные. Почему они производят на нас такое впечатление? Это потому, что художники использо­вали разные краски. Вот пейзажи. Они тоже могут быть грустными и спокойными, веселыми и торжественными. Кто найдет веселый пейзаж? А грустный? Почему вы так думаете? А что вспоминается


вам, когда вы смотрите на этот пейзаж? (Ответы детей.) Вот как интересно! Значит, мы можем разгадать ту тайну, которую хотел загадать нам художник. Да, художник пишет о том, что его уди­вило, вызвало его восторг. Ему захотелось, чтобы и другие люди, поглядев на картину, почувствовали то же, что чувствовал он.

Затем детям предлагается еще раз внимательно посмотреть на картины, постоять у понравившихся, полюбоваться ими. Воспита­тель в это время подходит то к одной группе детей, то к другой, включаясь в разговор по поводу картин. Звучит спокойная музыка.

Через некоторое время детям предлагается сесть за столы, на которых лежат репродукции разных жанров живописи (на каждого ребенка отдельно). Воспитатель предлагает игру: «Дети, я сейчас буду читать стихи, а вы будете мне показывать репродукции таких картин, про которые написаны эти стихи». Читает стихи о портре­те, натюрморте, пейзаже. (См. в конце раздела.) В конце занятия воспитатель одобряет работу детей.

Следующее занятие посвящено теме «О чей и как говорит живопись». Цель его — закрепить у детей представления о том, что такое живопись, об особенностях ее жанров и средств вырази­тельности, вызвать эмоциональный отклик на настроение живопис­ных полотен, сопереживание ему, желание высказаться по поводу увиденного и переживаемого.

Воспитатель, собрав детей, говорит:

— Дети,мы с вами уже знаем, что живопись — это один из видов изобразительного искусства. Секрет живописи в том, что художник-живописец с помощью кистей и красок создает как бы живой, види­мый нами словно через окно мир. Под его кистью оживают деревья, цветы, люди. Но краски в руках настоящего художника могут рас­сказать не только о том, что он видел, но и о том, что он в это время чувствовал: радость или печаль, тревогу или спокойствие, любовь или ненависть. Краски могут создавать настроение. Одни цвета ра­дуют, другие — волнуют, третьи вызывают тревожное ощущение и т.д. Художник умело подбирает цвета и их сочетания для передачи определенного настроения в картине, он стремится вызвать эти чув­ства и у зрителей. А сейчас мы пойдем на нашу выставку и рассмот­рим картины. (Подходит к группе натюрмортов.) Посмотрите на эти картины внимательно. О чем они? Да, здесь нарисованы разные


овощи, фрукты, цветы, книги, орудия труда художника. Мы уже знаем, как называются все эти картины. Это натюрморты. А что хо­тели нам рассказать художники этими натюрмортами? Они расска­зывают красками, как прекрасен наш мир, славят богатство и изоби­лие природы, труд людей, вырастивших эти плоды, создавших эти предметы. Они радуются их красоте, разнообразию форм и величи­не, удивляются, восхищаются, предлагают нам полюбоваться ими и видеть красоту в обыкновенных вещах, внимательно и бережно от­носиться к ним. Художники передают и свое отношение к увиденно­му, свое настроение. Если мы внимательно посмотрим на картины, то можем открыть много удивительных тайн. (Рассматривает с деть­ми 2 — 3 конкретных натюрморта. Затем переходит к группе картин, изображающих пейзаж.)

— А вот группа картин, изображающих природу. Как называ­
ется этот жанр живописи? (Пейзаж.) Про что художники здесь
хотят нам рассказать? Да, про красоту нашей родной земли, от
небольшого уголка леса, поля до величавых просторов, разнооб­
разие ее состояний: утро, вечер, ночь, закат, полдень, зиму, осень,
весну и лето. И здесь художники передают настроение, состоя­
ние — то, что происходит в душе человека, когда он видит солнце,
ощущает холодный ветер и дождь, когда попадает в грозу, снего­
пад. С помощью цвета, красок каждый художник передает свое
отношение к увиденному. И мы, глядя на ту или иную картину,
начинаем ощущать те же чувства.

