Глава 67. Как преподнести экономику



 

Здесь была предпринята попытка изложить авторский взгляд на основы экономической деятельности, выделить и подчеркнуть их, при этом отойдя от приедающихся стандартов, так как и они со временем устаревают. Написание этого возможно было лишь оттого, что до сих пор теплится надежда о пользе и адекватном восприятии.

Автор хочет смело предположить, что именно вышеприведенное или нечто подобное, но только более совершенное, следует преподавать в самом начале изучения экономики. Лучше даже преподавать известные теории вначале (Маркс, Кейнс, Гелбрейт, Смит, Хайек), чем пичкать студентов первокурсников набитыми сложными моделями микро– и макроэкономки первой, второй и третьей стадии. Нужно сначала наглядно объяснить, в чем суть, в чем заложены истоки теорий, а затем уже обучать тонкостям. Переполненные математикой макро– и микро– уже практически полностью ушли от своих корней, поэтому становятся все менее и менее понятными, превращая головы даже самых одаренных студентов в содержащую формулы тыкву.

Когда толпы математиков пришли в экономическую теорию, надеясь найти здесь новую широкую почву для применения своих моделей, вместе с однозначной пользой, заключавшейся преимущественно в упрощении решения технических задач, они привнесли сюда и все негативные черты, пытаясь добавить в модели свой философский компонент, непомерно возвышая их.

В результате этого почва у многих ушла из‑под ног. Примерно то же самое произошло от привнесения в экономические теории политико‑социальных компонент, как Марксом, так и «демократами» Хайеком, Хансеном, Мизесом, Фридманом и прочими. Экономическая наука не устояла и по‑настоящему рухнула, разбившись на множество разрозненных и частных компонент. Одни ее части имеют пропагандистский характер, другие – практико‑вычислительный, третьи – просто описательный, четвертые – исторический. В современной экономике нет универсализма, хотя мир и охвачен процессом глобализации.

А ведь в ней можно увидеть простое и из него получить сложное!

Отбросить все сложные концепции и сказать, без простого, без основных постулатов, понятных человеку, как основе экономики, сложное не будет ясным и оно не будет функционировать.

И обманом занимается тот, кто агитирует за те или иные теории, не помня или не осознавая исходных постулатов.

 

Глава 68. Некоторые выводы

 

Итак, мы рассмотрели отдельные аспекты денежной системы, которая на сегодняшний день охватывает большую часть жизненной сферы человечества. Мы поняли некоторые вещи, то, что денежная система – это в какой‑то мере инструмент, который родился от сущности людей, от самого характера ведения хозяйства на земле. Но мы вспомнили, что человек и человечество гораздо шире тех рамок, которые устанавливает ведение хозяйства, поэтому придавать абсолютизм денежной системе опасно. В этой связи увлечение деньгами может приводить человека к преследованию неправильных ориентиров, которые могут оказать значительное влияние на результаты его жизни. Деньги есть лишь естественно родившийся инструмент от понимания той пользы, которую может принести каждому в отдельности согласованная деятельность. Впоследствии деньги как инструмент распространились на многие сферы деятельности человека, заходя в искусство, человеческие отношения и даже личные, куда им заходить не всегда следовало.

Деньги объективно отражают стремления людей, их сущность, их характер и стали необходимым звеном развития хозяйства за счет свободного обмена, установления свободной выдачи хозяйственных прав путем ответного взятия обязательств (кредиты, отсрочки). Деньги, безусловно, послужили развитию мощного хозяйства на земле.

Денежная система тесно связана с психологическими особенностями людей. Ориентируется на них и в ней они являются определяющими, составляя ту основу, которая определяет основы деятельность системы.

В то же время, использование денег как искусственного мотива побуждения человека к действиям (ты не сделаешь ничего и не получишь денег, а значит ты не получишь ничего, а именно – возможных хозяйственных и нехозяйственных прав) не соответствует изначальной природе человека. Эта мотивизация имеет принудительный характер. Ты не хочешь, но должен, так как иначе ты не сможешь обеспечить свое существование. Однако, изначальный мотив человека – не просто обеспечить свое существование, но и творить – то, что в некоторой степени погашается этой системой.

Сейчас, с существованием денег, инстинкты человека выведены на первый план. Я хочу есть, я хочу машину, я хочу ходить в хорошей одежде. Инстинкты, а не желания определяют жизнь человека. Этот денежный максимализм сложился вынуждено, а может быть его подталкивают еще группы людей, которым надо определить свое положение в жизни. Кроме того, с помощью денег действует система принуждения и управления, когда сведущие направляют и руководят несведущими.

Все это положение не может называться идеальным для натуры человека. Деньги не являются всеобщей панацеей и решением проблем, те, кто увлекся их значением, находится лишь в безуспешном беге за физическими величинами. Эти люди, хоть и ощущают привлекательность возможностей денег, впоследствии осознают характер ошибок, ими совершаемых.

