Речь как предмет худ изображения. Типология форм речи.



 Но человек говорит. И только «человек говорящий» может раскрыться до последних глубин. Речь - это «речевая детализация». Система точек зрения осложняется системой речевых характеристик. Появл слова, и худ произв обретает свой материальный облик.Этот уровень стиля также стал активно разрабатываться в последние два века. И настоящую революцию в области речевого поведения героев произвел реализм [29, 150-216]. Худ речь не бывает ничьей, она всегда принадлежит какому-либо лицу. Принадлежность речи во мно­гом определяет ее особенности. Речь окончательно материализует и субъ­ективную организацию произв. В реализме речь персонажей была окончательно отделена от авторской речи (от речи повествователя, образа автора). Более того, функционально была разделена внутренняя и разго­ворная речь (повествователей, лирических героев). Прямая речь, таким образом, меняла свои формы и функции.Основные разновидности прямой речи - диалог, монолог, полилог, ре-тика - в реализме сохранились Но если дореалистнческие функции пря­мой речи сводились в основном к характерологическим, нравоописатель­ным и сюжетообразующим, то в реализме прямая речь, сохранив все пре­дыдущие функции, осваивает новые, и в невиданном объеме. Характеро­логическая функция кардинально меняется. Полноценный характер требу­ет ярких, индивидуальных социально-психологических речевых примет. Кроме того, строй речи должен был отражать и формирующуюся миро­воззренческую программу.Реалистический метод породил аналитический диалог с непременным авторским комментарием, к-ый зачастую меняет смысл диалога на прямо противоположный. Это характерно для толстовских диалогов. По­явл и другой тип диалога - диалог с подтекстом, с двойной мотиви­ровкой, где функции авторского аналитического комментария выполняет самый разнообразный контекст. Он также впервые появился у Л. Н. Толстого. Высшего своего развития этот тип диалога достигает в пьесах А. П. Чехова. В XX веке он был характерен для прозы Э. Хемингуэя. Наконец, отметим диалоги интеллектуальные, в которых выражаются различные идеологические позиции («Жизнь Клима Самги-на» М. Горького). Диалог приспособился к отражению поведения челове­ка в его обусловленности не только сознанием, но и подсознанием.То же можно сказать и о монологе. Обновление монолога вызвано те­ми же причинами: сосредоточенностью на диалектических противоречиях души и ума, психологизацией действий и состояний героев. Смятенноесознание находит свой аналог - иррациональный монолог, или лоток сознания. Хрестоматийный пример - монолог Анны Карениной перед ги­белью. В XVIII главе «Улисса» Дж. Джойса, представлена развитая форма потока сознания, по сути уже отрицающая сама себя, так как монолог из средства превратился в самоцель. Несмотря на кажущееся сногсшибатель­ное новаторство Джойса, по функции его поток сознания мало отличается от толстовского: перед нами та же имитация фактуры «дословесного» не-расчлененного потока сознания, вскрывающего неконтролируемое «тай­ное тайных» (Вс. Иванов) человека.Сознательное же, целенаправленное поведение осмысливается в мо­нологах логических, членораздельных. Оба типа монолога вполне мо^ут сочетаться (вспомним тот же монолог Карениной).Феномен «раздвоения личности», раздираемой внутренними противо­речиями, нашел специфическую форму внутренней речи -монолог в фор­ме диалога. В качестве примера укажем на «беседу» Ивана Ильича с са­мим собой (глава 9 «Смерти Ивана Ильича»).Особо следует отметить сказовую манеру, сказ (повествование от первого липа), с таким блеском воплощенный в русской литературе (Н. С. Лесков. И. С. Шмелев и др.).Наконец отметим косвенную речь, к-ая в реалистической прозе также выполняет одновременно несколько функций.Итак, речь как таковая становится предметом изображения. Речь пер­сонажей оказалась как бы тождественной предмету изображения. Это уникальная особенность худ лит-ры, колоссально увели­чивающая возможности воздействия произв на читателя. Иллюзия «как бы жизни» становится максимальной.