Сейчас мм подойдем к другой группе картин. Какой же здесь представлен жанр живописи? Портрет. Это человек или группа людей, это и взрослые и дети; иногда мы даже можем увидеть, кто они по профессии: врачи, рабочие, художники, музыканты. И здесь художники изображают не только их лица, позу, одежду, но и их настроение: грустное или радостное, доброе или сердитое, спокойное или взволнованное; мы видим и их характер: злость, добродушие, хитрость или равнодушие, загадочность или неж­ность. Давайте рассмотрим некоторые портреты. Какие вам больше всего понравились? Почему? (Рассматривают 2 — 3 портрета, пере­ходят к другой группе картин.)

— Дети, посмотрите на эти картины. О чем они? (Жанровая
живопись.) О спорте, о войне, о труде, о событиях, которые про­
исходят в жизни людей. Давайте рассмотрим некоторые картины.


После небольшой беседы с детьми воспитатель предлагает детям еще раз полюбоваться понравившимися картинами, а затем соби­рает их около себя и говорит: «Итак, сегодня мы с вами погово­рили о таком виде изобразительного искусства, как живопись, и мы увидели, что она может рассказывать об окружающем нас мире с помощью красок на холсте, показывать этот мир очень живо, похоже.

А сейчас я буду читать стихи, загадывать загадки, а вы попро­буйте отгадать, к какой картине их можно отнести^(см. в конце раздела).

Второй этап связан с расширением и закреплением представ­лений детей о натюрморте. Дети уже знакомы с однопорядковым (изображением предметов одного вида) и смешанным натюрмор­том. Они приобретают знания о сюжетном натюрморте — типа «накрытый стол» и натюрморте как части других жанров живопи­си, его роли в картине, о средствах выразительности натюрморта, о разных по характеру изображения натюрмортах, узнают имена художников, пишущих натюрморты, особенности их манеры пись­ма. Особое внимание уделяется развитию у детей ассоциативного мышления, эмоциональной отзывчивости, использованию в речи искусствоведческих, эмоционально-эстетических терминов, умению общаться по поводу увиденного и использовать полученные знания в собственном творчестве.

Первое занятие может быть посвящено закреплению представ­лений детей о натюрморте как жанре живописи, его видах. Мы назвали его «Ах, натюрморт, ах, натюрморт!».

Воспитатель заранее вывешивает картины, изображающие раз­ные виды натюрмортов, знакомые детям с предыдущего года, и вносит 1—2 сложных натюрморта однопорядкового и смешанного характера (такие, как «Груши на зеленой драпировке» И.Грабаря; «Сухие краски» П.Кончаловского; «Овощи» А.Лентулова; «Снедь московская. Хлебы» И.Машкова; «Яблоки и лимон» К.Петрова-Водкина; «Осенние цветы» М.Сарьяна; «Хлеб, соль и братина» В.Стожарова; «Натюрморт с ящиком красок» Ж.Б.Шардена; из перечисленных могут быть взяты 2 — 3 в дополнение к уже извест­ным детям). Занятие можно провести по-разному. Мы предлагаем следующую форму.


Воспитатель усаживает детей полукругом. Вдруг раздается стук в дверь.

Воспитатель: Кто же это к нам стучится? Войдите!

Входит Незнайка (взрослый, одетый в костюм Незнайки).

Незнайка: Здравствуйте, дети! Меня зовут Незнайка. Я слы­шал, что вы сегодня пойдете на выставку натюрмортов. Я тоже люблю натюрморт, потому что это про цветы, фрукты. Ой, как я их люблю! Я вот тоже нарисовал натюрморты. (Показывает детям рисунки. На одном — клумба с цветами, на другом — яблоня с яблоками.) Правда, красиво?

Воспитатель наблюдает за реакцией детей. Если дети молчат, говорит: «Да, это красиво нарисовано, но разве это натюрморты? Дети, как вы считаете? Что же такое натюрморт? (Ответы детей.) Да, в натюрморте могут быть нарисованы цветы, но какие? Уже сорванные, поставленные в вазу. Это могут быть и фрукты, и овощи, но какие? Собранные и красиво разложенные на столе, на тарелке, в вазе. А еще что рисуют художники в натюрморте? (По­суду, одежду, продукты питания, книги, орудия труда и многое другое.) Понял, Незнайка?»

