Худ система социалистического реализма.



Иногда, ориентируясь на второстепенные признаки, реализмом называют то, что таковым не явл (или перестало быть). Например, социалистический реализм в его одиозных проявлениях стал вновь норма­тивной худ системой, и его исторически-конкретные характе­ры стали выражать всеобщую заданность (теперь уже - пан социологиче­ского свойства). Социалистический реализм лишился диалектического инструментария (живой диалектики души и мысли), при помощи которых сопрягались и всякий раз творились заново индивидуальное и всеобщее, а вместе с ними - и основополагающих признаков реализма.

Соц. реализм абсолютизировал идеологическую доминанту. Главные идеи – сражаться за счастье всех, на благо общество, один – ничто.

Отличительными чертами возникшего в эту пору социалистического реализма стали партийность, народность, изображение действительности в ее «революционном развитии», пропаганда героики и романтики социалистического строительства. В произвх М.Горького, М.А.Шолохова, А.А.Фадеева, Л.М.Леонова, В.В.Маяковского, К.А.Федина, Н.А.Островского, А.Н.Толстого, А.Т.Твардовского утверждались иная реальность, иной человек, иные идеалы, иная эстетика, принципы, положенные в основу морального кодекса борца за коммунизм. Пропагандировался новый метод в искусстве, к-ый был политизирован: имел ярко выраженную социальную направленность, выражал государственную идеологию. В центре произв обычно находился положительный герой, неразрывно связанный с коллективом, к-ый постоянно оказывал на личность благотворное влияние. Основная сфера приложения сил такого героя - созидательный труд (основной жанр -производственный роман).

Социалистический реализм – худ метод правдивого воспроизв действительности в ее революционном развитии в свете научного марксистко-лененинского мировоззрения и в интересах победы социализма и коммунизма во всем мире. У реалистов досоциалистической эпохи главная задача заключалась в критике эксплуататорского строя и его пороков, то писатели социалистического реализма главный смысл своего творчества видят в утверждении нового, социалистического строя. Соц лит развивается под благотворным влиянием политики и идеологии Коммунистической партии. Главный герой- активный борец за социализм и коммунизм, человек живущий одними мыслями и стремлениями со своими товарищами по борьбе, присущи черты коммунистической убежденности, преданности партии, гуманизм, патриотизм. В центре событий не обязательно стоит положительный герой, и если что его тут же высмеивают.

Специфика лит процесса в 20 столетии. Реализм, модернизм, постмодернизм.

Модернизм (итал. modernismo «современное течение» от лат. modernus «современный, недавний») — направление в искусстве и литературе XX века, характеризующееся разрывом с историческим опытом худ творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением худ форм, а также условностью стиля. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века; во второй же половине века она была подвергнута развёрнутой критике. Термин «модернизм» присущ только отечественной искусствоведческой школе, в западных источниках — это термин «modern». Так как в нашей школе модерн означает стиль предшествующий модернизму, возникает небольшая путаница в терминологии.

Модернизм — совокупность худ направлений в искусстве второй половины девятнадцатого — начала двадцатого столетия. Наиболее значительными модернистскими тенденциями были импрессионизм, символизм, модерн, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм. А также более поздние течения — абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм. В узком смысле модернизм рассматривается как ранняя ступень авангардизма, начало пересмотра классических традиций. Датой зарождения модернизма часто называют 1863 год — год открытия в Париже «Салона отверженных», куда принимались работы художников, забракованные жюри официального Салона. В широком смысле модернизм — «другое искусство», главной целью которого явл создание оригинальных произв, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка.

Постмодерн отверг все, созданное традиционной европейской культурой. Он заменил принцип познания реальности установкой на переживание реальности, на рождение и рассеивание смыслов неподконтрольными ра­зуму пластами сознания. Он провозгласил неверие в разум, в сознание и стал усматривать сущность человека в потемках непознаваемой «души». Отсюда - демонстративное благоговение перед подсознанием, психикой, интуицией.

Постмодернизм (англ. postmodernism), постмодерн — термин, обозначающий структурно сходные явления в общественной жизни и культуре современных развитых стран, худ движение, объединяющее ряд постнереалистических худ направлений конца XX века.[источник?] Постмодернистское умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей.[источник?] Общим для различных национальных вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с именем эпохи «усталой», «энтропийной» культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, эклектическим смешением худ языков. Авангардистской установке на новизну противостоит здесь стремление включить в современное искусство весь опыт мировой худ культуры путем ее ироничного цитирования.

Постмодернизм явился результатом отрицания отрицания. В свое время модернизм отверг классическое, академическое искусство и обратился к новым худ формам, часто не создавая взамен ничего жизнеспособного. Оторванность модернизма от жизни[источник?] привела к возникновению нового этапа худ развития в виде постмодернизма, провозгласившем возврат к предмодернистским т. е. к классическим, академическим формам и стилям на новом уровне.

Термин этот появл в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1914). В 1934 г. в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет его для обозначения реакции на модернизм. Однако в эстетике термин этот не приживается. В 1947 году А. Тойнби в книге «Постижение истории» придает ему культурологический смысл: постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре. Американский теолог X.Кокс в своих работах начала 70-х годов, посвященных проблемам религии в Латинской Америке, широко пользуется понятием «постмодернистская теология». Однако популярность термин «постмодернизм» обрел благодаря Ч. Дженксу. В книге «Язык архитектуры постмодернизма» он отмечал, что хотя само это слово и применялось в американской литературной критике 60-70-х годов для обозначения ультрамодернистских лит-ных экспериментов, автор придал ему принципиально иной смысл. Постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неовангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры. Обосновывая свой антирационализм, антифункционализм и антиконструктивизм в подходе к архитектуре, Ч. Дженкс настаивал на примате в ней создания эстетизированного артефакта.

Возникнув как худ явление в США, сначала в визуальных видах искусства — архитектуре, скульптуре, живописи, а также дизайне, видеоклипах в 1914 году, — постмодернизм стремительно распространился в литературе и музыке. Его теоретическое осмысление несколько запоздало, однако с фундаментированием постмодернизма на философии французских постфрейдистов и деконструктивистов справедливость[источник?] была восстановлена.

Реализм. Радикальные обновления в сфере поэтики и пафоса произошли за счет привнесения в худ сознание диалектики.

Реализм – оригинальная, уникальная худ система, отразившая человека в многогранном измерении. Духовность человека была показана как продукт естественной эволюции человека. Цельность человека – телесное начало, характер, личность – стала предметом реализма.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 143; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!