Глава 41. Универсальность денег



 

Универсальность денег двояка. Она – двигатель прогресса, она – тормоз одновременно. Возможность использовать целевые деньги не по назначению – есть негативная черта универсальности денег. Возможность многостороннего обмена – положительная.

В развитии денег есть три стадии. Первая стадия – деньги без государства, деньги для обмена. Вторая стадия – деньги для государства, деньги в государстве, деньги – исключительное право государства. Имеются в виду деньги в монархии, деньги при авторитарности и диктатуре. Для этой стадии характерно стремление к предельному регламентированию денег. Результат этой стадии – понятие невозможности полного контроля, его крах. Третья стадия есть определенный возврат к первой – то есть деньгам без государства. Выпуском их занимается государство, однако здесь очень много денежной свободы, возможности разрешать и получать, приказывать с помощью денег самостоятельно.

Понятие трехстадийности выведено достаточно давно. И хотя мне, лично, привелось увидеть это в первый раз в отчетливой форме у Зиновьева, в том или ином контексте это встречалось затем у многих, в том числе в спиральной теории Вико.

 

Глава 42. Роль денег

 

Была ли роль денег главенствующей в развитии мирового хозяйства? Вряд ли. Все же деньги, прежде всего, одно из изобретений, использовавшихся для технического поддержания этого развития. Стоит помнить, что мир стоял почти на одном месте много веков, хотя деньги были изобретены гораздо ранее. Неполное понимание роли денег, их функций и механизмов действия, более того, очень сильно выставляло напоказ объективные негативные стороны использования денег.

Выявление причин быстрого мирового прогресса – отдельное объемное исследование. Можно отметить здесь, тем не менее, быстрый подъем науки, стимулирующие ее войны, снятие некоторых запретов на исследования, новые методы в организации производства, массовое внедрение изобретений, изменение масштабов экономик, населения и потребления. И деньги не имеют здесь какой‑либо особо выдающейся роли, выступая, прежде всего, инструментом.

 

Глава 43. Архаичность представлений

 

Необходимо заметить, что за развитием цивилизации, науки и техники успевают не все. Старые идеи и представления часто остаются главенствующими, передаваясь из поколения в поколение. Они идут из аксиомы ограниченности и соперничества. Многое здесь зависит от воспитания, а оно не всегда скорректировано в соответствии с современностью, так как современность требует изучения, на которое не всегда хватает времени. Первое представление, о котором я хочу сказать, это внушаемое многими с детства представление, идея физического превосходства. Многие родители желают от своих детей, чтобы те доказали, что обладают превосходной физической силой над сверстниками. «…В любой детской нет недостатка в потасовках между самими детьми…»[6]. Естественно, что это представление необходимости своего физического превосходства идет из очень давних времен, а именно из тех времен, когда это превосходство во многом определяло дальнейшую судьбу ребенка. Если ты силен, то сможешь взять себе от других многое, сможешь защитить себя, сможешь получить лучших жен и так далее. Далее детей учат хитрить, выворачиваться, обманывать, грабить. Это из времен права хитрости, то есть из тех времен, когда разум стал побеждать силу и доказывать свое превосходство. Отсюда идет воровство, ложь, коварство. Но все это было обусловлено крайним недостатком ресурсов, отсутствие понятия о том, как расширить богатство, не ущемляя других. Путь к возвышению, улучшению представлялся только через обращение других в рабство.

Более того, здесь можно подчеркнуть все же превалирование человеческих отношений над хозяйством. Помимо базовых потребностей (есть, передвигаться и прочее) человеку нужны лучшие вещи, нужно превосходить других из морально‑психологических побуждений. Необходимо это чувство – «я лучше других, я в безопасности». Так я смогу прожить лучшую жизнь и добьюсь в ней больших результатов, у меня будут лучшие … партнеры и все вытекающее, я смогу спокойно реализовывать свои цели. Для этого используется теперь уже хозяйственная система. Однако эти потребности – откуда – из занимательной и интересной биологии, которая не до конца подвластна нам и которая где‑то скрыта и должна быть скрыта. Но мы можем отметить – отношения, складывающиеся в процессе эксплуатации денежной системы, во всей своей многогранности включают и отношения человека с человеком, и во многом регулируются им. Если взять сегодняшние отношения в деловой среде, то би ту би (бизнес‑ту‑бизнес) – это техническая сфера. Би ту си (бизнес‑ту‑кастомер) – это отношения, обусловленные устройством современной мировой системы, которая предусматривает поиск потребностей и их удовлетворение в обмен на права реализовывать собственные потребности. Си ту си (кастомер‑ту‑кастомер) – это отношения, которых, может быть, впрямую в денежной системе нет, но ради которых, побуждаемая которыми, она существует.