Не увлекайтесь столь сильно, когда вы обнаружите, что ваш максимализм в этом довел вас до отставания в жизни, вы поймете сбой своей траектории. Соответственно и вся эта система не должна быть настроена на безграничное стремление к обладанию средствами, а именно деньгами, дающими права и возможности. Ведь этих прав и возможностей может оказаться гораздо больше, чем этого вам нужно и они могут оказаться совсем не теми, которые вам нужны.

Кроме того, деньги могут использоваться для осуществления не всегда благовидных интересов определенных групп и людей, которые, преследуя ведомые только им одним цели, ущемляют интересы других или используют других для реализации своих интересов.

Вы должны делать то, чего не всегда хотите. Всегда ли такая необходимость обоснована? Иногда да, а в массе других случаев – нет.

Таким образом, деньги – необходимая материя в развитии людей, вернее взаимодействия между ними и общества. Но всегда ли совершенен этот инструмент? Соответствует ли он полностью натуре людей? Наверное, нет. Натура человека богаче, чем возможности денег и действия, операции, возможные в рамках этой системы. Человек имеет изначально право претендовать на большие права, на определенные гарантии своего существования.

В этой связи можно просить всех задуматься и еще раз оценить сущность денежной системы, плюсы и минусы и, если будет возможность, все же принять участие в ее переформировании и определении устоев жизни.

В конце концов, исходя из сказанного понятно, что можно построить дома без денег, можно производить продукты без денег, можно производить машины, оказывать услуги без денег. Достаточно и физических усилий. Это доказано примерами существования как человеческих империй, так и форм государственного хозяйственного устройства, альтернативных рыночной. Денежная система – лишь обрамление хозяйства. При этом надо понимать, что деньги родились объективно, они появились, как отражение человеческих качеств, характера хозяйства и осознания той пользы, которую они приносят.

Однако, деньги имеют и качества, ограничивающие природу человека. Каким образом устроена денежная система, не важно. Ведь в любом случае, это передача хозяйственных прав от одних другим. Если это рыночное (капиталистическое) хозяйство, то это сплошная передача хозяйственных прав. Если это социальное хозяйство, то это в большей степени централизованное распределение и принятие решений о хозяйственных действиях. Однако, в любом случае, системы предполагают наличие некоторых хозяйственных прав и их передачу, как по критериям ограниченности ресурсов, так и по роли, оценке значимости действий того или иного человека.

Эта система предусматривает предприятие человеком некоторых усилий, которые поощряются системой.

Однако, в данном случае, многое зависит от управляющих системой, сведущих о ней. При каждых вариантах системы остается достаточное количество обиженных, которые могут быть обиженны незаслуженно. Эта система имеет множество недостатков, и когда мы концентрируемся полностью на ней, то имеем риск впасть в период застаивания.

Более, того, система может попасть в руки к нечестным людям, которые не действуют в соответствии с интересами тех людей, на интересы которых система работает.

В каждой из мировых религий есть свое видение денег, но там мы всегда увидим – не деньги главное, хоть они и существуют.

 

Заключение

 

С учетом этой описанной роли денег видится иное, более осмысленное, чем в настоящем, будущее денежной системы. Человечество есть не только набор инстинктов и поведенческих императивов, но и, как говорил Бердяев, торжество духа. Так вот, в настоящих условиях денежная система предполагает возможность развития инстинктов и их реализации. В то же время, для развития духа, его реализации, ресурсов практически нет. Вернее, в некоторых частях планеты эти возможности есть, однако они не предполагают стабильной основы. Дух вынужден, под страхом исчезновения источников его развития, прятаться в укромных местах, цепляясь за возможности, предоставляемыми ему миром.

Простыми словами, ученые, художники, творческие люди, не имеют базы для начала своего развития и творчества. Для того, что буквально иметь необходимые блага для удовлетворения инстинктов, необходимо либо заниматься трудом, либо предлагать заранее успешные коммерческие проекты. В то же время, для духа, для творчества в переизбытке и то и другое является губительным.

Таким образом, духовная составляющая является подавленной, что изначально губит возможности духовного развития человечества.

Например, если Вы начинающий художник или вы творческая личность, которая только определяет свой дальнейший путь, ваши творческое начало скорее всего будет подавлено материальными императивами современного мира.

Просто для того, чтобы есть, передвигаться и выполнять необходимые процедуры Вы потратите все необходимые физические и эмоциональные усилия. В то же время, текущая система материального мира, поддерживаемая существующей денежной системой, не увидит Ваших талантов.

Таким образом, чтобы избавить человека от части императивов материального мира, необходимо освободить его от части не нужных, стимулируемых текущей денежной системой занятий. Иначе система будет воспроизводить себя, оставляя слабые возможности для развития.