Незнайка: Значит, я ошибся. А вы мне покажете картины, где нарисованы натюрморты?

Воспитатель: Дети, покажем Незнайке нашу выставку?

Все переходят в зал, где организована выставка. Воспитатель предлагает детям и Незнайке полюбоваться картинами, показать ему те натюрморты, которые уже известны детям, те, которые им больше всего нравятся. Через некоторое время воспитатель собирает около себя детей и спрашивает: «Дети, так о чем же рассказывают наши натюрморты? Назовите те предметы, которые изображены на них? (Дети перечисляют.) Незнайка, так ты понял, что изображает натюрморт? Художник в натюрморте рас­сказывает о красоте обычных предметов, цветов, плодов, о за­гадках, которые они таят в себе, о людях, которые вырастили и создали эти предметы, о том, какие чувства они вызвали у ху­дожника, — удивлении, радости, раздумье, восторге. Поставлен­ные вместе предметы, разложенные плоды, собранные в букет цветы рассказывают о себе: одни украшают друг друга, другие спорят, кто из них самый важный. Соответственно своим чувст­вам, мыслям художник подбирает и краски. Поэтому одни на-


тюрморты звучат радостно, весело. Покажите мне такие. (Дети отыскивают.) Какие краски здесь использовал художник? (Теп­лые, светлые, звонкие.) Как их еще можно назвать? Другие натюрморты — задумчивые, спокойные, передают нам ощущение свежести, даже холода. Покажите мне такие. Какие краски здесь использовал художник? Третьи натюрморты звучат нежно, лири­чески, мягко, тихо. Покажите мне их. А здесь какие краски использовал художник? Здесь среди уже известных вам натюр­мортов есть несколько новых. Какие? Давайте внимательно рас­смотрим вот этот натюрморт (И.Михайлов, «Овощи»). Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на него? (Удо­вольствие, радость от обилия только что собранных овощей, ягод, фруктов.) Какая это картина? (Светлая, нарядная, праздничная, спокойная, мирная и т.д.) А как вы думаете почему? Да, ху­дожник любуется, восхищается изобилием плодов, которые дарит нам земля. Какие краски он использует? Тепло-коричневые (стол, лукошко, кринка), много изумрудно-зеленых (огурчики, зеленый лук, веточки укропа, петрушки, листья свеклы), ярко-красные (спелые помидоры), белые (тарелка и чеснок), темно-бордовые (свекла, черная смородина), и все это на фоне фиолетово-розо­вой, синеватой стены. Спокойная гамма теплых и холодноватых тонов, где теплых больше. А как вы думаете, что о себе хотят рассказать эти овощи, ягоды? (Мы спелые, мы вкусные, мы сладкие! Попробуйте нас! Какие мы свежие, душистые и аромат­ные!) Дети, а почему художник так (горизонтально) расположил полотно? Да иначе бы все это богатство не уместилось! Художник расположил овощи на деревянном столе, и создается ощущение, что их очень много. Давайте рассмотрим, что лежит на переднем плане. А на заднем? Почему небольшие предметы лежат впереди? (Чтобы их было хорошо видно.) А на втором, заднем плане изображены самые крупные: большое блюдо, сито, кринка. Пред­метов больше справа или слева? (Слева.) Вот поэтому, чтобы было равновесие в картине, художник нарисовал справа высокую кринку.

От картины веет ароматом и свежестью. Художник показал нам, что может принести труд человека. Это картина и о труде людей. А как бы вы назвали эту картину? Что вспоминается, когда смотришь на нее?^>После этого воспитатель предлагает детям и


Незнайке поиграть в игру «Убери лишнюю». Дети выполняют задание, воспитатель проверяет, отмечая, что в этот раз Незнайка не ошибся. Незнайка благодарит детей и обещает еще прийти.