Современная же ситуация уже иная. Уровень и масштабы производства позволяют иметь высокий материальный уровень одновременно многим. Уже не обязательно подчинять себе многих, чтобы получить что‑то (конечно, это не касается жен). В сфере экономики сложился совершенно новый тип отношений, основанный не на завоевании чужого, а на производстве своего. Естественно, что процесс этот был постепенным и идет он также из древности. И вот почему он шел так медленно, так это потому, что ему мешала архаичность представлений. Если кто‑то развивался высоко, то появлялись варвары и уничтожали все созданное как раз из устарелости представлений о мире. Рим внедрил множество нового, но это было погублено готами. Шумеры, Вавилон, Египет дали много нового, но это было погублено другими.

В современности архаичность представлений во многом представлена преступностью. Суть ее как раз в том, чтобы силой и хитростью отнять созданное другими. И тогда, и сейчас имело и имеет место непонимание того, что мир развился во многом из‑за того, что старые узкие представления были отброшены, что их время прошло и что настала эпоха новых представлений, нового восприятия мира. Каждая стадия человеческого развития оставляла после себя систему представлений, которая затем устаревала для объективной оценки новой стадии и отчасти тормозила полноценное наступление этой новой стадии. Финансовые пирамиды во многих странах мира в разное время – яркий тому пример. Но все же архаичные представления потихоньку умирают. Современная преступность уже не то, что было ранее. Падает доля одних видов преступлений и растет доля других, новых. Преступниками становятся оттого, что не знают, как применить себя в новом мире, будучи воспитанных в старых представлениях (конечно, это не во всех случаях, но в значительной части). Преступность меняется вместе со сменой представлений, только как бы запаздывая на один шаг. Основа преступности – устаревшие представления прошлой стадии развития – вот постулат.

А, кроме того, преступность (особенно вынужденная) – это несогласие с текущим положением дел в общественной, в том числе экономической системе. Это показатель несовершенства, недоработанности в том числе денежной системы, несогласия с ней, что говорит о необходимости ее совершенствования.

Как же велик прогресс денежной сферы по сравнению с тем, чем она была ранее! Функции денег расширились стократно за последние 500 лет и тысячекратно – за последние 3000 лет. Но прогресс денежной сферы повлек за собой ее чрезвычайное усложнение. Соответственно, понятие о ней затруднено. Представления о денежной сфере должны быть приближены к современности, чтобы она работала с той эффективностью, с которой может. Однако ее сложность мешает этому, поэтому представления о денежной сфере огромных масс людей, а на самом деле их большинства, весьма архаичны, просто по причине того, что для осмысления требуется напряжение своих умственных сил. Показателем этого являются многочисленные пословицы, такие как «Копейка рубль бережет», и подобные.

Лишь ограниченное число людей обладают представлением о современном состоянии денежной сферы и ее роли. Так как современный мир практически полностью вовлечен в процесс создания единой экономики, единого экономического пространства, и так как это пространство основано на денежной системе, то преимущество в этом мире получат те, кто имеет современные представления о денежной системе, более объективно отражающие действительность.

В обществе идет борьба представлений. Новые достижения, одаренные люди, реформаторы, религиозные деятели создают новые знания и мысли, новые знания и мысли задают новые представления. Давно известен такой феномен, как сопротивление изменениям, так вот приверженность старым представлениям идет именно отсюда, из традиционности. Традиционность воспринимается (и подчас не зря) как давно сложившееся и устоявшееся, раз устоявшееся – значит полезное и положительное. Ведь новые представления могут означать и регресс. Таких примеров много, отсюда боязнь нового. Новые представления в эпоху Возрождения, а затем Просвещения были одновременно регрессом для представителей классического христианства. Независимость и новое устройство США и стран Латинской Америки были однозначно регрессом для Британской и Испанской Империй. Октябрьская Революция была регрессом и разрушением царского дома и всех его приверженцев, и многих врагов.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 583; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!