Текущая ситуация не настолько объяснима, однако, вероятно, она связана с траекторией человеческого развития, обуславливающей торжество инстинктивных мотивов в условиях непрекращающегося роста потребления.

Однако если есть бесконечно, желудок разрастается, и в этом тоже не много пользы.

Можно же не есть бесконечно, можно это делать в меру. Также и потреблять можно не бесконечно.

Вопрос современных людей в том, чем заполнить то время, которое освобождается в результате освобождения от части потребления. В этом же и вопрос бесконечно поглощающего человека.

Ведь время не бывает пустым. Человек всегда хочет его заполнить чем‑то в силу своей природы, желаний. Заполнить чем‑то ему интересным, привлекающим его в силу осознания личных побуждений, общественной пользы или предназначения свободы духа.

В то же время, такой возможности у человека практически нет. Закованный нормами денежного, материального мира, человек вынужден подчиняться системе в силу своих инстинктов, которые составляют часть необходимости. Поэтому в системе должно быть принято решение о предложении человеку определенного свободного времяпрепровождения и варианты его проведения.

Постоянное кормление требует постоянного производства еды, постоянное потребление требует невероятного напряжения усилий. При этом духовная, творческая часть человека зачастую остается незагруженной.

Поэтому неплохо бы, используя деньги, дать возможность творчеству существовать, дать деньги на 1 час творчества в день, тому, кто захочет.

В то же время, учитывая роль денег как мировой связующей системы, выпадение из нее для человека представляется чрезвычайно проблематичным.

Сейчас деньги уже начинают потихоньку отрываться от реальной производственно‑сервисной системы. Так бывало и раньше, но в меньших масштабах. И таким образом, часто стимулирование производственной системы не является во многих аспектах задачей денежной системы. Так, сверхдоходы, полученные от, допустим, продажи акций или приближенности к государственным контрактам или другим путем, допустим, неконтролируемый доступ к эмиссии, приводит к тому, что часть людей становятся указателями к действию для другой части.

Технические возможности, которые позволяют следить за Вашими передвижениями, за реализацией Ваших прав и возможностей путем электронных денег приводят к тому, что Вы и ваши движения, желания и прочее контролируетесь путем электронной записи или кнопки. Это становится прямым препятствием для реализации замысла Божьего о свободе людей друг перед другом. Не в деньгах предназначение жизни человека и когда он становится игрушкой в чужих руках, то нарушается божественный смысл.

В то же время, мы можем отметить, что на горизонте человечества светится явная смена технологических укладов. Давно описанная роботизация, увеличение количества населения, рост прогресса приведут к тому, что удовлетворение текущих потребностей людей, несмотря на то, что сейчас есть явный недостаток ресурсов станут возможными при гораздо меньших трудозатратах. И тогда вопрос пользования общими благами (к коим мы относим все, сделанные не для себя, в рамках нашего исследования) покажется нам с нового ракурса. Кто и как должен потреблять больше или меньше благ, которые имеются в избытке, будет вопросом риторическим.

Мир изменится, будет меняться и в дальнейшем. Как, мы не можем судить с полной долей определенности.

Поэтому, кажется, что человечество могло бы задуматься о предоставлении набора базовых гарантированных благ членам общества, среди которых человек мог бы укрыться при необходимости от норм зачастую непредсказуемого денежного мира.

При этом я сказал бы так – в любой системе и любом месте помните, что Вы свободны перед Богом и Вы свободны перед техникой и императивами, и Вы свободны от нечистых побуждений других, кои не лучше Вас.

Денежный мир – он гораздо уже мира жизни, жизнь велика и всеобъемлюща, поэтому ищите возможности оторваться от денежного мира там, где это возможно. Умные, думайте, как преодолеть этот инструментальный детерминизм.

И, как я услышал на одной проповеди – не жизнь создана, чтобы пользоваться человеком, а человек создан для того, чтобы ей пользоваться. Помните об этом.

 

Благодарности

 

Написание этой книги было бы невозможно без моих дорогих родителей, моей мамы и отца, без моей дорогой жены Накорчемной В.В., без тех знаний и навыков, которые мне удалось получить с помощью всего преподавательского состава экономического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, без поддержки моих дорогих друзей, моих сестер и моих тетушек, других моих дорогих родственников, ласковых бабушек и дедушек, тех наблюдений, которые были сделаны в ходе работы в Министерстве экономического развития и у Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, вместе с его замечательным аппаратом, в сотрудничестве с Российской Академией Наук, во взаимодействии и просто в жизни, а также без всех тех людей, с которыми довелось вести задушевные беседы на затронутые в книге темы.

Спасибо Вам!

 


[1] Текущее положение (лат.)

 

[2] Молва растет по мере удаления

 

[3] Присутствие уменьшает молву

 

[4] Генри Миллер, Тропик рака

 

[5] Полное изобилие (исп.)

 

[6] З. Фрейд. «Ребенка бьют – к вопросу о происхождении сексуальных извращений».

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!