Занятие по рассматриванию од непорядков ого, но сложного натюрморта. (Например, И.Машков, «Снедь московская. Хлебы».) Предваряя это занятие, следует провести работу по ознакомлению детей с тем, как выращивают хлеб, рассказать о труде пахарей, хлеборобов, пекарей, о роли хлеба в жизни людей, вспомнить пословицы, поговорки о хлебе. Можно провести экскур­сию в пекарню, в хлебный магазин, познакомить детей с разнооб­разием хлебных изделий, провести «праздник урожая» (см. в конце раздела), в детском саду вместе с детьми составить натюрморт из различных хлебных изделий, вылепить его, зарисовать. Через не­которое время провести занятие по рассматриванию натюрморта.

Цель. Вызвать у детей интерес к натюрморту, эмоциональный отклик, ассоциирование с собственным опытом, чувствами и пред­ставлениями, которые дети получили в предварительной работе. Учить детей видеть единство содержания и средств выразительнос­ти живописи (роль рисунка, композиции, колорита в картине). Закрепить знания о натюрморте, его более сложном виде; форми­ровать эстетические суждения и оценки, учить использовать искус­ствоведческие и эмоциональные термины.

Картина перед занятием закрыта. Вначале воспитатель с детьми вспоминают, как они ходили на экскурсию в хлебный магазин, в пекарню, как ароматно пах свежий хлеб и какой он был вкусный, мягкий. Потом вспоминают, как дети сами составляли натюрморт из хлебных изделий и рисовали его. Затем воспитатель говорит:

— Дети, я сегодня вам расскажу о художнике Илье Ивановиче Машкове. Он очень любил рисовать натюрморты — разные пред­меты, плоды, фрукты, овощи. Однажды утром он пришел в бу­лочную и был поражен: чего только там не было! И хлеб, и булки, и булочки, и пирожные... всего не перечислишь. И все такое свежее, ароматное, аппетитное! А какое разнообразие форм и цвета! И захотелось ему нарисовать все это богатство, чтобы и другие люди удивились и порадовались этой красоте и изобилию. Он накупил всяких изделий, принес их домой и стал красиво рас­кладывать на столе. Но их было так много — и маленьких, и больших, — что на столе все даже не поместилось, пришлось не-


сколько хлебов положить на полку. А потом он все это нарисовал. Вот сейчас мы с вами и посмотрим эту картину. (Открывает на­тюрморт, дает детям время рассмотреть картину.)

— Ну как, «вкусная» картина? Давайте внимательно посмот­рим и расскажем, какие же здесь нарисованы хлебные изделия. Что стоит в самом центре стола? Белая ваза, а на.ней маленькие булочки, сухари, пирожные. А справа? Около вазочки несколько сухариков, на белой салфетке — ромовая баба, облитая сахаром, небольшая плетенка, а за ними пирог и длинные плетенки. Справа, близко к нам, в небольшой коробочке, пирожки, разные плюшки, слойки. А что там на полке? Круглый белый каравай, ржаной черный «кубик», замысловатый белый крендель, бублики, нани­занные на нитку, еще несколько маленьких изделий. Каких здесь только хлебов нет! Большие и маленькие, белые и черные, пше­ничные и ржаные, булочки и плюшки, замысловатые крендели и плетенки, квадратные и круглые, высокие и плоские, сдобные, сладкие, соленые, горячие бублики и хрустящие сухари, пирожные и пироги с маком и изюмом! А по цвету какие? Коричневые, ржаво-красные, желтые, нежно-пепельные, беловато-коричневые, розовые. Видно, что все свежее, теплое, и мы как бы ощущаем эту теплоту только что выпеченного свежего хлеба. Чтобы подтвер­дить, что хлеб как живой, дышит и в нем живет энергия солнца и жар печи, художник для сравнения, для контраста нарисовал свешивающуюся со стены ткань холодного цвета. Как вы думаете, а почему художник поместил все эти хлебы на полированную темно-бордовую поверхность стола и немножко даже отодвинул их от края стола? Ну конечно, чтобы показать аппетитную поджарис­тость, шершавость хлебных корочек по контрасту с гладкой по­верхностью стола. Хлебы красуются, привлекают, манят, кажется, даже дразнят своим аппетитным запахом. Что может быть вкуснее душистого свежего русского хлеба?