38.Композиция – структурная сторона худ произв. Композиция – это состав и определенное расположение частей, элементов и образов произв в некоторой значимой временной последовательности. Последовательность эта никогда не бывает случайной и всегда несет в себе содержательную и смысловую нагрузку, она всегда функциональна. Например, нарушить последовательность частей в детективе, начав читать книгу, заглянув в конец произв.

В широком смысле слова – композиция – это структура худ формы. Функции композиции:

1 функция – держать элементы целого и создавать целое из отдельных частей;

2 функция – самим расположением и соотношением образов произв выражать нек-ый худ смысл.

В зависимости от того, о каком уровне худ формы идет речь, различают аспекты композиции: это расстановка персонажей, событийные (сюжетные) связи произв, и монтаж деталей (психологических, портретных, пейзажных), повторы символических деталей (образующих мотивы и лейтмотивы), смена в потоке речи таких ее форм, как повествование, описание, диалог, рассуждение), несовпадение стихотворного ритма и метра, динамика речевого стиля.

Внешний слой композиции, т.е. разделение произв на главы носит всегда вспомогательный характер, служит для удобства чтения и подчинению более глубоким слоям композиционного строения произв. Элементы внешней композиции: предисловия, прологи, эпиграфы. Особый смысл имеет анализ эпиграфов: иногда они помогают раскрыть главную мысль произв (напр., в «Капитанской дочке» А. Пушкина), иногда, наоборот, ставят перед читателем загадку, которую необходимо разгадать в ходе чтения (напр., в романе А. Грина «Бегущая по волнам), иногда обозначают основную проблему произв («Так кто же ты? – Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» – эпиграф к роману М. Булгакова). Иногда можно обнаружить соотношение эпиграфа к главе с содержанием самой главы: напр., в «Капитанской дочке» первая глава как бы вступает в диалог со своим эпиграфом. Эпиграф кончается вопросом: «Да кто его отец?», а глава начинается словами: «Отец мой, Андрей Петрович Гринев…»

Композиционные приемы.

Основные композиционные приемы следующие: повтор, усиление, противопоставление и монтаж.

Повтор – один из самых простых, но и самых действенных приемов композиции. Он позволяет легко «закруглить» произв. Особенно известной явл так называемая кольцевая композиция, когда устанавливается композиционная перекличка между началом и концом произв; такая композиция часто несет в себе особый худ смысл. Классическим примером использования кольцевой композиции для выражения содержания может служить миниатюра Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…»

Усиление – применяется в тех случаях, когда простого повтора недостаточно для создания худ эффекта, когда нужно усилить внешнее впечатление путем подбора однородных образов или деталей. Так, по принципу усиления построено описание внутреннего убранства дома Собакевича в «Мертвых душах» Гоголя: всякая новая деталь усиливает предыдущую:

Противопоставление – это прием, к-ый основан на антитезе контрастных образов: напр., в стих. М. Лермонтова «Смерть поэта»: «И вы не смоете всей вашей черной кровью// Поэта праведную кровь». В более широком смысле противопоставлением называется противоположение образов: напр., Ленский и Онегин, Базаров и Павел Петрович, образы бури и покоя в стих. Лермонтова «Парус».

Контаминация, объединение приемов повтора и противопоставления, дает зеркальную композицию. Как правило, при зеркальной композиции начальные и конечные образы повторяются с точностью наоборот. Классическим примером зеркальной композиции может служить роман Пушкина «Евгений Онегин».

Монтаж – это прием, при котором два образа, расположенные в произв рядом, рождают нек-ый новый, третий смысл, к-ый появл именно от их соседства. Так, например, в рассказе Чехова «Ионыч» описание «худ салона» Веры Иосифовны соседствует с упоминанием о том, что из кухни слышалось звяканье ножей и доносился запах жареного лука. Вместе эти две детали создают ту атмосферу пошлости, которую и старался воспроизвести в рассказе Чехов. Монтаж может стать композиционным приемом организации всего произв и это можно наблюдать в «Борисе Годунове», «Мастере и Маргарите».


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 317; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!