Хлеб — основа жизни. Он всегда был главной заботой русского крестьянина. Пекли его когда-то в каждом деревенском доме, в печке. Ароматный, вкусный, пропитанный запахом бескрайних полей. Хлеб никогда не надоедает. Его чтили испокон века. Из­давна на Руси повелось и гостей встречать самым дорогим — хле­бом и солью. Недаром говорили: «хлеб — всему голова», «хлеб наш насущный».


Картина художника И.Машкова посвящена не только хлебу, но и человеку — хлеборобу, землепашцу, пекарю. Потому что хлеб — это прежде всего труд, который в него вложили люди и в городе, и на селе. Послушайте стихи о хлебе.

Вот он — хлебушко душистый С хрусткой корочкой витой, Вот он — теплый, золотистый! Словно солнцем налитой!

В каждый дом,

На каждый стол

Он пожаловал-пришел.

В нем — здоровье наше, сила,

В нем — чудесное тепло;

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна Хлебом — тем, что на столе, Люди долго и упорно Потрудились на земле.

В нем — земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем. Уплетай за обе щеки — Вырастай богатырем! Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил, Не жалел трудов и сил! Слава им, привет от нас В добрый день, счастливый час!

С, Погореловский

— А сейчас я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Под­бери слово». Часто бывает, что картина очень нравится, а расска­зать о ней трудно, трудно подобрать нужные слова. Давайте по­пробуем. Я буду называть 2 — 3 слова, а вы выберете из них одно,


наиболее подходящее к этой картине, и объясните свой выбор. Слушайте и смотрите внимательно. Какая это картина?

Звучная звонкая — тихая.

Звучная. Здесь очень яркие, звучные краски. Их голос не звон­кий, хоть и громкий. Скорее он густой, как аромат всех этих хлебов.

Просторная тесная.

Тесная. Здесь изображено так много предметов. Конечно, им тесно.

Тревожная беспокойная — спокойная.

Беспокойная. Не тревожная, ведь здесь ничего пугающего нет. Но и не спокойно, потому что все эти булки, хлебы, пирожки, пирожные будто живые, собрались вместе, теснятся, кажется, что спорят, кто из них главный.

Радостная унылая.

Радостная. Здесь изобилие! И вся эта снедь такая красивая, нарядная, будто на празднике, будто хвастают булки и хлебы друг перед другом, кто из них лучше.

Легкая — тяжелая.

Тяжелая. Здесь очень много всего. Хлебы большие, тяжелые. А вокруг — пышные булочки, пирожки. Все вместе выглядит,как что-то плотное, тяжелое. Как только стол выдерживает?

Теплая — холодная.

Теплая. Видно, что хлеб теплый. Все здесь такое поджаристое, коричневое, золотое. Все вкусное, будто дышит теплом. Хлеб со­гревает — это сама жизнь.

Молодцы! Вы очень внимательно смотрели на картину и многое почувствовали, поняли, что нам хотел рассказать своей картиной

художник*.

Игра разработана Н.Д.Раевой. (См. в кн.: Мы пришли в музей. — СПб., 1991. - С. 19.)


«О какой тайне рассказывает мам натюрморта (занятие по картине Ф.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»)

Цель. Вызвать у детей интерес к новому, более сложному виду натюрморта, включающего изображение живых объектов. Подвес­ти детей к пониманию того, что понять натюрморт (раскрыть его тайну) можно, если внимательно его рассматривать и увидеть гар­монию живого мира. Учить детей видеть единство средств выра­зительности — рисунка, колорита и композиции — в передаче отношения художника к красоте окружающего мира. Продолжать вызывать у детей эмоциональное сопереживание, эстетическое от­ношение к художественным картинам. Формировать умение об­щаться по поводу картин, высказывать свои суждения и доказа­тельные оценки, используя образные эмоционально-эстетические и искусствоведческие термины.

Воспитатель, собирая вокруг себя детей, говорит им:

— Сейчас мы с вами будем рассматривать очень интересный
натюрморт, в котором художник спрятал удивительную тайну. Ее
смогут открыть только очень внимательные дети. Что же это за
тайна? Я сейчас покажу вам эту картину. Сначала молча ее рас­
смотрите, полюбуйтесь и подумайте. Спешить с ответом не нужно.
Эта картина требует не только внимания, но и раздумий.

Детям дается время для рассматривания. Звучит нежная, про­зрачная, легкая мелодия. Через некоторое время воспитатель спра­шивает:

— Ну, кто увидел, догадался, какую тайну нам поведал худож­
ник этим натюрмортом? (Дети предлагают свои догадки.) Мы с
вами видели много разных натюрмортов, а чем необычен этот? Да,
кроме цветов здесь художник нарисовал еще птичку, бабочку, гу­
сеницу. А еще? На зеленых листочках несколько мушек. Как все
они украсили этот натюрморт! Они такие же нарядные, как цветы.
Как богата природа, как щедро она дарит нам красоту во всем! И
как украшают эти маленькие живые существа натюрморт! Если мы
закроем бабочку — сразу букет что-то потеряет, не будет таким
нарядным. То же будет, если мы закроем птичку или гусеницу.
Как удивительно художник расположил букет и маленьких насе­
комых, бабочку и птичку! Как нарядно они сочетаются по цвету!
А сейчас посмотрите и скажите, какого цвета фон? Коричнево-зе­
леноватый. Он значительно темнее, чем цветы, поэтому цветы ка-


жутся такими яркими. Давайте их рассмотрим. В центре букета художник поместил цветок-космею. Какого она цвета? Светло-ро­зовая. Справа — красный, с желтыми полосками на листьях, с желтой серединкой шафран, он как будто позолоченный; слева — веточка душистого горошка с розовыми, сине-белыми, фиолетовы­ми цветочками. Над горошком — пушистая головка красной гвоз­дики с белой каемочкой на кончиках лепестков, а в центре — высокий стебель, усыпанный сине-голубыми бархатными цветами с золотой серединкой, — барвинок.

Между цветами зеленые листочки. Вода в вазе так чиста и про­зрачна, что видны стебельки цветов. Бабочка, сидящая на вазе, — желтая, с зеленовато-черными узорами, с красными и голубыми крапинками на крылышках, сверкает, как солнечное пятнышко. А какого цвета птичка? Да, она разноцветная: беленькие животик и щечки, коричневые крылышки с желтенькими пятнышками, голов­ка спереди красная, а клюв белый. Это тоже нарядное светлое пятно. Посмотрите, как она освещает вазу. И даже маленькая крас­ная с черной полоской гусеница на зеленом листочке слева от вазы очень нарядна и тоже украшает букет. А если внимательно посмот­рите на листочки в букете, то увидите здесь еще кого-то. Двух мушек: одна пьет воду из капельки росы, а вторая бежит вверх по травинке. Капелька росы сверкает и на лепестке розовой космеи.

Дети, а как вы думаете, почему художник расположил лист бумаги вертикально? (Букет высокий, а не широкий, поэтому вер­тикальное расположение подходит больше.)

Так какую же мы с вами увидели и разгадали тайну в этой картине? (Ответы детей.) Да, дружбу, гармонию сорванных цветов и живых маленьких существ — мушек, бабочки, птички. Как все они красивы, как удивительно их нарядила природа, как украшают они друг друга, какой праздник для глаз! И художник своей кар­тиной говорит нам: будьте внимательны к природе, и она щедро откроет вам свою красоту, свои тайны.

Следующее занятие посвящается ознакомлению детей с новым видом натюрморта — сюжетным натюрмортом. Это на­тюрморты типа «завтрак», «десерт», «накрытый стол», где ярко ощущается присутствие человека. Например: К.Петров-Водкин, «Утренний натюрморт», «Розовый натюрморт»; И.Грабарь, «Ут-


ренний чай», «Неприбранный стол»; И.Машков, «Ананасы и ба­наны». Интересны натюрморты голландцев В.Кальфа и В.Хеды. Этому виду натюрморта может быть посвящено 1—2 занятия.


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 502; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!